Оригинальное название — Orfeo ed Euridice
Опера в трех действиях Кристофа Виллибальда Глюка на либретто (по-итальянски) Раньеро да Кальцабиджи, основанное на греческой мифологии.
Действующие...Читать дальше
Оригинальное название — Orfeo ed Euridice
Опера в трех действиях Кристофа Виллибальда Глюка на либретто (по-итальянски) Раньеро да Кальцабиджи, основанное на греческой мифологии. Действующие...Читать дальше
Оригинальное название — Orfeo ed Euridice
Опера в трех действиях Кристофа Виллибальда Глюка на либретто (по-итальянски) Раньеро да Кальцабиджи, основанное на греческой мифологии. Действующие лица: ОРФЕЙ, певец (контральто или тенор) ЭВРИДИКА, его жена (сопрано) АМУР, бог любви (сопрано) БЛАЖЕННАЯ ТЕНЬ (сопрано) Время действия: мифическая античность. Место действия: Греция и Гадес. Первая постановка: Вена, «Бургтеатр», 5 октября 1762 года; постановка второй редакции (на французском языке), на либретто П.-Л. Молина: Париж, Королевская академия музыки, 2 августа 1774 года. Орфей был величайшим музыкантом в греческой мифологии. Действительно, он был столь великим, что возникла целая религия — орфизм, и Орфею поклонялись как богу уже примерно двадцать пять веков назад. Поэтому его история всегда казалась очень естественной для оперы. И действительно, самая ранняя из дошедших до нас оперных партитур основана на сюжете об Орфее. Это «Эвридика» Якопо Пери. Она датируется примерно 1600 годом, а вскоре после этого написано еще несколько опер об Орфее. Композиторы XVIII и XIX веков продолжали обращаться к этому персонажу; из новейших авторов можно назвать Дариюса Мийо. Но единственная оперная версия данного сюжета, которую можно услышать в наши дни — это «Орфей и Эвридика» Глюка. Кстати, это самая ранняя опера из традиционно исполняемых в современных театрах, и датируется она 1762 годом. 5 октября этого года композитор дирижировал ее премьерой в Вене. Тогда она шла на итальянском языке, и роль Орфея исполнял Гаэтано Гваданьи, кастрат, то есть мужской альт. Позднее опера была поставлена во Франции, где кастраты не принимались на сцене, и Глюк переписал эту партию для тенора. Но в наше время (если не считать постановок во Франции) дается, как правило, итальянская версия, а роль Орфея исполняет контральто — то есть, естественно, контральто женское. Глюк и его либреттист, Раньеро да Кальцабиджи, опустили многие детали, имеющиеся в мифе об Орфее, в результате на сцене происходит не слишком много действия. Но зато мы одарены множеством хоровых номеров (особенно в первом действии), а также многочисленными балетными вставками. Ввиду отсутствия действия эта опера почти ничего не теряет в концертном исполнении, а также лучше других сохраняет свои достоинства в аудиозаписи. ДЕЙСТВИЕ I Орфей только что потерял свою красавицу жену Эвридику, и опера начинается (после довольно бодрой увертюры) в гроте перед ее гробницей. Сначала в сопровождении хора нимф и пастухов, а затем один он горько скорбит о ее смерти. Наконец он решает вернуть ее из подземного царства. Он намеревается овладеть Гадесом, вооружившись лишь слезами, вдохновением и лирой. Но боги сжалились над ним. Амур, этот маленький бог любви (то есть Эрос, или Купидон) говорит ему, что он может спуститься в подземный мир. «Если нежной лиры услада, если певучий голос твой смирят гнев владык этой тьмы роковой, — уверяет Орфея Амур, — ты уведешь ее из мрачной бездны ада». Орфею необходимо выполнить лишь одно условие: не оборачиваться и не бросать ни единого взгляда на Эвридику, пока он не выведет ее, невредимую, обратно на землю. Это именно то условие, которое Орфею — он знает об этом — будет труднее всего выполнить, и он молит богов о помощи. В этот момент звук барабанов изображает гром, сверкает молния — так отмечено начало его опасного путешествия. ДЕЙСТВИЕ II Второе действие переносит нас в подземное царство — Гадес, — где Орфей сначала побеждает фурий (или эвменид), а затем получает свою супругу Эвридику из рук Блаженных теней. Хор фурий драматичен и устрашающ, но постепенно, по мере того как Орфей играет на лире и поет, они смягчаются. Это на редкость простая музыка, она замечательно передает драматизм происходящего. Ритмический рисунок данного эпизода еще не раз появляется в опере. В заключение фурии танцуют балет, который Глюк сочинил несколько ранее, чтобы изобразить схождение в ад Дон-Жуана. Элизиум — прекрасное царство Блаженных теней. Сцена, сначала слабо освещенная как бы утренней зарей, постепенно наполняется утренним светом. Появляется Эвридика, печальная, с блуждающим взглядом; она тоскует по отсутствующему другу. После того как Эвридика удаляется, постепенно сцену заполняют Блаженные тени; они прогуливаются группами. Все это является хорошо известным «Танцем (гавотом) Блаженных теней» с его необычайно выразительным соло флейты. После того как Орфей уходит с фуриями, Эвридика поет вместе с Блаженными тенями об их тихой жизни в Элизиуме (райском загробном мире блаженства). После того как они исчезают, вновь появляется Орфей. Он один и теперь воспевает представшую его взору красоту: «Che puro ciel! che chiaro sol!» («О, лучезарный, дивный вид!»). Оркестр воодушевленно играет гимн красотам природы. Привлеченные его пением, вновь возвращаются Блаженные тени (звучит их хор, но сами они еще невидимы). Но вот маленькая группа этих Блаженных теней приводит Эвридику, лицо которо закрыто вуалью. Одна из Теней соединяет руки Орфея и Эвридики и снимает с Эвридики вуаль. Эвридика, узнав супруга, хочет выразить ему свой восторг, но Тень дала знак Орфею, чтобы он не поворачивал головы. Орфей, идя впереди Эвридики и держа ее за руку, поднимается ней по тропинке в глубине сцены, направляясь к выходу из Элизиума. При этом он не поворачивает к ней головы, хорошо помня о поставленном ему богами условии. ДЕЙСТВИЕ III Последнее действие начинается с того, что Орфей ведет свою жену обратно на землю по скалистому ландшафту мрачным переходам, извилистым тропам, опасно нависающим скалам. Эвридика ничего не знает о том, что боги запретили Орфею даже мимолетный взгляд на нее, прежде чем они достигнут земли. Пока они движутся так, Эвридика постепенно преображается из Блаженной тени (каковой она была во втором действии) в реальную живую женщину с горячим темпераментом. Она, не понимая причин такого поведения Орфея, горько жалуется на то, как безучастно он теперь к ней относится. Она обращается к нему то нежно, то восторженно, то с недоумением, то с отчаянием; она хватает Орфея за руку, стараясь обратить на себя внимание: «Мне брось один лишь взгляд...» — умоляет она. Неужели Орфей больше не любит свою Эвридику? И пока Орфей убеждает ее в обратном и жалуется богам, она становится все более и более настойчивой. В конце концов она пытается прогнать его: «Нет, уйди! Лучше мне опять умереть и забыть тебя...» В этот драматический момент их голоса сливаются. И вот Орфей бросает вызов богам. Он обращает свой взгляд на Эвридику и заключает ее в свои объятия. И в тот момент, когда он касается ее, она умирает. Наступает самый знаменитый момент в опере — ария «Che faro senza Euridice?» («Потерял я Эвридику»). В отчаянии Орфей хочет покончить с собой ударом кинжала, но в последний момент ему является маленький бог любви, Амур. Он останавливает Орфея в этом его отчаянном порыве и страстно взывает: «Эвридика, воскресни». Эвридика как бы пробуждается от глубокого сна. Боги, говорит Амур, столь поражены верностью Орфея, что решили вознаградить его. Заключительная сцена оперы, которая происходит в храме Амура, представляет собой серию соло, хоров и танцев во славу любви. Это гораздо более счастливый конец, чем тот, что известен нам по мифологии. Согласно мифу, Эвридика остается умершей, а Орфея разрывают на куски фракийские женщины в негодовании, что самозабвенно предаваясь сладостной скорби, он пренебрег ими. XVIII век предпочитал, однако, счастливые концовки своих трагических опер. Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара) Х Свернуть
Шарль Брюк
(дирижер)
,
Кэтлин Ферриер
(контральто),
Греет Куман
(сопрано),
Нель Дюваль
(сопрано), Оркестр Голландской национальной оперы
, Хор Голландской национальной оперы
Редакция Г.Берлиоза. На итал. языке / Хор и оркестр Нидерландской оперы. Дирижер Шарль Брюк / Орфей - Кэтлин Ферриер, Эвридика - Грет Кёман (Greet Koeman), Амур - Нель Дюваль / 1951 (live)
|
||
мин., 1947 г., дир. Фриц Штидри).
самых впечатляющих редакций оперы.
Но голос Ферриер - восьмое чудо света! Какая сила, какая красота, какая свобода - поет,
как дышит. Из самого любимого... Обрыдалась!
Спасибо, дорогой alebaranov, за роскошный подарок к Новому году.)))
блистательно - и хор, и оркестр! Одна из самых впечатляющих редакций оперы.
Но голос Ферриер - восьмое чудо света! Какая сила, какая красота, какая свобода - поет,
как дышит. Из самого любимого... Обрыдалась!
Спасибо, дорогой alebaranov, за роскошный подарок к Новому году.)))
еще с ней же 3 записи моей любимой `Песни о земле` Малера (одну из них вывесил я, другую,
еще лучшую, попросил модераторов вывести на ее страницу; 3-я, с дирижером Барбиролли, пока
висит только на его фамилию). - И поищите еще другие подарки, специально для Вас.
любимой `Песни о земле` Малера (одну из них вывесил я)
- И поищите еще другие подарки, специально для Вас.
запись. И у меня `Песнь...` - одна из самых дорогих у Малера. С Ферриер ее не слышала, а
значит ждет меня сюрприз!
- Обязательно поищу. И найду во что бы то ни стало! :)
меня так:
1. Фишер-Дискау - Бернстайн
2. Ферриер - Вальтер
3. Людвиг - Караян
1. Фишер-Дискау - Бернстайн
2. Ферриер - Вальтер
3. Людвиг - Караян
Послушать `Орфея` с таким контральто - все равно что золотую верхушечку для новогодней
елки получить))))
Ёллопукки? Колитесь, дорогой Алебаранов! Послушать `Орфея` с таким контральто - все равно
что золотую верхушечку для новогодней елки получить))))
Забыл, о чём Вы (простите), но - всё равно - поддерживаю.
Ёлочка (особенно с украшенной верхушечкой) - это святое!
Забыл, о чём Вы (простите), но - всё равно - поддерживаю.
Ёлочка (особенно с украшенной верхушечкой) - это святое!
исполнении Ферриер)))))) Но Вы категорически правы!!
Ёллопукки? Колитесь, дорогой Алебаранов! Послушать `Орфея` с таким контральто - все равно
что золотую верхушечку для новогодней елки получить))))
1. Фишер-Дискау - Бернстайн
2. Ферриер - Вальтер
3. Людвиг - Караян
1. Вальтер с Ферриер и с Венским филармоническим (свежее впечатление - острейшее!). С
Нью-Йоркским филармоническим тоже хорошо, но в некоторых эпизодах сама запись, как мне
кажется, несовершенна, и создается ощущение не совсем четкой артикуляции, хотя те же
эпизоды в первой записи абсолютно безупречны.
2. Вальтер с Форрестер
3. Караян с Людвиг
4. Бернстайн с ДФД
Надо бы еще послушать Вальтера с Торборг.
1. Фишер-Дискау - Бернстайн
2. Ферриер - Вальтер
3. Людвиг - Караян
разговор... Об Умерших Детях, как я понимаю?
шёл тут разговор... Об Умерших Детях, как я понимаю?
`Песне о Земле`? Вам перечисленные исполнения не нравятся? Или...?
перечисленные исполнения не нравятся? Или...?
один из них тенор.
шёл тут разговор... Об Умерших Детях, как я понимаю?
Именно о ней. У меня есть все эти записи. `Песни об умерших детях` с Людвиг/Караяном,
действительно - лучшие. Даже лучше, чем с ДФД.
них тенор.
тут есть!), но просто и я, и Музикус указали доминантного конкретно для нас. Мне
показалось понятно, о чем идет речь.
проверить - записи эти тут есть!), но просто и я, и Музикус указали доминантного конкретно
для нас. Мне показалось понятно, о чем идет речь.
подбор любимцев получился в сторону Умерших Детей, скорее. Теноров все дружно
проигнорировали, а они ведь так старались...
них тенор.
меццо/баритон, в особенности в `Прощании`. Думал, что при трех примерах исполнений (везде
без тенора) будет ясно. А тенор там - Дж.Кинг, но он погоды не делает.
так старались...
включили, хотя куда ему до Хиля...:)
Всё-таки Орфей с голосом контратенора ( хотя это и расходится с традицией) мне нравится
гораздо больше.
Но нашла нечто изумительненькое на 50-53-ой минуте, ни в одной интерпретации ранее не
встречала:)
Спасибо.
ни в одной интерпретации ранее не встречала:)
Спасибо.
Фишер-Дискау пел Орфея. Как ни странно.
расходится с традицией) мне нравится гораздо больше.
-Орфеев. И страстно, страстно люблю Козловского! Всеядная.
это супер. К тому же он подвижник в своём творчестве, как мне кажется. А это я особенно
ценю.