Странная манера не указывать дату и место записи. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что это `главная` запись всех времен - 9/6/60 - Москва, БЗК.
Еще в начале 70-ых прочитал в `Музыкальной жизни`, что на то время в мире насчитывалось 50 записей `Аппассионаты` и лучшей была признана имеено эта. Мне для понимания сего факта совсем не нужен любимый в те годы музыкальной общественностью журнал. Показательно голосование здесь - `запись века` оценена на четыре с плюсом. Собственно, это голосование больше характеризует не исполнение, а голосовавших.
Следующие записи были сделаны 19/10/60, 29-30/10/60, 23/12/60 в Нью Йорке, но московская лучше. Существует замечательная ленинградская - 31/5/60. Рихтер играет в той же манере, что и в Москве. Запись любительская, с исчезновением звука в одном месте. Она вполне сравнима с московской, но есть досадные зацепы. Очень было бы интересно послушать хранящуюся в архивах Телерадиофонда старинную запись - 5/6/47. Сонаты №№8,9,10 с того концерта уже стали доступны некоторым почитателям Рихтера, серьезно занимающимся его наследием. `Аппассионата`, к сожалению, еще пылится в фондах. Но, кажется, уцелела только первая часть. Все равно было бы любопытно.
Yuriyauskiev
(23.10.2011 21:16)
Sergeey писал:
А у меня какая? На другой стороне - до-минорная Гайдна (самая известная, с октавами в левой руке в начале) Ленинградский совет народного хозяйства, управление химической промышленности. Фирма `Аккорд`. Написано на обеих записях `Запись из концертного зала, июнь, 1960. И Ваша оценка этой записи, если можно (Бетховена только).
---------
У Вас как раз самая знаменитая - Москва, 9/6/60, БЗК. У меня несколько таких пластинок, т.к. одной не хватало - запиливал до дыр. Сейчас, разумеется, слушаю диск, и это вряд ли лучше. Говорят, пластинка точнее передает все тонкости.
Вряд ли интересно читать, что моя оценка самая высокая. Об этой записи писал раньше на разных форумах. Давайте лучше обратимся к Музикусу как к живому свидетелю, опубликовавшему свои воспоминания на другом форуме (а здесь, кажется их не было). Услышать в живом концерте самую `аппассионатную` из `Аппассионат` - какое это счастье! Что можем сказать мы, слушавшие пусть и потрясающую, но запись, когда рядом человек, всё слышавший и видевший, да еще и умеющий связно изложить?!
sir Grey
(23.10.2011 21:24)
Yuriyauskiev писал(а):
Вряд ли интересно читать, что моя оценка самая высокая.
Интересно читать. Если человек запилил до дыр несколько пластинок - интересно. Спасибо.
Miao
(19.11.2011 17:33)
Прекрасное исполнение. Трудно представить, что сыграть можно лучше.
Intermezzo
(17.05.2012 21:18)
Хм... И я поставил этому исполнению 5. Но сейчас, слушая, удивляюсь, даже ужасаюсь - как же это грубо. Каждый `порыв`, каждое crescendo - как кинжал в сердце.
Скорее всего, конечно, уже завтра мое тело будет найдено где-нибудь в Сене (или в сожженном до тла доме), но все же - почему так восхитительны (для меня) исполнения 1-й, 3-й, 30-й, 32-й, 7-й (так вообще все), 8-й (некоторые) и т. д.; но пугает это?
Maxilena
(17.05.2012 21:22)
Ой, Андрей, вы меня расстраиваете! Для меня `Апассионата` существует только в этом исполнении. Я так чувствую, что это - ее суть. Причем это исполнение люблю с детства, еще на твердом виниле было. Надеюсь, это у Вас временное.
Anthony
(06.03.2013 02:09)
Никогда не воспринимал Рихтера, но это абсолютно феноменально!!!
alexshmurak
(06.03.2013 02:34)
Anthony писал(а):
Никогда не воспринимал Рихтера
смело! я, далеко не фанат Рихтера, преклоняюсь перед лучшими его работами. к примеру, Лунный свет КД, фортепианный квинтет ДДШ, 5й концерт ССП предпочитаю именно у СТР. И это далеко не всё.
Romy_Van_Geyten
(06.03.2013 02:43)
alexshmurak писал(а):
смело! я, далеко не фанат Рихтера, преклоняюсь перед лучшими его работами. к примеру, Лунный свет КД, фортепианный квинтет ДДШ, 5й концерт ССП предпочитаю именно у СТР. И это далеко не всё.
Ну, 32-ю сонату ЛВБ можно упомянуть... без большого пафоса... ещё парочку, если поискать...
Andrew_Popoff
(06.03.2013 02:46)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Ну, 32-ю сонату ЛВБ можно упомянуть... без большого пафоса... ещё парочку, если поискать...
Да, 32-я у СТР незабываемая. Фантастика.
interludium
(06.03.2013 02:49)
Неужели найдутся до такой степени заядлые рихтерианцы, что будут отстаивать самобытность рихтеровского Шопена и тем паче Скрябина? Или даже не самобытность, а хотя бы сколько-нибудь убедительное их прочтение (найдутся-то они найдутся, но каковы будут их доводы ЗА?). И, вообще, по гамбургскому счёту, из русских композиторов на 100 процентов ему удавался лишь Рахманинов.
Romy_Van_Geyten
(06.03.2013 02:50)
interludium писал(а):
И, вообще, по гамбургскому счёту, из русских композиторов на 100 процентов ему удавался лишь Рахманинов.
Ничего смешнее я не слыхал...
alexshmurak
(06.03.2013 02:56)
interludium писал(а):
Неужели найдутся до такой степени заядлые рихтерианцы, что будут отстаивать самобытность рихтеровского Шопена и тем паче Скрябина?
Шопен - классно! Баллады, скажем. Да и прелюдии. А 4й этюд? Скрябин - 5я соната! Что за дела, блин? :)
Romy_Van_Geyten
(06.03.2013 03:11)
alexshmurak писал(а):
Шопен - классно! Баллады, скажем. Да и прелюдии. А 4й этюд? Скрябин - 5я соната! Что за дела, блин? :)
4й этюд он играет так, что хочется немедленно пристегнуться, чтоб не выпасть из кресла...) да и всё остальное... А B-dur`ная соната Шуберта? А?!
interludium
(06.03.2013 03:17)
Даже в балладах при всей архитектурной стройности формы, струралистской выверенности, наконец некоторой философичности, не наличиствует непосредственности изложения, импровизационности влучшем смысле этого слова (конечно не в горовицевском его выражении). Что касается сонат Скрябина, начнём с того, что дефицит пресловутой скрябинской полётности налицо, отсутствует дыхание космоса, нет рафинированной истончённой лирики, а главное не ощущается Метафизика.
interludium
(06.03.2013 03:19)
Против рихтеровского Шуберта, равно как Шумана, Брамса, я изначально ничего не имела. Здесь он Бог.
alexshmurak
(06.03.2013 03:30)
interludium писал(а):
а главное не ощущается Метафизика.
Вы заслуживаете чего-то очень Хорошего.
interludium
(06.03.2013 03:44)
Romy_Van_Geyten писал(а):
4й этюд он играет так, что хочется немедленно пристегнуться
Опять же, по-поводу четвёртого этюда. Конечно, догадываясь о ваших очевидных отсылках к знаменитым кадрам из монсенжоновского фильма, благодаря которому эта запись возымела столь широкое распространение (помню-помню этот столь выгодный и столь редко применяемый ракурс в музыкальной видеохронике того времени `руки-вид сверху` в последней странице), хочется обратить внимание на то, что кроме колоссальной техники и натиска, ничего живого, в сугубо шопеновском смысле, на мой взгляд, там нет.
samlev
(06.03.2013 03:46)
interludium писал(а):
И, вообще, по гамбургскому счёту, из русских композиторов на 100 процентов ему удавался лишь Рахманинов.
Да, `Картинки с выставки` ну никак ему не удавались! Первый концерт и Большая соната Чайковского тоже. А как ему Прокофьев - весь - не удавался - просто караул!! Скрябин - Пятая, Шестая, Седьмая сонаты - совсем не удавались, кактастрофически. О Прелюдиях и фугах Шостаковича вообще не говорю - не удавались и все. Да и в отношении Рахманинова Вы, Interludium, как-то слишком уж к Рихтеру великодушно-мягкотелы.
Romy_Van_Geyten
(06.03.2013 03:47)
alexshmurak писал(а):
Вы заслуживаете чего-то очень Хорошего.
Я себе это даже представил... живенько так, с дикими криками...
Mikhail_Kollontay
(06.03.2013 07:51)
interludium писал(а):
в сугубо шопеновском смысле
А Вы уверены, что этот этюд написал Шопен? Я и вообще в отношении его творчества сомневаюсь по поводу авторства. Почти ничего шопеновского под именем Шопен нет.
samlev
(06.03.2013 08:09)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Вы уверены, что этот этюд написал Шопен? Я и вообще в отношении его творчества сомневаюсь по поводу авторства. Почти ничего шопеновского под именем Шопен нет.
Есть рукопись 10-го опуса.
Romy_Van_Geyten
(06.03.2013 08:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
сомневаюсь по поводу авторства. Почти ничего шопеновского под именем Шопен нет.
Эмм... Фрэнсис Бэкон протягивает Жорж Санд руку через века?
Mikhail_Kollontay
(06.03.2013 08:35)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Эмм... Фрэнсис Бэкон протягивает Жорж Санд руку через века?
Ну, 4-й этюд написала, думаю, тень Баха (при небольшом соавторстве Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК, 1. И эти странные привидения вообще славно над душой и рукой Шопена поиздевались, примеров тьма.
Romy_Van_Geyten
(06.03.2013 08:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну, 4-й этюд написала, думаю, тень Баха (при небольшом соавторстве Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК, 1.
Действительно, похожи... Ну, так они там все по части воровства мастера были. Без исключений... Одобряю.
Mikhail_Kollontay
(06.03.2013 09:07)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Действительно, похожи.
Да ведь уже 1-й этюд есть открытая реплика на 1-ю же прелюдию Баха. Если задуматься, почему у Баха последние три ноты фигурации - идиотское повторение только что сыгранных? может, от того, что клавиатуры не хватало (то есть воображаю, как мог думать Шопен)? А если сыграть как полагается? ааа! ну так мы и по всей клавиатуре раскатим. Я думаю, что это не воровство, а сознательное обращение к тактильным идеям, которыми Бах - не только клавишный - переполнен, и Шопен нашел в лице ИС доброго друга, единомышленника и поставщика бесплатного материала. Мышление через движение! в комбинации со слуховой и вестибулярной работой! и вперёд. Это только часть пафоса - скажем, в 4-м этюде же еще и попытка написать двухголосную имитационную некую штуковину (при участии бассо континуо). Поди-ка поищи такое у Фильда, Мошелеса и Калькбреннера. Все эти мысли на самом деле, может, и есть сердцевина музыкального романтизма, который почему-то в наших умах уходит от того интереса, скажем, к готическому роману (ну, Баху тут влетело под горячую руку), о котором даже Чернышевский как об основе романтического сознания в одной работе удосужился написать.
Romy_Van_Geyten
(06.03.2013 09:21)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я думаю, что это не воровство, а сознательное обращение к тактильным идеям
+100500 (с руками и ногами)
Mikhail_Kollontay
(06.03.2013 09:25)
А чего стОит затравка тонального плана 10-го опуса. Первая половина то есть, что тебе Хиндемит. Я так и не понимаю. то есть не задумывался даже, что это за До - Ми - Фа диез за такие, плюс параллельные миноры. Ну не может быть случайно.
MargarMast
(06.03.2013 19:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А чего стОит затравка тонального плана 10-го опуса. Первая половина то есть, что тебе Хиндемит. Я так и не понимаю. то есть не задумывался даже, что это за До - Ми - Фа диез за ...
И вообще Шопен - призрак, галлюцинации, плод больного воображения некоторых не совсем адекватных слушателей
sir Grey
(06.03.2013 19:42)
Mikhail_Kollontay писал(а):
/.../в 4-м этюде же еще и попытка написать двухголосную имитационную некую штуковину (при участии бассо континуо). /.../
А где там два голоса и бас континуо?
sir Grey
(06.03.2013 19:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну, 4-й этюд написала, думаю, тень Баха (при небольшом соавторстве Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК, 1./.../
Ну как. Сначала тема в правой руке - пропоста: через несколько тактов она же в левой, в доминантовой тональности - риспоста, как учили. И в том же роде песенка продолжается. А аккорды добавлены точь в точь как Шуман добавил аккорды к сольным скрипичным сонатам Баха. И получилась весьма романтическая музыка, надо сказать. Это одна из самых последних работ Шумана, кстати.
Mikhail_Kollontay
(07.03.2013 09:56)
sir Grey писал(а):
странно
Смотря в каком темпе что играть, глазами-то точно похоже, думаю.
sir Grey
(07.03.2013 11:19)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну как. Сначала тема в правой руке - пропоста: через несколько тактов она же в левой, в доминантовой тональности - риспоста, как учили. /.../
Спасибо. Только трудно мне это. Я думал, что континуо - это такой контрапункт, который как-то обозначает гармонию. Все перепутал я, видимо.
Mikhail_Kollontay
(07.03.2013 11:22)
sir Grey писал(а):
континуо
Тут были разговоры на эту тему, только я их не читал. Коротко говоря - аккорды, которые подбренькиваются с басом для упихивания в уши гармонической вертикали.
sir Grey
(07.03.2013 13:37)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тут были разговоры на эту тему, только я их не читал. Коротко говоря - аккорды, которые подбренькиваются с басом для упихивания в уши гармонической вертикали.
Теперь понял. Спасибо.
Aelina
(11.01.2015 14:05)
Miao писал(а):
Прекрасное исполнение. Трудно представить, что сыграть можно лучше.
Да, трудно! Мощно!
На разрыв тысячи аорт!!!!!!!
Рихтер-гений!
Karasik
(11.07.2023 14:44)
`Оставлю тут маленькое эмоциональненькое мненьице, которое никому, может, и не нужно, но раз просится, почему не написать. У Рихтера как-то Бетховен предстает человеком, человеком живым, гениальным, но не ненормальным, порывистым, как это бывает у других пианистов, а вдумчивым, философом, намного более глубоким, чем о нем порой поверхностно судят. А таким Бетховен, видимо, и был - да и не мог быть иным, - очень многогранным, мудрым, честным, но при этом с `огоньками в глазах` - юмором, загадкой, шуткой чем-то неуловимым, не только прямолинейным, что-то от немецких сказок и природы. Попадание в этот образ (который создается и из музыки и из чтения и сопоставления серьезных источников о Бетховене, посещения `бетховенских` мест на карте Земли и т.п.) у Рихтера, наверное, процентов 80 - и это и ставит его на поистине недосягаемую высоту, хотя 20 иногда недостающих процентов - это, возможно, вот как раз та более загадочная сторона Бетховена, где больше полутонов и теней,едва заметных юмора, иронии. Но тех 80 процентов, что есть у Рихтера у других пианистов (из слышанных, конечно) нет и близко. Да, у Рихтера в Бетховене чего-то может не хватать, но - Рихтер непокорён`.
понять, что это `главная` запись всех времен - 9/6/60 - Москва, БЗК.
Еще в начале 70-ых прочитал в `Музыкальной жизни`, что на то время в мире насчитывалось
50 записей `Аппассионаты` и лучшей была признана имеено эта. Мне для понимания сего факта
совсем не нужен любимый в те годы музыкальной общественностью журнал. Показательно
голосование здесь - `запись века` оценена на четыре с плюсом. Собственно, это голосование
больше характеризует не исполнение, а голосовавших.
Следующие записи были сделаны 19/10/60, 29-30/10/60, 23/12/60 в Нью Йорке, но
московская лучше. Существует замечательная ленинградская - 31/5/60. Рихтер играет в той же
манере, что и в Москве. Запись любительская, с исчезновением звука в одном месте. Она
вполне сравнима с московской, но есть досадные зацепы. Очень было бы интересно послушать
хранящуюся в архивах Телерадиофонда старинную запись - 5/6/47. Сонаты №№8,9,10 с того
концерта уже стали доступны некоторым почитателям Рихтера, серьезно занимающимся его
наследием. `Аппассионата`, к сожалению, еще пылится в фондах. Но, кажется, уцелела только
первая часть. Все равно было бы любопытно.
А у меня какая? На другой стороне - до-минорная Гайдна (самая известная, с октавами в
левой руке в начале) Ленинградский совет народного хозяйства, управление химической
промышленности. Фирма `Аккорд`. Написано на обеих записях `Запись из концертного зала,
июнь, 1960. И Ваша оценка этой записи, если можно (Бетховена только).
---------
У Вас как раз самая знаменитая - Москва, 9/6/60, БЗК. У меня несколько таких пластинок,
т.к. одной не хватало - запиливал до дыр. Сейчас, разумеется, слушаю диск, и это вряд ли
лучше. Говорят, пластинка точнее передает все тонкости.
Вряд ли интересно читать, что моя оценка самая высокая. Об этой записи писал раньше на
разных форумах. Давайте лучше обратимся к Музикусу как к живому свидетелю, опубликовавшему
свои воспоминания на другом форуме (а здесь, кажется их не было). Услышать в живом
концерте самую `аппассионатную` из `Аппассионат` - какое это счастье! Что можем сказать
мы, слушавшие пусть и потрясающую, но запись, когда рядом человек, всё слышавший и
видевший, да еще и умеющий связно изложить?!
высокая.
интересно. Спасибо.
же это грубо. Каждый `порыв`, каждое crescendo - как кинжал в сердце.
Скорее всего, конечно, уже завтра мое тело будет найдено где-нибудь в Сене (или в
сожженном до тла доме), но все же - почему так восхитительны (для меня) исполнения 1-й,
3-й, 30-й, 32-й, 7-й (так вообще все), 8-й (некоторые) и т. д.; но пугает это?
исполнении. Я так чувствую, что это - ее суть. Причем это исполнение люблю с детства, еще
на твердом виниле было. Надеюсь, это у Вас временное.
далеко не фанат Рихтера, преклоняюсь перед лучшими его работами. к примеру, Лунный свет
КД, фортепианный квинтет ДДШ, 5й концерт ССП предпочитаю именно у СТР. И это далеко не
всё.
перед лучшими его работами. к примеру, Лунный свет КД, фортепианный квинтет ДДШ, 5й
концерт ССП предпочитаю именно у СТР. И это далеко не всё.
упомянуть... без большого пафоса... ещё парочку, если поискать...
большого пафоса... ещё парочку, если поискать...
Фантастика.
рихтеровского Шопена и тем паче Скрябина? Или даже не самобытность, а хотя бы
сколько-нибудь убедительное их прочтение (найдутся-то они найдутся, но каковы будут их
доводы ЗА?). И, вообще, по гамбургскому счёту, из русских композиторов на 100 процентов
ему удавался лишь Рахманинов.
композиторов на 100 процентов ему удавался лишь Рахманинов.
слыхал...
рихтерианцы, что будут отстаивать самобытность рихтеровского Шопена и тем паче
Скрябина?
соната! Что за дела, блин? :)
прелюдии. А 4й этюд? Скрябин - 5я соната! Что за дела, блин? :)
так, что хочется немедленно пристегнуться, чтоб не выпасть из кресла...) да и всё
остальное... А B-dur`ная соната Шуберта? А?!
наконец некоторой философичности, не наличиствует непосредственности изложения,
импровизационности влучшем смысле этого слова (конечно не в горовицевском его выражении).
Что касается сонат Скрябина, начнём с того, что дефицит пресловутой скрябинской полётности
налицо, отсутствует дыхание космоса, нет рафинированной истончённой лирики, а главное не
ощущается Метафизика.
Здесь он Бог.
заслуживаете чего-то очень Хорошего.
немедленно пристегнуться
ваших очевидных отсылках к знаменитым кадрам из монсенжоновского фильма, благодаря
которому эта запись возымела столь широкое распространение (помню-помню этот столь
выгодный и столь редко применяемый ракурс в музыкальной видеохронике того времени
`руки-вид сверху` в последней странице), хочется обратить внимание на то, что кроме
колоссальной техники и натиска, ничего живого, в сугубо шопеновском смысле, на мой взгляд,
там нет.
композиторов на 100 процентов ему удавался лишь Рахманинов.
ну никак ему не удавались! Первый концерт и Большая соната Чайковского тоже. А как ему
Прокофьев - весь - не удавался - просто караул!! Скрябин - Пятая, Шестая, Седьмая сонаты
- совсем не удавались, кактастрофически. О Прелюдиях и фугах Шостаковича вообще не говорю
- не удавались и все. Да и в отношении Рахманинова Вы, Interludium, как-то слишком уж к
Рихтеру великодушно-мягкотелы.
себе это даже представил... живенько так, с дикими криками...
что этот этюд написал Шопен? Я и вообще в отношении его творчества сомневаюсь по поводу
авторства. Почти ничего шопеновского под именем Шопен нет.
Шопен? Я и вообще в отношении его творчества сомневаюсь по поводу авторства. Почти ничего
шопеновского под именем Шопен нет.
ничего шопеновского под именем Шопен нет.
руку через века?
руку через века?
Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК, 1. И эти странные привидения вообще славно
над душой и рукой Шопена поиздевались, примеров тьма.
(при небольшом соавторстве Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК,
1.
исключений... Одобряю.
этюд есть открытая реплика на 1-ю же прелюдию Баха. Если задуматься, почему у Баха
последние три ноты фигурации - идиотское повторение только что сыгранных? может, от того,
что клавиатуры не хватало (то есть воображаю, как мог думать Шопен)? А если сыграть как
полагается? ааа! ну так мы и по всей клавиатуре раскатим. Я думаю, что это не воровство, а
сознательное обращение к тактильным идеям, которыми Бах - не только клавишный -
переполнен, и Шопен нашел в лице ИС доброго друга, единомышленника и поставщика
бесплатного материала. Мышление через движение! в комбинации со слуховой и вестибулярной
работой! и вперёд. Это только часть пафоса - скажем, в 4-м этюде же еще и попытка
написать двухголосную имитационную некую штуковину (при участии бассо континуо). Поди-ка
поищи такое у Фильда, Мошелеса и Калькбреннера. Все эти мысли на самом деле, может, и есть
сердцевина музыкального романтизма, который почему-то в наших умах уходит от того
интереса, скажем, к готическому роману (ну, Баху тут влетело под горячую руку), о котором
даже Чернышевский как об основе романтического сознания в одной работе удосужился
написать.
сознательное обращение к тактильным идеям
Хиндемит. Я так и не понимаю. то есть не задумывался даже, что это за До - Ми - Фа диез за
такие, плюс параллельные миноры. Ну не может быть случайно.
10-го опуса. Первая половина то есть, что тебе Хиндемит. Я так и не понимаю. то есть не
задумывался даже, что это за До - Ми - Фа диез за ...
галлюцинации, плод больного воображения некоторых не совсем адекватных слушателей
написать двухголосную имитационную некую штуковину (при участии бассо континуо).
/.../
(при небольшом соавторстве Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК,
1./.../
Вообще, правда, похоже! Правда, похоже! странное соседство.
Сначала тема в правой руке - пропоста: через несколько тактов она же в левой, в
доминантовой тональности - риспоста, как учили. И в том же роде песенка продолжается. А
аккорды добавлены точь в точь как Шуман добавил аккорды к сольным скрипичным сонатам Баха.
И получилась весьма романтическая музыка, надо сказать. Это одна из самых последних работ
Шумана, кстати.
глазами-то точно похоже, думаю.
пропоста: через несколько тактов она же в левой, в доминантовой тональности - риспоста,
как учили. /.../
контрапункт, который как-то обозначает гармонию. Все перепутал я, видимо.
только я их не читал. Коротко говоря - аккорды, которые подбренькиваются с басом для
упихивания в уши гармонической вертикали.
их не читал. Коротко говоря - аккорды, которые подбренькиваются с басом для упихивания в
уши гармонической вертикали.
можно лучше.
На разрыв тысячи аорт!!!!!!!
Рихтер-гений!
раз просится, почему не написать. У Рихтера как-то Бетховен предстает человеком, человеком
живым, гениальным, но не ненормальным, порывистым, как это бывает у других пианистов, а
вдумчивым, философом, намного более глубоким, чем о нем порой поверхностно судят. А таким
Бетховен, видимо, и был - да и не мог быть иным, - очень многогранным, мудрым, честным, но
при этом с `огоньками в глазах` - юмором, загадкой, шуткой чем-то неуловимым, не только
прямолинейным, что-то от немецких сказок и природы. Попадание в этот образ (который
создается и из музыки и из чтения и сопоставления серьезных источников о Бетховене,
посещения `бетховенских` мест на карте Земли и т.п.) у Рихтера, наверное, процентов 80 - и
это и ставит его на поистине недосягаемую высоту, хотя 20 иногда недостающих процентов -
это, возможно, вот как раз та более загадочная сторона Бетховена, где больше полутонов и
теней,едва заметных юмора, иронии. Но тех 80 процентов, что есть у Рихтера у других
пианистов (из слышанных, конечно) нет и близко. Да, у Рихтера в Бетховене чего-то может не
хватать, но - Рихтер непокорён`.