1. Allegro moderato
2. Adagio maestoso
3. Finale. Presto

2003, Henry Wood Hall, London
         (3)  


Sovet (27.04.2020 00:41)
`Соната f-moll ор. 20 (изд. 1807, Вена) значительно отличается от Сонаты Es-dur:
чувствительные интонации первой части говорят, скорее, о влиянии К. Ф. Э. Баха, нежели
Бетховена. На близость «берлинскому» Баху указывает и свободная импровизационная связующая
партия, с ее короткими мелодическими возгласами, динамическими контрастами. Однако
отдельные эпизоды в экспозиции с насыщенным звучанием быстро сменяющих друг друга
доминантовых гармоний в прозрачном верхнем регистре дают возможность почувствовать веяние
новых «романтических ветров». Разработка, начинаясь по-моцартовски прозрачно, приводит к
фигурационному развитию; она, как часто бывает у Гуммеля, лишена конфликтности. Как и во
многих других сочинениях раннего периода в Сонате используются полифонические средства,
даже, пожалуй, в большей степени, чем в ор. 13. Так, короткий мотив из трех начальных
четвертных нот, постоянно возвращаясь, придает второй части сонаты (Adagio maestoso) черты
фуги.
Финал ориентирован на Prestissimo Первой сонаты Бетховена, однако вполне оригинален по
форме. Важное значение в нем имеет последовательность из четырех целых нот. Интонируемая
по-разному, она приобретает, в конце концов, очертания хорала, использованного Моцартом в
финале Симфонии «Юпитер». Гуммель строит на этой теме фугато в F-dur. Но полифония не
придает строгости музыкальному языку сонаты, напротив, она вносит в него импровизационные
черты, сближает произведение со свободными фантазиями, которыми артист завершал свои
концертные выступления.`

(из статьи С. В. Грохотова `Иоганн Непомук Гуммель - композитор, пианист, педагог`)

alexshmurak (27.04.2020 00:41)
Sovet писал(а):
Соната f-moll ор. 20 (изд. 1807, Вена) значительно
отличается от Сонаты Es-dur
вне контекста -- гениальная цитата

Sovet (27.04.2020 00:42)
Контекст будет в комментарии к исполнению соответствующей сонаты.



 
     
classic-online@bk.ru