1893-96, rev. 1906

1.С силой. Решительно.
2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться!
3.Comodo. Scherzando. Без спешки.
4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)...Читать дальше
1893-96, rev. 1906

1.С силой. Решительно.
2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться!
3.Comodo. Scherzando. Без спешки.
4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)
5.Весело по темпу и с выражением дерзости. (Соло альта, женский хор и хор мальчиков)
6.Медленно. Покойно. Прочувствованно.

Первоначально к этой симфонии была программа:
1.„Пан пробудился. Лето вступает в права“
2.„Что мне рассказывают цветы на лугу“
3.„Что мне рассказывают звери в лесу“
4.„Что мне рассказывает человек“
5.„Что мне рассказывают ангелы“
6.„Что мне рассказывает Любовь“
от публикации которой Малер впоследствии отказался.

Часть IV
О человек! Внимай!
Что говорит глубокая полночь?
«Я спал, я спал,
Я пробудился от глубокого сна.
Мир глубок,
И глубже, чем думал день.
Глубока его скорбь.
Радость – еще глубже скорби:
Боль говорит: «Погибай!»
Но всякая радость хочет вечности –
Хочет глубокой, глубокой вечности!»
(Ф. Ницше «Полуночная песнь Заратустры»)

Часть V
Поют три ангела сладостный напев,
Благостно звучит он в небе.
Они, ликуя, радуются тому,
Что Петр от своих грехов свободен.
Когда Сам Иисус за столом
Со своими двенадцатью учениками вечерю вкушал, то:
«Что стоишь ты здесь?
Когда я на тебя смотрю, плачешь ты», – сказал Иисус.
– Как мне не плакать, милостивый Боже,
Я преступил все десять заповедей.
– Ты не должен плакать!
– Иду я и плачу горько.
Ах, прошу, сжалься надо мной!
– Если ты нарушил заповеди,
Пади на колени и молись Богу!
Люби Бога всегда –
И с тобой пребудет небесная благодать,
Святая, которой нет конца!
Небесная благодать уготована Петру
По милости Иисусовой – и всем во благо.
(Из «Волшебного рога мальчика»)

Х Свернуть

Hildegard Roessl-Majdan - mezzo-soprano. Vienna Boys` Choir. Запись - 27 апреля 1952 г., Вена.
         (8)  


serbar (03.03.2015 20:39)
Hilde Rossl-Majdan (Mezzo Soprano)

OlgaKz (03.03.2015 21:11)
serbar писал(а):
Hilde Rossl-Majdan (Mezzo Soprano)
Ох, дорогой
serbar, Вы прямо кудесник!
Тонны благодарностей за эту запись!

weina (05.03.2015 22:19)
Здесь темпы тоже довольно затянуты, а оторваться от музыки невозможно, и не подгоняешь ее
своим «опережающим слухом», принимаешь, как есть, с благодарностью. Вообще выбор темпа и
соотношение темпов, вещь очень важная (наверное, не только для меня). И если уж
замедляться, то надо, чтоб выразительность оркестра вырастала в разы - а именно это здесь
и происходит! Теперь вот кажется, что только так и надо исполнять Третью.

Впервые (в моем восприятии, разумеется) дирижеру удалось соскоблить с марша 1-й части
революционный налет (этот налет присутствует почти во всех исполнениях, которые я слышала,
- недаром Р.Штраус говорил что-то о «шествии первомайских колонн»). Из музыки уходит
агрессивный напор, остается радость и бьющая через край энергия пробуждающейся к жизни
природы.

Во 2-й и 3-й частях «за кадром» отчетливо звучит и восхищение богатством окружающего
мира, ведущего свою скрытую от посторонних глаз, загадочную и мудрую, жизнь, и немножко
снисходительная, но исполненная добродушия улыбка.

Меццо-сопрано очень красивое, но главное - поет ровно, как по ниточке, и с нужной
отрешенностью.

Медленный финал заставляет еще острее прочувствовать трепет души, соприкасающейся с
вечностью, восхождение к апофеозу небесной любви.

Вообще вся концепция симфонии - от мертвых камней до вершин духа - воплощена с такой
прозрачной ясностью, что действительно ее можно в известном смысле назвать «гайдновской»
(как это делал сам Малер).
Очень яркое, достойнейшее исполнение. Спасибо за выкладку!

musikus (05.03.2015 22:45)
weina писал(а):
Здесь темпы тоже довольно затянуты, а оторваться от
музыки невозможно, и не подгоняешь ее своим «опережающим слухом», принимаешь, как есть, с
благодарностью.
Запись 3-й с Ш.Адлером - одна из самых первых по времени в моей
фонотеке. Может быть поэтому она мне до сих пор кажется лучшей. Темпы первой части мне,
как раз, кажутся самыми убедительными. Это, все таки, не первомайское шествие, а - драма.

weina (05.03.2015 23:18)
musikus писал(а):
Запись 3-й с Ш.Адлером - одна из самых первых по
времени в моей фонотеке. Может быть поэтому она мне до сих пор кажется лучшей. Темпы
первой части мне, как раз, кажутся самыми убедительными. Это, все таки, не первомайское
шествие, а - драма.
Я со всем согласна, кроме `драмы`. Хотя зарождение и становление
жизни, преодоление косной, тяжелой неподвижности и явлено у Малера как мучительный,
трудный процесс, но в целом все очень оптимистично и даже с изрядной долей юмора.

musikus (05.03.2015 23:54)
weina писал(а):
Я со всем согласна, кроме `драмы`. Хотя зарождение и
становление жизни, преодоление косной, тяжелой неподвижности и явлено у Малера как
мучительный, трудный процесс, но в целом все очень оптимистично и даже с изрядной долей
юмора.
Говоря `драма`, я имел в виду, прежде всего, 1-ю часть, хотя, пожалуй, не
отказался бы от этого определения и по отношению ко всей симфонии. Насчет юмора и
оптимизма... Не знаю, может быть. Лирика - да, особенно во 2-й и 3-й частях, которые
напоминают мне атмосферу `Лисички-плутовки`... Квинтэссенция смысла - финал. Там - всё. И
он не только глубоко драматичен, но и более того. Там, в начале последней трети, звучит
абсолютно трагическая кульминация, которая - несмотря на призыв к любви и всепрощению -
ясно говорит о тщете всего. Для меня это - момент истины в симфонии, ее итог.

weina (06.03.2015 16:47)
musikus писал(а):
Говоря `драма`, я имел в виду, прежде всего, 1-ю
часть

2-й и 3-й частях, которые напоминают мне атмосферу `Лисички-плутовки`...

Квинтэссенция смысла - финал. Там - всё. И он не только глубоко драматичен, но и более
того. Там, в начале последней трети, звучит абсолютно трагическая кульминация, которая -
несмотря на призыв к любви и всепрощению - ясно говорит о тщете всего. Для меня это -
момент истины в симфонии, ее итог.
Да-да, я, естественно, тоже о 1-й части говорила.

!!!

Я понимаю, о чем Вы говорите. На протяжении всего финала не раз возникают скорбные и
обреченные интонации, я их воспринимаю как символ всего земного, преходящего. Они как бы
противопоставляются главной теме, преграждают дорогу к духовному прозрению и просветлению.
(Так же, как в 1-й части тема мертвого, инертного начала не раз встает препятствием на
пути ликующего марша). В том месте, о котором Вы говорите, эти скорбные интонации
достигают своей кульминации, и здесь действительно можно услышать крушение всего и полную
катастрофу. Но у меня, с моим идеалистическим мировоззрением, внимание легко и естественно
переключается на их однозначное преодоление в 3-й кульминации. Как грандиозно и
величественно звучит в конце главная тема! Разве можно после этого фиксироваться на
земном…
К слову, интонационно главная тема финала напоминает вступление к 1-й части – сигнал к
пробуждению и поэтому воспринимается как итог и венец всего сквозного развития после
первоначального толчка. Вообще в этой симфонии, как и везде у Малера, можно найти
множество интонационных перекличек (тема «зарождения жизни» из 1-й части, например,
превращается потом в «бим-бом», обрамляющее 5-ю часть).

OlegZH (17.11.2019 20:28)
Божественно.



 
     
classic-online@bk.ru