1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно.
2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться!
3.Comodo. Scherzando. Без спешки.
4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)...Читать дальше
1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно. 2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться! 3.Comodo. Scherzando. Без спешки. 4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)...Читать дальше
1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно. 2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться! 3.Comodo. Scherzando. Без спешки. 4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo) 5.Весело по темпу и с выражением дерзости. (Соло альта, женский хор и хор мальчиков) 6.Медленно. Покойно. Прочувствованно. Первоначально к этой симфонии была программа: 1.„Пан пробудился. Лето вступает в права“ 2.„Что мне рассказывают цветы на лугу“ 3.„Что мне рассказывают звери в лесу“ 4.„Что мне рассказывает человек“ 5.„Что мне рассказывают ангелы“ 6.„Что мне рассказывает Любовь“ от публикации которой Малер впоследствии отказался. Часть IV О человек! Внимай! Что говорит глубокая полночь? «Я спал, я спал, Я пробудился от глубокого сна. Мир глубок, И глубже, чем думал день. Глубока его скорбь. Радость – еще глубже скорби: Боль говорит: «Погибай!» Но всякая радость хочет вечности – Хочет глубокой, глубокой вечности!» (Ф. Ницше «Полуночная песнь Заратустры») Часть V Поют три ангела сладостный напев, Благостно звучит он в небе. Они, ликуя, радуются тому, Что Петр от своих грехов свободен. Когда Сам Иисус за столом Со своими двенадцатью учениками вечерю вкушал, то: «Что стоишь ты здесь? Когда я на тебя смотрю, плачешь ты», – сказал Иисус. – Как мне не плакать, милостивый Боже, Я преступил все десять заповедей. – Ты не должен плакать! – Иду я и плачу горько. Ах, прошу, сжалься надо мной! – Если ты нарушил заповеди, Пади на колени и молись Богу! Люби Бога всегда – И с тобой пребудет небесная благодать, Святая, которой нет конца! Небесная благодать уготована Петру По милости Иисусовой – и всем во благо. (Из «Волшебного рога мальчика») Х Свернуть |
||
serbar, Вы прямо кудесник!
Тонны благодарностей за эту запись!
своим «опережающим слухом», принимаешь, как есть, с благодарностью. Вообще выбор темпа и
соотношение темпов, вещь очень важная (наверное, не только для меня). И если уж
замедляться, то надо, чтоб выразительность оркестра вырастала в разы - а именно это здесь
и происходит! Теперь вот кажется, что только так и надо исполнять Третью.
Впервые (в моем восприятии, разумеется) дирижеру удалось соскоблить с марша 1-й части
революционный налет (этот налет присутствует почти во всех исполнениях, которые я слышала,
- недаром Р.Штраус говорил что-то о «шествии первомайских колонн»). Из музыки уходит
агрессивный напор, остается радость и бьющая через край энергия пробуждающейся к жизни
природы.
Во 2-й и 3-й частях «за кадром» отчетливо звучит и восхищение богатством окружающего
мира, ведущего свою скрытую от посторонних глаз, загадочную и мудрую, жизнь, и немножко
снисходительная, но исполненная добродушия улыбка.
Меццо-сопрано очень красивое, но главное - поет ровно, как по ниточке, и с нужной
отрешенностью.
Медленный финал заставляет еще острее прочувствовать трепет души, соприкасающейся с
вечностью, восхождение к апофеозу небесной любви.
Вообще вся концепция симфонии - от мертвых камней до вершин духа - воплощена с такой
прозрачной ясностью, что действительно ее можно в известном смысле назвать «гайдновской»
(как это делал сам Малер).
Очень яркое, достойнейшее исполнение. Спасибо за выкладку!
музыки невозможно, и не подгоняешь ее своим «опережающим слухом», принимаешь, как есть, с
благодарностью.
фонотеке. Может быть поэтому она мне до сих пор кажется лучшей. Темпы первой части мне,
как раз, кажутся самыми убедительными. Это, все таки, не первомайское шествие, а - драма.
времени в моей фонотеке. Может быть поэтому она мне до сих пор кажется лучшей. Темпы
первой части мне, как раз, кажутся самыми убедительными. Это, все таки, не первомайское
шествие, а - драма.
жизни, преодоление косной, тяжелой неподвижности и явлено у Малера как мучительный,
трудный процесс, но в целом все очень оптимистично и даже с изрядной долей юмора.
становление жизни, преодоление косной, тяжелой неподвижности и явлено у Малера как
мучительный, трудный процесс, но в целом все очень оптимистично и даже с изрядной долей
юмора.
отказался бы от этого определения и по отношению ко всей симфонии. Насчет юмора и
оптимизма... Не знаю, может быть. Лирика - да, особенно во 2-й и 3-й частях, которые
напоминают мне атмосферу `Лисички-плутовки`... Квинтэссенция смысла - финал. Там - всё. И
он не только глубоко драматичен, но и более того. Там, в начале последней трети, звучит
абсолютно трагическая кульминация, которая - несмотря на призыв к любви и всепрощению -
ясно говорит о тщете всего. Для меня это - момент истины в симфонии, ее итог.
часть
2-й и 3-й частях, которые напоминают мне атмосферу `Лисички-плутовки`...
Квинтэссенция смысла - финал. Там - всё. И он не только глубоко драматичен, но и более
того. Там, в начале последней трети, звучит абсолютно трагическая кульминация, которая -
несмотря на призыв к любви и всепрощению - ясно говорит о тщете всего. Для меня это -
момент истины в симфонии, ее итог.
!!!
Я понимаю, о чем Вы говорите. На протяжении всего финала не раз возникают скорбные и
обреченные интонации, я их воспринимаю как символ всего земного, преходящего. Они как бы
противопоставляются главной теме, преграждают дорогу к духовному прозрению и просветлению.
(Так же, как в 1-й части тема мертвого, инертного начала не раз встает препятствием на
пути ликующего марша). В том месте, о котором Вы говорите, эти скорбные интонации
достигают своей кульминации, и здесь действительно можно услышать крушение всего и полную
катастрофу. Но у меня, с моим идеалистическим мировоззрением, внимание легко и естественно
переключается на их однозначное преодоление в 3-й кульминации. Как грандиозно и
величественно звучит в конце главная тема! Разве можно после этого фиксироваться на
земном…
К слову, интонационно главная тема финала напоминает вступление к 1-й части – сигнал к
пробуждению и поэтому воспринимается как итог и венец всего сквозного развития после
первоначального толчка. Вообще в этой симфонии, как и везде у Малера, можно найти
множество интонационных перекличек (тема «зарождения жизни» из 1-й части, например,
превращается потом в «бим-бом», обрамляющее 5-ю часть).