1. Allegro assai
2. Andante con moto - attaca:
3. Allegro ma non troppo - Presto

Посвящена графу Францу фон Брунсвику

9/6/60 - Москва, БЗК.
         (38)  


Yuriyauskiev (26.03.2011 12:48)
Странная манера не указывать дату и место записи. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы
понять, что это `главная` запись всех времен - 9/6/60 - Москва, БЗК.
Еще в начале 70-ых прочитал в `Музыкальной жизни`, что на то время в мире насчитывалось
50 записей `Аппассионаты` и лучшей была признана имеено эта. Мне для понимания сего факта
совсем не нужен любимый в те годы музыкальной общественностью журнал. Показательно
голосование здесь - `запись века` оценена на четыре с плюсом. Собственно, это голосование
больше характеризует не исполнение, а голосовавших.
Следующие записи были сделаны 19/10/60, 29-30/10/60, 23/12/60 в Нью Йорке, но
московская лучше. Существует замечательная ленинградская - 31/5/60. Рихтер играет в той же
манере, что и в Москве. Запись любительская, с исчезновением звука в одном месте. Она
вполне сравнима с московской, но есть досадные зацепы. Очень было бы интересно послушать
хранящуюся в архивах Телерадиофонда старинную запись - 5/6/47. Сонаты №№8,9,10 с того
концерта уже стали доступны некоторым почитателям Рихтера, серьезно занимающимся его
наследием. `Аппассионата`, к сожалению, еще пылится в фондах. Но, кажется, уцелела только
первая часть. Все равно было бы любопытно.

Yuriyauskiev (23.10.2011 21:16)
Sergeey писал:
А у меня какая? На другой стороне - до-минорная Гайдна (самая известная, с октавами в
левой руке в начале) Ленинградский совет народного хозяйства, управление химической
промышленности. Фирма `Аккорд`. Написано на обеих записях `Запись из концертного зала,
июнь, 1960. И Ваша оценка этой записи, если можно (Бетховена только).
---------
У Вас как раз самая знаменитая - Москва, 9/6/60, БЗК. У меня несколько таких пластинок,
т.к. одной не хватало - запиливал до дыр. Сейчас, разумеется, слушаю диск, и это вряд ли
лучше. Говорят, пластинка точнее передает все тонкости.
Вряд ли интересно читать, что моя оценка самая высокая. Об этой записи писал раньше на
разных форумах. Давайте лучше обратимся к Музикусу как к живому свидетелю, опубликовавшему
свои воспоминания на другом форуме (а здесь, кажется их не было). Услышать в живом
концерте самую `аппассионатную` из `Аппассионат` - какое это счастье! Что можем сказать
мы, слушавшие пусть и потрясающую, но запись, когда рядом человек, всё слышавший и
видевший, да еще и умеющий связно изложить?!

sir Grey (23.10.2011 21:24)
Yuriyauskiev писал(а):
Вряд ли интересно читать, что моя оценка самая
высокая.
Интересно читать. Если человек запилил до дыр несколько пластинок -
интересно. Спасибо.

Miao (19.11.2011 17:33)
Прекрасное исполнение. Трудно представить, что сыграть можно лучше.

Intermezzo (17.05.2012 21:18)
Хм... И я поставил этому исполнению 5. Но сейчас, слушая, удивляюсь, даже ужасаюсь - как
же это грубо. Каждый `порыв`, каждое crescendo - как кинжал в сердце.

Скорее всего, конечно, уже завтра мое тело будет найдено где-нибудь в Сене (или в
сожженном до тла доме), но все же - почему так восхитительны (для меня) исполнения 1-й,
3-й, 30-й, 32-й, 7-й (так вообще все), 8-й (некоторые) и т. д.; но пугает это?

Maxilena (17.05.2012 21:22)
Ой, Андрей, вы меня расстраиваете! Для меня `Апассионата` существует только в этом
исполнении. Я так чувствую, что это - ее суть. Причем это исполнение люблю с детства, еще
на твердом виниле было. Надеюсь, это у Вас временное.

Anthony (06.03.2013 02:09)
Никогда не воспринимал Рихтера, но это абсолютно феноменально!!!

alexshmurak (06.03.2013 02:34)
Anthony писал(а):
Никогда не воспринимал Рихтера
смело! я,
далеко не фанат Рихтера, преклоняюсь перед лучшими его работами. к примеру, Лунный свет
КД, фортепианный квинтет ДДШ, 5й концерт ССП предпочитаю именно у СТР. И это далеко не
всё.

Romy_Van_Geyten (06.03.2013 02:43)
alexshmurak писал(а):
смело! я, далеко не фанат Рихтера, преклоняюсь
перед лучшими его работами. к примеру, Лунный свет КД, фортепианный квинтет ДДШ, 5й
концерт ССП предпочитаю именно у СТР. И это далеко не всё.
Ну, 32-ю сонату ЛВБ можно
упомянуть... без большого пафоса... ещё парочку, если поискать...

Andrew_Popoff (06.03.2013 02:46)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Ну, 32-ю сонату ЛВБ можно упомянуть... без
большого пафоса... ещё парочку, если поискать...
Да, 32-я у СТР незабываемая.
Фантастика.

interludium (06.03.2013 02:49)
Неужели найдутся до такой степени заядлые рихтерианцы, что будут отстаивать самобытность
рихтеровского Шопена и тем паче Скрябина? Или даже не самобытность, а хотя бы
сколько-нибудь убедительное их прочтение (найдутся-то они найдутся, но каковы будут их
доводы ЗА?). И, вообще, по гамбургскому счёту, из русских композиторов на 100 процентов
ему удавался лишь Рахманинов.

Romy_Van_Geyten (06.03.2013 02:50)
interludium писал(а):
И, вообще, по гамбургскому счёту, из русских
композиторов на 100 процентов ему удавался лишь Рахманинов.
Ничего смешнее я не
слыхал...

alexshmurak (06.03.2013 02:56)
interludium писал(а):
Неужели найдутся до такой степени заядлые
рихтерианцы, что будут отстаивать самобытность рихтеровского Шопена и тем паче
Скрябина?
Шопен - классно! Баллады, скажем. Да и прелюдии. А 4й этюд? Скрябин - 5я
соната! Что за дела, блин? :)

Romy_Van_Geyten (06.03.2013 03:11)
alexshmurak писал(а):
Шопен - классно! Баллады, скажем. Да и
прелюдии. А 4й этюд? Скрябин - 5я соната! Что за дела, блин? :)
4й этюд он играет
так, что хочется немедленно пристегнуться, чтоб не выпасть из кресла...) да и всё
остальное... А B-dur`ная соната Шуберта? А?!

interludium (06.03.2013 03:17)
Даже в балладах при всей архитектурной стройности формы, струралистской выверенности,
наконец некоторой философичности, не наличиствует непосредственности изложения,
импровизационности влучшем смысле этого слова (конечно не в горовицевском его выражении).
Что касается сонат Скрябина, начнём с того, что дефицит пресловутой скрябинской полётности
налицо, отсутствует дыхание космоса, нет рафинированной истончённой лирики, а главное не
ощущается Метафизика.

interludium (06.03.2013 03:19)
Против рихтеровского Шуберта, равно как Шумана, Брамса, я изначально ничего не имела.
Здесь он Бог.

alexshmurak (06.03.2013 03:30)
interludium писал(а):
а главное не ощущается Метафизика.
Вы
заслуживаете чего-то очень Хорошего.

interludium (06.03.2013 03:44)
Romy_Van_Geyten писал(а):
4й этюд он играет так, что хочется
немедленно пристегнуться
Опять же, по-поводу четвёртого этюда. Конечно, догадываясь о
ваших очевидных отсылках к знаменитым кадрам из монсенжоновского фильма, благодаря
которому эта запись возымела столь широкое распространение (помню-помню этот столь
выгодный и столь редко применяемый ракурс в музыкальной видеохронике того времени
`руки-вид сверху` в последней странице), хочется обратить внимание на то, что кроме
колоссальной техники и натиска, ничего живого, в сугубо шопеновском смысле, на мой взгляд,
там нет.

samlev (06.03.2013 03:46)
interludium писал(а):
И, вообще, по гамбургскому счёту, из русских
композиторов на 100 процентов ему удавался лишь Рахманинов.
Да, `Картинки с выставки`
ну никак ему не удавались! Первый концерт и Большая соната Чайковского тоже. А как ему
Прокофьев - весь - не удавался - просто караул!! Скрябин - Пятая, Шестая, Седьмая сонаты
- совсем не удавались, кактастрофически. О Прелюдиях и фугах Шостаковича вообще не говорю
- не удавались и все. Да и в отношении Рахманинова Вы, Interludium, как-то слишком уж к
Рихтеру великодушно-мягкотелы.

Romy_Van_Geyten (06.03.2013 03:47)
alexshmurak писал(а):
Вы заслуживаете чего-то очень Хорошего.
Я
себе это даже представил... живенько так, с дикими криками...

Mikhail_Kollontay (06.03.2013 07:51)
interludium писал(а):
в сугубо шопеновском смысле
А Вы уверены,
что этот этюд написал Шопен? Я и вообще в отношении его творчества сомневаюсь по поводу
авторства. Почти ничего шопеновского под именем Шопен нет.

samlev (06.03.2013 08:09)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Вы уверены, что этот этюд написал
Шопен? Я и вообще в отношении его творчества сомневаюсь по поводу авторства. Почти ничего
шопеновского под именем Шопен нет.
Есть рукопись 10-го опуса.

Romy_Van_Geyten (06.03.2013 08:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
сомневаюсь по поводу авторства. Почти
ничего шопеновского под именем Шопен нет.
Эмм... Фрэнсис Бэкон протягивает Жорж Санд
руку через века?

Mikhail_Kollontay (06.03.2013 08:35)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Эмм... Фрэнсис Бэкон протягивает Жорж Санд
руку через века?
Ну, 4-й этюд написала, думаю, тень Баха (при небольшом соавторстве
Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК, 1. И эти странные привидения вообще славно
над душой и рукой Шопена поиздевались, примеров тьма.

Romy_Van_Geyten (06.03.2013 08:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну, 4-й этюд написала, думаю, тень Баха
(при небольшом соавторстве Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК,
1.
Действительно, похожи... Ну, так они там все по части воровства мастера были. Без
исключений... Одобряю.

Mikhail_Kollontay (06.03.2013 09:07)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Действительно, похожи.
Да ведь уже 1-й
этюд есть открытая реплика на 1-ю же прелюдию Баха. Если задуматься, почему у Баха
последние три ноты фигурации - идиотское повторение только что сыгранных? может, от того,
что клавиатуры не хватало (то есть воображаю, как мог думать Шопен)? А если сыграть как
полагается? ааа! ну так мы и по всей клавиатуре раскатим. Я думаю, что это не воровство, а
сознательное обращение к тактильным идеям, которыми Бах - не только клавишный -
переполнен, и Шопен нашел в лице ИС доброго друга, единомышленника и поставщика
бесплатного материала. Мышление через движение! в комбинации со слуховой и вестибулярной
работой! и вперёд. Это только часть пафоса - скажем, в 4-м этюде же еще и попытка
написать двухголосную имитационную некую штуковину (при участии бассо континуо). Поди-ка
поищи такое у Фильда, Мошелеса и Калькбреннера. Все эти мысли на самом деле, может, и есть
сердцевина музыкального романтизма, который почему-то в наших умах уходит от того
интереса, скажем, к готическому роману (ну, Баху тут влетело под горячую руку), о котором
даже Чернышевский как об основе романтического сознания в одной работе удосужился
написать.

Romy_Van_Geyten (06.03.2013 09:21)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я думаю, что это не воровство, а
сознательное обращение к тактильным идеям
+100500 (с руками и ногами)

Mikhail_Kollontay (06.03.2013 09:25)
А чего стОит затравка тонального плана 10-го опуса. Первая половина то есть, что тебе
Хиндемит. Я так и не понимаю. то есть не задумывался даже, что это за До - Ми - Фа диез за
такие, плюс параллельные миноры. Ну не может быть случайно.

MargarMast (06.03.2013 19:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А чего стОит затравка тонального плана
10-го опуса. Первая половина то есть, что тебе Хиндемит. Я так и не понимаю. то есть не
задумывался даже, что это за До - Ми - Фа диез за ...
И вообще Шопен - призрак,
галлюцинации, плод больного воображения некоторых не совсем адекватных слушателей

sir Grey (06.03.2013 19:42)
Mikhail_Kollontay писал(а):
/.../в 4-м этюде же еще и попытка
написать двухголосную имитационную некую штуковину (при участии бассо континуо).
/.../
А где там два голоса и бас континуо?

sir Grey (06.03.2013 19:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну, 4-й этюд написала, думаю, тень Баха
(при небольшом соавторстве Паганини). Ср. с прелюдией Фа диез минор, ХТК,
1./.../
Лично я ничего не слышу общего. Даже странно.

Вообще, правда, похоже! Правда, похоже! странное соседство.

Mikhail_Kollontay (07.03.2013 09:55)
sir Grey писал(а):
А где там два голоса и бас континуо?
Ну как.
Сначала тема в правой руке - пропоста: через несколько тактов она же в левой, в
доминантовой тональности - риспоста, как учили. И в том же роде песенка продолжается. А
аккорды добавлены точь в точь как Шуман добавил аккорды к сольным скрипичным сонатам Баха.
И получилась весьма романтическая музыка, надо сказать. Это одна из самых последних работ
Шумана, кстати.

Mikhail_Kollontay (07.03.2013 09:56)
sir Grey писал(а):
странно
Смотря в каком темпе что играть,
глазами-то точно похоже, думаю.

sir Grey (07.03.2013 11:19)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну как. Сначала тема в правой руке -
пропоста: через несколько тактов она же в левой, в доминантовой тональности - риспоста,
как учили. /.../
Спасибо. Только трудно мне это. Я думал, что континуо - это такой
контрапункт, который как-то обозначает гармонию. Все перепутал я, видимо.

Mikhail_Kollontay (07.03.2013 11:22)
sir Grey писал(а):
континуо
Тут были разговоры на эту тему,
только я их не читал. Коротко говоря - аккорды, которые подбренькиваются с басом для
упихивания в уши гармонической вертикали.

sir Grey (07.03.2013 13:37)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тут были разговоры на эту тему, только я
их не читал. Коротко говоря - аккорды, которые подбренькиваются с басом для упихивания в
уши гармонической вертикали.
Теперь понял. Спасибо.

Aelina (11.01.2015 14:05)
Miao писал(а):
Прекрасное исполнение. Трудно представить, что сыграть
можно лучше.
Да, трудно! Мощно!
На разрыв тысячи аорт!!!!!!!
Рихтер-гений!

Karasik (11.07.2023 14:44)
`Оставлю тут маленькое эмоциональненькое мненьице, которое никому, может, и не нужно, но
раз просится, почему не написать. У Рихтера как-то Бетховен предстает человеком, человеком
живым, гениальным, но не ненормальным, порывистым, как это бывает у других пианистов, а
вдумчивым, философом, намного более глубоким, чем о нем порой поверхностно судят. А таким
Бетховен, видимо, и был - да и не мог быть иным, - очень многогранным, мудрым, честным, но
при этом с `огоньками в глазах` - юмором, загадкой, шуткой чем-то неуловимым, не только
прямолинейным, что-то от немецких сказок и природы. Попадание в этот образ (который
создается и из музыки и из чтения и сопоставления серьезных источников о Бетховене,
посещения `бетховенских` мест на карте Земли и т.п.) у Рихтера, наверное, процентов 80 - и
это и ставит его на поистине недосягаемую высоту, хотя 20 иногда недостающих процентов -
это, возможно, вот как раз та более загадочная сторона Бетховена, где больше полутонов и
теней,едва заметных юмора, иронии. Но тех 80 процентов, что есть у Рихтера у других
пианистов (из слышанных, конечно) нет и близко. Да, у Рихтера в Бетховене чего-то может не
хватать, но - Рихтер непокорён`.



 
     
classic-online@bk.ru