Буря в горах. На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с...Читать дальше
Буря в горах. На фоне неба, озаряемого вспышками молний, одиноко вырисовывается фигура Демона. Он радостно внимает разбушевавшейся стихии разрушения и борьбы. Но вот буря стихает. Демон с презрением вслушивается в многоголосый хор пробуждающейся природы. Он ненавидит мир, населенный ничтожествами, пресмыкающимися перед творцом вселенной. Ангел добра призывает Демона к любви и всепрощению. Только любя и прощая, он сможет вернуться в рай. Но Демон отвергает эти призывы. Ему не нужен покой райской обители: он жаждет борьбы и страстей.

Замок князя Гудала на берегу Арагвы. Группа девушек спускается к реке за водой. Среди них прекрасная дочь Гудала Тамара. Она весело шутит и играет с подругами. Невидимый ими, появляется на скале Демон. Он поражен чистой красотой Тамары. Непонятная тоска овладевает девушкой; она чувствует присутствие Демона. Неожиданно слова страстных признаний касаются ее слуха. Кто-то незримый призывает ее забыть все земное, уйти в надзвездные края, где она станет царицей мира. Тамара оглядывается и видит Демона. В испуге она зовет подруг, но на скале уже нет никого. Полная неясной грусти, Тамара возвращается в замок.

Молодой князь Синодал спешит к невесте. Буря задержала его караван, и сегодня ему не дойти до замка Гудала. Спускается ночь. В диком ущелье, у старой заброшенной часовни, караван останавливается на ночлег. Князь посылает к Гудалу гонцов. Лагерь засыпает. Лишь Синодал сидит в задумчивости. Его мысли устремлены к Тамаре, он мечтает о скорой встрече с возлюбленной. Но вот и князя одолевает сон. На скале возникает мрачная фигура Демона. Некоторое время Демон всматривается в уснувших путников и затем исчезает. Внезапно на спящий караван нападают разбойники. Завязывается неравный бой. Синодал умирает с именем Тамары на устах.

В замке Гудала все готово для свадьбы. Ждут лишь жениха. Старый князь выводит к гостям одетую в подвенечное платье Тамару. Гонец сообщает, что вскоре должен прибыть Синодал. Начинаются танцы. Неожиданный шум и крики нарушают веселье. Вносят тело убитого князя. Тамара поражена горем. Гости в молитве преклоняют колени. В это время Тамара снова слышит голос Демона и с трепетом внимает его утешениям. Она погружается в тяжелый сон; во сне ей является Демон. Пробудившись, Тамара ищет таинственного искусителя и вдруг наяву слышит его голос. Страшась обольщения, она просит отца отпустить ее в монастырь. Гудал дает согласие.

Ночь. Спит монастырь. Освещено лишь окно кельи Тамары. Появляется Демон. Любовь преобразила его. В нем ожили угасшие чувства. Ему уже не дороги ни власть, ни бессмертие, ни свобода. Он жаждет испытать человеческое счастье. С тайным трепетом приближается Демон к монастырю, но путь ему преграждает Ангел. Он заклинает Демона оставить Тамару. В мгновение прежняя ненависть закипает в душе Демона, и с возгласом «Она моя» он устремляется за ограду.

Келья, освещенная лампадой. У открытого окна задумчиво стоит Тамара. Монастырь не принес девушке желанного успокоения. И здесь ее неотступно преследует образ таинственного искусителя. Неожиданно лампада гаснет, Тамара видит в келье Демона. Он говорит ей о своих страданиях, жажде обновления и любви, которая заставила возненавидеть зло. Тамара пытается побороть растущее чувство любви. Но речь Демона звучит все более страстно, горячо, и девушка поддается его очарованию. Демон приникает к ее устам страстным поцелуем. Тамара падает мертвой. Злой дух торжествует: он овладел чистой душой девушки. Но торжество его преждевременно: Ангел добра приносит Тамаре прощение. Ее душа принадлежит небу. Погибла последняя надежда Демона. Снова он один в мире, один со своей тоской и ненавистью.

Премьера - 13 (25) января 1875 г.

Х Свернуть

Демон - Евгений Никитин, Ангел - Наталья Евстафьева, Тамара - Марина Мещерякова, Синодал - Илья Левинский, Гудал - Михаил Кит. Хор и оркестр Мариинского театра. Запись - февраль 2003 года.
         (17)  


kordova (09.06.2012 22:47)
Очень понравились исполнители Синодала,Тамары,Няни (почему-то не указана фамилия),а Демон
неплохой голос,но несколько,на мой взгляд,прямолинейный образ Зла,в этом отношении мне
ближе исполнение Георга Отса-такое нежное и обволакивающее коварство,оркестр и хор
великолепны-браво дирижёру!Спасибо!

Andrew_Popoff (29.02.2016 00:15)
Сходил я сегодня на `Демона` в Станиславского-Немировича.
Делюсь впечатлениями:

“Демона” в театре вживую я прежде никогда не видел. В записи слышал много раз, и знаю эту
оперу неплохо, но ставят её редко, а потому я не мог не пойти.
Во-первых, о самой опере. Собственно, всё самое ценное в ней сосредоточено в партии
Демона и во всём, что с Демоном связано. Остальное вполне можно опустить полоскаться в
Лету. Ну, ещё хор “Ноченька” из 3-й картины пусть останется. Зато линия Демона - это,
конечно, в числе лучших страниц русской романтической музыки. Да и вообще оперной
романтической музыки.
По такому случаю, динамичная и демоническая первая картина оперы, кажется слишком
короткой по сравнению с нудными псевдофольклорными второй и третьей. И ни один режиссёр с
этой проблемой не справился, в том числе и режиссёр нынешней постановки. Можно было бы на
третьей картине всхрапнуть, но неловко. Соседи тоже бы всхрапнули, но терпят, а потому
встретят мой храп с удвоенной ненавистью. Приходится терпеть.
Зато второе и третье действие музыкально всегда захватывают, независимо от того, как
опера поставлена.
Увы, эту постановку никак нельзя назвать идеальной. Хорошей тоже - с большой натяжкой.
Скорее, какой-то скроенной наспех.
Разумеется, куда нам деться от “режоперы”. И тут тоже всякие чудеса. То бригада
демонов-скарабеев катает по сцене Луну из папье-маше, то в течение всего действия над
сценой висят спижж*нные у Врубеля демонские крылья, и вообще кажется, режиссёр решил
сделать ужастик, вроде “Кошмара на улице вязов” или “Джиперс Криперс”, “Ребёнка Розмари” и
т.п.
Но к кошмарам “режоперы” я привык. К тому же, здесь они частично компенсировались
неплохими костюмами и отсутствием АК-47 и мобильных телефонов у массовки .
Так что, если бы музыкальная часть была на высоте, я бы простил все причуды оперного
совриска.
Увы, в вокальном отношении безупречны были только два персонажа - Синодал и Старый слуга.
Они не только обладают хорошими голосами, но и петь умеют, что встречается значительно
реже. И только у них было понятно каждое слово. А дикция певца - первый показатель хорошей
школы. Но к сожалению, Синодал появляется только в самой скучной третьей картине, поёт
скучную арию, после чего его сразу убивают. А Старый слуга поёт и того меньше - “чего
изволите” и “кушать подано”.
У Тамары голос неплохой, она артистична, но ни одного слова не понятно. Есть ещё одна
проблемка. Можно ли Тамару назвать красавицей? Ведь она красавица у Лермонтова и у
Рубинштейна. Хм... пожалуй, можно, но если принять за основу кавказский стандарт красоты.
Я имею в виду старый анекдот, про знойного южанина, который долго стоял в отделе женского
белья, рассматривая дамские трусы 60-го размера. После чего обратился к продавцу: “Слишь,
дарагой... эсли будэт кто спрашиват, остав эй мой тэлэфон, да?”
Что сказать о главном герое? Пожалуй, и неплох. Эдакий мачо. Увы, редко попадает в ноты.
Голос сильный, но какой-то неровный, непонятный. Трудно даже сказать - красивый или
ужасный. В манере довольно много опереточного. Так и ждёшь, что он вскинет длани ко
небесех и раскатится страшным демоническо-оперным смехом: Ха!ха!ха!ха!ха! - хотя в
партитуре подобного не предусмотрено. Не рассмеялся, за что ему большое спасибо.
Вы спросите меня - так что же? Идти или не идти? Как вам сказать... Идите, конечно.
Возможно, впечатления не от всего будут приятные, но они будут. И потом, надеюсь, через
полгодика спектакль устаканится, отполируется и, возможно, будет не таким уж сырым. И
вообще, ходите в театр. Это здорово!

steinberg (29.02.2016 01:27)
Andrew_Popoff писал(а):
Я имею в виду старый анекдот, про знойного
южанина, который долго стоял в отделе женского белья, рассматривая дамские трусы 60-го
размера. После чего обратился к продавцу: “Слишь, дарагой... эсли будэт кто спрашиват,
остав эй мой тэлэфон, да?”
Ни театр, ни опера мне не интересны, поэтому я вспомнил
похожий анекдот. Действие происходит в том же отделе.
-Мне надо трусы на девочку, восьмой класс.
-Размер какой?
В ответ молчание.
-Она какая: полная, худая?
Опять молчание. Продавец начинает нервничать:
-Ну рост какой? Подробности хоть какие-нибудь сообщите.
-Восьмой бэ.

Mikhail_Kollontay (29.02.2016 06:41)
Andrew_Popoff писал(а):
“Демона” в театре вживую
Большое спасибо
за потраченное время (дважды - на спектакль и на рассказ). По мне, непонятно, зачем
ставить. Правда, давно я смотрел, но помню, что было вот это ощущение совершенно
безнадёжно.

Phalaenopsis (29.02.2016 08:06)
Andrew_Popoff писал(а):
...о самой опере. Собственно, всё самое
ценное в ней сосредоточено в партии Демона и во всём, что с Демоном связано. Остальное
вполне можно опустить полоскаться в Лету. Ну, ещё хор “Ноченька” из 3-й картины пусть
останется.
Совершенно не согласен. Партия князя Синодала не менее интересна, а
мелодически более красива. Вот эта ария, в которой разноразмерная мелодия с восточным
оттенком может считаться украшением оперы:
Обернушись соколом,
и к тебе, моя горлица пугливая,
полетел бы я...
...я ж ещё вдали,
словно подломилися крылия мои.
Хор усталых воинов просто завораживает, где на самых тихих голосах они склонятся ко сну.
А вот эта партия князя, послушайте:
`Ноченькой тёмною ветры послушные
Как бы нам в горницу к милой влететь
Всё что скажу я вам как я люблю её
Над изголовьем милой пропеть...`
Великолепно, правда?
Резня. Этот момент оркестрован просто блестяще. Есть что-то от Вагнера.
Далее тоже не менее страстно. Переживания Тамары и ломка Демона.
Нет, отличная опера.

P.S. Слушаю в исполнении Мелика-Пашаева с Козловским. Не знаю даже, что там Гергиев
наваял, но опера, повторюсь, классная.

Phalaenopsis (29.02.2016 08:11)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Большое спасибо за потраченное время
(дважды - на спектакль и на рассказ). По мне, непонятно, зачем ставить. Правда, давно я
смотрел, но помню, что было вот это ощущение совершенно безнадёжно.
Как минимум
странно.

Mikhail_Kollontay (29.02.2016 08:17)
Phalaenopsis писал(а):
Как минимум странно.
Да у меня тоже
ощущение, что рецепторы отсохли уже.

Andrew_Popoff (29.02.2016 15:36)
Phalaenopsis писал(а):
Совершенно не согласен. Партия князя Синодала
не менее интересна, а мелодически более красива.
Разумеется, я на объективность не
претендую, это лишь мои впечатления, которые, как ни странно, в отношении `Демона` не
меняются с момента моего первого знакомства с этим опусом. Так что, возможно, тут дело во
мне.

Phalaenopsis (29.02.2016 19:40)
Andrew_Popoff писал(а):
Так что, возможно, тут дело во
мне.
Возможно, что и не только в Вас. Если постановка будет плохой, неряшливой, то и
восприятие будет неполноценным.
Приведённые мной примеры были исполнены Козловским, которого я очень высоко ставлю.

Phalaenopsis (29.02.2016 19:45)
Andrew_Popoff писал(а):
Сходил я сегодня на `Демона` в
Станиславского-Немировича.
Не могли бы Вы кратенько хотя бы назвать оперы, которые
идут в этом театре?

Andreewa (29.02.2016 20:44)
Phalaenopsis писал(а):
Не могли бы Вы кратенько хотя бы назвать
оперы, которые идут в этом театре?
Да Вы сами можете посмотреть на сайте театра.

Phalaenopsis (29.02.2016 20:58)
Andreewa писал(а):
Да Вы сами можете посмотреть на сайте
театра.
А что за театр то?

weina (29.02.2016 21:04)
Andrew_Popoff писал(а):
Сходил я сегодня на `Демона` в
Станиславского-Немировича...

...надеюсь, через полгодика спектакль устаканится, отполируется и, возможно, будет не
таким уж сырым. И вообще, ходите в театр. Это здорово!
Спасибо, Андрей, за `отчет` -
очень интересно написали. Только боюсь, в отношении этого спектакля Вы излишне
оптимистичны. Если уж он за 6-7 лет не устаканился, то вряд ли помогут и дополнительно
отведенные Вами полгода.)) Я смотрела-слушала его в год премьеры (2008 или 2009), и,
похоже, за прошедшее время ничего не изменилось, разве что Наталья Мурадымова, судя по
Вашему описанию, еще больше растолстела.
Но вообще я к `Стасику` очень тепло отношусь, хороших, запоминающихся постановок у них
немало - `Богема`, `Мадам Баттерфляй`, `Сказки Гофмана`, `Итальянка в Алжире`, `Война и
мир`, `Хованщина` (можно продолжить). Правда, нужно еще постараться подкараулить `первый
состав`.
Ваш призыв ходить в театр (и на концерты заодно) горячо поддерживаю. Нельзя питаться
одними `консервами`, даже самыми высококачественными. Живое исполнение очень освежает
восприятие. А уж если повезет и артисты будут в ударе, то это станет таким Событием, с
которым не сравнится ни одна запись.

Andrew_Popoff (29.02.2016 21:35)
Phalaenopsis писал(а):
А что за театр то?
Здесь.

http://stanmus.ru/opera/

Andrew_Popoff (29.02.2016 21:37)
weina писал(а):
Вы излишне оптимистичны. Если уж он за 6-7 лет не
устаканился, то вряд ли помогут и дополнительно отведенные Вами полгода.))
Ну, что же
делать...
Но там немало замечательных спектаклей идут, так что я оптимист.

Phalaenopsis (29.02.2016 21:51)
Andrew_Popoff писал(а):
Здесь.

http://stanmus.ru/opera/
М-да, шикарный репертуар. Медея, Манон, Кози фан тутте,
Орфей.

kusoid (12.07.2023 07:20)
Гудала исполняет не Михаил Кит, а Геннадий Беззубенков.



 
     
classic-online@bk.ru