Скачать ноты
1. Allegro
2. Andante ma un poco Adagio
3. Allegro

записано в 1988г. в Берлинской филармонии
         (22)  


alexa_minsk (22.08.2015 11:57)
после 1-х четырех пастиччо, где использована музыка крупных современных юному Моцарту
композиторов, 5-й концерт выглядит очень бледным.

karapusik (22.08.2015 12:53)
Этот концерт никогда мне не нравился. Если не считать первых четырёх в версии для
клавесина (с Любимовым), то до двойного концерта и слушать нечего. В тройном я бы, правда,
выделил медленную часть.

Romy_Van_Geyten (22.08.2015 13:09)
karapusik писал(а):
Если не считать первых четырёх в версии для
клавесина (с Любимовым), то до двойного концерта и слушать нечего.
Капризные какие!
Концерт может быть и простодушен, но тем и обаятелен. И отнюдь не бледен. Там есть уже всё
что делает Моцарта абсолютно узнаваемым оригинальным автором. Не говоря уже о 9-м
концерте. В нём и потом в 22-м Вольфганг Боголюб придумал прекрасный финт в финале,
вставив медленный раздел. Эту идею у него позже подтибрил Людвиг Ван, применив в 13-й и
31-й сонатах.

abyrvalg (22.08.2015 13:30)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Вольфганг Боголюб придумал прекрасный финт
в финале, вставив медленный раздел.
да в финале 5-го концерта ваще такой `финт ушами`
Вольфганг Амадеевич сделал, написав его в сонатной форме, - где это видано было до
Моцарта.... да и сам он финалы в сонатной форме уже не писал в дальнейшем, ровно как и его
современники. Авангард!!
А потом кто до него использовал такой оркестр с клавиром с гобоями, валторнами, трубами и
литаврами (гляньте партитуру) - шик и блеск.
Это всё Эйнштейн и Аберт оговорили концерт.

OlgaKz (22.08.2015 14:02)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Не говоря уже о 9-м концерте. В нём и
потом в 22-м Вольфганг Боголюб придумал прекрасный финт в финале, вставив медленный
раздел.
Вы имеете в виду Rondo в начале третьих частей этих концертов?

Romy_Van_Geyten (22.08.2015 14:15)
OlgaKz писал(а):
Вы имеете в виду Rondo в начале третьих частей этих
концертов?
Я имею в виду контрастный медленный эпизод в финалах обоих упомянутых
концертов.)

karapusik (22.08.2015 14:33)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я имею в виду контрастный медленный эпизод
в финалах обоих упомянутых концертов.)
В лирическом смысле 22-й концерт Моцарта крут
неимоверно. К сожалению до сих пор не могу найти свою любимую запись в исполнении Татьяны
Николаевой и Литовского камерного оркестра пу Саулюса Сондецкиса. Помогите, люди добрые!:)

OlgaKz (22.08.2015 14:50)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Я имею в виду контрастный медленный эпизод
в финалах обоих упомянутых концертов.)
Спасибо, поняла о чем Вы. Коротенькие такие
вставочки - минуты на три-четыре. Но эффект от них, да, изумительный!

alexa_minsk (22.08.2015 16:50)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Там есть уже всё что делает Моцарта
абсолютно узнаваемым оригинальным автором. Не говоря уже о 9-м концерте.
Конечно,
узнаваем. Но Моцарт 1773 года (5-й концерт) и Моцарт 1777 года (9-й концерт) - это очень
разные Моцарты, хотя бы по возрасту. Для меня Моцарт начинается с 9-го концерта.

sir Grey (22.08.2015 17:55)
Romy_Van_Geyten писал(а):
22... 13.... 31
Тоже пляшущие цифры
получились.

sir Grey (22.08.2015 18:05)
А я по-прежнему млею от медленных частей второго и четвертого. Хотя мне и объяснили уже,
что не Моцарт это.

abyrvalg (22.08.2015 18:59)
alexa_minsk писал(а):
Для меня Моцарт начинается с 9-го
концерта.
Удивительный, кстати, концерт. Ну, во-первых, так же как и в 5-м Бетховене,
у него в начале 1-й части почти одновременно с оркестром начинает играть солист, что
ломает все стереотипы обычных клавирных концертов. Потом в финале не одна, а целых три
каденции вставлены, да еще и неожиданная врезка в виде менуэтта есть. А вообще каденций в
концерте аж пять штук.

abyrvalg (22.08.2015 23:29)
Подрынькал немножко 5-й концерт на клавире - ну до чего же красивое сочинение. Его даже не
сыграть, а пропеть хочется, темы откровенно не инструментального характера, а будто из
оперы взяты. Полистал книжки, оказывается этот концерт сам Моцарт очень любил и играл его
спустя много лет после написания, что уже о чем-то говорит.

ПЕТЕРБУРЖЕНКА (19.07.2017 12:48)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Капризные какие! Концерт может быть и
простодушен, но тем и обаятелен. И отнюдь не бледен. Там есть уже всё что делает Моцарта
абсолютно узнаваемым оригинальным автором. Не говоря уже о 9-м концерте. В нём и потом в
22-м Вольфганг Боголюб придумал прекрасный финт в финале, вставив медленный раздел. Эту
идею у него позже подтибрил Людвиг Ван, применив в 13-й и 31-й
сонатах.
Капризный,капризный народ-я с вами совершенно согласна.А на мой взгляд это
самый солнечный,самый радостный концерт!Обожою его!

Сергей М60 (15.01.2024 01:36)
Трын - трынки какие-то. Вообще не понял, ну, настроение пытался поднять, ну как то
примитивно. Слушаю Мясковского - там глубина, а здесь - приплясывание.

Сергей М60 (15.01.2024 01:38)
karapusik писал(а):
Этот концерт никогда мне не
нравился.
Согласен, лучше послушать произведения других композиторов

Volovikelena (15.01.2024 14:01)
Сергей М60 писал(а):
Трын - трынки какие-то. Вообще не понял, ну,
настроение пытался поднять, ну как то примитивно. Слушаю Мясковского - там глубина, а
здесь - приплясывание.
Ждать от 17-летнего юноши совершенства в каждом произведении,
особенно в 21-м веке, было бы странно.
А от Моцарта в 18-м веке - почему-то не странно. Ну как же: Моцарт - это уже `бренд` сам
по себе. Значит должен показывать свою `брендовость` и быть `в тренде`, начиная с
10-летнего возраста, то бишь с первой симфонии, которую я очень люблю, кстати. И с `Мнимой
простушки`, конечно.
Мясковский - прекрасный композитор, не поспоришь. А так ничего, что он свою первую
симфонию написал в 27 лет, а концерты - скрипичный и виолончельный - в 60 с небольшим? И
что в его жизни было две войны, одну из которых он провел на фронте, и революции аж три,
во время одной из которых крестьяне растерзали на куски тело его отца - генерала царской
армии? Не находите, что у Моцарта и Мясковского жизнь слегка по-разному сложилась? Моцарту
своего хватило тоже немало, но попозже маленько.
А уравнивать их обоих - 17-летнего гениального мальчишку (который, кстати, очень
профессионально написал фортепианный концерт в духе времени, в развлекательном жанре, как
от него и требовалось) и шестидесятилетнего композитора, прошедшего очень нелегкий путь в
совершенно иную эпоху и в совершенно другой стране - мне кажется более, чем странным.
По жизни так сложилось, что нередко слышу произведения наших молодых и юных композиторов
(17+). На мой скромный взгляд, уровня 17-летнего Моцарта пока никто не достигает.) (ИМХО)
В архиве нашем более 10 000 композиторов на любой вкус. Безусловно, найти то, что по
душе, возможно. Но при этом ругать 17-летнего Моцарта за примитивизм стоит ли? Может
быть, сначала есть смысл послушать его произведения, написанные им в 25-30 (как раз в
возрасте написания Мясковским 1 симфонии)? А заодно и других представителей Классицизма,
чтобы заодно представить себе, чем жила тогда Австрия и чем, к примеру, Россия? Конец 18
века, вообще, довольно интересен и для слушателя, и для исполнителя. Многие ведь только на
венских классиков ориентируются, а композиторов в Вене-то было значительно больше, чем
три. И уж если Моцарт эту вершину покорил, то, очевидно, было, чем покорить. В том числе,
и в 17 лет.

Прошу прощения за столь долгую тираду - за Моцарта что-то обидно стало, понимаете ли.
А Энгель очень понравился. Благодарю.

Mikhail_Kollontay (15.01.2024 17:42)
Volovikelena писал(а):
за Моцарта что-то обидно стало
Спасибо
Вам за этот текст! Большое! Ранний Моцарт, конечно, не тот, чтоб с него требовать что, но
он всё равно Моцарт, причем именно Вольфганг Амадей. Таким уродился и всё тут. Правда,
захотелось вступиться за Мясковского (тут смайл), которого я недостаточно чту, грешен, но
даже мне не помешало влезть и в своей новой 7-й использовать в виде жирного намека финал
его 6-й, то есть собственно ритмику духовного этого стиха.

alexa_minsk (16.01.2024 15:30)
alexa_minsk писал(а):
После 1-х четырех пастиччо, где использована
музыка крупных современных юному Моцарту композиторов, 5-й концерт выглядит очень
бледным.
Через 9 лет расцениваю эти мои тогдашние мысли как глупые.
Слушал сегодня 5-й концерт в исполнении Киршнерайта. Концерт очень хорош, принес много
радости.
В общем, беру свои слова обратно.

oriani (16.01.2024 16:44)
Клайв Льюис как-то сказал -- `когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова
прочитать сказки`... Всегда вспоминаю это высказывание, встречая суждения о `примитивных
трын-трынках` Моцарта. Вероятно, всему своё время.

Исполнение чудесное, спасибо.

Сергей М60 (05.06.2024 00:40)
Volovikelena писал(а):
Ждать от 17-летнего юноши совершенства в
каждом произведении, особенно в 21-м веке, было бы странно.
Дело ведь не в возрасте.
А то мы будем поощрять мальчиков за то, что они что-то написали. Дело ведь в сути, и в
непредвзятости. Трудная тема. Да, у Моцарта есть гениальные произведения, но его ранние,
может быть для специалистов интересны как феномен вундеркинда. Но мне кажется их
значимость сильно приувеличена.

Volovikelena (05.06.2024 02:03)
Сергей М60 писал(а):
Дело ведь не в возрасте. А то мы будем поощрять
мальчиков за то, что они что-то написали. Дело ведь в сути, и в непредвзятости. Трудная
тема. Да, у Моцарта есть гениальные произведения, но его ранние, может быть для
специалистов интересны как феномен вундеркинда. Но мне кажется их значимость сильно
приувеличена.
Значение обычно смотрят в ретроспективе.
Иногда бывает, что мальчик гениально пишет для своего возраста. А во взрослом талант
сходит на нет по разным причинам.
А если источник не иссякает, а растет, тогда идет оценка в ретроспективе.
Но оценивает каждый индивидуально.
Для этого идет в ход эпоха, традиции страны и, например, музыкальной Европы в целом (с
учетом того, что ребенок ездил с шести лет по разным странам) во второй половине 18 века.
Плюс наработки позднего барокко - чаду надо было на ком-то и чем-то учиться. А также
преемственность жанров, влияние среды, в которой он жил.
Если Вы будете оценивать детские произведения Моцарта с учетом последующих трех веков и
музыкальных направлений, Вы вполне можете счесть их примитивными. Но с точки зрения второй
половины 18 века они вполне могли считаться шлягерами. Написаны сообразно эпохе и
инструментовке своего времени, красиво, мелодично, талантливо.
(Кто же знал, что с мальчишки потребуют соответствия всем наработкам за три века вперед.
`Что это ты тут наваял не гениального в детстве-юности?`)

И с точки зрения возраста: детские и юношеские сочинения Моцарта мало кто назовет
гениальными. Но в его время дети (не вундеркинды) так не писали, как он. Вплоть до оперы.
И если опера, ребенком написанная, подошла для постановки в театре в середине 60-х годов
18 века, стало быть, для ребенка она была написана гениально. А для взрослого (если бы ему
было не 11, а хотя бы 17 лет) - нормально.

Значимость этих произведений была очень важна для самого Моцарта: попробовал в детстве
написать симфонию - получилось. Попробовал оперу - получилось. Вещь несовершенная, но как
проба пера и выработка навыка продолжать и добиваться гениального - значимость имеет, и
вполне не преувеличенную.



 
     
classic-online@bk.ru