Антон Рубинштейн
АНТОН РУБИНШТЕЙН (1829–1894)







12 песен для 2-х голосов и фортепиано: 6. `Туча` (Пушкин) op. 48/ 6
12 песен для 2-х голосов и фортепиано: 1. `Ангел` (Лермонтов) op. 48/ 1
12 песен: 4. `Тучки небесные` (Лермонтов) op. 36/4
12 песен: 5. `Кинжал` (Лермонтов) op. 36/5
12 песен: 7. `Певец` op. 36/7
12 русских песен: 1. `Еврейская мелодия` op. 78/ 1
12 русских песен: 6. `Узник` (Лермонтов) op. 78/ 6
12 русских песен: 11. `Ворон` op. 78/11
12 русских песен: 12. `Старый муж, грозный муж` - сцена из `Цыган` А.C. Пушкина для меццо-сопрано, баритона и фортепиано op. 78/12
2 мелодии для фортепиано op. 3
2 фрагмента для фортепиано op. 30
3 каприса для фортепиано op. 21
3 песни для мужского хора (a cappella) op. 61
3 пьесы для фортепиано op. 16
3 пьесы для фортепиано (1867) op. 71
3 салонные пьесы для виолончели и фортепиано (1854) op. 11
3 серенады для фортепиано op. 22
3 характеристические пьесы для фортепиано в четыре руки op. 9
5 пьес для фортепиано (1867) op. 69
6 песен для смешанного хора (a cappella) op. 62
6 песен для четырех мужских голосов (a cappella) op. 31
6 песен на слова Гейне: 1. `Leise Zieht dürch mein Gemüth` (`Томный звон в груди моей) op. 32/1
6 песен на слова Гейне: 2. `Die blauen Frühlingsaugen` (`Глазки весны голубые`) op. 32/2
6 песен на слова Гейне: 3. `In dem Walde` (`В лесу`) op. 32/3
6 песен на слова Гейне: 4. `Es war ein alter Konig` (`Был старый король... `) op. 32/4
6 песен на слова Гейне: 5. `Du bist wie eine Blume` (`Дитя, как цветок ты прекрасна`) op. 32/5
6 песен на слова Гейне: 6. `Der Asra` (`Азра`) op. 32/6
6 песен: 1. `Es blinkt der Tau` (`Блестит роса`) op. 72/1
6 песен: 2. `Wie eine Lerch`` (`Как жаворонок [в небе голубом]`) op. 72/2
6 песен: 3. `Die Waldhexe` (`Лесная ведьма`) op. 72/3
6 песен: 4. `Morgens` (`Утром`) op. 72/4
6 песен: 5. `Veilchen vom Berg` (`Горная фиалка`) op. 72/5
6 песен: 6. `Verlust` (`Утрата`) op. 72/6
6 прелюдий и фуг для фортепиано op. 53
6 пьес для фортепиано op. 104
6 характеристических картин для фортепиано в четыре руки (не позже 1858) op. 50
6 этюдов op. 23
6 этюдов для фортепиано (1870) op. 81
Akrostichon №2, для фортепиано op. 114
`Старая песня`, для мужского хора a cappella, сл. А. Кольцова
«Воспоминания о Дрездене», цикл пьес для фортепиано (1894) op. 118
«Дон Кихот», симфоническая поэма op. 87
«Иван Грозный», симфоническая поэма (1869) op. 79
«Каменный остров», 24 пьесы для фортепиано op. 10
«Костюмированный бал», сюита №2 op. 103
«Музыкальные вечера», 9 пьес для фортепиано (1884) op. 109
«Персидские песни»: 1. `Зулейка` op. 34/ 1
«Персидские песни»: 2. `Как солнце небесам` op. 34/ 2
«Персидские песни»: 3. `Как увижу твои ножки` op. 34/ 3
«Персидские песни»: 4. Мне розан жалобно сказал op. 34/ 4
«Персидские песни»: 5. `Тому, кто хочет жить легко` op. 34/ 5
«Персидские песни»: 6. `Нас по одной дороге` op. 34/ 6
«Персидские песни»: 7. `Скинь чадру с головы` op. 34/ 7
«Персидские песни»: 8. `Нераспустившийся цветок` op. 34/ 8
«Персидские песни»: 9. `Клубится волною кипучею Кур` op. 34/ 9
«Персидские песни»: 10. `Над морем солнце` op. 34/10
«Персидские песни»: 11. `Не будь сурова` op. 34/11
«Персидские песни»: 12. `Дано природой солнцу` op. 34/12
«Петергоф», 12 пьес для фортепиано (1866) op. 75
«Фауст», симфоническая поэма (1864) op. 68
«Шесть вечеров в Санкт-Петербурге», цикл пьес для фортепиано op. 44
Арии из опер
Балетная музыка из оперы «Фераморс» (1862)
Баллада op. 104/6
Баллада `Перед воеводой` (1891)
Баркарола ля минор для фортепиано op. 45bis
Баркарола №6 для фортепиано op. 104/4
Вальс ля-бемоль мажор для фортепиано op. 14/4
Вальс-каприс (1870)
Вариации для фортепиано op. 104/2
Героическая фантазия op. 110
Дуэт `Горные вершины` (Лермонтов) (1852)
Дуэт `Есть тихая роща`
Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели до мажор op. 66
Квинтет для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фагота фа мажор (1855, 1860) op. 55bis
Колыбельная для фортепиано op. 16/2
Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор op. 65
Концерт для виолончели с оркестром №2 ре минор op. 96
Концерт для скрипки с оркестром cоль мажор (1857) op. 46
Концерт для фортепиано с оркестром №1 ми минор (1850) op. 25
Концерт для фортепиано с оркестром №2 фа мажор (1851) op. 35
Концерт для фортепиано с оркестром №3 cоль мажор (до 1854) op. 45
Концерт для фортепиано с оркестром №4 ре минор (1864) op. 70
Концерт для фортепиано с оркестром №5 ми-бемоль мажор (1874) op. 94
Концертштюк для фортепиано с оркестром ля-бемоль мажор (1889) op. 113
Опера `Демон` (1871)
Опера `Демон` (арии)
Опера `Купец Калашников` (1880)
Опера `Моисей` (1885-91) op. 112
Опера `Нерон` (1877)
Пьесы для фортепиано op. 93
Романсы, песни
Русское каприччио для фортепиано с оркестром до минор (1878) op. 102
Серенада для фортепиано op. 16/3
Симфония №1 фа мажор op. 40
Симфония №2 до мажор «Океан» (1851) op. 42
Симфония №3 ля мажор op. 56
Симфония №4 ре минор «Драматическая» (1874) op. 95
Симфония №5 cоль минор (1880) op. 107
Симфония №6 ля минор (1886) op. 111
Соната для альта и фортепиано фа минор op. 49
Соната для виолончели и фортепиано №1 ре мажор (1852) op. 18
Соната для виолончели и фортепиано №2 соль мажор (1857) op. 39
Соната для скрипки и фортепиано №1 cоль мажор op. 13
Соната для скрипки и фортепиано №2 ля минор op. 19
Соната для скрипки и фортепиано №3 си минор op. 98
Соната для фортепиано в 4 руки ре мажор (1871) op. 89
Соната для фортепиано №1 ми минор op. 12
Соната для фортепиано №2 до минор op. 20
Соната для фортепиано №3 фа мажор op. 41
Соната для фортепиано №4 ля минор op. 100
Струнный квартет №1 соль мажор op. 17/1
Струнный квартет №2 до минор op. 17/2
Сюита для оркестра ми-бемоль мажор op. 119
Тема с вариациями соль мажор для фортепиано (1871) op. 88
Увертюра к опере «Дмитрий Донской» (1849)
Фантазия для фортепиано с оркестром до мажор op. 84
Фантазия ми минор для фортепиано (1866) op. 77
Фортепианное трио №3 си-бемоль мажор op. 52
Части произведений
Экспромт для фортепиано op. 16/1
Экспромт для фортепиано op. 104/5
Элегия для фортепиано op. 104/1
Этюд для фортепиано op. 104/3


Последние комментарии к произведениям композитора

Osobnyak (02.10.2016 19:29) не в сети не в сети
Кто-нибудь знает номер опуса этого романса?
Anonymous (02.10.2016 19:34) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Кто-нибудь знает номер опуса этого
романса?
Сочинение 1849 года без опуса.
Osobnyak (02.10.2016 20:37) не в сети не в сети
Anonymous писал(а):
Сочинение 1849 года без опуса.
Спасибо... но
откуда сведения? Очевидцев отдельности не встретил. Хотя рылся минут 40. Зачастую опусы
стесняются писать, поэтому всех подозреваю.
Opus88 (03.10.2016 05:22) не в сети не в сети
Osobnyak писал(а):
Кто-нибудь знает номер опуса этого
романса?
Вроде как op 36, первый номер.
`Утёс`, op. 36 (Zwolf Lieder aus dem Russischem von F. Bodenstedt) no. 1 (1849-51)
[voice and piano], Wien, Spina, also set in German (Deutsch).

Но этот опус вроде как слепили как-то позже, собрав 12 песен, и опубликовали в Германии.
Поэтому мало сведений.
Opus88 (03.10.2016 05:54) не в сети не в сети
Opus88 писал(а):
Вроде как op 36, первый номер.
`Утёс`, op. 36 (Zwolf Lieder aus dem Russischem von F. Bodenstedt) no. 1 (1849-51)
[voice and piano], Wien, Spina, also set in German (Deutsch).

Но этот опус вроде как слепили как-то позже, собрав 12 песен, и опубликовали в Германии.
Поэтому мало сведений.
Упс, Лермонтова попутал, пока искал.
Тучки - номер четыре, в том же op. 36.
Здесь в архиве из этого опуса есть номер пять
Osobnyak (03.10.2016 15:47) не в сети не в сети
Opus88 писал(а):
Упс, Лермонтова попутал, пока искал.
Тучки - номер четыре, в том же op. 36.
Здесь в архиве из этого опуса есть номер пять
Спасибо!
Osobnyak (03.10.2016 16:25) не в сети не в сети
Opus88 писал(а):
Здесь в архиве из этого опуса есть номер
пять
Есть ещё № 7.
Intermezzo (26.03.2012 11:23) не в сети не в сети
До чего ж здорово! Русская школа.) А пианистом Рубинштейн (по словам другого Рубинштейна)
был весьма посредственным.
precipitato (26.03.2012 19:20) не в сети не в сети
Intermezzo писал(а):
А пианистом Рубинштейн (по словам другого
Рубинштейна) был весьма посредственным.
Да прямо....от него все тащились вообще..
Intermezzo (26.03.2012 19:26) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Да прямо....от него все тащились
вообще..
Так ведь не мои слова.) Артур Рубинштейн так говорил, что-то вроде: `Когда я
приехал в Россию, я не беспокоился о фальши в моей игре - русская публика была приучена к
грязной игре еще Антоном Рубинштейном (...)`
precipitato (26.03.2012 19:34) не в сети не в сети
Intermezzo писал(а):
русская публика была приучена к грязной игре еще
Антоном Рубинштейном (...)`
Ну,это-другое дело,фальшивили многие,это сейчас стандарты
поднялись,и уже нельзя.А впечатление производил,говорят,огромное.Хотя по его музыке-трудно
представить.
Mick_M (26.03.2012 19:43) не в сети не в сети
precipitato писал(а):
Ну,это-другое дело,фальшивили многие,это сейчас
стандарты поднялись,и уже нельзя.А впечатление производил,говорят,огромное.Хотя по его
музыке-трудно представить.
Думаю, что это во многом легенда. Ему покровительствовала
Великая княгиня (не помню - кто именно), плюс европейский ореол (`друг` Листа, Шопена,
Мендельсона), да и сам красавец! Много ли надо?
zhenyabas (07.02.2013 01:29) не в сети не в сети
Трудно конечно знать в случае с Рубинштейном, что миф, а что правда, ведь он умер до
появления звукозаписи. Но в данном случае безграничные письменные свидетельства,
зафиксировавшие великий талант его как пианиста и его великую славу, говорят быть может
лучше записей. Современное музыковедение серди десятков мастеров ф-но говорит о пяти,
имена которых имеют право стоять рядом, Лист, Рубинштейн, Рахманинов, Бузони и Рихтер.
Критика, современная самому Рубинштейну, и даже идейно враждебная к нему, еще при жизни
Листа признала его первым мировым пианистом, после же смерти Листа его вообще перестали с
кем-то сравнивать. Его заклятый враг Ганслиг писал, что Рубинштейн вдыхает силы в
изможденную культурную жизнь европы, другие - что сравнивать игру Рубинштейна с еще
чьей-то, равносильно сравнению музыки Бетховена с кем-то из других композиторов. герцог
Ваймарский предложил ему должность покровителя искусств при дворе, котрую перед ним
занимали только Лист и Гете. Последняя четверть 19 века в смысле мирового исполнителтства
- это эпоха рубинштейна, как перед этим она была эпохой Листа. Сен-санс за 17 дней написал
для рубинштейна великий 2 концерт, он боялся что не успеет до отъезда рубинтштейна. и тот
исполнил его в последний вечер гастролей. Почитайте что пишут о рубинштейне пианистие
В.Стасов `Руки Рубинштейна`, Г.Ларош, Ц.Кюи или С.И.Танеев. Но ограничимся
С.В.Рахманиновым, надеюсь, что его авторитет несомненен. В 1932 году он пишет статью
`Десять заповедей отличного пианиста`, в самом начале которой в качестве генерального
тезиса он пишет - среди современных мне пианистов нет ни одного(!!!), искусство которого
приблизилось бы к искусству великого Рубинштейна. А ведь речть идет о годах, когда гремела
слава Гоффмана, Шнабеля, другого рубинштейна, Леванта и многих иных. Рубинштейну пианисту
приписывается в источниках титанический, бетховенский, героико трагический темперамент, и
это кстати, можно услышать в его музыке.
zhenyabas (07.02.2013 01:43) не в сети не в сети
Что до фальши, то речь идет о последних годах жизни, когда он страдал тяжелой глазной
болезнью, у него не поднимались, не открывались веки, из-за чего, кстати, он и довольно
рано прекратил концертную деятелность. Но есть по этому поводу интересное вопоминание
Рахманинова. Как-то на концерте Рубинштейн играл Исламея. Надеюсь что все слышали - это
тяжелейшее для исполнения виртуознейшее призведение, исполнение котрого требует не только
акробатического мастерства, но и темперамента, куража. И вот пишет Рахманинов. зал сидит.
боясь вдохнуть и внимает, как вдруг на половине вещи за кулисами раздается какой-то шум,
который отвлек внимание Рубинштейна, и тот рассосредоточившись, забыл как он должен
продолжать( он всегда играл без нот). И тут. пиште Рахманинов, произошло НЕЧТО - три
минуты Рубинштейн импровизровал в манере Исламея, так, что неискушенная публика не
услышала разницы, пока не вернулся на исходную позицию и не закончил вещь. Это разозлило
Руб., и следующую сонату Бетховена он постарался сыграть максимально точно. и это пишт
Рахманинов. было даже менее чудесно. Нужно просто понять, что такое импровизировать в
стиле Исламея! Можно найти десятки свидетелств выдающихся музыкантов и критиков о высоте и
неповторимости исполнения рубинштейна. Танеев пиште, когда я слушаю, как играет Антон
Гигорьевич, я испытываю такое жгучее и нетерпимое ощущение красоты, которое переходит в
страдание, граничит с ним. а Танеев был скуп на слово и похвалу. Старый Стасов, услышав
исполнение им лунной, был так потрясен, что не решился сказать что Лист, которого он
слышад в молодости, исполнял убедительнее. Ну и т.д.
victormain (23.02.2013 05:27) не в сети не в сети
zhenyabas писал(а):
Трудно конечно знать в случае с Рубинштейном, что
миф, а что правда, ведь он умер до появления звукозаписи...
Это не совсем так.
Записать могли запросто, голос-то остался, вместе с Чайковским:
http://www.youtube.com/watch?v=7DEEdFLjUiw
Просто не сообразили, увы.
zhenyabas (23.02.2013 06:35) не в сети не в сети
Смотрите, во-первых, я не знаю, насколько заслуживает доверия запись голоса, которая есть
в youtube, но действительно, первые пробные звукозаписи были сделаны в последние годы
жизни, а Гоффман уже в 1895 году записал что-то из рубинштейна, какжется вальс-каприс, но
это были записи длительностью в полторы минуты. Рубинштейн просто не успел, и это очень
обидно, поскольку позволю себе спорно предположить, но из мнения слышавших его исполнение
людей, коих немало, следует, что его исскуство интерпритации и проживания произведения
всякий раз заново, эмоционально-личностного самовыражения через исполнение вещи было
неповторимо. Нашел, что Брокгауз и Риман одинаково определяли его как пианиста
непревзойденным исполнителем всех времен и народов, но если Риман критически относился к
нему как композитору, то Брокгауз-Евфрон как композитора называют его выдающимся мастером
19 века. Именно с музыкальной точки зрения важны воспоминания Майкапара, который как-раз
таки подчеркивл, что только молодежь, не слышавшая Рубинштейна в живую, может неверить,
что не было более такого пианиста. Стасов называет его непревзойденным пианистом, каких
еще не было, хотя в отношении к нему как композитору он еще в конце 50 годов спровоцировал
на догие десятилетия травлю Рубинштейна, назвав его не нашим, не русским, чуждым нам. Но
не важно, когда нет записей, можно сколько угодно дискутировать и приводить аргуменры за и
против. Но Лист, который лишь на основе печатных свидетельств известен как первый мировой
пианист так же заслужил неоспоримое признание только более под конец жизни, в расцвете же,
его манера исполнения казалась дикой, ломающей все нормы и стереотипы, как кстати, и
манера Рубинштейна впоследствие. Глинка например, послушав Листа в 1840 году, был непросто
скептичен - ядовит, и назвал его игру `рубкой котлет`. По поводу Рубинштейна, впервые он
был назван `листоподобным` и `листозначимым` в 1862-63 годах, после гастролей в париже,
именно тогда критика отметила его как нечто несравненное, подобным чему был лишь Лист.
После гастролей 68-71 годов в Европе и 72 в америке с Вейнявским, титул первый пианист
мира прочно и неоспоримо закрепился за ним, и в России, и в Европе, тогда же он получил
предложение остаться в веймаре, а Бюлов назвал его единственым преемником и соперником
Листа. Но окончательно Рубинштейн покорил Европу во время концертов середины 80-х, когда
музыкальная жизнь европы этого периода стала `эпохой Рубинштейна`, опять же согласно
источникам. Последним пал Ганслиг, который не вынося манеру игры рубинштейна признал, что
мощь и глубина интерпритации отодвигают на второй план особенности стиля, и рубинштейн
вносит свежее дыхание в изможденную культурную жизнь Европы. Причем дело здесь не в
виртуозной технике, или просто в темпераменте пианиста, как я понимаю, виртуозами салоны
европы были полны до верху, дело в соверешенно особом подходе к исполнению, принципе
проживания и сотворчества произведения здесь и сейчас, исполнение произведения было для
рубинштейна таким же неповторимым хужожественным свершением, как для трагика спектакль,
здесь и сейчас, в этом зале и перед этой публикой, всяки раз не просто `проигрывать`
виртуозно, но создавать художественный образ и жечь им слушателей, воздействовать.
Рубинштейн всегда играл о чем-то своем, личном, что он чувствовал в тот момент и уносил в
себе вместе со звуками, но опять же так описывают источники. Но достаточно одних слов
Рахманинова - в мое время искуство игры на ф-но близко не подошло к искусству Рубинштейна;
у меня большое подозрение, что как раз именно лет сто-стопятьдесят назад поболее понимали
в игре на ф-но, нежели мы, а то, что мы понимаем за гениальную игру, есть добротная
технарность, но может быть я ошибаюсь.
victormain (23.02.2013 07:19) не в сети не в сети
zhenyabas писал(а):
Смотрите, во-первых, я не знаю, насколько
заслуживает доверия запись голоса, которая есть в youtube, но действительно, первые
пробные звукозаписи были...
Конечно, были. Брамс успел записаться. Думаю, что этой
записи голосов можно доверять. Видите ли, если бы производили мистификацию, постарались бы
`записать` что-то `поинтереснее` для спроса. Первый признак фальшивки - сенсационность
содержания. Если в коптских пещерах найдут свиток с дневниками Христа - это будет
очевидной фальшивкой. Когда же находят перечень посуды и приходно-расходные записи - это,
как правило, подлинник. Так и тут. Обыденность ситуации и текстов располагают в сторону
подлинника.
zhenyabas (15.03.2013 19:09) не в сети не в сети
Наверное, вы правы, если честно, я не слишком точно знаю историю звукозаписи, помню, что
первые записи Шаляпина относятся 94-95 год, но надо полагать, что запись `голосов` -
подлинник. Благодарю кстати, не знал, что есть прижизненные записи Брамса, не могли бы вы
указать мне где их поискать. Я бы не удивился, если бы узнал, что Рубинштейн, будучи уже
очень больным человеком, отказался бы записываться, даже имею такую возможность, просто из
страха неудачной записью `оклеветать` или `запятнать` собственную великую славу. Так,
кстати, было и с Шаляпиным, актерское искусство которого попытались запечатлеть на
кинопленку в 1912 году, и вышел конфуз.
Igor2 (01.01.2019 23:15) не в сети не в сети
Кому-то по душе `Вечерком гулять ходила...`, а кому-то больше нравится `Я мысленно вхожу в
ваш кабинет`.
Что ж, о вкусах спорить бессмысленно.
abyrvalg (14.08.2013 03:16) не в сети не в сети
Эх, этюд с середины начинается. 1-ю половину этюда обрезали.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru