Я уверена на 99%, что это НЕ Рихтер. Или...
Конечно, у каждого бывают неудачи, но для Рихтера такая неряшливая игра...
Странно, очень странно.
IgorEfimov
(12.02.2011 01:46)
Почему, Вика? Типично рихтеровские звук, голосоведение, соотношение пластов, масштаб, гениально, филигранно выстроенная и ярко, точно донесённая динамика, наполнение и оправдание несколько усложнённого гармонического языка и иногда умозрительных построений Франка, ощущение избыточной надёжности... Особой неряшливости не заметил, особенно для концертного исполнения - в самом конце что-то зацепил... Иногда он цепляет и побольше...
Поясните - интересно!
MargarMast
(13.02.2011 23:22)
А, так я даже не поняла, что это относилось именно к этой записи, о которой упоминал Игорь Ефимов недавно. Ну - это совершенно непохоже абсолютно ни на одну из предыдущих интерпретаций - интересно, как сыграл это Соколов? Здесь романтизмом и не пахнет. Может быть, это должно быть академически совершенно? Здесь вылезает Бах, но не романтики. Я не берусь сопоставляться с профессиональными музыкантами, но для меня это тоже звучит, как Рихтер. Но только Франк здесь совершенно иной, чем в предыдущих записях. Это несколько неожиданный переход, и к нему нужно привыкнуть. Вот, что отметил здесь Игорь - насчёт умозрительных построений - они больше слышны здесь, чем в предыдущих записях. Мне больше по духу романтика Франка.
musikus
(14.02.2011 00:18)
Это ровно настолько не похоже на Рихтера, насколько зрелый Рихтер в расцвете сил не похож на Рихтера на склоне лет. Среди поздних записей вообще довольно много неудач (особенно разочаровывают оп. 110-111 Бетховена). Что касается ПХВ Франка (вещи, которую Рихтер ставил - как музыку! - едва ли не выше всего, что играл!), то известна запись Рихтера 1956 года, действительно, гораздо более одухотворенная, страстная, полная выразительнейших оттенков - принципиальная для Рихтера.
musikus
(14.02.2011 00:20)
...ПХФ
MargarMast
(14.02.2011 00:21)
Ну так это Рихтер или нет? Вот Вика вообще поставила под сомнение что это Рихтер. Но он ведь так же играл Шопена в поздние годы.
Yuriyauskiev
(17.03.2011 00:37)
musikus писал(а):
Это ровно настолько не похоже на Рихтера, насколько зрелый Рихтер в расцвете сил не похож на Рихтера на склоне лет. Среди поздних записей вообще довольно много неудач (особенно разочаровывают оп. 110-111 Бетховена).
Надо хорошо знать искусство Рихтера, чтобы делать подобные заявления. Совершенно понятно, что возраст неумолимо накладывает свой отпечаток. Но к данной записи это практически отношения не имеет. Если судить об исполнении музыки по случайным зацепам и проч., то лучше слушать механических конкурсных мальчиков, играющих, как заводые куклы. Рихтер замечательно выстраивает произведение, и случайные погрешности, которых крайне мало, никак не влияют на концепцию и не нарушают целостности.
Другое дело, можно больше любить ту или иную запись. Что и говорить - в одной из самых ранних, 9/2/55 (Москва, зал им.Чайковского) даже намека не может быть на преодоление материала. Свобода удивительная. Архитектоника потрясающая!
Мне посчастливилось слушать этот шедевр дважды - два дня подряд в Киеве - 16&17/9/82.- Совершенство! Здесь слова бессильны.
Что касается Сонаты № 31 Бетховена, то о какой неудаче может идти речь? Исполнение в ГМИИ им. Пушкина 8/12/91 (вечер памяти Д.Н.Журавлева) - один из шедевров Рихтера. К счастью, сохранилась видео запись этого незабываемого концерта. К тому же у меня есть возможность общаться с людьми, присутствовавшими в том концерте. Вообще, делая подобные заявления, надо давать точную ссылку на `провальное` исполнение. Поскольку все эти записи у меня есть, смогу вновь их послушать и дать свой ответ.
musikus
(17.03.2011 10:39)
Никому, что называется, не уступлю своей любви к Рихтеру, который стал одним из главных событий моей меломанской жизни. Начиная с 1955 по, примерно, начало 80-х, не пропустил ни одного концерта Рихтера в БЗК и Малом зале. В фонотеке - около 100 рихтеровских дисков винила и около 80 CD. Думаю, что его искусство я знаю неплохо. Мог бы, думаю, написать дилетантское эссе о его искусстве. Что касается двух последних сонат Бетховена, то их записи с Рихтером знаю по фонограммам 1978, 1992, 1993 г.г. Это, конечно, не всё, но представление можно получить. В абсолютном большинстве случаев, зная вещь в исполнении С.Т., обычно с трудом принимаю другие трактовки. Но в этом случае, увы, не так. Возможно, это объясняется моим ложным представлением об ЭТОЙ музыке Бетховена (при том, что цикл 32-х сонат Б., по моему убеждению - высшее в мировой музыке из написанного для ф-но).
Yuriyauskiev
(18.03.2011 00:24)
musikus писал(а):
Что касается двух последних сонат Бетховена, то их записи с Рихтером знаю по фонограммам 1978, 1992, 1993 г.г. Это, конечно, не всё, но представление можно получить. В абсолютном большинстве случаев, зная вещь в исполнении С.Т., обычно с трудом принимаю другие трактовки. Но в этом случае, увы, не так. Возможно, это объясняется моим ложным представлением об ЭТОЙ музыке Бетховена (при том, что цикл 32-х сонат Б., по моему убеждению - высшее в мировой музыке из написанного для ф-но).
Рихтер не играл ор.111 в 78-ом. Вот полный список концертов, в которых он исполнил эту сонату. Звездочка или две звездочки слева означают, что запись есть в моем собрании его записей. Звездочки справа - запись есть у создателя, пожалуй, самого известного списка, Атеша Танина.
14/9/76 - Athens
26/9/76 - Sofia
28/9/76 - Bucharest
27/10/76 - Turin
6/11/76 - Pavia
* 13/11/76 - Milan - Live - (PT)*
18/11/76 - Venice
28/11/76 - Akvila
* 27/4/91 - Moscow - Live - (PT)* [N]
* 29/4/91 - Leningrad - Live - (PT)*
25/8/91 - Portogruaro
4/9/91 - Venice
11/9/91 - Perugia
14/9/91 - Pompei
17/9/91 - Barano
* 23/9/91 - San Sepolcro - Live - (PT)* [N]
26/9/91 - Figline Valdarno
* 29/9/91 - Milan - Live - (PT)*
* 4/10/91 - Zug - Live - (PT)*
* 12/10/91 - Polling - Live - (PT)*
* 17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2 (2CD)**
* 19/10/91 - Frankfurt - Live - (PT)*
**25/10/91 - Rellingen - Live - LIVE CLASSICS LCL 491 (CD)**
`Закрытием` считаю запись 12/1/75 - Moscow. Поздние записи также очень интересны. К сожалению, в концертах я у него этой сонаты не слышал, но зато в Ленинграде в январе 72-го слушал 30-ю и 31-ю сонаты. Мои воспоминания об этом концерте можно почитать на рихтеровском форуме www.sviatoslavrichter.ru
Что касается последней бетховенской сонаты, то более логичного, всеохватывающего и всепроникающего исполнения не представляю. А слушал я их в достаточном количестве. Хотелось бы знать, о каких записях пишете Вы.
Ваши 80 CDs все официальные или есть самодельные (РТ - в обозначении Танина)?
musikus
(18.03.2011 02:12)
Я Вас понял. Но я из другой категории любителей музыки. Никогда не был фанатиком, ничего не коллекционировал, не собирал формальные свидетельства, автографы, раритеты, ничего не отслеживал, не копил, не спорил в кулуарах. Так что напрасно Вы привели этот список. Он не производит на меня никакого впечатления. Ведь нечто подобное можно просто взять, например, из книги Ю.Борисова, там есть нечто подобное. Ну, а насчет ор. 110 Вы правы. Я неверно прочитал выходные данные на альбоме. Имеется в виду январская запись 75-го года с концерта, на котором я таки БЫЛ. А диски мои (имею в виду CD)все фирменные (впрочем, этому я тоже не придавал бы значения). Послушайте, разве в этом дело? Дело во впечатлении от музыки, от исполнения. Что же поделать, если эти записи Святослава Теофиловича мне не совсем по душе? Если Вам будет приятнее, можете считать, что я не дорос до Рихтера (впрочем, помню, как после последних московских концертов Рихтера некоторые его почитатели-профессионалы констатировали упадок его искусства. Ну что из того?).
Yuriyauskiev
(18.03.2011 11:51)
Привел список исполнений Рихтером ор.111 для справки и чтобы показать, что он не играл её в 78-ом. Причем тут фанатизм? У Борисова, кстати, нет перечня всех концертов. И почему Вы пишете об ор.110 в январском концерте 75-го, если это ор.111?
По поводу дисков в Вашем собрании – простое любопытство. Значения это, действительно, почти никакого не имеет. Вы странно трактуете мои слова, не зная, почему я об этом спрашиваю. Во-первых, некоторые почитатели Святослава Теофиловича записывали его во время концертов, благо, за этим в те годы не очень-то следили. Таким образом удалось увековечить бесценные исполнения. Например, издано эпохальное исполнение “Hammerklavier”, но без биса – он снова тогда сыграл Фугу. В частных собраниях этот бис сохранился. Недавно фирмой «Мелодия» изданы записи с концертов на открытие зала им.Рахманинова, но звук дает неверное представление о звукоизвлечении и искусстве Рихтера вообще. Мой друг сделал эти записи во время концерта, как говорят, «с колен», и получилось лучше. А Вы говорите о «впечатлении от музыки». Оно зависит от многих факторов. Хотя внимательный слушатель способен абстрагироваться от этих досадных неприятностей. Но для этого надо хорошо знать предмет и, что еще лучше, быть свидетелем его грандиозных концертов.
Что касается того, что мне «будет приятнее» считать, то мне абсолютно всё равно, кто и что считает. Слава Богу, у меня за многие годы слушания музыки в разных исполнениях и за незабываемые часы пребывания на его концертах в разные годы сложилось четкое представление о том, что такое искусство Рихтера и какой это бесценный дар. Если кого-то о но или что-то в его исполнении не впечатляет, это его личное дело. Ну, а «почитатели-профессионалы», констатирующие «упадок»… Это на их совести. Надо радоваться, что человек, перенесший такую операцию, преодолевая болезни, находил силы играть. Надо быть бездушным человеком, чтобы требовать физической формы от почти 80-летнего человека такой, которая у него была, скажем, в 40-летнем возрасте. Но и в последние годы он поражал откровениями, порой, превосходящими то, что мы слышали у него раньше. Пример – 6-я Английская сюита Баха, сыгранная в Минске в 91-ом. (Более подробные данные не привожу, т.к. это, чего доброго, может быть превратно истолковано.)
musikus
(18.03.2011 14:11)
Да,да, конечно. ор.111, а не 110. Эта очередная описка лишний раз показывает, что я не отношусь к числу педантов, занимающихся коллекционированием `числ` и ссылок. Список исполнений, который Вы не поленились привести, это, простите, симптом (избегаю определения `диагноз`). Ведь, уточняя год исполнения Рихтером сонаты, вполне можно было обойтись одной короткой фразой, правда? А что сделали Вы?
...Много лет назад я в первый и, слава богу, в последний раз посетил `Московское общество филофонистов`... Я увидел угрюмую толпу, которая постоянно перемешивалась, и шел настороженный обмен информацией по типу: `А у нас в квартире газ - а у вас? - А у нас водопровод, вот!`. Когда я простодушно сказал кому-то чем я интересуюсь, и что у меня за диски, мне презрительно бросили: `половину выбрость!`. Диски после этого я не выбросил, натурально, но раз и навсегда зарекся иметь дело с этим отвратительным сообществом, в котором любят не музыку, а - диски. Представляю с какой саркастической гримасой и какими словами сам С.Т. прокомментировал бы фанатическую суету иных своих почитателей. Да, он, как известно, вел дневники исполнений, вел `гроссбух`, где записывал свои часы занятий и `долги`, но это была чисто творческая бухгалтерия и акт самодисциплины. И, кстати, без драматизма воспринимал снижение своих исполнительских возможностей. Прослушав запись 2-го концерта Сен-Санса (не столь уж успешную), сказал: `Ну, что, для 70-летнего пианиста неплохо...`
Yuriyauskiev
(18.03.2011 20:54)
Ну что же, как я и предвидел, происходит согласно 3-му закону Чизхолма: «Какими благими намерениями вы бы ни руководствовались, найдутся люди, которые поймут вас превратно.»
В том, что Вы случайно написали другой опус, никакой крамолы, разумеется, нет, но зачем при этом пафосно клеймить «педантов, занимающихся коллекционированием ‘числ’ и ссылок», тем более, что Вы не знаете их подлинных намерений. Кто и что скрывается за безликими никами, как правило, известно далеко не всем, и делать поспешные выводы – это тоже, знаете, характеристика. Благодаря моему московскому другу из небытия возникли такие рихтеровские шедевры, как «Концертино» Яначека и «Немецкие танцы» D.940 Шуберта. Они никогда не издавались, и их не было в частных собраниях. Думаю, он никогда не был в «Московском обществе филофонистов», как и я, живущий совсем в другом городе. Но я, как и многие другие, благодарен ему за то, что он ездил за Рихтером по московским и подмосковным школам, записывая его и затем без какой бы то ни было личной выгоды передавая другим. Совсем не похоже на «фанатическую суету иных почитателей». Почему-то нормальная деятельность по сохранению наследия величайшего из музыкантов ассоциируется у Вас с деятельностью «этого отвратительного общества», о котором Вы нам поведали. Другого сравнения не нашлось. Мне как-то всё равно, куда меня поместит фантазия совершенно незнакомого человека. Тем более, моя скромная деятельность находит понимание и одобрение выдающихся музыкантов, ближайших друзей и соратников великого Маэстро. И не надо сравнивать диски с чем-то вроде «презренного металла». У человека, любящего музыку, это не просто «единица хранения», это носитель живой великой музыки и её прочтения. Особенно мне дороги некоторые записи, сделанные энтузиастами (почему я и спросил о происхождении тех 80 CDs). Официальные записи доступны большому числу любителей музыки. К сожалению, на них не всегда запечатлены лучшие достижения. Вот и начинают судить об исполнителе именно по таким записям. «Вариации Брамса на тему Паганини», записанные Филипсом, – тому пример. А вот совершенно потрясающая запись из Касселя, сделанная безвестным поклонником, доступна сравнительно немногим и отнюдь не «угрюмой толпе». Такое не должно пропадать! Благодаря энтузиастам записи (диски) не горят! А противопоставлять своё «глубокое» (почему-то) понимание деятельности «любящих не музыку, а диски», находить «симптомы» и ставить «диагнозы» - совсем не признак настоящей глубины. К тому же это моё наблюдение подкрепляется походя данной характеристикой исполнения 2-го Концерта Сен-Санса как «не столь уж успешного». Не наше дело оценивать его с позиций самого исполнителя. Для этого надо быть талантом его уровня (а лучше гением). Если почитать отзывы Рихтера о собственных исполнениях, то от его наследия камня на камне не осталось бы. А сверхзадачи, которые он ставил себе, чаще всего непонятны обычным людям. В 78-ом, в Киеве, сразу после концерта, в котором прозвучали 13 прелюдий Шопена, он сказал своему и моему приятелю, что не может сыграть 16-ю прелюдию в том темпе, в котором она написана. И после этого надо сделать вывод, что у него техника слабовата?
Заглянул на этот сайт случайно. Это замечательно, что записи Святослава Теофиловича выкладывают, и это кого-то интересует. Молодежь будет слушать, расти. Я с молодости выбрал его, о чем не жалею. Его безошибочное видение, понимание искусства как целого и неделимого очень помогает собственному постижению прекрасного.
Для себя здесь новых записей, которых бы у меня не было, не нашел. Постараюсь что-нибудь выложить. Разные ведь люди сюда заходят…
musikus
(18.03.2011 22:15)
Что ж, в том, что Вы на этот раз написали, много правды. Если я в чем-то неверно Вас понял, примите мои извинения, совершенно искренние. Слова, сказанные Вами о Святославе Теофиловиче, мне бесконечно приятны.
Yuriyauskiev
(18.03.2011 23:50)
musikus писал(а):
Что ж, в том, что Вы на этот раз написали, много правды. Если я в чем-то неверно Вас понял, примите мои извинения, совершенно искренние. Слова, сказанные Вами о Святославе Теофиловиче, мне бесконечно приятны.
Охотно принимаю. Меня трудно обидеть, особенно во время Великого поста.
Хотел ко дню рождения великого Музыканта выложить запись, на мой взгляд, его лучшего исполнения Вариаций Брамса на тему Паганини - из Касселя, 30/05/1988, но почему-то не получилось. Никогда здесь ничего не выкладывал. Наверное, что-то не так сделал.
MargarMast
(15.04.2011 18:26)
Юрий, я хочу, чтобы Вы меня поняли правильно. Я считаю Рихтера не просто великим пианистом, но и удивительной Личностью, который относился к себе с необыкновенной строгостью и требовательностью. И, может быть, не мне, человеку без профессионального музыкального образования, судить о том, как он исполнял (или интерпретировал) то или иное произведение - и, может быть, в записи 94-ого он уже не мог сказать на рояле то, что хотел, а, может быть, это был уже совсем не тот горящий и светящийся пианист, каким он был когда-то - но мне эта запись не близка. Совсем. Имею право на такую точку зрения? Более того, мне кажется, что такое почитание и обожествление его, какое здесь демонстрируется, ему не было бы по нраву. Так мне почему-то кажется. Он был необыкновенно скромной личностью, и пьедестал, на который Вы его поставили, ему совершенно не идёт. Он и так был достаточно высокого роста во всех смыслах.
M_I_
(11.11.2011 19:27)
musikus писал(а):
Среди поздних записей вообще довольно много неудач (особенно разочаровывают оп. 110-111 Бетховена).
А вот мне больше всего нравится исполнение Рихтером 111 опуса в 1991 году (27 апреля). Запись на диске с концерта осенью того же года ценю также очень высоко.
От записи 2-го концерта Сен-Санса получил огромное удовольствие и храню его в памяти как что-то душевно очень тёплое.
Полонез-фантазия Шопена: лучшая запись на СД именно 1992 года.
Пьесы Грига, записи с концертов 1993 года, - бесценные откровения.
90-е годы - совершенно особый этап в искусстве Рихтера.
sir Grey
(11.11.2011 20:44)
Yuriyauskiev писал(а):
Привел список исполнений Рихтером
Я привел цитату только для того, чтобы сослаться на Вас и не цитировать все Ваше дленное писмьо. А хочу я сказать совершенно другое. 1) Рихтер - гений. 2) Есть фанаты, как Вы, которые собирают по крохам какие-то дикие записи (мои друзья так в свое время собирали записи Галича или Кима). 3 Почему бы не посвятить энергию и силы тому, чтобы собрать воедино сборник воспоминаний, впечатлений от концертов, выступлений Рихтера, пока люди, как Вы, еще живы? Когда Вы пишете о концертах 50-летней давности, кажется, что Вы были на них вчера. Наверное, у Вас есть какие-то дневниковые записи. Но, может, хватит размениваться на сайты, а собрать все воедино и вывесить, а? В фильме `Забриски пойнт` девушка спрашивает: `Ты серьезно спрашиваешь?` - а он говорит: `А отвечать ты серьезно будешь?` Так я спрашиваю серьезно и жду серьезного ответа. Это большая, но не неподъемная работа: собрать воедино то, что знаете Вы лично и Ваши знакомые - фанаты. Время пошло. Не соберете Вы, соберет кто-то после Вас, и `живите еще 150 лет`, как говорил Беня Крик.
LAKE
(28.11.2017 23:36)
MargarMast писал(а):
Ну так это Рихтер или нет? Вот Вика вообще поставила под сомнение что это Рихтер. Но он ведь так же играл Шопена в поздние годы.
Отвечая на вопрос Маргармаст, который задан ею совершенно правомерно в ... о, Боже, ... в 2011 году, а также несомненно стараясь быть в очередном краткосрочном тренде разговоров по наведению порядка, отвечу:
Исполнено это Рихтером 12 июня 1966 года в Teatro Comunale, Флоренция. Запись, которую мы, при желании, услышим тут, является одним из номеров диска The Authorised Recordings (Авторизованные записи), в котором содержатся, так сказать, восстановленные записи исполнения С.Т. Рихтером произведений Бартока, Франка, Дебюсси, Шопена, Рахманинова, Шумана, Листа. Диск выпущен в 1994 году. Ни одно из находящихся на нем произведений не было записано Рихтером в Лугано в 1994 году.
Таким образом, имеем - Восстановленная запись с концерта 12.06.1966, Флоренция, Teatro Comunale.
Osobnyak
(29.11.2017 01:10)
LAKE писал(а):
Отвечая на вопрос Маргармаст, который задан ею совершенно правомерно в ... о, Боже, ... в 2011 году, а также несомненно стараясь быть в очередном краткосрочном тренде разговоров по наведению порядка, отвечу:
Исполнено это Рихтером 12 июня 1966 года в Teatro Comunale, Флоренция. Запись, которую мы, при желании, услышим тут, является одним из номеров диска The Authorised Recordings (Авторизованные записи), в котором содержатся, так сказать, восстановленные записи исполнения С.Т. Рихтером произведений Бартока, Франка, Дебюсси, Шопена, Рахманинова, Шумана, Листа. Диск выпущен в 1994 году. Ни одно из находящихся на нем произведений не было записано Рихтером в Лугано в 1994 году.
Таким образом, имеем - Восстановленная запись с концерта 12.06.1966, Флоренция, Teatro Comunale.
Я добавлял флорентийскую запись - не очень похоже:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=143364
LAKE
(29.11.2017 01:13)
писал(а):
Вот. Это по-нашему... по-алтайски. - Особняк
Койды еды барба, быхташ, калаш? Если да, то бутар в колдор и за вином. Пуху позвоните...
Конечно, у каждого бывают неудачи, но для Рихтера такая неряшливая игра...
Странно, очень странно.
гениально, филигранно выстроенная и ярко, точно донесённая динамика, наполнение и
оправдание несколько усложнённого гармонического языка и иногда умозрительных построений
Франка, ощущение избыточной надёжности... Особой неряшливости не заметил, особенно для
концертного исполнения - в самом конце что-то зацепил... Иногда он цепляет и побольше...
Поясните - интересно!
Ефимов недавно. Ну - это совершенно непохоже абсолютно ни на одну из предыдущих
интерпретаций - интересно, как сыграл это Соколов? Здесь романтизмом и не пахнет. Может
быть, это должно быть академически совершенно? Здесь вылезает Бах, но не романтики. Я не
берусь сопоставляться с профессиональными музыкантами, но для меня это тоже звучит, как
Рихтер. Но только Франк здесь совершенно иной, чем в предыдущих записях. Это несколько
неожиданный переход, и к нему нужно привыкнуть. Вот, что отметил здесь Игорь - насчёт
умозрительных построений - они больше слышны здесь, чем в предыдущих записях. Мне больше
по духу романтика Франка.
на Рихтера на склоне лет. Среди поздних записей вообще довольно много неудач (особенно
разочаровывают оп. 110-111 Бетховена). Что касается ПХВ Франка (вещи, которую Рихтер
ставил - как музыку! - едва ли не выше всего, что играл!), то известна запись Рихтера 1956
года, действительно, гораздо более одухотворенная, страстная, полная выразительнейших
оттенков - принципиальная для Рихтера.
ведь так же играл Шопена в поздние годы.
насколько зрелый Рихтер в расцвете сил не похож на Рихтера на склоне лет. Среди поздних
записей вообще довольно много неудач (особенно разочаровывают оп. 110-111
Бетховена).
Надо хорошо знать искусство Рихтера, чтобы делать подобные заявления. Совершенно
понятно, что возраст неумолимо накладывает свой отпечаток. Но к данной записи это
практически отношения не имеет. Если судить об исполнении музыки по случайным зацепам и
проч., то лучше слушать механических конкурсных мальчиков, играющих, как заводые куклы.
Рихтер замечательно выстраивает произведение, и случайные погрешности, которых крайне
мало, никак не влияют на концепцию и не нарушают целостности.
Другое дело, можно больше любить ту или иную запись. Что и говорить - в одной из самых
ранних, 9/2/55 (Москва, зал им.Чайковского) даже намека не может быть на преодоление
материала. Свобода удивительная. Архитектоника потрясающая!
Мне посчастливилось слушать этот шедевр дважды - два дня подряд в Киеве - 16&17/9/82.-
Совершенство! Здесь слова бессильны.
Что касается Сонаты № 31 Бетховена, то о какой неудаче может идти речь? Исполнение в
ГМИИ им. Пушкина 8/12/91 (вечер памяти Д.Н.Журавлева) - один из шедевров Рихтера. К
счастью, сохранилась видео запись этого незабываемого концерта. К тому же у меня есть
возможность общаться с людьми, присутствовавшими в том концерте. Вообще, делая подобные
заявления, надо давать точную ссылку на `провальное` исполнение. Поскольку все эти записи
у меня есть, смогу вновь их послушать и дать свой ответ.
событий моей меломанской жизни. Начиная с 1955 по, примерно, начало 80-х, не пропустил ни
одного концерта Рихтера в БЗК и Малом зале. В фонотеке - около 100 рихтеровских дисков
винила и около 80 CD. Думаю, что его искусство я знаю неплохо. Мог бы, думаю, написать
дилетантское эссе о его искусстве. Что касается двух последних сонат Бетховена, то их
записи с Рихтером знаю по фонограммам 1978, 1992, 1993 г.г. Это, конечно, не всё, но
представление можно получить. В абсолютном большинстве случаев, зная вещь в исполнении
С.Т., обычно с трудом принимаю другие трактовки. Но в этом случае, увы, не так. Возможно,
это объясняется моим ложным представлением об ЭТОЙ музыке Бетховена (при том, что цикл
32-х сонат Б., по моему убеждению - высшее в мировой музыке из написанного для ф-но).
записи с Рихтером знаю по фонограммам 1978, 1992, 1993 г.г. Это, конечно, не всё, но
представление можно получить. В абсолютном большинстве случаев, зная вещь в исполнении
С.Т., обычно с трудом принимаю другие трактовки. Но в этом случае, увы, не так. Возможно,
это объясняется моим ложным представлением об ЭТОЙ музыке Бетховена (при том, что цикл
32-х сонат Б., по моему убеждению - высшее в мировой музыке из написанного для
ф-но).
Рихтер не играл ор.111 в 78-ом. Вот полный список концертов, в которых он исполнил эту
сонату. Звездочка или две звездочки слева означают, что запись есть в моем собрании его
записей. Звездочки справа - запись есть у создателя, пожалуй, самого известного списка,
Атеша Танина.
Piano Sonata No.32 in c, Op.111
15/6/52 - Leningrad
16/6/52 - Moscow
8/2/53 - Tbilisi
15/2/53 - Erevan
17/2/53 - Erevan
12/3/53 - Moscow
17/3/53 - Leningrad
19/2/55 - Moscow
18/10/63 - Moscow
22/10/63 - Vicenza
27/10/63 - Naples
29/10/63 - Florence
31/10/63 - Rome
3/11/63 - Modena
5/11/63 - Parma
7/11/63 - Verona
8/11/63 - Padova
14/11/63 - Basel
17/11/63 - Tours
* 28/11/63 - Leipzig - Live - MUSIC & ARTS CD-1025 (CD)**
6/12/63 - Riga
10/12/63 - Moscow
* 12/12/63 - Moscow - Live - (PT)*
18/12/63 - Tbilisi
21/6/68 - Bari
* 25/6/68 - Milan - Live - (PT)*
28/6/68 - Meslay Tours
11/5/73 - Turku
13/5/73 - Helsinki
15/5/73 - Leningrad
12/7/73 - Gourdon
* 15/7/73 - Carcassonne - Live - (PT)*
18/7/73 - Salon-en-Provence
7/5/74 - Kanadzava
9/5/74 - Nagano
11/5/74 - Senday
12/5/74 - Morioka
14/5/74 - Tokyo
20/5/74 - Tokyo
23/5/74 - Tokyo
28/5/74 - Okayama
30/5/74 - Khirosima
**1/6/74 - Tokyo - Live - DOREMI DHR-7718 (CD)**
* 1/6/74 - Tokyo - Live - (VHS)*
2/6/74 - Yokogama
29/10/74 - Roma
5/11/74 - Padova
8/11/74 - Siena
10/11/74 - Milan
11/11/74 - Milan
4/12/74 - Graz
* 6/12/74 - Pecs - Live - (PT)*
11/12/74 - Brno
* 12/1/75 - Moscow - Live - REVELATION RV 10096 (CD)** , M&A 775
* 12/1/75 - Moscow - Live - (VHS)*
17/1/75 - Leningrad
18/1/75 - Leningrad
22/1/75 - Moscow
4/2/75 - Minsk
5/2/75 - Lublin
6/2/75 - Kielce
8/2/75 - Opole
10/2/75 - Jablonec
12/2/75 - Karlmarksstadt
16/2/75 - Bonn
21/2/75 - Wiesbaden
* 23/2/75 - Munich - Live - (PT)*
28/2/75 - Augsburg
2/3/75 - Landau
4/3/75 - Strasburg
6/3/75 - Paris
10/3/75 - Lil
12/3/75 - Paris
15/3/75 - Nievre
* 18/3/75 - Lyon - Live - (PT)*
* 22/3/75 - Marseille - Live - (PT)*
* 16/4/75 - Gyor - Live - (MM)*
20/4/75 - Chernovtsi
22/4/75 - Kishinev
26/4/75 - Sukhumi
29/4/75 - Tbilisi
1/5/75 - Tbilisi
14/9/76 - Athens
26/9/76 - Sofia
28/9/76 - Bucharest
27/10/76 - Turin
6/11/76 - Pavia
* 13/11/76 - Milan - Live - (PT)*
18/11/76 - Venice
28/11/76 - Akvila
* 27/4/91 - Moscow - Live - (PT)* [N]
* 29/4/91 - Leningrad - Live - (PT)*
25/8/91 - Portogruaro
4/9/91 - Venice
11/9/91 - Perugia
14/9/91 - Pompei
17/9/91 - Barano
* 23/9/91 - San Sepolcro - Live - (PT)* [N]
26/9/91 - Figline Valdarno
* 29/9/91 - Milan - Live - (PT)*
* 4/10/91 - Zug - Live - (PT)*
* 12/10/91 - Polling - Live - (PT)*
* 17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2 (2CD)**
* 19/10/91 - Frankfurt - Live - (PT)*
**25/10/91 - Rellingen - Live - LIVE CLASSICS LCL 491 (CD)**
`Закрытием` считаю запись 12/1/75 - Moscow. Поздние записи также очень интересны. К
сожалению, в концертах я у него этой сонаты не слышал, но зато в Ленинграде в январе 72-го
слушал 30-ю и 31-ю сонаты. Мои воспоминания об этом концерте можно почитать на
рихтеровском форуме www.sviatoslavrichter.ru
Что касается последней бетховенской сонаты, то более логичного, всеохватывающего и
всепроникающего исполнения не представляю. А слушал я их в достаточном количестве.
Хотелось бы знать, о каких записях пишете Вы.
Ваши 80 CDs все официальные или есть самодельные (РТ - в обозначении Танина)?
не коллекционировал, не собирал формальные свидетельства, автографы, раритеты, ничего не
отслеживал, не копил, не спорил в кулуарах. Так что напрасно Вы привели этот список. Он не
производит на меня никакого впечатления. Ведь нечто подобное можно просто взять, например,
из книги Ю.Борисова, там есть нечто подобное. Ну, а насчет ор. 110 Вы правы. Я неверно
прочитал выходные данные на альбоме. Имеется в виду январская запись 75-го года с
концерта, на котором я таки БЫЛ. А диски мои (имею в виду CD)все фирменные (впрочем, этому
я тоже не придавал бы значения). Послушайте, разве в этом дело? Дело во впечатлении от
музыки, от исполнения. Что же поделать, если эти записи Святослава Теофиловича мне не
совсем по душе? Если Вам будет приятнее, можете считать, что я не дорос до Рихтера
(впрочем, помню, как после последних московских концертов Рихтера некоторые его
почитатели-профессионалы констатировали упадок его искусства. Ну что из того?).
в 78-ом. Причем тут фанатизм? У Борисова, кстати, нет перечня всех концертов. И почему Вы
пишете об ор.110 в январском концерте 75-го, если это ор.111?
По поводу дисков в Вашем собрании – простое любопытство. Значения это, действительно,
почти никакого не имеет. Вы странно трактуете мои слова, не зная, почему я об этом
спрашиваю. Во-первых, некоторые почитатели Святослава Теофиловича записывали его во время
концертов, благо, за этим в те годы не очень-то следили. Таким образом удалось увековечить
бесценные исполнения. Например, издано эпохальное исполнение “Hammerklavier”, но без биса
– он снова тогда сыграл Фугу. В частных собраниях этот бис сохранился. Недавно фирмой
«Мелодия» изданы записи с концертов на открытие зала им.Рахманинова, но звук дает неверное
представление о звукоизвлечении и искусстве Рихтера вообще. Мой друг сделал эти записи во
время концерта, как говорят, «с колен», и получилось лучше. А Вы говорите о «впечатлении
от музыки». Оно зависит от многих факторов. Хотя внимательный слушатель способен
абстрагироваться от этих досадных неприятностей. Но для этого надо хорошо знать предмет и,
что еще лучше, быть свидетелем его грандиозных концертов.
Что касается того, что мне «будет приятнее» считать, то мне абсолютно всё равно, кто и
что считает. Слава Богу, у меня за многие годы слушания музыки в разных исполнениях и за
незабываемые часы пребывания на его концертах в разные годы сложилось четкое представление
о том, что такое искусство Рихтера и какой это бесценный дар. Если кого-то о но или что-то
в его исполнении не впечатляет, это его личное дело. Ну, а «почитатели-профессионалы»,
констатирующие «упадок»… Это на их совести. Надо радоваться, что человек, перенесший такую
операцию, преодолевая болезни, находил силы играть. Надо быть бездушным человеком, чтобы
требовать физической формы от почти 80-летнего человека такой, которая у него была,
скажем, в 40-летнем возрасте. Но и в последние годы он поражал откровениями, порой,
превосходящими то, что мы слышали у него раньше. Пример – 6-я Английская сюита Баха,
сыгранная в Минске в 91-ом. (Более подробные данные не привожу, т.к. это, чего доброго,
может быть превратно истолковано.)
отношусь к числу педантов, занимающихся коллекционированием `числ` и ссылок. Список
исполнений, который Вы не поленились привести, это, простите, симптом (избегаю определения
`диагноз`). Ведь, уточняя год исполнения Рихтером сонаты, вполне можно было обойтись одной
короткой фразой, правда? А что сделали Вы?
...Много лет назад я в первый и, слава богу, в последний раз посетил `Московское
общество филофонистов`... Я увидел угрюмую толпу, которая постоянно перемешивалась, и шел
настороженный обмен информацией по типу: `А у нас в квартире газ - а у вас? - А у нас
водопровод, вот!`. Когда я простодушно сказал кому-то чем я интересуюсь, и что у меня за
диски, мне презрительно бросили: `половину выбрость!`. Диски после этого я не выбросил,
натурально, но раз и навсегда зарекся иметь дело с этим отвратительным сообществом, в
котором любят не музыку, а - диски. Представляю с какой саркастической гримасой и какими
словами сам С.Т. прокомментировал бы фанатическую суету иных своих почитателей. Да, он,
как известно, вел дневники исполнений, вел `гроссбух`, где записывал свои часы занятий и
`долги`, но это была чисто творческая бухгалтерия и акт самодисциплины. И, кстати, без
драматизма воспринимал снижение своих исполнительских возможностей. Прослушав запись 2-го
концерта Сен-Санса (не столь уж успешную), сказал: `Ну, что, для 70-летнего пианиста
неплохо...`
намерениями вы бы ни руководствовались, найдутся люди, которые поймут вас превратно.»
В том, что Вы случайно написали другой опус, никакой крамолы, разумеется, нет, но зачем
при этом пафосно клеймить «педантов, занимающихся коллекционированием ‘числ’ и ссылок»,
тем более, что Вы не знаете их подлинных намерений. Кто и что скрывается за безликими
никами, как правило, известно далеко не всем, и делать поспешные выводы – это тоже,
знаете, характеристика. Благодаря моему московскому другу из небытия возникли такие
рихтеровские шедевры, как «Концертино» Яначека и «Немецкие танцы» D.940 Шуберта. Они
никогда не издавались, и их не было в частных собраниях. Думаю, он никогда не был в
«Московском обществе филофонистов», как и я, живущий совсем в другом городе. Но я, как и
многие другие, благодарен ему за то, что он ездил за Рихтером по московским и подмосковным
школам, записывая его и затем без какой бы то ни было личной выгоды передавая другим.
Совсем не похоже на «фанатическую суету иных почитателей». Почему-то нормальная
деятельность по сохранению наследия величайшего из музыкантов ассоциируется у Вас с
деятельностью «этого отвратительного общества», о котором Вы нам поведали. Другого
сравнения не нашлось. Мне как-то всё равно, куда меня поместит фантазия совершенно
незнакомого человека. Тем более, моя скромная деятельность находит понимание и одобрение
выдающихся музыкантов, ближайших друзей и соратников великого Маэстро. И не надо
сравнивать диски с чем-то вроде «презренного металла». У человека, любящего музыку, это не
просто «единица хранения», это носитель живой великой музыки и её прочтения. Особенно мне
дороги некоторые записи, сделанные энтузиастами (почему я и спросил о происхождении тех 80
CDs). Официальные записи доступны большому числу любителей музыки. К сожалению, на них не
всегда запечатлены лучшие достижения. Вот и начинают судить об исполнителе именно по
таким записям. «Вариации Брамса на тему Паганини», записанные Филипсом, – тому пример. А
вот совершенно потрясающая запись из Касселя, сделанная безвестным поклонником, доступна
сравнительно немногим и отнюдь не «угрюмой толпе». Такое не должно пропадать! Благодаря
энтузиастам записи (диски) не горят! А противопоставлять своё «глубокое» (почему-то)
понимание деятельности «любящих не музыку, а диски», находить «симптомы» и ставить
«диагнозы» - совсем не признак настоящей глубины. К тому же это моё наблюдение
подкрепляется походя данной характеристикой исполнения 2-го Концерта Сен-Санса как «не
столь уж успешного». Не наше дело оценивать его с позиций самого исполнителя. Для этого
надо быть талантом его уровня (а лучше гением). Если почитать отзывы Рихтера о собственных
исполнениях, то от его наследия камня на камне не осталось бы. А сверхзадачи, которые он
ставил себе, чаще всего непонятны обычным людям. В 78-ом, в Киеве, сразу после концерта, в
котором прозвучали 13 прелюдий Шопена, он сказал своему и моему приятелю, что не может
сыграть 16-ю прелюдию в том темпе, в котором она написана. И после этого надо сделать
вывод, что у него техника слабовата?
Заглянул на этот сайт случайно. Это замечательно, что записи Святослава Теофиловича
выкладывают, и это кого-то интересует. Молодежь будет слушать, расти. Я с молодости выбрал
его, о чем не жалею. Его безошибочное видение, понимание искусства как целого и неделимого
очень помогает собственному постижению прекрасного.
Для себя здесь новых записей, которых бы у меня не было, не нашел. Постараюсь
что-нибудь выложить. Разные ведь люди сюда заходят…
понял, примите мои извинения, совершенно искренние. Слова, сказанные Вами о Святославе
Теофиловиче, мне бесконечно приятны.
правды. Если я в чем-то неверно Вас понял, примите мои извинения, совершенно искренние.
Слова, сказанные Вами о Святославе Теофиловиче, мне бесконечно приятны.
Охотно принимаю. Меня трудно обидеть, особенно во время Великого поста.
Хотел ко дню рождения великого Музыканта выложить запись, на мой взгляд, его лучшего
исполнения Вариаций Брамса на тему Паганини - из Касселя, 30/05/1988, но почему-то не
получилось. Никогда здесь ничего не выкладывал. Наверное, что-то не так сделал.
пианистом, но и удивительной Личностью, который относился к себе с необыкновенной
строгостью и требовательностью. И, может быть, не мне, человеку без профессионального
музыкального образования, судить о том, как он исполнял (или интерпретировал) то или иное
произведение - и, может быть, в записи 94-ого он уже не мог сказать на рояле то, что
хотел, а, может быть, это был уже совсем не тот горящий и светящийся пианист, каким он был
когда-то - но мне эта запись не близка. Совсем. Имею право на такую точку зрения? Более
того, мне кажется, что такое почитание и обожествление его, какое здесь демонстрируется,
ему не было бы по нраву. Так мне почему-то кажется. Он был необыкновенно скромной
личностью, и пьедестал, на который Вы его поставили, ему совершенно не идёт. Он и так был
достаточно высокого роста во всех смыслах.
(особенно разочаровывают оп. 110-111 Бетховена).
исполнение Рихтером 111 опуса в 1991 году (27 апреля). Запись на диске с концерта осенью
того же года ценю также очень высоко.
От записи 2-го концерта Сен-Санса получил огромное удовольствие и храню его в памяти как
что-то душевно очень тёплое.
Полонез-фантазия Шопена: лучшая запись на СД именно 1992 года.
Пьесы Грига, записи с концертов 1993 года, - бесценные откровения.
90-е годы - совершенно особый этап в искусстве Рихтера.
привел цитату только для того, чтобы сослаться на Вас и не цитировать все Ваше дленное
писмьо. А хочу я сказать совершенно другое. 1) Рихтер - гений. 2) Есть фанаты, как Вы,
которые собирают по крохам какие-то дикие записи (мои друзья так в свое время собирали
записи Галича или Кима). 3 Почему бы не посвятить энергию и силы тому, чтобы собрать
воедино сборник воспоминаний, впечатлений от концертов, выступлений Рихтера, пока люди,
как Вы, еще живы? Когда Вы пишете о концертах 50-летней давности, кажется, что Вы были на
них вчера. Наверное, у Вас есть какие-то дневниковые записи. Но, может, хватит
размениваться на сайты, а собрать все воедино и вывесить, а? В фильме `Забриски пойнт`
девушка спрашивает: `Ты серьезно спрашиваешь?` - а он говорит: `А отвечать ты серьезно
будешь?` Так я спрашиваю серьезно и жду серьезного ответа. Это большая, но не неподъемная
работа: собрать воедино то, что знаете Вы лично и Ваши знакомые - фанаты. Время пошло. Не
соберете Вы, соберет кто-то после Вас, и `живите еще 150 лет`, как говорил Беня Крик.
поставила под сомнение что это Рихтер. Но он ведь так же играл Шопена в поздние
годы.
Боже, ... в 2011 году, а также несомненно стараясь быть в очередном краткосрочном тренде
разговоров по наведению порядка, отвечу:
Исполнено это Рихтером 12 июня 1966 года в Teatro Comunale, Флоренция. Запись, которую
мы, при желании, услышим тут, является одним из номеров диска The Authorised Recordings
(Авторизованные записи), в котором содержатся, так сказать, восстановленные записи
исполнения С.Т. Рихтером произведений Бартока, Франка, Дебюсси, Шопена, Рахманинова,
Шумана, Листа. Диск выпущен в 1994 году. Ни одно из находящихся на нем произведений не
было записано Рихтером в Лугано в 1994 году.
Таким образом, имеем - Восстановленная запись с концерта 12.06.1966, Флоренция, Teatro
Comunale.
совершенно правомерно в ... о, Боже, ... в 2011 году, а также несомненно стараясь быть в
очередном краткосрочном тренде разговоров по наведению порядка, отвечу:
Исполнено это Рихтером 12 июня 1966 года в Teatro Comunale, Флоренция. Запись, которую
мы, при желании, услышим тут, является одним из номеров диска The Authorised Recordings
(Авторизованные записи), в котором содержатся, так сказать, восстановленные записи
исполнения С.Т. Рихтером произведений Бартока, Франка, Дебюсси, Шопена, Рахманинова,
Шумана, Листа. Диск выпущен в 1994 году. Ни одно из находящихся на нем произведений не
было записано Рихтером в Лугано в 1994 году.
Таким образом, имеем - Восстановленная запись с концерта 12.06.1966, Флоренция, Teatro
Comunale.
http://classic-online.ru/archive/?file_id=143364
еды барба, быхташ, калаш? Если да, то бутар в колдор и за вином. Пуху позвоните...