1. Kyrie: Andante maestoso - Più andante
2. Gloria: Allegretto con spirito
3. Credo: Allegro molto - Adagio - Tempo I
4. Sanctus: Andante maestoso - Allegro assai
5. Benedictus:...Читать дальше
1. Kyrie: Andante maestoso - Più andante
2. Gloria: Allegretto con spirito
3. Credo: Allegro molto - Adagio - Tempo I
4. Sanctus: Andante maestoso - Allegro assai
5. Benedictus: Allegretto - Allegro assai
6. Agnus Dei: Andante sostenuto - Allegro con spirito

Х Свернуть

Anna Tomowa-Sintow, Werner Krenn. Rudolf Scholz (organ). Wiener Singwerein. Запись 1975 г.
         (313)  


sir Grey (24.09.2015 18:53)
abcz писал(а):
сложно ли? Может, просто не интересно? Скука же:
Положительный герой - что в нём хорошего?
Вы спрашиваете — почему русские пишут хуже,
— это ясно! потому что они не выдумывают ничего интересного. У французов герои настоящие,
они и говорят не так, как все люди, и поступают иначе. Они всегда храбрые, влюблённые,
весёлые, а у нас герои — простые человечки, без смелости, без пылких чувств, какие-то
некрасивые, жалкенькие — самые настоящие люди и больше ничего! Почему они герои? Никогда в
русской книжке не поймёшь этого. Русский герой какой-то глупый и мешковатый, всегда ему
тошно, всегда он думает о чём-то непонятном и всех жалеет, а сам-то жалкий-прежалкий!
Подумает, поговорит, пойдёт объясняться в любви, потом опять думает, пока не женится, а
женится — наговорит жене кислых глупостей и бросит её... Что в этом интересного? Меня злит
это, потому что похоже на обман — вместо героя какое-то чучело торчит в романе! И никогда,
читая русскую книжку, не забудешь о настоящей жизни, — разве это хорошо? А читаешь
сочинение француза — дрожишь за героев, жалеешь их, ненавидишь, хочешь драться, когда они
дерутся, плачешь, когда погибают... Страстно ждёшь, когда кончится роман, а прочтёшь его —
чуть не плачешь с досады, что уже всё кончено. Зачем писать книжки, если не можешь сказать
ничего необыкновенного? Странно, право!
— На это многое можно возразить вам, Варвара Васильевна, — остановил он поток её речей.
— Что же, возражайте! — разрешила она с улыбкой. — Вы, конечно, разнесёте меня.
- Постараюсь. Прежде всего, каких вы русских авторов читали?
— Разных.... впрочем, все они одинаковые. Вот, например, Сальяс... он подражает
французам, но плохо. Впрочем, у него русские герои, а разве о них можно писать интересно?
Ещё многих читала — Тургенева, Марковича, Пазухина, — даже по одной фамилии уже видно, что
он не может хорошо писать! Вы его не читали? А читали ли вы Фортюнэ де Буагобэя? Понсон де
Терайля? Арсена Гуссэ? Пьера Законнэ? Дюма, Габорио, Борна? Как хорошо, боже мой! Знаете
что? Мне в романах больше всего нравятся злодеи, те, которые так ловко плетут разные
ехидные сети, убивают, отравляют... умные они, сильные... и когда, наконец, их ловят —
меня зло берёт, даже до слёз дохожу. Все ненавидят злодея, все идут против него — он один
против всех! Вот — герой! А те, другие, добродетельные, становятся гадки, когда они
побеждают... И вообще, знаете, мне люди до той поры нравятся, пока они хотят чего-нибудь,
куда-нибудь идут, ищут чего-то, мучатся... но, если они дошли до цели своей и
остановились, тут они уже неинтересны...

abcz (24.09.2015 19:14)
brenessel писал(а):
Но в `Дон-Кихоте` всё-таки интересен сам
Дон-Кихот, а не то, как его бьют. И в `Идиоте` интересен сам `идиот`, а не то как его
мордуют две капризные дамы или бьет по щекам Иволгин. Реакция окружающего мира на этих
героев предсказуема. А вот их восприятие мира более оригинально и
интересно.
по-моему, в их восприятии нет ничего особенно оригинального и интересного,
довольно типичные клинические картины, и `реакция реальности` здесь не битьё, конечно, а
наша реакция, наше беспомощное и бесплодное понимание ситуации взаимодействия описываемой
реальной реальности и описываемой реальности героев, наше внутреннее отражение конфликта
описываемого. Это и цепляет, ничто иное.

gutta (24.09.2015 19:18)
abcz писал(а):
по-моему, в их восприятии нет ничего особенно
оригинального и интересного, довольно типичные клинические картины, и `реакция реальности`
здесь не битьё, конечно, а наша реакция, наше беспомощное и бесплодное понимание ситуации
взаимодействия описываемой реальной реальности и описываемой реальности героев, наше
внутреннее отражение конфликта описываемого. Это и цепляет, ничто иное.
Если снять
постулат об изображении `реальности`, навязанный публике Стагиритом, что останется от
любой манипуляции, называемой искусством?

abcz (24.09.2015 19:19)
sir Grey писал(а):
а женится — наговорит жене кислых глупостей и
бросит её...
и верно

abcz (24.09.2015 19:25)
gutta писал(а):
Если снять постулат об изображении `реальности`,
навязанный публике Стагиритом, что останется от любой манипуляции, называемой
искусством?
я не называю здесь реальностью `объективную реальность` (т.е. и её тоже,
но как одну из), а только описываемые реальности и субъективные (таксть 2-го порядка -
субъективная реальность описываемого героя, и 1-го - меня-читателя). Эти реальности -
порождение искусства и само искусство. Их нельзя снять.

abcz (24.09.2015 19:39)
gutta писал(а):
Если снять постулат об изображении `реальности`,
навязанный публике Стагиритом, что останется от любой манипуляции, называемой
искусством?
(и - если о собственно Стагирите - он, мне кажется, гораздо глубже здесь,
он говорит не об изображении реальности, а о подражании ей; но подражание реальности -
всегда игра с реальностью, формирование, конструирование её, правдоподобие, а не правда,
картина, а не фотография)

brenessel (24.09.2015 20:08)
abcz писал(а):
по-моему, в их восприятии нет ничего особенно
оригинального и интересного, довольно типичные клинические картины, и `реакция реальности`
здесь не битьё, конечно, а наша реакция, наше беспомощное и бесплодное понимание ситуации
взаимодействия описываемой реальной реальности и описываемой реальности героев, наше
внутреннее отражение конфликта описываемого. Это и цепляет, ничто иное.
Ну так-то да.
Но я бы не стал деконструировать эти цельные образы и сложные психические процессы до
`типичных клинических картин`. В конце концов, клиническое это уже по определению
нетипичное (`клинический случай`), если рассматривать это в широком жизненном контексте, а
не в контексте узкоспециализированной практики.
Но в любом случае вся магия заключается в том, что эти персонажи - `хорошие` (убедительно
хорошие!), что и является спусковым крючком для всех конфликтов. При этом (даже на самом
высоком уровне читательской рефлексии) невозможно, на мой взгляд, разделить
восприятие/отражение художественного образа и восприятие/отражение конфликта и
локализовать то самое, что тебя цепляет.

abcz (24.09.2015 20:16)
brenessel писал(а):
Но в любом случае вся магия заключается в том,
что эти персонажи - `хорошие` (убедительно хорошие!), что и является спусковым крючком для
всех конфликтов. При этом (даже на самом высоком уровне читательской рефлексии)
невозможно, на мой взгляд, разделить восприятие/отражение художественного образа и
восприятие/отражение конфликта и локализовать то самое, что тебя цепляет.
возможно,
это только мой личный жизненный опыт, но так вышло, что встречавшиеся мне по жизни
убедительно хорошие люди все были сильные, нежалкие, и мне трудно ассоциировать этих трёх
героев с `убедительно хорошими людьми` лишь потому, что мне вот таких, какие они в этих
(убедительно хороших!) книгах есть, просто не попадалось. Не есть `правда жизни`.

brenessel (24.09.2015 20:32)
abcz писал(а):
возможно, это только мой личный жизненный опыт, но так
вышло, что встречавшиеся мне по жизни убедительно хорошие люди все были сильные, нежалкие,
и мне трудно ассоциировать этих трёх героев с `убедительно хорошими людьми` лишь потому,
что мне вот таких, какие они в этих (убедительно хороших!) книгах есть, просто не
попадалось. Не есть `правда жизни`.
А, тогда понятно.
Но не будем забывать, что все три героя были выведены своими создателями из зоны
комфорта, проведены через ряд острых экзистенциальных ситуаций. При этом никто из них себе
не изменил - не озлобился, не скурвился, не опошлился. И это вполне говорит в пользу их
силы и нежалкости. На мой взгляд, их поведение вне зоны комфорта кажется психологически
убедительным и вызывает сочувствие/уважение.
Но это мой субъективный взгляд.

Osobnyak (24.09.2015 20:35)
sir Grey писал(а):
Врач спрашивает больного перед операцией: `Что вы
так нервничаете?`
-- Доктор, это же у меня первая операция в жизни!
-- Ну и у меня это первая операция в жизни, я же не нервничаю.
Нет, не так. А вот
как:
- Доктор, а я не умру во время операции?
- Нет, что Вы! Нас знаете, как за это ругают.

Osobnyak (24.09.2015 20:36)
sir Grey писал(а):
Гаргантюа?
Гаргантюэль.

Andreewa (24.09.2015 20:36)
abcz писал(а):
Не есть `правда жизни`.
А мне кажется, что таких
хороших героев, о которых идет речь, встретить в жизни можно. Мне не так везло как Вам,
попадались и сильные личности, и слабые, даже слабых-то и больше. Мышкиных, например,
немало встречалось.

Osobnyak (24.09.2015 20:40)
Leb1 писал(а):
Из этой статьи я узнал, что Евгений Онегин, да и
Печорин - всё это появилось, благодаря, во многом, роману Адольф ``отца психологического
романа`` Констана Бенжамена.
Каноническим считается Стендаль, но у Констана тоже
есть.

Osobnyak (24.09.2015 20:40)
abcz писал(а):
всё бы Вам всех собак вешать
Мы их
душили-душили...

abcz (24.09.2015 20:43)
brenessel писал(а):
Но не будем забывать, что все три героя были
выведены своими создателями из зоны комфорта, проведены через ряд острых экзистенциальных
ситуаций.

При этом никто из них себе не изменил - не озлобился, не скурвился, не опошлился. И это
вполне говорит в пользу их силы и нежалкости. На мой взгляд, их поведение вне зоны
комфорта кажется психологически убедительным и вызывает сочувствие/уважение.
Но это мой субъективный взгляд.
) мои хорошие люди (некоторое число их) проводили
вне зоны комфорта немало времени, а экзистенциальные ситуации прямо-таки подставлялись под
них на каждом шагу - и ничего.

Ни дон, ни князь не могли этого по характеру своих девиаций, а мистер - тип большого
ребёнка (как и Безухов), они шестилетки всегда и во всём до самой смерти.
Но я полагаю, мой взгляд на это всё нельзя назвать хорошо обоснованным. Так, по реке
проплывает...

Osobnyak (24.09.2015 20:43)
brenessel писал(а):
Положительных светлых героев вообще мало в
мировой литературе (я имею в виду настоящую литературу, а не клюкву типа Чарской). Кроме
Дон-Кихота и мистера Пиквика сложно кого-то вспомнить.
У Лескова навалом. В
`Соборянах` нет? `Запечатленный ангел`?

abcz (24.09.2015 20:45)
Andreewa писал(а):
А мне кажется, что таких хороших героев, о которых
идет речь, встретить в жизни можно. Мне не так везло как Вам, попадались и сильные
личности, и слабые, даже слабых-то и больше. Мышкиных, например, немало
встречалось.
слабых-то и мне попадалось не мало. Просто среди них не было убедительно
хороших. Т.е., может быть и были, но как-то не раскрывались.

brenessel (24.09.2015 20:46)
Osobnyak писал(а):
У Лескова навалом. В `Соборянах` нет?
`Запечатленный ангел`?
Да, и Очарованный странник - пожалуй, самый яркий.
Лесков в этом отношении, наверное, самый щедрый из наших писателей.

abcz (24.09.2015 20:48)
Osobnyak писал(а):
Мы их душили-душили...
у, изверг. Собак
нельзя душить. Стрелять - можно, а душить нельзя. Душить вообще никого нельзя. Ну, кроме
тех, кого хочется прямо-таки задушить, конечно.

Andreewa (24.09.2015 20:51)
abcz писал(а):
слабых-то и мне попадалось не мало. Просто среди них
не было убедительно хороших. Т.е., может быть и были, но как-то не раскрывались.
Ну
не знаю, может быть у нас разные критерии хорошистости. )))

abcz (24.09.2015 20:55)
Andreewa писал(а):
Ну не знаю, может быть у нас разные критерии
хорошистости. )))
ну почему? Добрый, например. Но ведь доброта она как-то
проявляется. В силе. Ну там, собачку от утопления спасёт, деньги последние погорельцам,
опять же. Мало ли...

brenessel (24.09.2015 20:58)
abcz писал(а):
) мои хорошие люди (некоторое число их) проводили вне
зоны комфорта немало времени, а экзистенциальные ситуации прямо-таки подставлялись под них
на каждом шагу - и ничего.

Ни дон, ни князь не могли этого по характеру своих девиаций, а мистер - тип большого
ребёнка (как и Безухов), они шестилетки всегда и во всём до самой смерти.
Но я полагаю, мой взгляд на это всё нельзя назвать хорошо обоснованным. Так, по реке
проплывает...
Ну так-то да. Но, вопреки девиации и нестабильной психики - сохранение
благородства и душевной чуткости (что редко и ценно, поскольку люди с психическими
отклонениями, как правило, эгоцентричны и не склонны к стабильной эмпатии.). И Пиквик с
Безуховым - не просто дети, но добрые дети (что важно!). Сохранение в себе ребенка -
редкое и ценное качество и явный признак того, что человек не прогнулся под изменчивый
мир.

abcz (24.09.2015 21:06)
brenessel писал(а):
поскольку люди с психическими отклонениями, как
правило, эгоцентричны и не склонны к стабильной эмпатии.

И Пиквик с Безуховым - не просто дети, но добрые дети (что важно!). Сохранение в себе
ребенка - редкое и ценное качество и явный признак того, что человек не прогнулся под
изменчивый мир.
с этим можно поспорить; вообще, всё зависит, конечно, от характера
заболевания. Но они (заболевания, особливо ежели их не лечить) предпочитают
прогрессировать. Как бы.

едва ли кто-то занимается таким сохранением сознательно. Оно само так.
Впрочем, мои представления об этих героях (и книгах) едва ли можно назвать адекватными )

Maxilena (24.09.2015 22:13)
brenessel писал(а):
Ну так-то да. Но, вопреки девиации и нестабильной
психики - сохранение благородства и душевной чуткости (что редко и ценно, поскольку люди с
психическими отклонениями, как правило, эгоцентричны и не склонны к стабильной эмпатии.).
И Пиквик с Безуховым - не просто дети, но добрые дети (что важно!). Сохранение в себе
ребенка - редкое и ценное качество и явный признак того, что человек не прогнулся под
изменчивый мир.
- Эгоцентричны только психопаты и истерики. А психопатия и неврозы не
считаются душевными болезнями. Эпилептики еще. Как раз шизофреники в ремиссии склонны к
эмпатии и доверчивы как дети.
- А вот это точно! Сохранение в себе доброго ребенка, этот не заросший душевный родничок
- признак не только душевной чистоты, но и силы.

brenessel (24.09.2015 22:19)
Maxilena писал(а):
Хм. Невротизм Гамлета? Вы всерьез считаете его
невротиком? Хм.
А как бы Вы диагностировали Гамлета?
Я всегда думал, что он невротик (тревожность, нерешительность, повышенная рефлексия и
т.п.)

gutta (24.09.2015 22:25)
abcz писал(а):
(и - если о собственно Стагирите - он, мне кажется,
гораздо глубже здесь, он говорит не об изображении реальности, а о подражании ей; но
подражание реальности - всегда игра с реальностью, формирование, конструирование её,
правдоподобие, а не правда, картина, а не фотография)
`Подражание` - это довольно
спорный перевод. Вы помните, что там в оригинале?
А вообще-то, мало на свете книжек, которые бы так навредили пониманию искусства, как
пресловутая `Поэтика`. В критике искусства гувернёр Александра был дуб дубом. Как и должно
естествоведу.

Allenatore (24.09.2015 22:28)
Maxilena писал(а):
- Эгоцентричны только психопаты и истерики. А
психопатия и неврозы не считаются душевными болезнями. Эпилептики еще. Как раз шизофреники
в ремиссии склонны к эмпатии и доверчивы как дети.
Это Вам в медицинском институте на
лекции читали? Или - на основании собственных наблюдений?

gutta (24.09.2015 22:29)
brenessel писал(а):
А как бы Вы диагностировали Гамлета?
Я всегда думал, что он невротик (тревожность, нерешительность, повышенная рефлексия и
т.п.)
Хитрая бестия.

Andrew_Popoff (24.09.2015 22:35)
Leb1 писал(а):
Ничего он не покрыл. Не ищите глубины там, где её нет.
Обычный джентельменский набор:
Да, тип распространённый в определённых заводях. В
бочку его с головой. И крюком! :)))

Andrew_Popoff (24.09.2015 22:41)
Leb1 писал(а):
Например, что арии - это таджики. А на моё замечание,
иранцы тоже арийцы, он взбунтовался, дескать, иранцы к ариям не относятся.
Вообще-то,
проходимец ваш лектор.
Термин `арийцы` признан официально лженаучным. Ариями иногда называют народы с языками
индо-европейской группы. Но это скорее лингвистический слэнг, чем термин.
Что касается таджиков и иранцев, то это один народ практически. Язык называется фарси,
признан в трёх вариантах (диалектах), относится к индо-европейским.

abyrvalg (24.09.2015 22:44)
Maxilena писал(а):
Сохранение в себе доброго ребенка, этот не
заросший душевный родничок - признак не только душевной чистоты, но и силы.
Никогда
не понимал зачем сохранять в себе доброго ребенка.... Хочется всё-таки как-то мудреть с
годами и набираться жизненного опыта, чтоб не наступать на грабли, а дети порой бывают ох
какие не добрые и глупые одновременно.

gutta (24.09.2015 22:46)
Andrew_Popoff писал(а):
Вообще-то, проходимец ваш лектор.
Термин `арийцы` признан официально лженаучным. Ариями иногда называют народы с языками
индо-европейской группы. Но это скорее лингвистический слэнг, чем термин.
Что касается таджиков и иранцев, то это один народ практически. Язык называется фарси,
признан в трёх вариантах (диалектах), относится к индо-европейским.
Точно и кратко.
Но осторожнее, Андрей, приязнь к слову заразна! Помните о музыке?

Andrew_Popoff (24.09.2015 22:50)
gutta писал(а):
Точно и кратко. Но осторожнее, Андрей, приязнь к
слову заразна! Помните о музыке?
Да-да, Вы правы. :)))

abcz (24.09.2015 23:05)
gutta писал(а):
`Подражание` - это довольно спорный перевод. Вы
помните, что там в оригинале?

А вообще-то, мало на свете книжек, которые бы так навредили пониманию искусства, как
пресловутая `Поэтика`. В критике искусства гувернёр Александра был дуб дубом. Как и должно
естествоведу.
как-то привык, что `мимезис` принято переводить именно так практически
везде. Но эллинского не знаю, естественно.

возможно. Я так не считаю, впрочем.

brenessel (24.09.2015 23:17)
abyrvalg писал(а):
Никогда не понимал зачем сохранять в себе доброго
ребенка.... Хочется всё-таки как-то мудреть с годами и набираться жизненного опыта, чтоб
не наступать на грабли, а дети порой бывают ох какие не добрые и глупые
одновременно.
Ну как антидот от пошлости, фальши и утраты непосредственного
восприятия.
В мудром человеке же всегда есть что-то от ребенка.
Я имел в виду сохранять в себе себя-ребенка, не терять с ним связь, а не подражать детям
вообще.

gutta (24.09.2015 23:20)
abcz писал(а):
как-то привык, что `мимезис` принято переводить именно
так практически везде...
Уверен, что в подмогу будет латинский синоним - imitatio (по
Бензелеру). `Подражание`, всего лишь - имитация, если позволите.

abcz (24.09.2015 23:27)
gutta писал(а):
Уверен, что в подмогу будет латинский синоним -
imitatio (по Бензелеру). `Подражание`, всего лишь - имитация, если
позволите.
имитация, да (и мим, и мимика). Но Аристотель, я думаю был достаточно
разумен, чтобы понимать, что имитация принципиально несходна с первоисточником. Даже
идеальная. В силу разноприродности имитации и имитируемого. Именно подражание более или
менее несовершенное. И тем более несовершенное, коль скоро в такое подражание вмешивается
воля автора.

Maxilena (24.09.2015 23:33)
abyrvalg писал(а):
Никогда не понимал зачем сохранять в себе доброго
ребенка.... Хочется всё-таки как-то мудреть с годами и набираться жизненного опыта, чтоб
не наступать на грабли, а дети порой бывают ох какие не добрые и глупые
одновременно.
А понимать и не нужно. Это либо есть в человеке, либо нет)))

Maxilena (24.09.2015 23:34)
Allenatore писал(а):
Это Вам в медицинском институте на лекции
читали? Или - на основании собственных наблюдений?
И то, и другое)))

Maxilena (24.09.2015 23:39)
brenessel писал(а):
А как бы Вы диагностировали Гамлета?
Я всегда думал, что он невротик (тревожность, нерешительность, повышенная рефлексия и
т.п.)
Как философа, очень умного, образованного, тонко чувствующего интеллигента,
человека `без кожи`. Исполненного достоинства, доблести и абсолютно вменяемого.
Невротика-Гамлета сыграл, если я не ошибаюсь, Мел Гибсон у Дзеффирелли. И это была
полнейшая катастрофа.

Maxilena (24.09.2015 23:46)
abyrvalg писал(а):
Никогда не понимал зачем сохранять в себе доброго
ребенка.... Хочется всё-таки как-то мудреть с годами и набираться жизненного опыта, чтоб
не наступать на грабли, а дети порой бывают ох какие не добрые и глупые
одновременно.
Сохранять в себе ребенка - не значит быть пуэрильным. А значит
сохранить непосредственность восприятия, доверие к людям, открытость. Мудрости это дело не
мешает, а вовсе даже помогает. Ум и доброта - это другие категории.

abcz (24.09.2015 23:47)
Maxilena писал(а):
Как философа, очень умного, образованного, тонко
чувствующего интеллигента, человека `без кожи`. Исполненного достоинства, доблести и
абсолютно вменяемого. Невротика-Гамлета сыграл, если я не ошибаюсь, Мел Гибсон у
Дзеффирелли. И это была полнейшая катастрофа.
надо же, до каких извращений можно
дойти во имя высокого искусства...

Maxilena (24.09.2015 23:48)
brenessel писал(а):
Ну как антидот от пошлости, фальши и утраты
непосредственного восприятия.
В мудром человеке же всегда есть что-то от ребенка.
Я имел в виду сохранять в себе себя-ребенка, не терять с ним связь, а не подражать детям
вообще.
Ох, простите, практически повторила Ваш пост. Единомыслие)))

Maxilena (24.09.2015 23:50)
abcz писал(а):
надо же, до каких извращений можно дойти во имя
высокого искусства...
Это не я. Это - он, все он, шкодник (В.Ш.))

brenessel (24.09.2015 23:53)
Maxilena писал(а):
Как философа, очень умного, образованного, тонко
чувствующего интеллигента, человека `без кожи`. Исполненного достоинства, доблести и
абсолютно вменяемого. Невротика-Гамлета сыграл, если я не ошибаюсь, Мел Гибсон у
Дзеффирелли. И это была полнейшая катастрофа.
Но ведь это всё не исключает невроза (а
может даже предопределяет его).
Как-то с Офелией он неинтеллигентно поступил: или это нервный срыв, или подлость. Мне
кажется, что первое.

abyrvalg (24.09.2015 23:54)
Maxilena писал(а):
А значит сохранить непосредственность восприятия,
доверие к людям, открытость.
К сожалению, доверие к людям и открытость для меня это
прямой путь к гибели. А вот непосредственность восприятия - да, не никогда не мешает.

abcz (25.09.2015 00:07)
brenessel писал(а):
Как-то с Офелией он неинтеллигентно поступил: или
это нервный срыв, или подлость. Мне кажется, что первое.
точно. Всех убил, один
остался: сплошные нервные срывы. Очень нервозный был человек.

brenessel (25.09.2015 00:11)
abcz писал(а):
точно. Всех убил, один остался: сплошные нервные
срывы. Очень нервозный был человек.
Ну то что всех поубивал - это еще ладно.
Но то, что он Офелии пошлостей наговорил при разрыве как последний мужлан (типа все бабы
дуры и потаскухи), - это явно нервный срыв. Интеллигент становится пошляком только, когда
теряет контроль над собой.

abcz (25.09.2015 00:20)
brenessel писал(а):
Интеллигент становится пошляком только, когда
теряет контроль над собой.
ну, ежели вечный студент, так это не значит, что
интеллигент. Небось по кабакам да дуэлям (эээ, не только эвфемизм) - всё об культуре
радел.

gutta (25.09.2015 00:24)
abcz писал(а):
имитация, да (и мим, и мимика). Но Аристотель, я думаю
был достаточно разумен, чтобы понимать, что имитация принципиально несходна с
первоисточником. Даже идеальная. В силу разноприродности имитации и имитируемого. Именно
подражание более или менее несовершенное. И тем более несовершенное, коль скоро в такое
подражание вмешивается воля автора.
Созерцательность, мне кажется, будет здесь
ключевым словом в определении позиции Аристотеля. Но мы ведь знаем теперь, что `практика -
критерий (различитель) истины`?

Osobnyak (25.09.2015 00:24)
abcz писал(а):
у, изверг.
Я знаю.

gutta (25.09.2015 00:27)
brenessel писал(а):
Но ведь это всё не исключает невроза (а может
даже предопределяет его).
Как-то с Офелией он неинтеллигентно поступил: или это нервный срыв, или подлость. Мне
кажется, что первое.
Подождите, Вы помните, что он приговорён братвой? И что шансов
почти нет?

gutta (25.09.2015 00:30)
brenessel писал(а):
Ну то что всех поубивал - это еще ладно.
Но то, что он Офелии пошлостей наговорил при разрыве как последний мужлан (типа все бабы
дуры и потаскухи), - это явно нервный срыв. Интеллигент становится пошляком только, когда
теряет контроль над собой.
Выготского на сей момент не пробовали читать?

brenessel (25.09.2015 00:32)
abcz писал(а):
ну, ежели вечный студент, так это не значит, что
интеллигент. Небось по кабакам да дуэлям (эээ, не только эвфемизм) - всё об культуре
радел.
Так Это он в интерпретации ув. Maxilena - интеллигент. А в моей - он толстый,
рыжий, закомплексованный тюфяк, ставший жертвой обстоятельств и слепым орудием судьбы
(впрочем как и многие шекспировские герои). Это в духе Шекспира заставлять своих героев
делать нетипичные для них вещи: кроткий Отелло душит жену, тюфяк устраивает кровавую баню
своим домочадцам, шотландский рыцарь с добрым сердцем становится детоубийцей и т.д.
Контраст между характерами и действиями - главная фишка Шекспира.

abcz (25.09.2015 00:37)
gutta писал(а):
Созерцательность, мне кажется, будет здесь ключевым
словом в определении позиции Аристотеля.

Но мы ведь знаем теперь, что `практика - критерий (различитель) истины`?
очень
пытливый, неспокойный, напористый ум. Какая уж там созерцательность. Всё познать - и
немедленно.

мне кажется о практике современной ему поэзии (во всех её видах) он знал достаточно много
и хорошо, чем позднейшие (иногда на тысячелетия) его критики. Не говоря уже о том, что он
очень хорошо `угадал` о сущности искусства (подражании как игре и подражании как роде
познавательной деятельности). По-моему, совершенный гений.

brenessel (25.09.2015 00:37)
gutta писал(а):
Выготского на сей момент не пробовали
читать?
Читал, но давно. Больше помню про его интерпретацию Отелло.

abcz (25.09.2015 00:42)
brenessel писал(а):
А в моей - он толстый, рыжий, закомплексованный
тюфяк,

ставший жертвой обстоятельств и слепым орудием судьбы
ну да, говорящий с призраком
собственного отца не только без должного почтения и трепета, но с иронией и
полупрезрительной дерзостью (хотя и не без опаски: чёрт их знает, этих мёртвых...), а
потом размахивающего шпагой (надо напомнить, тогдашние шпажонки не чета нынешним были,
лишь чуть легче бастарда) по всему дворцу, и не просто так, а протыкая граждан разной
степени невинности.

gutta (25.09.2015 00:49)
abcz писал(а):
очень пытливый, неспокойный, напористый ум. Какая уж
там созерцательность. Всё познать - и немедленно.

мне кажется о практике современной ему поэзии (во всех её видах) он знал достаточно много
и хорошо, чем позднейшие (иногда на тысячелетия) его критики. Не говоря уже о том, что он
очень хорошо `угадал` о сущности искусства (подражании как игре и подражании как роде
познавательной деятельности). По-моему, совершенный гений.
Всё верно, кроме одного -
и главного - почти полное (насколько возможно для тогдашнего грека) отсутствие лирического
гения. Быть может, именно поэтому ему так удалась всеобъемлющая (ad hoc) система
рационального чертежа мысли.
Проще, он ни фига он не понимал в лирическом эффекте. А ещё проще: мы принимаем наброски
в подмогу схолиям за некое откровение.

abcz (25.09.2015 00:57)
gutta писал(а):
Проще, он ни фига он не понимал в лирическом эффекте.
А ещё проще: мы принимаем наброски в подмогу схолиям за некое откровение.
а зачем ему
что-то понимать в лирическом эффекте? Он ведь не критику писал, а исследовал истоки
эстетического чувства в человеке (и практическую его реализацию) с абсолютно
рационалистических позиций (зацепляя и эпистемологический, и социологический и даже едва
народившийся (с ним самим в роли повитухи) - психологический). Никакого откровения.
Нормальное исследование. Просто, первое в западно-европейской истории.

brenessel (25.09.2015 00:57)
abcz писал(а):
ну да, говорящий с призраком собственного отца не
только без должного почтения и трепета, но с иронией и полупрезрительной дерзостью (хотя и
не без опаски: чёрт их знает, этих мёртвых...), а потом размахивающего шпагой (надо
напомнить, тогдашние шпажонки не чета нынешним были, лишь чуть легче бастарда) по всему
дворцу, и не просто так, а протыкая граждан разной степени невинности.
Ну принц же
всё-таки - обязан был уметь фехтовать.
Отец-призрак - скорее символ. В любом случае почтения и пиетета следовало бы скорее ждать
от благородного и психически здорового рыцаря, чем от невротика. Фамильярничать с
призраком отца - явный признак душевного неблагополучия.
А потом вся эта бесконечная, мучительная рефлексия, жуткая расправа с Офелией.
Рыжий, толстый, нелепый `вечный студент` меньше всего годился на роль мстителя, но был
вынужден сыграть эту роль. Такой же контраст, как и в других пьесах.

abcz (25.09.2015 01:08)
brenessel писал(а):
почтения и пиетета следовало бы скорее ждать от
благородного и психически здорового рыцаря, чем от невротика. Фамильярничать с призраком
отца - явный признак душевного неблагополучия.


Рыжий, толстый, нелепый `вечный студент` меньше всего годился на роль мстителя, но был
вынужден сыграть эту роль. Такой же контраст, как и в других пьесах.
это явный
признак полного отморозка. Призрак в то время у абсолютного большинства людей (в том числе
и типа рыцарей) вызвал бы панику, а не желание дерзить. Небось ещё и безбожник.

толстый и нелепый фехтовальщик боевой шпагой - это нонсенс (в конце ведь он фехтует - и
достойно фехтует - с настоящим воином). Но есть довольно типичные `толстяки`, которые
могут быть очень хорошими фехтовальщиками несмотря на полноту. Холерики. Взрывной
темперамент, отличная реакция, мощная адреналиновая поддержка, физическая сила.
(и нередко, кстати, отвратительный характер, вздорный, склочный)

brenessel (25.09.2015 01:15)
abcz писал(а):
это явный признак полного отморозка. Призрак в то
время у абсолютного большинства людей (в том числе и типа рыцарей) вызвал бы панику, а не
желание дерзить. Небось ещё и безбожник.

толстый и нелепый фехтовальщик боевой шпагой - это нонсенс (в конце ведь он фехтует - и
достойно фехтует - с настоящим воином). Но есть довольно типичные `толстяки`, которые
могут быть очень хорошими фехтовальщиками несмотря на полноту. Холерики. Взрывной
темперамент, отличная реакция, мощная адреналиновая поддержка, физическая сила.
(и нередко, кстати, отвратительный характер, вздорный, склочный)
Ну про толстого это
же не я выдумал. Так у Шекспира:
«Однако здесь очень душно и жарко для моей комплекции»
«Ты, мой Гамлет, тучный, поэтому задыхаешься и потеешь».
Для холерика Гамлет как-то слишком склонен к рефлексии и сомнениям.

abcz (25.09.2015 01:21)
brenessel писал(а):
Ну про толстого это же не я выдумал. Так у
Шекспира:
«Однако здесь очень душно и жарко для моей комплекции»
«Ты, мой Гамлет, тучный, поэтому задыхаешься и потеешь».
Для холерика Гамлет как-то слишком склонен к рефлексии и сомнениям.
да-да, я это
помню.
Холерик, не значит не сомневающийся и не думающий. Просто - специфическая (взрывная)
реакция на ситуацию, оцениваемую угрожающей. Резкая смена настроения, нередко
непоследовательность в действиях. Нередко поспешное действие с немалыми последующими
сожалениями по его поводу.

abcz (25.09.2015 01:32)
brenessel писал(а):
Ну про толстого это же не я выдумал.

сейчас выстраиваю возможную личность Гамлета. Когда я это читал, а читал в разные времена
и многократно, не припомню, чтоб представлял его себе вот таким. Просто, вероятность,
достаточно оправданная текстом.)

brenessel (25.09.2015 01:44)
abcz писал(а):
(я сейчас выстраиваю возможную личность
Гамлета.
Возможно, его личность вообще не конструируема, а его характер никак не
связан с фабулой. Это всё же Шекспир, а не психологический роман XIX в. Да и вообще
действия человека в пограничном состоянии часто никак не связаны с его устойчивыми
личностными характеристиками - часто алогичны, импульсивны, немотивированы. И в этом
отношении Шекспир, возможно, более реалистичен чем какой-нибудь Золя или Флобер.
`Гамлет во все продолжение драмы делает не то, что ему может хотеться, а то что нужно
автору: то ужасается перед тенью отца, то начинает подтрунивать над ней, называя ее
кротом, то любит Офелию, то дразнит ее. Нет никакой возможности найти какое-либо
объяснение поступкам и речам Гамлета и потому никакой возможности приписать ему какой бы
то ни было характер`. (Лев Толстой)

gutta (25.09.2015 01:50)
abcz писал(а):
а зачем ему что-то понимать в лирическом эффекте? Он
ведь не критику писал, а исследовал истоки эстетического чувства в человеке (и
практическую его реализацию) с абсолютно рационалистических позиций (зацепляя и
эпистемологический, и социологический и даже едва народившийся (с ним самим в роли
повитухи) - психологический). Никакого откровения. Нормальное исследование. Просто, первое
в западно-европейской истории.
Что у Вас, прости Господи, за каша-то? И так - всю
дорогу. Какие `истоки` с `позиций`? О чём Вы? Вы хоть помните, когда, с кем он жил?

abcz (25.09.2015 01:50)
brenessel писал(а):
Возможно, его личность вообще не конструируема,
а его характер никак не связан с фабулой.
Это всё же Шекспир,

действия человека в пограничном состоянии часто никак не связаны с его устойчивыми
личностными характеристиками - часто алогичны, импульсивны, немотивированы.

`Гамлет во все продолжение драмы делает не то, что ему может хотеться, а то что нужно
автору: то ужасается перед тенью отца, то начинает подтрунивать над ней, называя ее
кротом, то любит Офелию, то дразнит ее. Нет никакой возможности найти какое-либо
объяснение поступкам и речам Гамлета и потому никакой возможности приписать ему какой бы
то ни было характер`. (Лев Толстой)
ну надо же как-то играть, представлять
такого не бывает
Вот именно. Гений из гениев. У него могут быть бросовые характеры для каких-то героев
23-го плана, но главные - даже не проработаны, выработаны до дна.

темперамент - это фундаментально, это глубже личности.

Толстой о Шекспире... ээээ. Нет. Нет.

gutta (25.09.2015 01:52)
brenessel писал(а):
...
`Гамлет во все продолжение драмы делает не то, что ему может хотеться, а то что нужно
автору: то ужасается перед тенью отца, то начинает подтрунивать над ней, называя ее
кротом, то любит Офелию, то дразнит ее. Нет никакой возможности найти какое-либо
объяснение поступкам и речам Гамлета и потому никакой возможности приписать ему какой бы
то ни было характер`. (Лев Толстой)
Это - к Карапузику. И будет - взаправду.

abcz (25.09.2015 01:55)
gutta писал(а):
Что у Вас, прости Господи, за каша-то? И так - всю
дорогу. Какие `истоки` с `позиций`? О чём Вы? Вы хоть помните, когда, с кем он
жил?
истоки эстетического чувства в человеке
с рационалистических, разумных то есть.
Да.

brenessel (25.09.2015 02:08)
abcz писал(а):
ну надо же как-то играть, представлять
такого не бывает
Вот именно. Гений из гениев. У него могут быть бросовые характеры для каких-то героев
23-го плана, но главные - даже не проработаны, выработаны до дна.

темперамент - это фундаментально, это глубже личности.

Толстой о Шекспире... ээээ. Нет. Нет.
Ну возможно играть как набор невротических
реакций и немотивированных действий, не ища никакой целостности образа и избегая
психологизма. Просто человек во время катастрофы: бегает, суетится, действует по
обстоятельствам. Гамлет - не субъект, каузирующий событие, а самое событие. Вот Мейерхольд
мог бы поставить хорошего Гамлета.
Толстой активно не любил Шекспира, поэтому его мнение интересно (как восприятие варваром
культурного объекта).

abcz (25.09.2015 02:20)
brenessel писал(а):
Ну возможно играть как набор невротических
реакций и немотивированных действий, не ища никакой целостности образа и избегая
психологизма. Просто человек во время катастрофы: бегает, суетится, действует по
обстоятельствам.

Гамлет - не субъект, каузирующий событие, а самое событие. Вот Мейерхольд мог бы
поставить хорошего Гамлета.

Толстой активно не любил Шекспира, поэтому его мнение интересно (как восприятие варваром
культурного объекта).
человек - не крыса в лабиринте под шоковыми разрядами тока
(кстати, это может удивить, но крысы в ситуациях стресса тоже проявляют индивидуальные,
почти как бы личностные реакции). Человек даже во время катастрофы никогда (исключая
моменты паники) не бегает и не суетится на одних невротических реакциях, особенно, если
катастрофа занимает больше нескольких часов. Шок проходит и человек начинать действовать
как таковой, как определённая личность (ну, если шок не блокирует личность, тогда просто
атараксия, стазис).

интересный подход

он и не любил, и не понимал (отторгал понимание), и бравировал этим непониманием (врал,
тоись). Толку в его мнении...

brenessel (25.09.2015 02:32)
abcz писал(а):
человек - не крыса в лабиринте под шоковыми разрядами
тока (кстати, это может удивить, но крысы в ситуациях стресса тоже проявляют
индивидуальные, почти как бы личностные реакции). Человек даже во время катастрофы никогда
(исключая моменты паники) не бегает и не суетится на одних невротических реакциях,
особенно, если катастрофа занимает больше нескольких часов. Шок проходит и человек
начинать действовать как таковой, как определённая личность (ну, если шок не блокирует
личность, тогда просто атараксия, стазис).

интересный подход

он и не любил, и не понимал (отторгал понимание), и бравировал этим непониманием (врал,
тоись). Толку в его мнении...
Так-то да, но Гамлет - это не человек и даже не крыса,
а персонаж театральной пьесы начала 17 века, который подчиняется ее законам, а не
паттернам поведения реальных людей в реальном, привычном нам мире. Мы постоянно исходим из
того, что Шекспир сознательно конструировал образ Гамлета на основе психологических
законов (а не приспосабливал поведение героя к придуманной им фабуле). А есть ли у нас
хоть какие-то основания для такого предположения?
Не то же ли это самое, что изучать поведение Минотавра или Годзиллы с точки зрения
современной этологии и предполагать, что оно обязательно должно подчиняться известным
законам поведения животных?

abcz (25.09.2015 03:03)
brenessel писал(а):
Так-то да, но Гамлет - это не человек и даже не
крыса, а персонаж театральной пьесы начала 17 века,

который подчиняется ее законам, а не паттернам поведения реальных людей в реальном,
привычном нам мире. Мы постоянно исходим из того, что Шекспир сознательно конструировал
образ Гамлета на основе психологических законов (а не приспосабливал поведение героя к
придуманной им фабуле).

А есть ли у нас хоть какие-то основания для такого предположения?

Не то же ли это самое, что изучать поведение Минотавра или Годзиллы с точки зрения
современной этологии и предполагать, что оно обязательно должно подчиняться известным
законам поведения животных?
по условиям игры, Гамлет - человек. Отрицать это, значит
играть нечестно. Это нехорошо.

Смысл пьесы не фабула (фабул конечное число и очень небольшое, несколько десятков), смысл
пьесы - взаимодействие характеров (персонажей) внутри заданной ситуации (фабулы).

Есть. Фабула слишком тривиальна и прямолинейна. Без характеров (или хотя бы масок) она
просто не имеет смысла.

Конечно нет. Гамлет не Иван-царевич и не Утнапиштим. Он датский принц, пусть это и
условная Дания, но всё-таки не Гадес и не Миктлан. Человек среди людей.

sir Grey (25.09.2015 06:36)
Osobnyak писал(а):
У Лескова навалом. В `Соборянах` нет?
`Запечатленный ангел`?
Есть и круче. Кадетский монастырь. Чем хуже писатель, тем
лучше герой.

sir Grey (25.09.2015 06:43)
brenessel писал(а):
Читал, но давно. Больше помню про его
интерпретацию Отелло.
А где это? В Психологии искусства?

sir Grey (25.09.2015 06:47)
abcz писал(а):
ну да, говорящий с призраком собственного отца не
только без должного почтения и трепета, но с иронией и полупрезрительной дерзостью (хотя и
не без опаски: чёрт их знает, этих мёртвых...), а потом размахивающего шпагой (надо
напомнить, тогдашние шпажонки не чета нынешним были, лишь чуть легче бастарда) по всему
дворцу, и не просто так, а протыкая граждан разной степени невинности.
Согласен с
Вами. Причем, мне кажется, хотя Лаэрт всеми считается лучшим фехтовальщиком и дает Гамлету
фору, когда начинают драться и считать удары - Гамлет вообще ему не уступает.

А как он разделался с друзьями-студентами? Это вообще 007!

Он боится проявлять инициативу, начинать что-то, а отбивается очень даже круто.

sir Grey (25.09.2015 06:54)
gutta писал(а):
/.../ с кем он жил?
А с кем? Я не знаю, просто.
Про Сократа знаю.

sir Grey (25.09.2015 06:57)
gutta писал(а):
Это - к Карапузику. И будет -
взаправду.
Толстого бы к нам на Форум, он бы тут шороху навел, мало не покажется. Все
тролли расползлсь бы по углам.

sir Grey (25.09.2015 07:02)
abcz писал(а):
/.../Человек даже во время катастрофы никогда
(исключая моменты паники) не бегает и не суетится на одних невротических реакциях/.../

он и не любил, и не понимал (отторгал понимание), и бравировал этим непониманием (врал,
тоись). Толку в его мнении...
А стоит тихо за ковром и ждет, когда его прирежут.
Вообще, любопытно, как в этот разговор о Гамлете пролезла крыса.

Толк в мнении есть: мы можем что-то узнать о Толстом.

Mikhail_Kollontay (25.09.2015 10:48)
brenessel писал(а):
характер никак не связан с фабулой
Возможно
также, что фабула запрятана до полной невидимости. А та, что есть - лишь обманка. Без
понимания этой внутренней фабулы нет логических связей. Оно и создает такую влекущую
бездонность смыслов. То же в сочинении музыки. Важно упрятать истинную мотивацию.

brenessel (25.09.2015 11:49)
sir Grey писал(а):
А где это? В Психологии искусства?
Да, и про
Гамлета там много интересного.

brenessel (25.09.2015 12:30)
abcz писал(а):
Смысл пьесы не фабула (фабул конечное число и очень
небольшое, несколько десятков), смысл пьесы - взаимодействие характеров (персонажей)
внутри заданной ситуации (фабулы).
Шекспировские пьесы однако имеют преимущественно
прикладной характер. Они предназначены для театра 16-17 века. И интерпретировать их вне
театрального контекста - означает вносить в них смыслы, в которые автор, скорее всего, в
них не вкладывал.
Главный смысл шекспировской пьесы - оказать мощное воздействие на зрителя. Важно, чтобы
зрителям было интересно, чтобы держать их в напряжении (как они того любят), мучать и
дразнить их, а в конце устроить им `катарсис`. Всё в пьесе и подчинено этой задаче: резкие
контрасты, непредсказуемость (достигаемая в том числе путем алогичности и
иррациональности), противоречия (и прежде всего, противоречие характеров и событий).
Мы исходим из того, что в основе художественного произведения должна лежать
психологическая убедительность и мотивированность, но основа шекспировской пьесы -
невозможность и абсурдность происходящего, с помощью чего он и достигает максимального
воздействия на зрителя.
Поэтому психологический анализ шекспировских героев теми средствами, которые нас учили в
школе (выведение личности из действий) совершенно несостоятелен (имхо).

abcz (25.09.2015 15:35)
sir Grey писал(а):
Толк в мнении есть: мы можем что-то узнать о
Толстом.
а что тут узнаешь? Ну, неумён, предвзят. Так это и так известно.

abcz (25.09.2015 15:46)
brenessel писал(а):
И интерпретировать их вне театрального контекста
- означает вносить в них смыслы, в которые автор, скорее всего, в них не вкладывал.

Главный смысл шекспировской пьесы - оказать мощное воздействие на зрителя.

Мы исходим из того, что в основе художественного произведения должна лежать
психологическая убедительность и мотивированность, но основа шекспировской пьесы -
невозможность и абсурдность происходящего, с помощью чего он и достигает максимального
воздействия на зрителя.

Поэтому психологический анализ шекспировских героев теми средствами, которые нас учили в
школе (выведение личности из действий) совершенно несостоятелен
(имхо).
интерпретировать - и значит вносить в них смыслы, и, часто, именно те,
которых автор не подразумевал (на самом деле мы и не знаем, что он подразумевал почти
никогда, мы можем исходить только из текста, человеческой природы и разумного
представления о человеке и тексте)

Это не смысл (и уж конечно, не главный) пьесы. Это цель представления, шоу. Смысл - это
другое.

Идея воплощения абсурда (как такового) - очень поздняя идея и ко времени Шекспира может
быть приложена только в качестве современного метатекста )

А мы не из чего больше не можем выводить психологии кроме как из действия и
представленных в тексте мотивов. У нас больше ничего нет. Ну общая антропология, разве
что, какие-то идеи сравнительной психологии, материальной и социальной истории, истории
эстетики... Мало что, кроме текста.

abcz (25.09.2015 16:24)
sir Grey писал(а):
Он боится проявлять инициативу, начинать что-то, а
отбивается очень даже круто.
он не боится проявлять инициативу, просто не понимает,
как надо действовать, ситуация очень неоднозначная, информации о ней недостаточно и
информация неверифицируема. Пытается решать разумно, а разум буксует, и выходит, что всё
решается за него и наихудшим образом. Любое его целенаправленное действие было бы лучше,
чем то, что вышло.
Это можно считать метаидеей пьесы ) Если разум бессилен - действуй хотя бы и неразумно.

gutta (25.09.2015 16:40)
abcz писал(а):
а зачем ему что-то понимать в лирическом эффекте? Он
ведь не критику писал, а исследовал истоки эстетического чувства в человеке (и
практическую его реализацию) с абсолютно рационалистических позиций (зацепляя и
эпистемологический, и социологический и даже едва народившийся (с ним самим в роли
повитухи) - психологический). Никакого откровения. Нормальное исследование. Просто, первое
в западно-европейской истории.
Чувство заложено в человеке исподволь. Дело искусства
развивать и наращивать оное с помощью спецэффектов.

brenessel (25.09.2015 17:03)
abcz писал(а):
интерпретировать - и значит вносить в них смыслы, и,
часто, именно те, которых автор не подразумевал (на самом деле мы и не знаем, что он
подразумевал почти никогда, мы можем исходить только из текста, человеческой природы и
разумного представления о человеке и тексте)

Это не смысл (и уж конечно, не главный) пьесы. Это цель представления, шоу. Смысл - это
другое.

Идея воплощения абсурда (как такового) - очень поздняя идея и ко времени Шекспира может
быть приложена только в качестве современного метатекста )
Ну концептуализация и
провозглашение самоценности абсурда, конечно, произошли позже, но как художественный метод
абсурд использовался издавна, начиная от эпосов, сказок, былин.

Да, не смысл, конечно, а замысел. Авторский замысел вполне себе поддается реконструкции
(конечно, до определенной степени) на основе целевого текста и вспомогательных источников.
Без этой реконструкции очень высок риск модернизировать произведение и исказить его
перцептивными шаблонами, что и сделала критика XIX и XX века с Шекспиром. Психологизм
Шекспира, попытки психологически обосновать действия его героев - это, как мне
представляется, вздорная выдумка эпохи романтизма.

Мне кажется, аутентизм (попытка очистить произведение от более поздних наслоений и
модернизаций) - перспективное направление не только в музыке, но и в литературе.

abcz (25.09.2015 17:29)
gutta писал(а):
Чувство заложено в человеке исподволь. Дело искусства
развивать и наращивать оное с помощью спецэффектов.
чувство - в природе человека, это
верно. Но я не уверен, что искусство имеет какое-то дело. Т.е. назначали-то делов ему
кучу, да было ли искусству до этих делов дело - вот вопрос.

abcz (25.09.2015 17:42)
brenessel писал(а):
Ну концептуализация и провозглашение самоценности
абсурда, конечно, произошли позже, но как художественный метод абсурд использовался
издавна, начиная от эпосов, сказок, былин.

Да, не смысл, конечно, а замысел. Авторский замысел вполне себе поддается реконструкции
(конечно, до определенной степени) на основе целевого текста и вспомогательных источников.


Без этой реконструкции очень высок риск модернизировать произведение и исказить его
перцептивными шаблонами, что и сделала критика XIX и XX века с Шекспиром.

Психологизм Шекспира, попытки психологически обосновать действия его героев - это, как
мне представляется, вздорная выдумка эпохи романтизма.

Мне кажется, аутентизм (попытка очистить произведение от более поздних наслоений и
модернизаций) - перспективное направление не только в музыке, но и в литературе.
это
да. Но приём всегда целенаправлен, осмыслен, поэтому использование абсурда как приёма не
делает пьесу (например) ни в малейшей степени абсурдной.

Замысел не скрывается. Напротив того - любая пьеса и есть воплощённый замысел. Но вот мы
тут сколько уж слов понаписали, а стали ли ближе к смыслу `Гамлета` и к смыслу Гамлета?

я вполне терпимо отношусь к модернизации произведений, а если модернизация какая-нибудь
особенно удачная, то и с восторгом. Правда, когда модернизация - дрянь, очень не люблю.

Очевидно, что Шекспир не Достоевский, но так же очевидно, что Шекспир жил среди людей,
наблюдал людей и выводил их на сцену. Но люди - даже и в шекспировские времена - имели
психику, мне кажется.

Я отношусь к аутентизму с почтением, а к хорошему аутентизму даже и с восторгом (опять
же), но полагаю его нереалистичной концепцией вполне искусственного характера (и не
потому, что он невозможен технически, он невозможен по условиям восприятия. Чтобы музыка,
шире, искусство стало аутентичным, надобна аутентичная публика.)

brenessel (25.09.2015 18:14)
abcz писал(а):
это да. Но приём всегда целенаправлен, осмыслен,
поэтому использование абсурда как приёма не делает пьесу (например) ни в малейшей степени
абсурдной.

Замысел не скрывается. Напротив того - любая пьеса и есть воплощённый замысел. Но вот мы
тут сколько уж слов понаписали, а стали ли ближе к смыслу `Гамлета` и к смыслу Гамлета?

я вполне терпимо отношусь к модернизации произведений, а если модернизация какая-нибудь
особенно удачная, то и с восторгом. Правда, когда модернизация - дрянь, очень не люблю.

Очевидно, что Шекспир не Достоевский, но так же очевидно, что Шекспир жил среди людей,
наблюдал людей и выводил их на сцену. Но люди - даже и в шекспировские времена - имели
психику, мне кажется.

Я отношусь к аутентизму с почтением, а к хорошему аутентизму даже и с восторгом (опять
же), но полагаю его нереалистичной концепцией вполне искусственного характера (и не
потому, что он невозможен технически, он невозможен по условиям восприятия. Чтобы музыка,
шире, искусство стало аутентичным, надобна аутентичная публика.)
Да, конечно. Задача
аутентизма - не воссоздать `подлинное` произведение или обеспечить `аутентичное`
восприятие (что принципиально невозможно), а по возможности очистить его от
интерпретационных наслоений, т.е. убрать посредников между автором и современным
исполняющим/воспринимающим субъектом, попытаться играть по правилам, установленным автором
(как их понимает сам аутентист, а не куча предшествующих интерпретаторов)

При восприятии Шекспира возможно тоже важно убрать опосредующие интерпретации и
попытаться понять условные правила, установленные автором. Я не уверен, что автономизация
личности Гамлета и ее осмысление в соответствии с тем, что нам сейчас известно о
психологии человека, предусмотрено правилами Шекспира. Возможно, он счел бы наши
аналитические опыты вздором, а нас - глупыми детьми, ломающими музыкальную шкатулку, чтобы
найти внутри нее музыку.

brenessel (25.09.2015 18:34)
abcz писал(а):
это да. Но приём всегда целенаправлен, осмыслен,
поэтому использование абсурда как приёма не делает пьесу (например) ни в малейшей степени
абсурдной.
Гамлет - не абсурдная пьеса, но Шекспир прибегает к абсурду и алогизмам,
чтобы усилить воздействие на зрителя. Гамлет - вольнодумец, разговаривает с черепом,
фамильярничает с призраком, но при этом не убивает короля во время молитвы, чтобы тот не
смог избежать ада.
На основе этих алогизмов делать какие-то выводы о характере Гамлета, столь же бесплодно,
как и выводить характер героев Чарли Чаплина из совершаемых ими поступков (которые
используются для придания комедийного эффекта).

abcz (25.09.2015 19:01)
brenessel писал(а):
играть по правилам, установленным автором (как их
понимает сам аутентист, а не куча предшествующих интерпретаторов)

При восприятии Шекспира возможно тоже важно убрать опосредующие интерпретации и
попытаться понять условные правила, установленные автором.

Я не уверен, что автономизация личности Гамлета
и ее осмысление в соответствии с тем, что нам сейчас известно о психологии человека,
предусмотрено правилами Шекспира. Возможно, он счел бы наши аналитические опыты
вздором,
т.е. всего лишь ещё одна интерпретация.

т.е. всего лишь ещё одна интерпретация.

что такое `автономизация личности`?
Возможно и счёл бы. Но Вы не учитываете, что такие гамлеты тогда жили рядом с Шекспиром,
пили иногда с ним вино, иногда пинали под зад. Ему не нужны были аналитические опыты
абсолютно. Вокруг нас гамлетов не ходит, мы без аналитических опытов не имеем даже
вероятия правдоподобия в спектакле.

abcz (25.09.2015 19:06)
brenessel писал(а):
Гамлет - не абсурдная пьеса, но Шекспир прибегает
к абсурду и алогизмам, чтобы усилить воздействие на зрителя. Гамлет - вольнодумец,
разговаривает с черепом, фамильярничает с призраком, но при этом не убивает короля во
время молитвы, чтобы тот не смог избежать ада.
На основе этих алогизмов делать какие-то выводы о характере
я вообще в этом ряду не
вижу алогизма или абсурда. Разговаривать с черепом - вообще нормально (по мне), а после
встречи с призраком любой вольнодумец-рационалист умозаключит возможность существования
ада. Практика, знаете ли, она того. Критерий. И такая мстительная сволочь, как Гамлет,
вполне может не убить человека для того, чтоб он подольше помучился.

brenessel (25.09.2015 19:28)
abcz писал(а):
т.е. всего лишь ещё одна интерпретация.

что такое `автономизация личности`?
Да, но не интерпретация интерпретации (т.е. уже
что-то музейное), а актуальное и свежее прочтение при чутком отношении к первоисточнику.

Ну я имел в виду беззастенчивый отрыв художественного образа от контекста, от условного
художественного мира, где ему только и место. Под влиянием романтиков с их культами героев
Гамлет зажил свой автономной жизнью. это, вероятно, мешает восприятию Шекспира. Меж тем
образ Гамлета - это всё же средство для достижения определенного эффекта, а не самоценный
субъект.

abcz (25.09.2015 19:43)
brenessel писал(а):
Да, но не интерпретация интерпретации (т.е. уже
что-то музейное), а актуальное и свежее прочтение при чутком отношении к первоисточнику.

Под влиянием романтиков с их культами героев Гамлет зажил свой автономной жизнью. это,
вероятно, мешает восприятию Шекспира. Меж тем образ Гамлета - это всё же средство для
достижения определенного эффекта, а не самоценный субъект.
не вижу преимуществ.
Ничуть не меньше людей претендуют на интерпретацию первоисточника (в музыке, допустим),
чем интерпретируют интерпретации. Для меня здесь важнее качество исполнения, чем намерения
исполнителя, да и Шекспира я предпочитаю читать, а не смотреть.

ясно. Но отчего ж романтики? Героев и богов (и поклонение тем и другим) придумали (изъяли
из мифов, а потом и из драм) ещё эллины (на самом деле не эллины, всё это подревней будет,
но на эллинов так удобно всех собак вешать...)

shark_bmt (25.09.2015 19:54)
Osobnyak писал(а):
Мухтара надо повесить.
но только если на
Аристотеле :)

brenessel (25.09.2015 20:00)
abcz писал(а):
не вижу преимуществ. Ничуть не меньше людей претендуют
на интерпретацию первоисточника (в музыке, допустим), чем интерпретируют интерпретации.
Для меня здесь важнее качество исполнения, чем намерения исполнителя, да и Шекспира я
предпочитаю читать, а не смотреть.

ясно. Но отчего ж романтики? Героев и богов (и поклонение тем и другим) придумали (изъяли
из мифов, а потом и из драм) ещё эллины (на самом деле не эллины, всё это подревней будет,
но на эллинов так удобно всех собак вешать...)
Ну ведь при чтении тоже возможны
`аутентичные` опыты (по возможности отбрасывание или ослабление перцептивных шаблонов,
изучение исторического контекста и реконструкция авторского замысла). Если это интересно,
конечно. ))

Да, но Шекспир не был ни эллином, ни романтиком. Романтического культа личности у него
нет: все его герои - объекты, а субъект - одна только Судьба. В этом его фишка. Полное
отсутствие морализма и беспристрастное отношение к своим героям очень подкупает. Все герои
равноценны и равнозначны перед лицом Судьбы. При этом воля героев и их психологические
мотировки - дело второстепенное.

Maxilena (25.09.2015 21:18)
abcz писал(а):
да и Шекспира я предпочитаю читать, а не
смотреть.
Разве только Шекспира? Его - первого (читать), конечно. Но и драму вообще.
Вот `Женитьба Фигаро` - там одни авторские указания и описания костюмов действующих лиц
чего стоят, не говоря уже о тексте.

Maxilena (25.09.2015 21:26)
brenessel писал(а):
Под влиянием романтиков с их культами героев
Гамлет зажил свой автономной жизнью. это, вероятно, мешает восприятию Шекспира. Меж тем
образ Гамлета - это всё же средство для достижения определенного эффекта, а не самоценный
субъект.
Не знаю, не знаю. Думаю, Гамлет давным-давно, еще при жизни Вильяма Ш., сам
удрал из текста и зажил самостоятельной жизнью, как и все герои такого уровня, рожденные
наиболее талантливыми писателями. Эти герои такое вытворяют, что сами их творцы за головы
хватаются))) И чихать мне на всяких романтиков, потому что тоже признаю только чтение.
Потому что Смок-Гамлет - это ж музейная редкость, после которой остальные просто не
воспринимаются серьезно.

Maxilena (25.09.2015 21:35)
abcz писал(а):
я вообще в этом ряду не вижу алогизма или абсурда.
Разговаривать с черепом - вообще нормально (по мне), а после встречи с призраком любой
вольнодумец-рационалист умозаключит возможность существования ада. Практика, знаете ли,
она того. Критерий. И такая мстительная сволочь, как Гамлет, вполне может не убить
человека для того, чтоб он подольше помучился.
Посмотрела бы я на Вас на его месте.
Небось, пришили бы во время следующей молитвы, чтобы еще подольше помучился. Помилуйте,
дядя соблазнил мамашу, шлепнул папашу, объявляет тебя психом и лучших друзей посылает
тебя убить. Никакая Г. не сволочь, а нормальный пацан в своем веке.



 
     
classic-online@bk.ru