Скачать ноты
1. Vivace ma non troppo - Adagio espressivo
2. Prestissimo
3. Gesangvoll, mit innigster Empfindung (Andante molto cantabile ed espressivo)

Декабрьские вечера. 1991 г.



abyrvalg (06.11.2015 16:05)
Слава и почёт выложившему столь высокохудожественное музыкальное явление, алкаю сегодня
посмотреть-послушать.

abyrvalg (06.11.2015 19:20)
Интересно, когда смотришь на лица слушателей, на эти внимательные лица, ловящие каждую
ноту в музыке, сосредоточенно сидящие не шелохнувшись, то понимаешь насколько это в сто
крат важнее для любого музыканта, чем все эти крики браво и брависсимо.

sir Grey (07.11.2015 10:45)
Очень волнтельно смотреть! Я не помню эту передачу.

Как странно, что человек играет сонату Бетховена, не отрываясь от нот. Это какой-то
особенный мозговой процесс.

Странное дело, меня всегда Рихтер поражал именно тем, что я бы неясно определил как
мужественность. Не только в мощном звуке, но и в движениях, которые мне всегда казались
очень мужественными и мужскими,и которые, как мы знаем, у него тоже входили в исполнение.
Этот поднятый локоть, выпяченная челюсть… Где-то (в Шопене) мне это казалось перебором, а
в Бетховене (хотя он не считался бетховенистом) – в самый раз для меня: мужество с
нежностью.

И вот в этой записи человек уже пожилой пытается вести себя мужественно, но не получается
уже. Движения и манера – те же, а возраст уже не тот.

И я не знаю, что лучше: когда Рубинштейны до глубокой старости остаются молодыми, или
когда человек стареет, как ему положено, – и уходит со сцены.

Смешон и ветреный старик,
Смешон и юноша степенный.

Всему свое время и место.

Судьба позднего Рихтера в чем-то трагична, но не более трагична, чем вся наша жизнь, о
которой Бродский сказал: «Вы же знаете, чем она заканчивается». Не только своими удачами,
но и неудачами Рихтер продолжает меня потрясать.

Mikhail_Kollontay (07.11.2015 11:25)
sir Grey писал(а):
определил как мужественность
Интересно, а
мне, наоборот, СТ всегда казался девчонкой, играющей в мальчишку.

Osobnyak (07.11.2015 12:46)
sir Grey писал(а):
Смешон и ветреный старик,
Смешон и юноша степенный.
Но... быть можно дельным человеком, заботясь о красе
ногтей...

sir Grey (07.11.2015 13:48)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Интересно, а мне, наоборот, СТ всегда
казался девчонкой, играющей в мальчишку.
Думаю, не только Вам. Но я написал о своем
восприятии. Абсолютно иначе. Сила и мощь.

Mikhail_Kollontay (07.11.2015 14:15)
sir Grey писал(а):
Думаю, не только Вам. Но я написал о своем
восприятии. Абсолютно иначе. Сила и мощь.
Это да. Не помню, писал ли. СТ не очень
гладко ко мне относился, даже и в личном плане, поэтому рукопожатие было такое: ручища в
две моих сжимает мою руку со всех 4 сторона, я внезапно ощущаю, что у меня не рука, а
цыплячья лапка какая-то, и тут он широко улыбается, говоря глазами: вот сейчас прижму и
мокренько будет, гадёныш ты эдакий.

sir Grey (07.11.2015 14:31)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это да. Не помню, писал ли. СТ не очень
гладко ко мне относился, даже и в личном плане, поэтому рукопожатие было такое: ручища в
две моих сжимает мою руку со всех 4 сторона, я внезапно ощущаю, что у меня не рука, а
цыплячья лапка какая-то, и тут он широко улыбается, говоря глазами: вот сейчас прижму и
мокренько будет, гадёныш ты эдакий.
Чё ж он злой такой!

Ну, он многих не любил, мне кажется, а кого любил - тем делал одолжение: ладно, пусть...

А рука у него, правда, большая? Вот бы мне такое рукопожатие. Рука-то у меня большая, я б
ему показал....

Я много читал про руку Клиберна, а так... Ну у пианиста, в среднем, должна быть не
маленькая рука. Но посмотрел на видео еще раз - это не рука, это лапа.

Mikhail_Kollontay (07.11.2015 15:38)
sir Grey писал(а):
лапа
Просто ему уши жужжала Нина Львовна про
меня постоянно, мы с ней были постоянно на связи, постоянно дома ошивался у них, ее
ученицам аккомпанировал, а НЛ изо всех сил меня поддерживала много лет, поскольку меня
основательно травили (правда, почти безуспешно - но постоянно куда-то ходила хлопотать).
Доходило даже до больших откровенностей, иными словами, я был в курсе, кто конкретно меня
уничтожал (а это было совсем не очевидно). Ясно, что СТ это надоедало. Потом, все шло еще
через призму моего профессора, а тут я совсем не в курсе, что и как, там было сложно, ВВ
учила дочку Гилельса, скажем, ну, ясно, в общем. Но я тут, еще раз, честно говорю, не в
курсе, только чувствую, что было целая гряда подводных камней.

Большая рука - больше неудобств, чем удобств, надо среднюю, как моя примерно.

musikus (07.11.2015 15:46)
Mikhail_Kollontay писал(а):
- СТ всегда казался девчонкой, играющей в
мальчишку.
- рукопожатие было такое: ручища в две моих сжимает мою руку со всех 4 сторона, я
внезапно ощущаю, что у меня не рука, а цыплячья лапка какая-то, и тут он широко улыбается,
говоря глазами: вот сейчас прижму и мокренько будет, гадёныш ты эдакий.
Как-то два
этих высказывания плохо совмещаются.

Однажды на 3-й Фрунзенской, в Хор. училище (а не в Академии, как сейчас), в пору еще
Софьи Ник. Головкиной, тоже случилось ощутить рукопожатие СТ. Моя, вовсе неслабая тогда,
кисть гимнаста утонула в огромной рыжей лапе, правда, как оказалось - мягкой.

Opus88 (07.11.2015 15:57)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Большая рука - больше неудобств, чем
удобств, надо среднюю, как моя примерно.
А как же

abyrvalg (07.11.2015 16:04)
sir Grey писал(а):
И вот в этой записи человек уже пожилой пытается
вести себя мужественно, но не получается уже. Движения и манера – те же, а возраст уже не
тот.
Вы поиграйте в 75 лет сотни концертов в год как Рихтер - я посмотрю сколько
мужественности у Вас останется.

Opus88 (07.11.2015 16:09)
Opus88 писал(а):
А как же
Это я спросить хотел - как же море
звука, октавы и большие интервалы?

Mikhail_Kollontay (07.11.2015 16:19)
Opus88 писал(а):
море звука, октавы и большие интервалы?
Это и
правда странно, но на уже немаленьком опыте: у крупных людей не звучит. Звучит у маленьких
мышек, у девочек, у которых ручки едва октаву берут. Но зато у них острые коготки, и звук
сам собой серебрится. А здоровые мужики аж проламывают рояль насквозь. А маленькая собачка
как затявкает, так на всю округу. А сенбернар, уфф, пуфф, но куда ему до пикколо. У
Рихтера тоже были проблемы с форте. которые они с большим трудом преодолевал, и
преодолевал так, что форте у него в позднезрелые годы есть одна из разновидностей пиано.
Наивысший, конечно, пилотаж. Это отнюдь не мое наблюдение, насчет СТ, а оно довольно
общепризнанно. То ли углы какие-то меняются, то ли еще чего, не знаю. Я не о силе удара в
клавиши, естественно, говорю, а о качестве звука в форте. В записи всё это искажается, уж
про мп3 что и говорить.

sir Grey (07.11.2015 16:24)
Mikhail_Kollontay писал(а):
/.../ Ясно, что СТ это
надоедало./.../
Вот история! Я бы сказал `интересная`, если бы она не относилась к
Вам, с кем я, хотя и в Интернете, но общаюсь все-таки.

Но как же все заковыристо получается! `У них беды себе на всякий час готовь...`

sir Grey (07.11.2015 16:26)
abyrvalg писал(а):
Вы поиграйте в 75 лет сотни концертов в год как
Рихтер - я посмотрю сколько мужественности у Вас останется.
Да я бы поиграл.... Я бы
совладел с тройным созвучием...

abcz (07.11.2015 16:31)
abyrvalg писал(а):
Вы поиграйте в 75 лет сотни концертов в год как
Рихтер - я посмотрю сколько мужественности у Вас останется.
если любишь это дело,
никакой мужественности не надо

sir Grey (07.11.2015 16:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
1) /.../Звучит у маленьких мышек, у
девочек, у которых ручки едва октаву берут. ...А здоровые мужики аж проламывают рояль
насквозь. А маленькая собачка как затявкает, так на всю округу. ...
2)У Рихтера тоже были проблемы с форте. которые они с большим трудом
преодолевал/.../
1) Конечно, не совсем о том, но всякие атлеты в цирке - всегда
маленькие и короткорукие. У боксеров что-то похожее часто. Короче руки - сильнее удар.

Я понимаю, что выступаю сейчас поручиком Ржевским, но есть и доля правды, мне кажется, в
моих словах. Сел повыше, комочек такой, у тебя все внизу, под тобой. А вот когда, как
Миаеланджели - не пойму, откуда звук берется.

2) Видимо, всем известный факт, но я не слышал. Всегда хотелось даже прикрутить его
чуть-чуть.

abyrvalg (07.11.2015 16:40)
abcz писал(а):
если любишь это дело, никакой мужественности не
надо
Можно не заметить как в гроб сыграть, как случилось с Микеланджело.

abyrvalg (07.11.2015 16:43)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Звучит у маленьких мышек, у девочек, у
которых ручки едва октаву берут. Но зато у них острые коготки, и звук сам собой
серебрится.
У пианистов с маленькими руками, мне кажется, есть ряд проблем, не все
произведения доступны. В финале перед кодой 4-й баллады Шопена, помню, есть тихий аккорд
больше октавы - ну, вот как его сыграть.... не арпеджио же играть, тогда рушится вся
драматургия.

Mikhail_Kollontay (07.11.2015 16:51)
abyrvalg писал(а):
У пианистов с маленькими руками, мне кажется, есть
ряд проблем
Ну вот и говорю, лучше средние руки, но вообще, конечно. наплевать, у
Гринберг, знаю, были крошечные, ну и ладно. Как-то обходятся, меняют текст незаметно,
перекладывают из одной руки в другую и т.д. Что-то и правда лучше не играть, если габариты
не те.

abyrvalg (07.11.2015 17:04)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну вот и говорю, лучше средние руки, но
вообще, конечно. наплевать, у Гринберг, знаю, были крошечные, ну и ладно. Как-то
обходятся, меняют текст незаметно, перекладывают из одной руки в другую и т.д. Что-то и
правда лучше не играть, если габариты не те.
Гульд, кстати, почти всегда арпеджио
играл там, где аккорды больше октавы.
Мне вот всегда интересно было как многие пианисты справляются с начальными аккордами
2-го концерта СВР - там ведь руки огромные нужны. Рихтер, к примеру,полностью брал, другие
же прибегали к ухищрениям.

Opus88 (07.11.2015 17:09)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Это и правда странно, но на уже
немаленьком опыте: у крупных людей не звучит. Звучит у маленьких мышек, у девочек, у
которых ручки едва октаву берут. Но зато у них острые коготки, и звук сам собой
серебрится. А здоровые мужики аж проламывают рояль насквозь. А маленькая собачка как
затявкает, так на всю округу. А сенбернар, уфф, пуфф, но куда ему до пикколо. У Рихтера
тоже были проблемы с форте. которые они с большим трудом преодолевал, и преодолевал так,
что форте у него в позднезрелые годы есть одна из разновидностей пиано. Наивысший,
конечно, пилотаж. Это отнюдь не мое наблюдение, насчет СТ, а оно довольно общепризнанно.
То ли углы какие-то меняются, то ли еще чего, не знаю. Я не о силе удара в клавиши,
естественно, говорю, а о качестве звука в форте. В записи всё это искажается, уж про мп3
что и говорить.
Спасибо!!
Так и запишем:` серебристый звук`.

abcz (07.11.2015 18:21)
sir Grey писал(а):
У боксеров что-то похожее часто. Короче руки -
сильнее удар.
ну, не знаю. Самые неприятные, хлёсткие удары как раз у длинноруких,
мосластых. Короткорукие опасны в ближнем бою и не столько силой, сколько пронырливостью
ручек шаловливых.

abcz (07.11.2015 18:22)
abyrvalg писал(а):
Можно не заметить как в гроб сыграть, как
случилось с Микеланджело.
очень хорошая смерть, по-моему. Играешь-играешь и - кряк.

abyrvalg (07.11.2015 18:34)
abcz писал(а):
очень хорошая смерть, по-моему. Играешь-играешь и -
кряк.
А еще лучше в окружении хмельных красавиц, лихих друзей и под звуки струн.

abcz (07.11.2015 18:38)
abyrvalg писал(а):
А еще лучше в окружении хмельных красавиц, лихих
друзей и под звуки струн.
это уж кому как. Я предпочитаю красавиц трезвых, лихие
друзья уже вымерли, а звуков лучше как можно меньше.

abyrvalg (07.11.2015 18:54)
abcz писал(а):
Я предпочитаю красавиц трезвых, лихие друзья уже
вымерли,
Зачем Вам трезвые красавицы-то...... От них даже лихие друзья мрут как мухи.

alexshmurak (07.11.2015 19:09)
abyrvalg писал(а):
Мне вот всегда интересно было как многие пианисты
справляются с начальными аккордами 2-го концерта СВР
я играю спокойно, а у меня
небольшие руки. Вы что-то напутали

abyrvalg (07.11.2015 19:21)
alexshmurak писал(а):
я играю спокойно, а у меня небольшие руки. Вы
что-то напутали
Сыграть можно всё что угодно технически, я тоже могу это сыграть.
Меня интересует как это играют.

Mikhail_Kollontay (07.11.2015 19:39)
alexshmurak писал(а):
я играю спокойно, а у меня небольшие руки. Вы
что-то напутали
Вполне и с небольшими руками играется, и девочки играют многие не
арпеджируя - от растяжки тоже зависит немало. Вообще там не проблема. Памятно, как
изумляла ВВГорностаева, совсем не богатырского сложения вроде, но растяжка, пластичные
руки. В итоге в Тюильрийском саду в левой руке брала вместе аккорд до-диез_си_ми-диез, без
арпеджиато. Хо хо. Я вот не могу. Ну и ножки немаленькие были, это обычно пропорционально.
То есть ступни, конечно.

alexshmurak (07.11.2015 19:45)
abyrvalg писал(а):
Сыграть можно всё что угодно технически, я тоже
могу это сыграть. Меня интересует как это играют.
Не совсем понимаю тогда суть
вопроса. Что значит `как`? Какой именно аспект исполнения этого фрагмента Вас интересует?

Maxilena (07.11.2015 20:04)
sir Grey писал(а):
И я могу.

Но Шмурак играет лучше, чтоб его нелегкая...

И руки у него маленькие, и мозги... а играет ведь!

Мне очень обидно все это.
Мозги у Леши - очень большие! И мне не обидно, я просто
радуюсь. Лёше)))))

abyrvalg (07.11.2015 20:07)
alexshmurak писал(а):
Не совсем понимаю тогда суть вопроса. Что
значит `как`? Какой именно аспект исполнения этого фрагмента Вас интересует?
ладно,
проехали...

abyrvalg (07.11.2015 20:08)
Maxilena писал(а):
Мозги у Леши - очень большие!
Даже больше чем
у Эйнштейна? тады крах теории относительности

abcz (07.11.2015 20:31)
abyrvalg писал(а):
Зачем Вам трезвые красавицы-то...... От них даже
лихие друзья мрут как мухи.
хмельная красавица - она насквозь обычная. Трезвая
красавица - это опасное существо. Люблю.
А лихие друзья мрут не от красавиц (хотя, и от них). Планида такая, если лихой - значит
до 50-ти не доживёшь.

Maxilena (07.11.2015 20:39)
abyrvalg писал(а):
Даже больше чем у Эйнштейна? тады крах теории
относительности
Причем здесь старые калоши? А этой теории все равно рано или поздно
придет крах. Прогрэээсс, господа.

Opus88 (07.11.2015 20:45)
Maxilena писал(а):
...А этой теории все равно рано или поздно придет
крах.
Ан нет! Ее просто или `уточнят` или `расширят` )

Maxilena (07.11.2015 20:48)
Opus88 писал(а):
Ан нет! Ее просто или `уточнят` или `расширят`
)
Придет-придет. Непременно. Иначе неинтересно.

Opus88 (07.11.2015 20:55)
Maxilena писал(а):
Придет-придет. Непременно. Иначе
неинтересно.
Ну разве телесериал сделают, типа: `Ученые тоже думают` (в роли
суперученого, конечно, Безруков); там серии на 35-ой, теория накроется, но к 47-ой ее
починят (чтоб интересно и всем))

musikus (07.11.2015 21:54)
abcz писал(а):
очень хорошая смерть, по-моему. Играешь-играешь и -
кряк.
Любимый тост был Солоухина: `За сердечно-сосудистую!`. Но не получилось у него.
Недопил...



 
     
Наши контакты