Одноактная опера Рихарда Штрауса на либретто (по-немецки) Клеменса Крауса, написанное с участием композитора.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ГРАФИНЯ (сопрано)
ГРАФ, ее брат (баритон)
ОЛИВЬЕР, поэт...Читать дальше
Скачать ноты Одноактная опера Рихарда Штрауса на либретто (по-немецки) Клеменса Крауса, написанное с участием композитора.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ГРАФИНЯ (сопрано) ГРАФ, ее брат (баритон) ОЛИВЬЕР, поэт...Читать дальше
Одноактная опера Рихарда Штрауса на либретто (по-немецки) Клеменса Крауса, написанное с участием композитора.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ГРАФИНЯ (сопрано) ГРАФ, ее брат (баритон) ОЛИВЬЕР, поэт (тенор) ФЛАМАН, музыкант (тенор) КЛАЙРОН, актриса (контральто) ЛА РОШЕ, директор театра (бас) МЕСЬЕ ТАУПЕ (тенор) Время действия: около 1775 года. Место действия: предместье Парижа. Первое исполнение: Мюнхен, 28 октября 1942 года. Что в опере важнее — слова или музыка? Моцарт считал, что музыка, Глюк — слова. Это любимая тема дискуссий композиторов с эстетиками, и Рихард Штраус долго обсуждал ее со своим дирижером, Клеменсом Краусом, в 1933 году во время репетиций «Арабеллы». По прошествии шести лет и по написании еще нескольких опер, Штраус обратился к Краусу с предложением сотрудничать в работе над либретто оперы на данный сюжет. Это была последняя опера, которую сочинил Штраус. Будучи всего лишь одноактной, при исполнении она длится почти два с половиной часа, причем большая ее часть посвящена именно обсуждению этого, хотя и очень интересного, но, с точки зрения сценического действия, малоперспективного вопроса эстетики. Дискуссия происходит в доме очаровательной французской графини Маделены, живущей в предместье Парижа во второй половине XVIII века. (Это примерно то время, когда Глюк пытался придать опере больше смысла, настаивая на том, что слова в ней более важны, чем музыка). Среди гостей графини поэт Оливьер, композитор Фламан, актриса Клайрон, театральный директор Ла Роше, тенор Таупе, а также брат графини. Дискуссия ведется в изысканной великосветской манере; и перед тем, как гостям уехать в Париж, они сходятся на том, что Оливьер и Фламан будут писать оперу на сюжет, в котором каждый из них представит свой собственный портрет. У Оливьера и Фламана есть и другие точки соприкосновения: каждый из них влюблен в графиню (которая восхищается обоими), и Оливьер сочиняет ей сонет, а Фламан кладет его на музыку. И Маделена обещает решить — к одиннадцати часам утра следующего дня — за кого из них она выйдет замуж. В последней сцене она одна в своем будуаре (Штраус любил писать длинные сцены для сопрано соло, особенно, когда эти сопрано оказываются одни в своих будуарах.) Тут же вспоминаешь знаменитый монолог с зеркалом в первом действии «Кавалера розы». Зеркало имеется также и в этой сцене; схожа и общая атмосфера нежного и меланхолического чувства. «Завтра в одиннадцать!» — так начинается монолог. Маделена просто не может сосредоточиться. Какое искусство более сильное? Поэзия или музыка? Она подходит к своей арфе и поет сонет, написанный для нее, — прелестный старомодный любовный сонет. Она чувствует себя узницей — узницей сетей двух искусств. Выбрать одно и не выбрать другое? Невозможно! Тогда она обращается к своему зеркалу, чтобы у него спросить совета. Но у зеркала нет никакого ответа. И опера заканчивается, так и не ответив на вопрос, кто будет осчастливлен завтра в одиннадцать. Если вы спросите меня, то я думаю, что им будет музыкант. Его музыка кажется мне более убедительной, чем этот немецкий сонет! Но это лишь частное мнение одного человека. Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара) Х Свернуть
Вольфганг Заваллиш
(дирижер)
,
Элизабет Шварцкопф
(сопрано),
Анна Моффо
(cопрано),
Дитрих Фишер-Дискау
(баритон), Оркестр `Philharmonia` (Лондон)
1957-58 г. Elisabeth Schwarzkopf-Countess Madeleine, Eberhard Wachter-Count, Dietrich Fischer-Dieskau (Baritone-Oliver, Nicolai Gedda-Flamand, Anna Moffo-Italian Singer, Hans Hotter-La Roche, Rudolf Christ-Monsieur Taupe, Christa Ludwig-Clairon, Dermot Troy-Italian Singer, Karl Schmitt-Walter-Major-domo, Wolfgang Sawallisch-Servant, Edgar Fleet-1st Servant, Dennis Wicks-2nd Servant, Ian Humphries-3rd Servant, John Hauxvell-4th Servant, Jeoffrey Walls-5th Servant, Leslie Fyson-6th Servant,
|
||
David Winnard (Tenor - 8th Servant).
Состав, дамы и господа, состав!...Нечеловеческий. Главное, О.Н. не подпускать к этому.
Иначе это будет - кот и болеутолитель. Чтобы с радостным криком кто-то ринул в окно? Не
согласен...
состав!...Нечеловеческий.
что там делает Вольфганг Заваллиш среди слуг? Как это понимать - полный тезка? раздвоение
личности? или это шутка такая? Последнее - самое вероятное, может быть, было как-то
обыграно режиссером?.
составу: что там делает Вольфганг Заваллиш среди слуг? Как это понимать - полный тезка?
раздвоение личности? или это шутка такая? Последнее - самое вероятное, может быть, было
как-то обыграно режиссером?.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2205654
Где-то видел - и Левайн подыгрывал.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2205654
Где-то видел - и Левайн подыгрывал.
значится: Sawallisch - Spoken Vocals. На слух трудно определить, где он мог вставить свою
реплику. М.б. на 45-й минуте 2-го часа, когда на вопрос, запряжены ли лошади, откуда-то
приходит ответ: да, 4 экипажа.
Все-таки заключительная сцена - Мадлен перед зеркалом - бесконечно восхитительна. Какой
тут инфаркт... Просто таешь и растворяешься, а когда себя опять соберешь, кажется: то ли
чего-то не досчиталась, то ли что-то лишнее приклеилось.
состав!...Нечеловеческий.
Вообще надо обладать смелостью Р.Штрауса, чтобы на такой безнадежно скучный сюжет взяться
писать оперу. И создать нечто совершенно восхитительное!
Кстати, на вопрос `Что в опере важнее — слова или музыка?` сам РШ этой оперой отвечает
исчерпывающе и убедительно. Музыка! Конечно, Музыка! Ведь если бы не она, кто смог бы два
с лишним часа в замиранием сердца следить за этой нудной и бессмысленной дискуссией?!
Музыка решает все!!!
Браво, Штраус! И спасибо, Особняк.
лишним часа в замиранием сердца следить за этой нудной и бессмысленной
дискуссией?!
сюжетов в опере.
наивозможнейше увлекательных сюжетов в опере.
наивозможнейше увлекательных сюжетов в опере.
увлекательных сюжетов в опере.
по Прусту, аннулируется деятельностью Сознания, направленного на Искусство.
Музыка решает все!!!
полно остроумия, метких суждений, прекрасно воссоздает полную обаяния утонченную атмосферу
аристократического салона. И не будь этого esprit, которым пронизано все либретто, опера
много бы потеряла. Музыка сама по себе (и Сонет, и танцы, и итальянский дуэт, и
сногсшибательный октет, и даже заключительный монолог Мадлен) без сюжетного наполнения
просто повисает в воздухе, как мастерски выполненный, но несколько слащавый орнамент,
непонятно к чему относящийся.
Вся опера сделана так, чтобы сомнения и внутренние метания графини - между музыкой и
словом, композитором и поэтом - приобрели неоспоримую достоверность. И цель достигается:
слово и музыка здесь нераздельны.
повисает...
- И цель достигается: слово и музыка здесь нераздельны.
- О нет, сюжет совсем не скучный
и с остроумными репликами, без музыкального сопровождения и описать невозможно! Конечно,
конечно, есть аристократы, способные не то что часами, а днями вести подобные беседы. Но
опера написана для широкой публики, подавляющее большинство которой не имеет устойчивого
опыта гламурных бесед в аристократических салонах. Да еще и вопрос, который обсуждается,
очень специфический.
- У меня создалось впечатление, что Вы не смогли или не захотели понять мою мысль о
взаимодействии слова и музыки конкретно в этой опере. Потому и мне неясно, что именно Вы
оспариваете.
- Это всего лишь вопрос вкуса: Вы - восторженная поклонница гламурных аристократических
бесед, я - нет.
- У меня создалось впечатление, что Вы не смогли или не захотели понять мою мысль о
взаимодействии слова и музыки конкретно в этой опере. Потому и мне неясно, что именно Вы
оспариваете.
- Это всего лишь вопрос вкуса: Вы - восторженная поклонница гламурных аристократических
бесед, я - нет.
достоинству.
Оспариваю, во-первых, определение `нудная и бессмысленная дискуссия`, во-вторых, тезис,
что `музыка решает все`, который якобы `исчерпывающе и убедительно` утверждается этой
оперой.
Признаюсь, люблю умные разговоры. Только почему `гламурные`?
способен ее оценить по достоинству.
...
И более того - универсально умно.
Не удержусь: государственные законы написаны в первую очередь для тех, кто способен их
оценить по достоинству; каждый находит государственную политику правильной и единствено
верной - и в первую очередь те, кто способен ее оценить по достоинству. И никакого
гламура!
блеском, полно остроумия, метких суждений, прекрасно воссоздает полную обаяния утонченную
атмосферу аристократического салона. И не будь этого esprit, которым пронизано все
либретто, опера много бы потеряла. Музыка сама по себе (и Сонет, и танцы, и итальянский
дуэт, и сногсшибательный октет, и даже заключительный монолог Мадлен) без сюжетного
наполнения просто повисает в воздухе, как мастерски выполненный, но несколько слащавый
орнамент, непонятно к чему относящийся.
Вся опера сделана так, чтобы сомнения и внутренние метания графини - между музыкой и
словом, композитором и поэтом - приобрели неоспоримую достоверность. И цель достигается:
слово и музыка здесь нераздельны.
разговоры среди людей, далёких от Искусства, - это профанация культурологии, ничего не
решающая, и жрецы Искусства - двигающие материал Искусства изнутри и раздвигающие
горизонт вопросов и ответов с соответствующей трансформацией тех и других.
бы она ни была, включается в этот же ряд дурной бесконечности. То есть все оказываются
тогда по одну сторону баррикады, при отсутствии другой, по принципу ленты Мёбиуса. С
аналогичным явлением опять-таки столкнулись во время писания моей оперы. Так вышло, что
одновременно - и наиболее реально, из множества заходов в этот вопрос - предполагалось моё
рукоположение во священный сан. И вот вопрос: как кланяться? если выходить на сцену в
рясе, то я ряженый в рясу или я священник как есть? Да даже и если просто в зале сижу -
при условии, что там должны в директорской ложе эти бандиты петь и слать Екатерине II
воздушные поцелуи, то и в зале уже нет спасения. Ну, кончилось тем, что я оказался без
сана, но вопрос так и застрял. Середина-конец 90-х годов.
была, включается в этот же ряд дурной бесконечности. То есть все оказываются тогда по одну
сторону баррикады, при отсутствии другой, по принципу ленты Мёбиуса.
определить - значит ограничить. В этом суть всех споров: столкновение ограничения с
ограничением. Или перестрелка пограничников.
наивозможнейше увлекательных сюжетов в опере.
Противоположнейшие точки зрения.
Противоположнейшие точки зрения.
Бёма, но потом Заваллиш со своей командой потихоньку-помаленьку перетянул меня к себе:).
невыносимо скучными. Сейчас даже `Кавалер розы` с трудом идёт.
В этом кажется году был на новой сцене Мариинки, где слушал `Саломею`. Никакого
впечатления.
подобными операми, а сейчас нахожу их невыносимо скучными. Сейчас даже `Кавалер розы` с
трудом идёт.
В этом кажется году был на новой сцене Мариинки, где слушал `Саломею`. Никакого
впечатления.
`Снегурочкой`. Даром что по-русски поют.
пошли, или на `Садко` со `Снегурочкой`. Даром что по-русски поют.
Снегурочку я обожаю. Всё в меру.
Садко да, растянута довольно.
подобными операми, а сейчас нахожу их невыносимо скучными. Сейчас даже `Кавалер розы` с
трудом идёт.
В этом кажется году был на новой сцене Мариинки, где слушал `Саломею`. Никакого
впечатления.
соскучиться... как проголодался.
увлекательных сюжетов в опере.
выборе языка тут тоже... одни вопросы.
И более того - универсально умно.
Не удержусь: государственные законы написаны в первую очередь для тех, кто способен их
оценить по достоинству; каждый находит государственную политику правильной и единствено
верной - и в первую очередь те, кто способен ее оценить по достоинству. И никакого
гламура!
оценили по достоинству. Всё оценивается по достоинству, а вот... договориться ни о чём не
могут.
минут, не успеешь соскучиться... как проголодался.
http://classic-online.ru/archive/?file_id=172861
Сами же выкладываете замечательные штучки.
http://classic-online.ru/archive/?file_id=172861
Сами же выкладываете замечательные штучки.
привычного, но полюбившегося съезда с Монблана в Лаго-Маджоре. Чую, Вам это подходит.
но полюбившегося съезда с Монблана в Лаго-Маджоре. Чую, Вам это подходит.
Лаго-Маджоре не знаю, но вот в Вербье это точно.
Оффенбаха хорошенького, что прикажете послушать для начала?
делают для того, чтобы их тоже оценили по достоинству. Всё оценивается по достоинству, а
вот... договориться ни о чём не могут.
Всё от несовершенства людского.
увлекательных сюжетов в опере.
`Театральные порядки и беспорядки`. Театр в театре, Тик, `Переполох на Парнасе`... не
оторвёшься.
точно.
тебе не приятель!` - `Не понял?` - `Всё ты понял!`). Можно вообразить картину.. В
умеренном количестве я за хлестаковщину. И чтоб лёгкость в мыслях необыкновенная... тяга к
вдохновенной, лёгкой лжи. Прославленный Годиссар пристраивается к осетру и, как Собакевич,
незаметно доезжает его, Дед Мороз с двумя Снегурочками по бокам и в ушках плей-боя
подымает тост `За Любовь!`... Определённо, оперетта моё призвание!
послушать для начала?
Клюитенса).