Скачать ноты
1. Allegro
2. Romance
3. Rondo: Allegro assai

Запись 1948 года.
         (220)  


abcz (05.06.2012 01:25)
samlev писал(а):
Да, сам С. писал об этом в `Октябре 1916`. Ты не
видишь свои жертвы. Может обстрел культуры тоже связан с выбитым у обоих представлением о
последствиях?
я писал с иронией, но, на самом деле, дистанционное убийство - тогда
только начинавшее доминировать, это вещь, определяющая нашу сегодняшнюю реальность.
Тотально определяющая. Только это мало кто замечает и придаёт этому важность. Тем более
культурную.

abcz (05.06.2012 01:25)
OlgaKz писал(а):
Это не важно. В других вузах нашего города в мое
время была аналогичная картина. Увы!
мои соболезнования

Maxilena (05.06.2012 12:42)
samlev писал(а):
Ох, Максилена! Иными словами, чтение `Программы
КПСС` дало большее число антисоветчиков, чем чтение Солженицына.
Это однозначно!!! У
Солженицына просто достаточно посредственная проза при мощном исходном материале, которую
читали ЗАВЕДОМЫЕ антисоветчики. Чтение же Программы и Устава КПСС могло сделать
антисоветчиком любого умеющего читать, даже младенца.

Maxilena (05.06.2012 12:42)
rty09 писал(а):
Никто не говорил про Трофима Лысенко. Я написал о
Анатолии Л. и его `новой хронологии`.
Я упомянула Трофима Лысенко совсем в другом
контексте.

Maxilena (05.06.2012 12:43)
abcz писал(а):
не, ну это-то очевидно: Солженицына читали уже готовые
антисоветчики, а откуда они брались? От чтения Программы, естественно.
Простите,
ответила, не увидев Вашего поста. как приятно видеть такое единодушие))))

art15 (06.06.2012 13:39)
OlgaKz писал(а):
Мне будет интересно услышать Ваше мнение по
поводу этой записи - http://classic-online.ru/archive/?file_id=68484

Послушайте, пожалуйста.

OlgaKz (07.06.2012 00:55)
rty09 писал(а):
Мне будет интересно услышать Ваше мнение по поводу
этой записи - http://classic-online.ru/archive/?file_id=68484
Хочу только
предупредить Вас, что я – не профессионал, сделайте поправку на это. А мнением своим с
Вами я охотно поделюсь.
Исполнение весьма достойное – пианист настоящий виртуоз! Но в тоже время он – тонкий
лирик, его игра очень эмоциональная, вдохновенная. И его идея толкования этого концерта
оказалась мне близка. Темп был, на мой взгляд, несколько ускорен по сравнению с
исполнениями, которые я слышала ранее, но мне это неожиданно понравилось – сама
музыкальная мысль зазвучала иначе, ново и свежо. А, кроме того, такое незначительное
форсирование темпа позволило ему продемонстрировать более полно свою богатую и свободную
виртуозность, сохраняя при этом отчетливость фразировки и певучесть (звук у него
замечательный!). Мне не понравилась только каденция, но они меня практически всегда
раздражают, если только они не авторские. Спасибо Вам и за эту запись, и другие записи
Андснеса – обязательно все послушаю.

art15 (07.06.2012 01:03)
OlgaKz писал(а):
Судя по отзыву, Вы неплохо разбираетесь в
музыке. Мне кажется, Вы верно отметили самые главные моменты.
Солидарен с Вами, этот концерт у него зазвучал свежо, новаторски)
Спасибо! Очень интересный отзыв, всё по делу сказано.

Я тоже не профессионал.

OlgaKz (07.06.2012 01:09)
rty09 писал(а):
Солидарен с Вами, этот концерт у него зазвучал свежо,
новаторски)
Мне очень приятно, что мы с Вами солидарны в оценке и этого концерта, и
пианиста.

art15 (07.06.2012 01:10)
OlgaKz писал(а):
Мне очень приятно, что мы с Вами солидарны в оценке
и этого концерта, и пианиста.
Взаимно))) Мы еще с Вами солидарны в оценке исполнения
М.В.)

M_I_ (10.06.2012 06:41)
Maxilena писал(а):
...звук у Рихтера мне в этом концерте во всех
представленных исполнений не очень нравится. Клавиши `колотятся` об их основание.
У
Рихтера звук всегда соответствует произведению. Не знаю, кому как, а по-моему Рихтер
играет Моцарта таким звуком, что создаётся иллюзия довольно простоватого инструмента. И
вот из этого инструмента Рихтер выжимает максимум возможного. Иллюзия ещё более простого,
совсем допотопного `пианофорте` возникла у меня при слушании записи ХТК Баха в исполнении
20 и 21 апреля 1969 года. И при этом - неземное парение духа. А вот, хотя бы Дебюсси он
играет так, как будто это и не фортепьяно вовсе. Возьмите, как Рихтер играет Гайдна,
Шопена, Бартока... Всегда разный звук.

Maxilena (10.06.2012 10:02)
M_I_ писал(а):
И вот из этого инструмента Рихтер выжимает максимум
возможного.
Я бы сказала, что как раз Рихтер очень узнаваем именно по звуку.
Прицеплюсь к слову `выжимает`. Вот как раз в 20 Моцарта он слегка `выжимает`, что мне и не
по душе. Я рихтероманка, я писала. Но теперь иногда слышу, что он `поколачивает`.

M_I_ (10.06.2012 14:51)
Maxilena писал(а):
Вот как раз в 20 Моцарта он слегка `выжимает`, что
мне и не по душе.
Согласен, слово `выжимает` тут несколько грубовато, утрирует
ситуацию. Я-то имел в виду, что здесь перед Рихтером рояль времён Моцарта, ещё не очень
совершенный. Посмотрите, как Рихтер играет Листа - совсем другой рояль.
В 20-м концерте (1959) звук у Рихтера соответствует его образной позиции: аскетизм
астронома, наблюдающего гармонию небесных светил.

art15 (10.06.2012 14:59)
M_I_ писал(а):
аскетизм астронома, наблюдающего гармонию небесных
светил
Интересная метафора)

Maxilena (10.06.2012 17:10)
M_I_ писал(а):
что здесь перед Рихтером рояль времён Моцарта, ещё не
очень совершенный. Посмотрите, как Рихтер играет Листа - совсем другой рояль.
Очень
поэтично, но, на мой взгляд, не очень верно. Перед нами просто другой Рихтер - он ведь был
очень разным. А мать моей подруги, пианистка его времен, говорила, что он еще и безумно
волновался перед выступлениями. Всегда. Просто патологически. Поэтому записи, близкие по
годам, могут быть очень разными. Просто у меня за полгода уши `отточились` и несколько
сдвинулись приоритеты. И концерты Моцарта я теперь слушаю совершенно по-другому. Хотя
гипервыразительность мне всегда претила. Андснес изумительно играет и Моцарта, и Шопена, и
Грига. При том остаюсь рихтероманкой.

M_I_ (10.06.2012 18:07)
Maxilena писал(а):
Поэтому записи, близкие по годам, могут быть очень
разными.
Не только по годам, но и по номерам программы одного концерта. Г.Г.Нейгауз
восхищался переходом от Гайдна к Шуману в одном из концертов: `Рояль был другой, звук
другой, характер экспрессии другой...`
Изданы, например, записи с легендарного концерта Рихтера в БЗК 9 июня 1960 года. На
сонате Гайдна и на сонате Бетховена рояль действительно звучит по-разному. Или записи с
концерта 10 октября 1976 года. Бетховен и Шопен сыграны разным звуком.

Mikhail_Kollontay (10.06.2012 18:08)
Maxilena писал(а):
безумно волновался
Боялся забыть текст на
сцене главным образом. Потом на ХТК в середине 70-х сломался окончательно и стал выходить
с закрытыми нотами. Если забывал, останавливался, говорил в зал `Извините`, надев очки,
смотрел в ноты и играл фугу еще раз.

op132 (10.06.2012 18:24)
poiuytr писал(а):
Боялся забыть текст на сцене главным
образом.
а мне интересно - есть люди, которые не боятся? по-моему, это самый
распространенный страх, и совершенно естественный.

M_I_ (10.06.2012 18:36)
poiuytr писал(а):
Потом на ХТК в середине 70-х сломался окончательно
и стал выходить с закрытыми нотами.
До 1981 года это было крайне редким явлением.
Апрель 1972 г. `Прометей` Скрябина по нотам, май 1973 г. ХТК 2-й том с закрытыми нотами,
затем через несколько дней в одном концерте: Моцарт (Камерный концерт № 14 по нотам),
Бетховен (Концерт № 3) без нот; затем в январе 1977 г. Концерт Моцарта № 18 - с нотами, но
не на пюпитре, а в рояле. 9 мая 1981 г. последний концерт в БЗК без нот (Прокофьев).
Начиная с 1982 года всё только по нотам. В камерных ансамблях Рихтер всегда играл по
нотам.

alexshmurak (10.06.2012 18:44)
op132 писал(а):
а мне интересно - есть люди, которые не боятся?
по-моему, это самый распространенный страх, и совершенно естественный.
конечно есть.
те, кто играют только по нотам. например, я)

alexshmurak (10.06.2012 18:45)
M_I_ писал(а):
В камерных ансамблях Рихтер всегда играл по
нотам.
И совершенно естественно.

Вообще, я за игру по нотам любой нотной музыки в любых составах

Mikhail_Kollontay (10.06.2012 18:56)
op132 писал(а):
а мне интересно - есть люди, которые не боятся?
по-моему, это самый распространенный страх, и совершенно естественный.
Забыть текст -
этому всегда есть причина, если ее понять, то не так страшно. Вопрос в дыхании - дыхании
легкими и дыхании мышц. Если человек закрепощен, а Рихтер был ужасно закрепощен, чему
причины даже и вне музыки, человек забывает дышать. Медики скажут, правда ли это: если
человеку плохо, надо громко напоминать ему: дышим! дышим! (если больной в сознании,
конечно). Так и на сцене, ведь глядя на человека, можно определить, что у него судорога,
причем вследствие этой судороги он может сыграть несколько секунд музыки повышенно хорошо
и ярко, за счёт ложной фиксации, и вот заранее известно, что он сейчас, после этой
судороги (иной раз и `сладкой`, эйфорической) чего-то напорет, или намажет, или забудет, а
чаще все вместе. Мозгам надо ведь кушать, то есть - нужен свободный ток крови, а если им
не давать, то они начинают протестовать. Так что если на сцене контролировать дыхание
легкими и мягкость рук, то ничего не случится плохого. Если что-то такое приходит, надо
себя а) заставить себя засопеть, дыша, б) начать усердно поднимать руки повыше, а
следовательно, не так спешить. Есть еще способ: про себя вести музыку, мысля вперёд, то
есть не слушать то, что играешь, а слушать следующее, на такт или на два вперед. Если ты
этого делать не можешь, то это уже показатель плохого дыхания, и это значит, что ты в
опасности. Однако есть еще и другие обстоятельства. Надо заранее приготовить сиденье. Оно
должно быть поставлено существенно дальше, чем тебе удобно, и существенно ниже, чем тебе
удобно. Потому что будет впрыск адреналина, и понадобятся совсем другие внешние кондиции.
Если этого не сделать, то на первой же минуте возникает стресс и желание поменять всё с
сиденьем. Ан уже и поздно. Последнее, причём объяснить это очень трудно. Надо заранее
зажаться, потому что неминуемо на сцене это произойдёт всё равно. И играть в этом
`зажатом` состоянии, внутри него находя все надобные средства. Не искать обычного
расслабленного состояния занятий или урока. Состояние будет другим! если начать
расслабленно, падение неминуемо, и потом надо время, чтобы начать на ходу думать, как
приспосабливаться. Н все-таки еще одно. Не надо репетировать в зале, и более того,
желательно избегать даже прикосновений к клавиатуре того рояля, на котором предстоит
играть, до концерта. Эти прикосновения дают ложное чувство того, что мы рояль знаем и
готовы. Но и вышепомянутый адреналин, и изменившаяся акустика - ввиду присутствия публики
- сделают свое дело, и ни рояля, ни акустики зала мы не узнАем на концерте. Вот, из
собственной практики. Забыть всё равно можно, случалось из одной фуги попадать в другую.
ну что ж, надо как-то модулировать на ходу! Публика нисколько не сердится в таких случаях.
наоборот, сочувствует, надо на этом основывать свое настроение.

karapyzik (10.06.2012 19:01)
alexshmurak писал(а):
Вообще, я за игру по нотам любой нотной музыки
в любых составах
А можно узнать почему?

Maxilena (10.06.2012 19:02)
poiuytr писал(а):
Медики скажут, правда ли это: если человеку плохо,
надо громко напоминать ему: дышим! дышим! (если больной в сознании,
конечно).
Отлично! Вот как раз у матери моей подруги (она из Астрахани) была какая-то
редкая пианистическая школа, связанная именно с дыханием! Чем сам Рихтер несказанно
восхищался. Жаль, она не стала кончертировать по многим причинам. Ее друзья говорили, что
талантлива была невероятно.

alexshmurak (10.06.2012 19:07)
karapyzik писал(а):
А можно узнать почему?
а можно. а потому,
что учить наизусть - чушь собачья, невозможно запомнить все штрихи, тонкости, вместо того,
чтобы музицировать, выдавливаешь из себя текст. происходит неизбежное упрощение в процессе
`выучивания` пьесы наизусть. надо очень тщательно учить пьесы, безусловно, но играть с
нотами на пюпитре

Maxilena (10.06.2012 19:09)
alexshmurak писал(а):
надо очень тщательно учить пьесы, безусловно,
но играть с нотами на пюпитре
Вам, конечно, виднее, но мне всегда мешал текст на
кафедре. Поэтому на защите я взяла микрофон и пошла `в люди`.

alexshmurak (10.06.2012 19:10)
Maxilena писал(а):
Вам, конечно, виднее (...)
не совсем. Мне не
виднее, я говорю исключительно из своего опыта. Есть люди, которым комфортнее играть
наизусть. К счастью, 90% времени я играю в ансамбле, и такую музыку, которую можно играть
только по нотам

Maxilena (10.06.2012 19:12)
Maxilena писал(а):
Вам, конечно, виднее, но мне всегда мешал текст на
кафедре. Поэтому на защите я взяла микрофон и пошла `в люди`.
Ой, может быть, это
потому, что написано ,ессно, в эпистолярном стиле. А читать с кафедры я ненавижу, говорю
своим языком. М.Б. в музыке это по-другому, но наличие текста меня именно и сковывало.

M_I_ (10.06.2012 19:22)
Maxilena писал(а):
А мать моей подруги, пианистка его времен,
говорила, что он еще и безумно волновался перед выступлениями. Всегда. Просто
патологически.
Рассказывали (если не ошибаюсь, Н.Д.Журавлёва), что как-то Рихтер
должен был дать концерт во МХАТЕ`е для артистов театра. Он очень боялся играть. Но, придя
в театр, встретил одну артистку, поразившую его своей красотой. От полученного впечатления
он даже перестал бояться.
Другой пример. 24 декабря 1986 года Рихтер давал концерт в ДШИ № 3 на Каширке. Бетховен -
два Рондо, Соната № 28, а во втором отделении Чайковский - Трио `Памяти великого
художника` (с О.Каганом и Н.Гутман). Первое отделение прошло как-то спокойно, почти вяло и
было видно, что Рихтер недоволен. И.Т.Бобровская, основатель этой школы, друг Рихтера,
была уже безнадёжно больна, знала это, знал это и Рихтер. В зал выйти она не могла,
слушала из-за кулис. В антракте, перед исполнением Трио она сказала Рихтеру: `Это моё
самое любимое произведение`. Рихтер встрепенулся: `Тогда я боюсь играть`. Исполнение было
грандиозное, невероятное. Публика было потрясена. Одна, совсем не музыкальная,
слушательница воскликнула: `ЭТО висело в воздухе!` (это - образ неумолимо приближающейся
смерти). То была редкая, даже для Рихтера, творческая удача.

dushah (10.06.2012 19:30)
Maxilena писал(а):
школа, связанная именно с дыханием
менухин с
айенгаром тоже `дышал`, пранаямой занимался. и своим воспитанникам прививал

Maxilena (10.06.2012 19:36)
dushah писал(а):
менухин с айенгаром тоже `дышал`, пранаямой
занимался. и своим воспитанникам прививал
Мне кажется, что он играет как дышит...

dushah (10.06.2012 19:45)
Maxilena писал(а):
Мне кажется, что он играет как дышит...
да.
играет совершенно естественно, дыхание - под контролем

sir Grey (10.06.2012 21:09)
poiuytr писал(а):
/../Если что-то такое приходит, надо себя а)
заставить себя засопеть, дыша, б) начать усердно поднимать руки повыше, а следовательно,
не так спешить. Есть еще способ/../
И дальше любопытно, но нельзя много цитировать.
Мне, как любителю, было очень интересно это прочитать. Я давно уже отличаю в каких-то
случайных собраниях настоящег музыканта - пусть и не очень хорошего - от любителя по
дыханию. Пианист ли, гитарист ли - как начнет играть, и если тут же как-то по-идиотски
захрюкает или засопит носом, знчит музыкант. Пение Гульда, думаю, оттуда же. Любопытно.
Спасибо.
Вы сами-то кто? Пока я только знаю, что Вы говорите, что у Вас нет чувства юмора. Это я
понимаю. Чем больше я шучу, тем меньше мне это нравится.
:)) шутка.
А Вы композитор? Пианист? Или - как я. Так. Никто.

op132 (10.06.2012 23:21)
poiuytr писал(а):
случалось из одной фуги попадать в другую. ну что
ж, надо как-то модулировать на ходу! Публика нисколько не сердится в таких случаях.
наоборот, сочувствует, надо на этом основывать свое настроение.
...публика глумится и
зло похахатывает, потрясая томом ХТК и перешептываясь: `Гляди-ка, в фа-минорную заехал!
посмотрим, через что он сейчас модулировать будет`.

спасибо, poiuytr, дико интересный пост. Вы так здорово описали стрессовую ситуацию, что
у меня к концу чтения руки затряслись. Буду использовать Ваши методы!

abcz (11.06.2012 00:14)
Maxilena писал(а):
Ой, может быть, это потому, что написано ,ессно, в
эпистолярном стиле. А читать с кафедры я ненавижу, говорю своим языком. М.Б. в музыке это
по-другому, но наличие текста меня именно и сковывало.
т.е., говоря музыкальным
языком, Вы импровизировали на заданную тему.
Я, вообще-то, тоже без нот импровизирую. Хотя, можно и с нотами, конечно.

Mikhail_Kollontay (11.06.2012 06:35)
op132 писал(а):
в фа-минорную
Нет-нет, не фа минор, я тогда
заехал из фа-диез минора в соль-диез минор.

precipitato (11.06.2012 06:56)
poiuytr писал(а):
Нет-нет, не фа минор, я тогда заехал из фа-диез
минора в соль-диез минор.
Возвращались назад или дальше покатили? Мне так оба
варианта годятся.

Mikhail_Kollontay (11.06.2012 07:08)
sir Grey писал(а):
сами-то кто
Я даже не миф.

precipitato (11.06.2012 07:16)
poiuytr писал(а):
Я даже не миф.
Вполне даже миф.

Mikhail_Kollontay (11.06.2012 08:04)
precipitato писал(а):
Возвращались назад или дальше покатили? Мне так
оба варианта годятся.
Вернулся как-то...

op132 (11.06.2012 11:50)
poiuytr писал(а):
Я даже не миф.
протестую. Настоящий миф!

M_I_ (11.06.2012 16:10)
sir Grey писал(а):
...Или - как я. Так. Никто.
Ну, что же это
такое! Как можно говорить о человеке, что он - никто? Даже о самом себе нельзя.

alexshmurak (11.06.2012 16:21)
M_I_ писал(а):
Ну, что же это такое! Как можно говорить о человеке,
что он - никто? Даже о самом себе нельзя.
Вы не допускаете, что это такое
экзистенциальное кокетство?

M_I_ (11.06.2012 16:31)
alexshmurak писал(а):
Вы не допускаете, что это такое
экзистенциальное кокетство?
Не надо кокетства. Рихтер говорил, что надо быть простым,
что простота и есть признак интеллигентности.
Но, по-моему, автор тех строк не кокетничал. А если даже пытался, то не получилось. И не
надо.

alexshmurak (11.06.2012 16:36)
M_I_ писал(а):
Не надо кокетства. Рихтер говорил, что надо быть
простым, что простота и есть признак интеллигентности.
А Срихтер говорил что-то
другое. Вы знаете, люди все разные.

alexshmurak (11.06.2012 16:38)
M_I_ писал(а):
Но, по-моему, автор тех строк не кокетничал. А если
даже пытался, то не получилось. И не надо.
Ну, ок, не кокетство. Но всё равно, что-то
экзистенциальное!

M_I_ (11.06.2012 16:42)
alexshmurak писал(а):
Вы знаете, люди все разные.
Вот именно,
разные. Именно что-то особенное в человеке делает его личностью. Кстати, быть простым
неимоверно труднее, чем быть сложным.
Помните, что в эту тему сказал Г.Г.Нейгайуз? Сначала мы играем просто и плохо, затем
сложно и плохо, потом сложно и хорошо, и наконец-то просто и хорошо.

M_I_ (11.06.2012 16:48)
alexshmurak писал(а):
Ну, ок, не кокетство. Но всё равно, что-то
экзистенциальное!
Позвольте, позвольте. Во-первых, `ОК` пишется большими буквами. И,
потом, как перевести слово `экзистенциальное`? `Существовательное`, да? Просветите,
сделайте милость.

alexshmurak (11.06.2012 17:35)
M_I_ писал(а):
Вот именно, разные. Именно что-то особенное в человеке
делает его личностью. Кстати, быть простым неимоверно труднее, чем быть
сложным.
задача быть простым - странная задача. по-моему, задача - быть собой, но
таким собой, который и себя самого устраивает :)

alexshmurak (11.06.2012 17:37)
M_I_ писал(а):
Позвольте, позвольте. Во-первых, `ОК` пишется большими
буквами. И, потом, как перевести слово `экзистенциальное`? `Существовательное`, да?
Просветите, сделайте милость.
ОК или ок - зависит от настроения. Насчёт
экзистенциального - я и сам до конца не знаю, как его перевести. Нужно просто
почувствовать, что я имел в виду. Мне кажется, у Вас получится!

Maxilena (11.06.2012 17:37)
alexshmurak писал(а):
задача быть простым - странная задача.
по-моему, задача - быть собой, но таким собой, который и себя самого устраивает
:)
Совершенно точно. И быть равнодушным к мнениям остальных.

M_I_ (11.06.2012 18:11)
alexshmurak писал(а):
Насчёт экзистенциального - я и сам до конца не
знаю, как его перевести.
`Люблю я очень это слово, но не могу перевести...`
(А.С.Пушкин, `Евг. Онегин`, гл. восьмая, XVI).

gutta (11.06.2012 18:19)
alexshmurak писал(а):
...Насчёт экзистенциального - я и сам до конца
не знаю, как его перевести...
Все знают, конечно, что от лат. existentia -
существование (подразумевается - человеческое). Прилагательное однако предполагает, что
употребивший его соглашается или отрицает, что всё определяется существованием духовного
начала в человеке.

M_I_ (11.06.2012 18:20)
Maxilena писал(а):
Совершенно точно. И быть равнодушным к мнениям
остальных.
Браво! Совсем как у Пушкина: `Хвалу и клевету приемли равнодушно...`. Но
позвольте спросить, многоуважаемая Maxilena. Если Вы равнодушны к мнениям остальных, зачем
участвовать в дискуссиях на форуме?

sir Grey (11.06.2012 18:28)
M_I_ писал(а):
Ну, что же это такое! Как можно говорить о человеке,
что он - никто? Даже о самом себе нельзя.
Согласен. Покривлялся нехорошо, некрасиво.
Уничижение паче гордости.

Maxilena (11.06.2012 18:30)
M_I_ писал(а):
Браво! Совсем как у Пушкина: `Хвалу и клевету приемли
равнодушно...`. Но позвольте спросить, многоуважаемая Maxilena. Если Вы равнодушны к
мнениям остальных, зачем участвовать в дискуссиях на форуме?
Я равнодушна к мнению
всего света К СЕБЕ САМОЙ. Мнения профи о любимой музыке меня живо-трепетно интересуют.
Улавливаете разницу?:)

Maxilena (11.06.2012 18:31)
Maxilena писал(а):
Я равнодушна к мнению всего света К СЕБЕ САМОЙ.
Мнения профи о любимой музыке меня живо-трепетно интересуют. Улавливаете разницу?:)
О
себе

sir Grey (11.06.2012 18:31)
M_I_ писал(а):
Браво! Совсем как у Пушкина: `Хвалу и клевету приемли
равнодушно...`. Но позвольте спросить, многоуважаемая Maxilena. Если Вы равнодушны к
мнениям остальных, зачем участвовать в дискуссиях на форуме?
Лично я трактую это
слово у Пушкина не как `безразлично`, а больше как `беспристрастно`. Здесь я делаю акцент
на слове `приемлю`. Т.е. приемлю с равной душой - одинаково ко всем расположенный. Так же
в `равнодушной природе` - она не отвернулась от нас, а всем равно сияет красой. Прямо
настаиваю на таком прочтении.

M_I_ (11.06.2012 18:42)
Maxilena писал(а):
Я равнодушна к мнению всего света К СЕБЕ САМОЙ.
Мнения профи о любимой музыке меня живо-трепетно интересуют. Улавливаете
разницу?:)
Уловил. Спасибо за разъяснение.

M_I_ (11.06.2012 18:52)
sir Grey писал(а):
..Здесь я делаю акцент на слове `приемлю`. ...Так
же в `равнодушной природе` - она не отвернулась от нас, а всем равно сияет
красой.
Замечательно!
Меня всегда восхищал огромный художественно-философский смысл, который можно встретить
всего в нескольких строках Пушкина. `...и равнодушная природа красою вечною сиять`.
Блестяще, глубоко, гениально! Или, скажем: `Всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и
страстей...`. Как жаль, что невозможен эквивалентный перевод стихов Пушкина на другие
языки! Он был бы признан мировой фигурой в одном ряду с Шекспиром.

gutta (11.06.2012 18:54)
sir Grey писал(а):
... Так же в `равнодушной природе` - она не
отвернулась от нас, а всем равно сияет красой.
И всем равно уготовила равный удел.
Природа - великий демократ...Мне такое прочтение кажется более уместным на кладбище, `у
гробового входа`.:-)

Maxilena (11.06.2012 19:05)
gutta писал(а):
И всем равно уготовила равный удел. Природа - великий
демократ...Мне такое прочтение кажется более уместным на кладбище, `у гробового
входа`.:-)
Не устаете меня восхищать, уважаемый Валерий:)

M_I_ (11.06.2012 19:08)
gutta писал(а):
Природа - великий демократ...
Отлично сказано!
Блестящий афоризм, приемлю, запомню его. Вот это - настоящий уровень дискуссии на форуме!

abcz (11.06.2012 19:49)
gutta писал(а):
Прилагательное однако предполагает, что употребивший
его соглашается или отрицает, что всё определяется существованием духовного начала в
человеке.
по-моему, сегодня он соглашается только с тем, что негде существует
контекст экзистенциальной философии. Нет?

sir Grey (11.06.2012 19:55)
gutta писал(а):
И всем равно уготовила равный удел. Природа - великий
демократ...Мне такое прочтение кажется более уместным на кладбище, `у гробового
входа`.:-)
Я вообще смотрю на это стихотворение о смерти как на жизнеутверждающее.
Пушкина страшит не смерть сама по себе, а неизвестность (где? когда?). Получается даже не
о смерти, а о вечности. Там ведь есть оппозиция «тело – я»; «тело», которое
«бесчувственное» и которому «равно» (т.е. все равно), где «истлевать», и «я» («мне б
хотелось»), которому не «истлевать», а «почивать», и не все равно где. И вот тут-то и
нужна «равнодушная природа», мне (а не телу) она и будет сиять. Я так понимаю.

gutta (11.06.2012 19:56)
abcz писал(а):
...он соглашается только с тем, что... существует
контекст экзистенциальной философии. Нет?
Вы правы, конечно. Но ведь философский
контекст неизбежно определяет(ся) `объективной реальностью, данной нам в ощущениях`, не
правда ли?

abcz (11.06.2012 20:24)
gutta писал(а):
Вы правы, конечно. Но ведь философский контекст
неизбежно определяет(ся) `объективной реальностью, данной нам в ощущениях`, не правда
ли?
это с какой стороны смотреть. Если со стороны реальности, то таких контекстов
миллион. Если со стороны контекста, то тут реальности и вовсе может не быть или быть у
каждого по 28 штук.
Впрочем, Ваша интерпретация вполне законна, это я - так, тикаю мыслию.

gutta (11.06.2012 20:53)
sir Grey писал(а):
... И вот тут-то и нужна «равнодушная природа»,
мне (а не телу) она и будет сиять. Я так понимаю.
Ну что ж, Вы правы во всём, кроме
`природы` - она здесь, похоже, для красного словца. В этом стихотворении 1829 года Пушкин,
может быть, в первый и последний раз так откровенно, взяв форму стансов, излагает свой
взгляд на человеческое существование. И взгляд этот воплощает, быть может, высшую норму
человечности, когда поэт, уважая `тайны гроба`, принимает неизбежность отдельной личной
кончины и уповает на бессмертие в человечестве. И взгляд этот трудно назвать взглядом
получившего дар веры. Но ведь в то же время это поэтическое забвение благодати делает эти
стихи по-настоящему открытыми для всех, по-настоящему всеобщими.

sir Grey (11.06.2012 21:00)
gutta писал(а):
/.../И взгляд этот трудно назвать взглядом
получившего дар веры. Но ведь в то же время это поэтическое забвение благодати делает эти
стихи по-настоящему открытыми для всех, по-настоящему всеобщими.
Конечно! Какой уж
там дар веры! Как было, так и осталось: `ум ищет божества, а сердце не находит`. Вера - не
каноническая, а поэтическая. `Поэтическое забвение благодати` - это Вы нашли хорошие
слова.

M_I_ (11.06.2012 22:19)
sir Grey писал(а):
Конечно! Какой уж там дар веры!
Между тем, к
концу своей короткой жизни Пушкин уже канонически религиозен. Это видно из стихотворения
`Мирская власть` 1936 года. Там Христос - `Царь царей`, а его казнь `весь род Адамов
искупила`.

gutta (11.06.2012 22:43)
M_I_ писал(а):
Между тем, к концу своей короткой жизни Пушкин уже
канонически религиозен. Это видно из стихотворения `Мирская власть` 1936
года.
Скорее, вдохновясь в этом стихе ветхозаветным обличительным пафосом Державина,
он вскоре в `страхе` признАет, что:`Напрасно я бегу к сионским высотам...`.

sir Grey (12.06.2012 06:28)
M_I_ писал(а):
Между тем, к концу своей короткой жизни Пушкин уже
канонически религиозен. Это видно из стихотворения `Мирская власть` 1936 года. Там Христос
- `Царь царей`, а его казнь `весь род Адамов искупила`.
Конечно, об этом спорят. Мне
сомнительно. Какие-то поиски были, мы не знаем, к чему бы они привели. Но `Как с древа
сорвался предатель ученик...` - это все-таки апокриф. Думаю, каноническое христианство
составляло лишь часть общих исканий.

samlev (12.06.2012 07:38)
M_I_ писал(а):
Между тем, к концу своей короткой жизни Пушкин уже
канонически религиозен. Это видно из стихотворения `Мирская власть` 1936 года.
Почти
теми же словами: `В зрелые годы Шостакович уже идейный коммунист. Это видно из
симфонической поэмы `Октябрь` ор.131 1967 года.

samlev (12.06.2012 07:52)
M_I_ писал(а):
Между тем, к концу своей короткой жизни Пушкин уже
канонически религиозен. Это видно из стихотворения `Мирская власть` 1936 года.
Еще
пример: `Между тем, к середине своей короткой жизни Шопен уже настоящий покойник. Это
видно из сонаты си-бемоль минор с похоронным маршем ор.35 1839 года`.

gutta (12.06.2012 07:55)
sir Grey писал(а):
... `Как с древа сорвался предатель ученик...` -
это все-таки апокриф. Думаю, каноническое христианство составляло лишь часть общих
исканий.
Когда однокашник по лицею барон Корф пишет, вспоминая, что у Пушкина не было
даже внешнего уважения к обряду (какова проговорка!), такое наивное фарисейство барона
озадачивает. То же можно сказать и про графа Бенкендорфа, который был уверен, что `мы с
трудом смогли заставить его, Пушкина, умереть христианином` (цитирую по памяти).
По-видимому, Пушкин к концу жизни подошел к такому состоянию религиозного сознания,
которое составляло суть литературного `символа веры`, например, у таких титанов, как
Чеслав Милош. Если в двух словах - `не верю, помоги моему неверию!`.

samlev (12.06.2012 08:09)
gutta писал(а):
По-видимому, Пушкин к концу жизни подошел к такому
состоянию религиозного сознания
Да чего там! Все эти бесконечные попытки сделать из
Пушкина истинного христианина так плоско неуклюжи, как - до того - попытки затащить его в
революционеры-декабристы. Там хоть окружение было. А здесь - строчки, которые вульгарное
литературоведение пытается выдать за автобиографические.

sir Grey (12.06.2012 08:19)
gutta писал(а):
Когда однокашник по лицею барон Корф
/.../Бенкендорфа,/../`не верю, помоги моему неверию!`.
Высказывания и Корфа, и
Бенкендорфа, скорее всего, предвзяты. А что касается веры, так о вере любого человека
говорить трудно, а тем более - о религиозности гения.

Очевидно, и это многими отмечено, что в конце жизни Пушкина очень интересовала мировая
культура. Да и не только в конце жизни: в `Пророке` мы находим не только библейские
мотивы, но и отголоски Корана (цикл написан годом раньше). А в конце жизни - Юлий Цезарь,
Клеопатра, Иван Грозный, `Сцены из рыцарских времен` и многое другое.

Мне кажется, что обращение к христианским текстам и интерес к христианству - во многом
часть этого общего интереса к мировой культуре. Что не исключает и собственно религиозных
исканий как таковых, конечно.

Однако обе точки зрения - что поэт в конце жизни обратился к вере, и что он жаждал веры и
не находил - мне кажутся преувеличением в одну или в другую сторону.

sir Grey (12.06.2012 08:22)
samlev писал(а):
Да чего там! Все эти бесконечные попытки сделать из
Пушкина истинного христианина так плоско неуклюжи, как - до того - попытки затащить его в
революционеры-декабристы./../
Согласен с Вами. Только, по-моему, gutta вовсе и не
писал об истинном христианстве Пушкина.

gutta (12.06.2012 08:22)
samlev писал(а):
... строчки, которые вульгарное литературоведение
пытается выдать за автобиографические.
Я бы сказал, святые слова, канонические.:-)

gutta (12.06.2012 08:27)
sir Grey писал(а):
Однако обе точки зрения...мне кажутся
преувеличением...
Так ведь любой поэт - `преувеличение` - `по умолчанию`.:-)

samlev (12.06.2012 08:30)
sir Grey писал(а):
Согласен с Вами. Только, по-моему, gutta вовсе и
не писал об истинном христианстве Пушкина.
А я нисколько и не обвиняю ув. gutta в
этом. Совсем напротив. Я говорил о предыдущем посте, где говорилось, что `к концу своей
короткой жизни Пушкин уже канонически религиозен`. Просто одно из его стихотворений
написано с позиции канонического христианства. Это несколько меняет дело. Мы же не
обвиняем Баха в измене лютеранству, хотя он и написал си-минорную католическую Мессу.

sir Grey (12.06.2012 08:31)
samlev писал(а):
А я нисколько и не обвиняю ув. gutta в этом.
/../
ПОнял

samlev (12.06.2012 08:34)
gutta писал(а):
Так ведь любой поэт - `преувеличение` - `по
умолчанию`.:-)
Помните: `Поэт - издалека заводит речь.
Поэта - далеко заводит речь.`

samlev (12.06.2012 08:35)
samlev писал(а):
Помните: `Поэт - издалека заводит речь.
Поэта - далеко заводит речь.`
Забыл в конце вопросительный знак. Но, конечно,
помните.

gutta (12.06.2012 08:42)
samlev писал(а):
Помните: `Поэт - издалека заводит речь.
Поэта - далеко заводит речь.`
Да, он - `...тот, чьи следы - всегда простыли,
тот поезд, на который все
опаздывают...

samlev (12.06.2012 08:50)
gutta писал(а):
Да, он - `...тот, чьи следы - всегда простыли,
тот поезд, на который все
опаздывают...
Развеянные звенья
Причинности - вот связь его!

M_I_ (12.06.2012 10:06)
samlev писал(а):
Просто одно из его стихотворений написано с позиции
канонического христианства.
Именно так. Но при этом Пушкин заступается за
христианство и критикует российские власти за казённое отношение к вере.
По словам П.А.Вяземского, это стихотворение было `вероятно написано потому, что в
страстную пятницу в Казанском соборе стоят солдаты на часах у плащаницы`)

МИРСКАЯ ВЛАСТЬ
Когда великое свершилось торжество
И в муках на кресте кончалось божество
Тогда по сторонам животворяща древа
Мария-грешница и пресвятая дева,
Стояли две жены,
В неизмеримую печаль погружены.
Но у подножия теперь креста честного,
Как будто у крыльца правителя градского,
Мы зрим - поставленио на место жен святых
В ружье и кивере два грозных часовых.
К чему, скажите мне, хранительная стража? -
Или распятие казенная поклажа,
И вы боитеся воров или мышей? -
Иль мните важности придать царю царей?
Иль покровительством спасаете могучим
Владыку, тернием венчанного колючим,
Христа, предавшего послушно плоть свою
Бичам мучителей, гвоздям и копию?
Иль опасаетесь, чтоб чернь не оскорбила
Того, чья казнь весь род Адамов искупила,
И чтоб не потеснить гуляющих господ,
Пускать не велено сюда простой народ?

samlev (12.06.2012 10:22)
M_I_ писал(а):
Именно так. Но при этом Пушкин заступается за
христианство и критикует российские власти за казённое отношение к вере.
Не помню,
кого перефразируя, можно сказать, что здесь Пушкин - убежденный предшественник Некрасова.

grayclouds (02.02.2013 19:36)
Наряду с Вариациями на баховскую тему Листа и его же переложением a-mollной прелюдии и
фуги органной - лучшая её запись. Глубоко убеждён в этом.

oslik (28.12.2013 16:34)
abcz писал(а):
ну, как бы, герменевтика - методология больше, чем
философия. Без неё современный мир, вроде бы и немыслим, потому что завязан на
информационных технологиях, а информационные технологии разных отраслей науко-техники без
герменевтики (фундаментально) не имеют возможности взаимодействовать и корректно
фунционировать.
Любой текст без его интерпретации (т.е. высказанного понимания)
малозначителен. Музыкальный - в том числе. Именно интерпретации разными исполнителями
текста концерта здесь и обсуждаются. Вообще все обсуждение - конфликт интерпретаций.
Кстати, вопрос об истинности интерпретации в герменевтике не решен. Но изучать
герменевтику и как метод и как науку все-таки было бы полезно - и чтобы достойно
интерпретировать и чтобы с интересом относиться тому, что альтернативные понимания не
возникают `ниоткуда`, а растут из того же текста.

shark_bmt (28.12.2013 17:03)
oslik писал(а):
Но изучать герменевтику и как метод и как науку
все-таки было бы полезно
http://cs313823.vk.me/v313823333/4bdf/01StCqLqdNg.jpg

abcz (28.12.2013 17:42)
oslik писал(а):
1. Любой текст без его интерпретации (т.е.
высказанного понимания) малозначителен.

2. Музыкальный - в том числе. Именно интерпретации разными исполнителями текста концерта
здесь и обсуждаются. Вообще все обсуждение - конфликт интерпретаций.

3. Кстати, вопрос об истинности интерпретации в герменевтике не решен. Но изучать
герменевтику и как метод и как науку все-таки было бы полезно - и чтобы достойно
интерпретировать и чтобы с интересом относиться тому, что альтернативные понимания не
возникают `ниоткуда`, а растут из того же текста.
1. каждое из слов требует
предварительного определения, чтобы можно было обсуждать его смысл.
Установление поля конвенции - вот смысл герменевтики. До тех пор, пока это поле
отсутствует, я (читая прямые и наиболее общеупотребительные смыслы) согласиться с этим
высказыванием не могу.
Можно продемонстрировать:
2. `Интерпретация` в музыкальном искусстве понимается существенно иначе, чем в
герменевтике или, скажем, физике. Если в этих науках интерпретация предполагает создание
контекста, общего для исходного текста и текста-адресата, поле перевода смыслов, что
предполагает объективацию всего процесса (и всех его составляющих), то в музыкальной
(именно исполнительской, потому что бывают и композиторские, и музыковедческие, и
ассоциативные интерпретации - и это всё другие песни) интерпретацией называют
индивидуализацию, субъективизацию музыкального текста, т.е. операцию прямо противоположную
герменевтической интерпретации. (Не говоря уже о том, что исполнение текста не есть
высказывание по поводу текста, интерпретация-понимание).

3. не думаю, что он вообще может быть внутри герменевтики, со второй же частью этой части
Вашего высказывания совершенно согласен.

abcz (28.12.2013 17:50)
abcz писал(а):
3. не думаю, что он вообще может быть внутри
герменевтики, со второй же частью этой части Вашего высказывания совершенно
согласен.
вообще может быть решён

oslik (04.01.2014 17:06)
abcz писал(а):
1. каждое из слов требует предварительного
определения, чтобы можно было обсуждать его смысл.
Установление поля конвенции - вот смысл герменевтики. До тех пор, пока это поле
отсутствует, я (читая прямые и наиболее общеупотребительные смыслы) согласиться с этим
высказыванием не могу.
Можно продемонстрировать:
2. `Интерпретация` в музыкальном искусстве понимается существенно иначе, чем в
герменевтике или, скажем, физике. Если в этих науках интерпретация предполагает создание
контекста, общего для исходного текста и текста-адресата, поле перевода смыслов, что
предполагает объективацию всего процесса (и всех его составляющих), то в музыкальной
(именно исполнительской, потому что бывают и композиторские, и музыковедческие, и
ассоциативные интерпретации - и это всё другие песни) интерпретацией называют
индивидуализацию, субъективизацию музыкального текста, т.е. операцию прямо противоположную
герменевтической интерпретации. (Не говоря уже о том, что исполнение текста не есть
высказывание по поводу текста, интерпретация-понимание).

3. не думаю, что он вообще может быть внутри герменевтики, со второй же частью этой части
Вашего высказывания совершенно согласен.
Боюсь, что герменевтика не ограничивается
задачей установления полей конвенций в стиле Даммита (который и не был герменевтом).
Решение вопроса о конвенциональной непротиворечивости понимания как условии его истинности
- задача, необходимая именно для работы компьютера, так как любой конфликт интерпретации
данных вызывает, если я правильно понимаю, программный сбой.
Герменевтика исследует скрытые смыслы и цели высказываний, признавая свободу
интерпретации. Машину само наличие такого подхода и должно беспокоить. Человек может
справиться со свободой понимания, а машина - нет.
Да, Вы правы, техника индивидуации - одна из техник понимания, в том числе и в
герменевтике. Но не единственная - их несколько десятков.

shark_bmt (04.01.2014 21:19)
oslik писал(а):
Герменевтика исследует скрытые смыслы и цели
высказываний, признавая свободу интерпретации. Машину само наличие такого подхода и должно
беспокоить.
Не то чтобы так однозначно беспокоить, есть же fuzzy logic - где нечто
вроде подбрасывания монетки вполне работает - и внезапности принимаются нашими маленькими
кремниево-железными друзьями

Romy_Van_Geyten (04.01.2014 21:34)
oslik писал(а):
Боюсь, что герменевтика не ограничивается задачей
установления полей конвенций в стиле Даммита (который и не был герменевтом). Решение
вопроса о конвенциональной непротиворечивости понимания как условии его истинности -
задача, необходимая именно для работы компьютера, так как любой конфликт интерпретации
данных вызывает, если я правильно понимаю, программный сбой.
Герменевтика исследует скрытые смыслы и цели высказываний, признавая свободу
интерпретации. Машину само наличие такого подхода и должно беспокоить. Человек может
справиться со свободой понимания, а машина - нет.
Да, Вы правы, техника индивидуации - одна из техник понимания, в том числе и в
герменевтике. Но не единственная - их несколько десятков.
***т*, ** *** себе!! И это
всего через 4 дня после наступления Нового Года - респект!

abcz (04.01.2014 23:37)
oslik писал(а):
Боюсь, что герменевтика не ограничивается задачей
установления полей конвенций в стиле Даммита (который и не был герменевтом).

Решение вопроса о конвенциональной непротиворечивости понимания как условии его
истинности - задача, необходимая именно для работы компьютера, так как любой конфликт
интерпретации данных вызывает, если я правильно понимаю, программный сбой.

Герменевтика исследует скрытые смыслы и цели высказываний, признавая свободу
интерпретации.

Машину само наличие такого подхода и должно беспокоить. Человек может справиться со
свободой понимания, а машина - нет.

Да, Вы правы, техника индивидуации - одна из техник понимания, в том числе и в
герменевтике. Но не единственная - их несколько десятков.
не ограничивается. Я говорю
о смысле герменевтики независимо от задач, которые она ставит перед собой.

вопрос истинности для компьютера отсутствует, потому что (1) для него любой вопрос
отсутствует, (2) он не интерпретирует данных, а оперирует ими в пределах программы, (3)
программный сбой - следствие ошибок программы (синтаксиса), а не конфликта интерпретаций.

Герменевтика, признавая свободу интерпретации, прежде всего устанавливает
(конвенционально, стало быть формируя поле конвенции) правила интерпретации, без которых
она не имеет смысла.

Машину никогда и ничто не может беспокоить. Она не имеет эмоциональных механизмов.

да, конечно.

LAKE (05.01.2014 01:52)
oslik писал(а):
Человек может справиться со свободой
понимания...
Это вряд ли. Неизбежен протест виде агрессии по особо радикальным
трактовкам, что обусловлено срабатыванием систем защиты мозга, как `материнской платы`)),
и сохранения приемлемого баланса в сосуществовании `я`, включая, в данном случае, сознание
и подсознание, и `не-я`, как внешнего источника жизнеобеспечения, выдавшего вместо
приемлемого информационного `корма` потенциально губительный или разрушительный для
конкретного человека информационный всплеск, в том случае, если сия экстремальная
трактовка будет таки считана и начнет применяться в работе мозга. Если говорить о социуме,
то там возможности свободы понимания расширяются, но тоже не безгранично).

abcz (05.01.2014 02:00)
oslik писал(а):
Да, Вы правы, техника индивидуации - одна из техник
понимания, в том числе и в герменевтике. Но не единственная - их несколько
десятков.
а, я не въехал.
техника индивидуации и индивидуализация (субъективизация, как интерпретативный принцип -
вне герменевтики и вообще вне объяснительных систем, потому что в музыке интерпретация
ничего не объясняет) - это разные вещи

osauchilka (27.03.2014 09:56)
Потрясающая музыка! Моей внучке 1,5 года, я часто ставлю ей слушать классику. Даже она
почувствовала этот изумительный концерт, стала пританцовывать ))). Я не музыкант, я
математик, но мне в нём показалось что-то Бетховенское. Может быть такое? Растолкуйте
дилетанту, пожалуйста )))



 
     
classic-online@bk.ru