1. Moderato
2. Moderato
3. Allegro molto
4. Allegro

Ростислав ДУБИНСКИЙ и Ярослав АЛЕКСАНДРОВ (скрипки), Дмитрий ШЕБАЛИН (альт), Валентин БЕРЛИНСКИЙ (виолончель) / Издание: `SHOSTAKOVISH. String Quartets 1-13. Borodin quartet (original members)`. Chandos Records, 2003 (digital remastering)
         (14)  


Wustin (15.01.2015 13:42)
Третья часть предвосхищает скерцо из Шестой симфонии.

weina (16.01.2015 00:29)
Wustin писал(а):
Третья часть предвосхищает скерцо из Шестой
симфонии.
Да, самое начало - и по ритму, и по интонациям.

Wustin (16.01.2015 14:11)
weina писал(а):
Да, самое начало - и по ритму, и по
интонациям.
И само сочетание - скерцо и быстрый финал - тоже. Конец квартета почти
дословно цитируется в Шестой.

weina (16.01.2015 21:38)
Wustin писал(а):
Конец квартета почти дословно цитируется в
Шестой.
Своим профанским ухом я, увы, цитаты не улавливаю. Но слышу большое
интонационное сходство задорной пионерской темки из финала Квартета с побочной темой (?
могу ошибаться в определении) первой части Шестой. Только там она, конечно,
трансформировалась в полнейший душевный мрак. (Сильно рискую вляпаться, но все равно
отправлю сообщение).

Wustin (17.01.2015 02:14)
weina писал(а):
Своим профанским ухом я, увы, цитаты не улавливаю. Но
слышу большое интонационное сходство задорной пионерской темки из финала Квартета с
побочной темой (? могу ошибаться в определении) первой части Шестой. Только там она,
конечно, трансформировалась в полнейший душевный мрак. (Сильно рискую вляпаться, но все
равно отправлю сообщение).
Там не мрак, а нечто другое, если послушать исполнение с
Гауком.

weina (17.01.2015 13:43)
Wustin писал(а):
Там не мрак, а нечто другое, если послушать
исполнение с Гауком.
Ну да, там ритм похоронного марша - оплакивание погибших друзей,
страх, безысходность, тоскливые мысли о смерти (самоубийстве). Что же это, как не мрак?

Напишите, пожалуйста, о цитировании более подробно.

Wustin (17.01.2015 15:24)
weina писал(а):
Ну да, там ритм похоронного марша - оплакивание
погибших друзей, страх, безысходность, тоскливые мысли о смерти (самоубийстве). Что же
это, как не мрак?

Напишите, пожалуйста, о цитировании более подробно.
Что касается финалов - то
буквальное совпадение последних тактов, тональности только разные. Но особенно интересно
предчувствие фантастического по колориту скерцо из Шестой симфонии в третьей части Первого
квартета.
Принятые обычно толкования скерцо из Шестой как `жёстко-гротескного`, а первой части её
как `скорбно-реквиемной` в трактовке Гаука теряют смысл; я вижу скорее потоки света в
скерцо и гулкость необозримого пространства в первой части.
Избегаю дальнейших сопоставлений, чтобы не повредить музыке с её непереводимым языком.

weina (17.01.2015 15:53)
Спасибо, очень интересно!

weina (20.01.2015 14:30)
Wustin писал(а):
Принятые обычно толкования скерцо из Шестой как
`жёстко-гротескного`, а первой части её как `скорбно-реквиемной` в трактовке Гаука теряют
смысл; я вижу скорее потоки света в скерцо и гулкость необозримого пространства в первой
части.
Хочу еще раз сказать Вам большое спасибо за то, что Вы помогли мне преодолеть
инерцию восприятия. Когда долго слушаешь одно исполнение (в данном случае Шестую ДДШ с
Мравинским), то и в других записях ищешь те же образы. Поэтому Гаук в этой симфонии раньше
казался мне не слишком убедительным. Теперь, благодаря Вашим комментариям, я слышу у него,
по сравнению с ЕАМ, совсем другую музыку, и это ново, необычно и захватывающе. 1-я часть -
словно выход из замкнутого круга в ирреальное «гулкое пространство», в другое измерение,
2-я - детская радость взахлеб и, наконец, жизнеутверждающий, без всякой карикатурной
подоплеки, финал.
Вот ради таких собственных открытий и прозрений и хочется оставаться на форуме.

Wustin (21.01.2015 12:47)
weina писал(а):
Хочу еще раз сказать Вам большое спасибо за то, что
Вы помогли мне преодолеть инерцию восприятия. Когда долго слушаешь одно исполнение (в
данном случае Шестую ДДШ с Мравинским), то и в других записях ищешь те же образы. Поэтому
Гаук в этой симфонии раньше казался мне не слишком убедительным. Теперь, благодаря Вашим
комментариям, я слышу у него, по сравнению с ЕАМ, совсем другую музыку, и это ново,
необычно и захватывающе. 1-я часть - словно выход из замкнутого круга в ирреальное «гулкое
пространство», в другое измерение, 2-я - детская радость взахлеб и, наконец,
жизнеутверждающий, без всякой карикатурной подоплеки, финал.
Вот ради таких собственных открытий и прозрений и хочется оставаться на
форуме.
Спасибо, мне очень дорого Ваше впечатление.

Мне эта музыка кажется очень неоднозначной.

abyrvalg (21.01.2015 12:55)
По-моему, у ДДШ все квартеты один другого лучше. Во всяком случае , мне лично сложно
сказать, какой из его квартетов я бы предпочел обойти своим слушательским вниманием: все
хороши.

Wustin (24.01.2015 01:10)
abyrvalg писал(а):
По-моему, у ДДШ все квартеты один другого лучше.
Во всяком случае , мне лично сложно сказать, какой из его квартетов я бы предпочел обойти
своим слушательским вниманием: все хороши.
Второй, например.

musikus (24.01.2015 10:52)
Wustin писал(а):
Второй, например.
Особенно обожаю две первые
части.

Wustin (24.01.2015 12:32)
musikus писал(а):
Особенно обожаю две первые части.
О да, и
такие разные...



 
     
classic-online@bk.ru