«Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах (1911―1913, редакция 1943), либретто Н. Рериха. Первое исполнение ― 29 мая 1913, Париж, театр Елисейских полей, под управлением...Читать дальше
«Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах (1911―1913, редакция 1943), либретто Н. Рериха. Первое исполнение ― 29 мая 1913, Париж, театр Елисейских полей, под управлением Пьера Монтё.
Часть I. Поцелуй земли Вступление Весенние гадания. Пляски щеголих (Les augures printaniers. Danses des adolescentes) Игра умыкания (Jeu du rapt) Вешние хороводы (Rondes printanières) Игра двух городов (Jeu des cités rivales) Шествие Старейшего-Мудрейшего (Cortège du sage) Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший) (Le sage) Выплясывание земли (Danse de la terre) Часть II. Великая жертва Вступление Тайные игры девушек. Хождение по кругам (Cercles mystérieux des adolescentes) Величание избранной (Glorification de l`Élue) Взывание к праотцам (Évocation des ancêtres) Действо старцев — человечьих праотцов (Action rituelle des ancêtres) Великая священная пляска (Избранница) (Danse sacrale (l`Élue)) Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного». Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-Мудрейшим завершает яростное «Выплясывание земли». Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд. Х Свернуть |
||
подборку, посвящнную Лионелю Месси. Я не болельщик, но был совершенно заворожен этой
картиной… как бы это сказать… неистового, прямо-таки бешеного азарта с которым Месси
рвется к воротам, совершенно непостижимым образом прорываясь сквозь стены защитников и
оставляя их в дураках. Это, конечно, не просто гениальное мастерство, но уже определенно
- высокое искусство, потому, что это необычайно красиво.
И вот, услаждаяюсь я это играми Месси, и вдруг – ни с того, ни сего – мне
откуда-то компьютерный домовой подбрасывает запись совершенно не футбольного толка, но
запись, которую я давно ждал, искал, так как до того видел из нее фрагменты, а именно –
транскрипцию «Весны священной», сделанную, надо полагать, израильским перкуссионистом
Мартином Грубингером и сыгранную его ансамблем с приплюсованной к нему Юйджа Ванг. Излишне
живописать – с каким интересом я смотрел/слушал это действо, эту работу горячего цеха по
производству звуков. Конечно, сравнивать эту реализацию с игрой оркестра нет смысла, тут
есть и утраты, и приобретения. Например – все медленное, полное мистической тайны начало
2-й части- вплоть до «Величания избранной». И очень выпукло звучит «начало конца» ВС,
когда действие вступает на ритмическую тропу, ведущую к сокрушительному финалу…
Скажете, - причем здесь футбол? Вроде бы и ни при чем. Но как-то очень
близкими по духу мне показались страсти, самоотдача и стремление к красоте исполнения у
Месси и квартета Грубингера. (Для желающих оставляю ссылку
https://www.youtube.com/watch?v=CcVOqnJSVms).