Скачать ноты

Запись с концерта в Большом зале Нижегородской консерватории 21.04.2009
         (51)  


precipitato (06.12.2015 04:12)
Игра замечательная, музыка совершенно ужасная. Невозможно представить, что всего лишь две
сонаты тому назад автор был очень мощным композитором. Уникальный случай, второго такого
не знаю.

Mikhail_Kollontay (06.12.2015 04:21)
precipitato писал(а):
Игра замечательная, музыка совершенно ужасная.
Невозможно представить, что всего лишь две сонаты тому назад автор был очень мощным
композитором. Уникальный случай, второго такого не знаю.
Недавно Гергиев сказал, что
он сыграл поздние симфонии БИ, я и спроси - а музыка хорошая? ответа не услышал... Но
вообще, конечно, он молодец, оказалось, скажем, что и Лошкина `Тараканище` сыграл, и то, и
се. У меня музыка Тищенко давно попала в категорию грибов несъедобных, притом ранняя тоже.
Вот посмотрим, как они Ярославну поставят, я так понял, собираются. Боюсь переслушивать,
откровенно сказать.

aleks91801 (06.12.2015 09:11)
Музыка замечательная. Форма...фактура...смысл... Неизбежное для, наверное, каждого
большого мастера `возвращение` к пониманию того, что в первом:) произнесенном слове `мама`
гораздо больше красоты и смысла, чем в сложнейших громоздких концепциях:)
`активно-новаторского` периода творчества... И становится неизбежно необходимо выразить
это. Нет, не пролепетать `мама`, а сказать, что, наконец, прочувствована по настоящему,
пусть и с итоговой болезненной иронией к себе и всему, значимость и значение этого...
общечеловеческого:), имеющего несомненный императирный:) и категорический:) приоритет над
неординарной индивидуальностью и ... `оригинальничанием в контекстах` (С).

sir Grey (06.12.2015 10:10)
aleks91801 писал(а):
/.../произнесенном слове `мама` /.../
`они`
и это слово произносят иначе. Мне каасцаа

piano_player (06.12.2015 12:28)
precipitato писал(а):
Игра замечательная, музыка совершенно ужасная.
Невозможно представить, что всего лишь две сонаты тому назад автор был очень мощным
композитором. Уникальный случай, второго такого не знаю.
Юрий Вильевич, большое
спасибо за высокую оценку исполнения!
Что же касается качества музыки, то для меня она, все же, несколько лучше, чем ужасная.
Иначе зачем бы я стал это играть?..
На мой взгляд, поздний БИ - это, конечно, упрощение, может быть даже примитивизация всех
тех средств, которые были им использованы в 60-70-е годы. Но так ли уж это однозначно
плохо? История знает множество примеров `упрощения` стиля к концу творческого пути - и в
литературе (тот же Пушкин) и в музыке. Какая симфония Прокофьева лучше - 5-я или 7-я? Как
могла появиться на свет прокофьевская 9-я соната после 6-й и 8-й? Какая симфония
Мясковского `круче` - 6-я или 17-я? Мне кажется, на эти вопросы нет однозначных ответов.
Речь идет о какой-то принципиальной, сознательной модификации стиля, связанной на первый
взгляд с упрощением используемых средств. В большинстве случаев такое упрощение
категорически воспринимается многими современниками художника как деградация (тот же
Пушкин со своими `Песнями западных славян`).
Однако я не композитор, а всего лишь исполнитель, поэтому любая точка зрения композитора
для меня ценна. Не могли бы Вы конкретно сказать, чем поздний БИ для Вас ужасен? Для меня
в жанре сонаты (не берем поджанр `антисонаты`, как Ваш `Фаол`) главное - это яркость
материала и интересность его развития, также масштабность мышления. Конфликтность и
биполярность материала (ГП и ПП) в ХХ веке не обязательна, так как мы знаем прекрасные
образцы однотемной сонатности (2-я часть 3-й сонаты того же БИ). На мой взгляд, в 8-й
сонате материал яркий, а его развитие вполне интересное, форма логично выстроена. Чего не
хватает? Глубины? Ширины?

Mikhail_Kollontay (06.12.2015 13:44)
piano_player писал(а):
материал яркий, а его развитие вполне
интересное, форма логично выстроена. Чего не хватает? Глубины? Ширины?
Самый простой
путь, по-моему - верить в то, что общаясь с любым материалом - тематическим, сонорным,
любым - имеешь дело с личностью. Кто его там знает, чего конкретно недохватает или
перехватает. Но вот я смотрю ему (материалу) в глаза и знаю: да он жулик первостатейный.
Или: притворяется умным, а дуб дубом. Или: всем ты хорош, да вкус тебе не воспитали, и
будешь дешевкой в самый неподходящий момент. Например, я любого своего студента по
спец.ф-но знаю по звуку и не ошибусь. Конечно, это какая-то нематериальная субстанция, и
почему оно так, неизвестно. Наука еще не дошщла до той ступени. Но в этом звуке, в его
касании то ли клавиши, то ли моей ладони, все равно, проявляются его тайные качества,
которые он может пытаться скрыть или о которых он не догадывается. И через это туше про
человека абсолютно все ты понимаешь. То же у композитора с этим самым материалом, вот если
я ему не верю, то и не верю, вижу, что он хитрит, или туповат, или не дорос пока. И почему
так вышло - уже не моя задача разбираться. Вижу красное - оно красное, вижу белое - оно
белое. Зачем мне анализировать спектр в каких то умных формулах? - Я нисколько не о
Тищенко, просто так повернулся разговор.

piano_player (06.12.2015 14:44)
Михаил Георгиевич,
это действительно самый простой путь, но тогда из этого логичен вывод, что в оценке
музыки наши с вами профессиональные знания и умения не имеют никакого значения. Все
происходит в поле веры, `каждый спасется личной верой` (я не протестант, просто
вспомнилось).
Для меня эта вера - лишь толчок к анализу, к попыткам разобраться, почему же мне это
нравится. Вот та самая соната БИ - понравилась просто так `поверил`. Сыграл, послал запись
автору, получил благодарность и удары по башке за неправильные темпы в двух частях их
трех. Встретился с автором и понял, что я ему доверяю. А Вы вот не доверяете. А почему?
Непонятно.

precipitato (06.12.2015 15:30)
piano_player писал(а):
Чего не хватает?
Мне очень трудно
ответить на этот вопрос. Всего мне не хватает в позднем БТ. Причем он так мгновенно
первоплотился, что просто руки опускаются - только что написал роскошный концерт для арфы
- и вдруг стал другой, причем - навсегда. Встречая его, я с тех пор смотрел на него с
изумлением, повторюсь - другого такого примера не знаю. Вы отлично играете, выучили бы 5ю
сонату - она великолепна.

piano_player (06.12.2015 15:43)
precipitato писал(а):
... выучили бы 5ю сонату - она
великолепна.
Вот Вы прямо мои мысли читаете - о 5-й сонате уже не первый год думаю.
Тем более что хорошей записи, к сожалению, пока нет - Закарян играет весьма сомнительно.
Но на мой вкус из 11 сонат БИ 8-я и 9-я представляют собой интересный синтез `старого` БИ
и `нового`. Вот 10-ю и 11-ю, конечно, оправдать сложнее.
Хорошо бы было сыграть программу: 5-я Тищенко, 5-я Банщикова... и еще что-нибудь
питерское.

Mikhail_Kollontay (06.12.2015 16:24)
piano_player писал(а):
Михаил Георгиевич,
это действительно самый простой путь, но тогда из этого логичен вывод, что в оценке
музыки наши с вами профессиональные знания и умения не имеют никакого значения. Все
происходит в поле веры, `каждый спасется личной верой` (я не протестант, просто
вспомнилось).
Для меня эта вера - лишь толчок к анализу, к попыткам разобраться, почему же мне это
нравится. Вот та самая соната БИ - понравилась просто так `поверил`. Сыграл, послал запись
автору, получил благодарность и удары по башке за неправильные темпы в двух частях их
трех. Встретился с автором и понял, что я ему доверяю. А Вы вот не доверяете. А почему?
Непонятно.
Простите, что я отчества Вашего не знаю, но и ко мне лучше так не
обращаться, меня Миша все зовут. - Конечно, они имеют значение, но просто в какой-то
момент уходят на уровень автоматизма. На самом деле практически все можно объяснить,
просто не нужно. Насчет не доверять я просто Вас не понял. Бориса Ивановича я лично тоже
знал издавна, хотя и не так уж близко, как-то не было поводов не доверять ему. Если Вы об
этой сонате, то я ее не слушал.

piano_player (06.12.2015 17:56)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...меня Миша все зовут.

Хорошо, Миша - значит Миша!

Mikhail_Kollontay писал(а):
На самом деле практически все можно
объяснить, просто не нужно.
А почему не нужно? Вы считаете, что это никому не
интересно? Еще как интересно, например, мне. А то иначе все разговоры между нами,
`Профессионалами`, сводятся к `нравится - не нравится`, а люди, `не столь просвещённые`,
потом это читают и думают, что все здесь на 100% субъективно.

Opus88 (06.12.2015 18:27)
piano_player писал(а):
... а люди... потом это читают и думают, что
все здесь на 100% субъективно.
Так и думают, и даже еще изощреннее )

piano_player (06.12.2015 18:40)
Opus88 писал(а):
Так и думают, и даже еще изощреннее )
Вот-вот.
Я бы с удовольствием подиспутировал о позднем Тищенко. Я его все-таки немного знаю, играл
пару сонат, двойной концерт 2006-го года. И мне трудно согласиться, что все там
`совершенно ужасно`. Но хочется конструктивной критики, а ее почему-то нет. Пока все на
уровне `ну, мужик, не нравишься ты мне, и все`.

Mikhail_Kollontay (06.12.2015 18:40)
piano_player писал(а):
Хорошо, Миша - значит Миша!

А почему не нужно? Вы считаете, что это никому не интересно? Еще как интересно, например,
мне. А то иначе все разговоры между нами, `Профессионалами`, сводятся к `нравится - не
нравится`, а люди, `не столь просвещённые`, потом это читают и думают, что все здесь на
100% субъективно.
Если говорить о фортепианной части. Ведь уже по антропометрии можно
определить многое и в характере человека, и в его степени, ну я не знаю, осторожности или
отваги. Не только фигура, но и черты лица, взгляд, манера поведения, произношения слов и
т.д. Весь этот индивидуальный гигиенический пакет во всей неизбежностью опрокидывается и
проливается в музыку. Как именно - невозможно же говорить без конкретного персонажа. То
есть я могу говорить о ком-то, но как быть - Вы же не знаете моих учеников, скажем...
Отсюда следует, что педагогика состоит в по возможности быстром понимании индивидуальных
свойств человека (обычно 1-2 года), внедрении в его доверие, после чего ты начинаешь
действовать его руками сам, хотя процедура и не проста. И уже ощутив своими руками то,
каковы бывают чувства (которые существовали для него/неё отъединённо от его/её искусства
на рояле), человек начинает действовать самостоятельно, перестает быть безвольной игрушкой
в руках педагога, хотя, к сожалению, что-то к нему, ученику и прилипает. Как бы ни было
все это безнравственно, вот единственный путь научения в исполнительстве, который мне
известен. Пройдя бессчетное количество раз этот путь с бессчётным числом студентов, ты
научаешься видеть всю подноготную, вплоть до реальных фактов, иногда с первого взгляда.
Это другое печальное последствие такой работы. Если обратиться к сочинению, то ровно так
же научаешься, при достаточном опыте, видеть, что у человека за душой, его комплексы,
мозоли, радости и скелеты, всегда радостно доставаемые из шкафа в сочинении. А ведь это
только всё и определяет, технические навыки лишь следствие чего-то совсем другого. Гульд
тому ясный пример в пианизме, а в сочинении можно говорить о любом авторе, поскольку тут
без яркого творческого начала и говорить-то обычно не о чем и не о ком. Ведь очевидно
(возьмем простой пример), как неугомонный характер личности Моцарта, кроме прочего,
основанный и на немалом, РАЗНООБРАЗНОМ опыте переживания, отразился в том, при его
фотографическом слышании, в том, как у него нет места соединительной ткани. Ему просто, по
его стремительности, не до нее. И наоборот, как медлителен Брамс в своих второстепенных
поворотах, как он любит поесть и закусить, обсмаковать свои иной раз неуклюжие, иной раз
не очень содержательные, но всегда завлекательные обороты мысли. Но мне о композиции
труднее говорить, я сам лично ею занимаюсь, на рояле же практически только преподаю,
поэтому тут рецепторы настроены вовне - в сочинении же вовнутрь, и мне все труднее
понимать то, что вокруг. Не очень уверен, что ответил на Ваши вопросы - попытался
разжевать, какие именно, в моем понимании, свойства личности и каким именно образом
отражаются в их главной деятельности - искусстве.

abyrvalg (06.12.2015 18:40)
piano_player писал(а):
Хорошо, Миша - значит Миша!

А почему не нужно? Вы считаете, что это никому не интересно? Еще как интересно, например,
мне. А то иначе все разговоры между нами, `Профессионалами`, сводятся к `нравится - не
нравится`, а люди, `не столь просвещённые`, потом это читают и думают, что все здесь на
100% субъективно.
И мне интересно всё, что объясняется и пишется, а дядю Мишу не
слушайте, завтра он Вам скажет, что Метнер круче чем Шопен без объяснения причин, но с
какой-то такой точки зрения, что одному дяде Мише это понятно, а нам остаётся только
очередной раз чесать репу и диву дивиться, что имелось в виду.

abyrvalg (06.12.2015 18:46)
piano_player писал(а):
двойной концерт 2006-го года.
Вы имеете в
виду концерт для скрипки фортепиано и струнных? Довольно приличный концерт, я его много
раз слушал, ничего ужасного там нет, скорее даже наоборот, воспринимается достаточно свежо
и изобретательно.

piano_player (06.12.2015 18:55)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если говорить о фортепианной части. Ведь
уже по антропометрии можно определить многое и в характере человека, и в его степени, ну я
не знаю, осторожности или отваги. Не только фигура, но и черты лица, взгляд, манера
поведения, произношения слов и т.д. Весь этот индивидуальный гигиенический пакет во всей
неизбежностью опрокидывается и проливается в музыку. Как именно - невозможно же говорить
без конкретного персонажа. То есть я могу говорить о ком-то, но как быть - Вы же не знаете
моих учеников, скажем... Отсюда следует, что педагогика состоит в по возможности быстром
понимании индивидуальных свойств человека (обычно 1-2 года), внедрении в его доверие,
после чего ты начинаешь действовать его руками сам, хотя процедура и не проста. И уже
ощутив своими руками то, каковы бывают чувства (которые существовали для него/неё
отъединённо от его/её искусства на рояле), человек начинает действовать самостоятельно,
перестает быть безвольной игрушкой в руках педагога, хотя, к сожалению, что-то к нему,
ученику и прилипает. Как бы ни было все это безнравственно, вот единственный путь научения
в исполнительстве, который мне известен. Пройдя бессчетное количество раз этот путь с
бессчётным числом студентов, ты научаешься видеть всю подноготную, вплоть до реальных
фактов, иногда с первого взгляда. Это другое печальное последствие такой работы. Если
обратиться к сочинению, то ровно так же научаешься, при достаточном опыте, видеть, что у
человека за душой, его комплексы, мозоли, радости и скелеты, всегда радостно доставаемые
из шкафа в сочинении. А ведь это только всё и определяет, технические навыки лишь
следствие чего-то совсем другого. Гульд тому ясный пример в пианизме, а в сочинении можно
говорить о любом авторе, поскольку тут без яркого творческого начала и говорить-то обычно
не о чем и не о ком. Ведь очевидно (возьмем простой пример), как неугомонный характер
личности Моцарта, кроме прочего, основанный и на немалом, РАЗНООБРАЗНОМ опыте переживания,
отразился в том, при его фотографическом слышании, в том, как у него нет места
соединительной ткани. Ему просто, по его стремительности, не до нее. И наоборот, как
медлителен Брамс в своих второстепенных поворотах, как он любит поесть и закусить,
обсмаковать свои иной раз неуклюжие, иной раз не очень содержательные, но всегда
завлекательные обороты мысли. Но мне о композиции труднее говорить, я сам лично ею
занимаюсь, на рояле же практически только преподаю, поэтому тут рецепторы настроены вовне
- в сочинении же вовнутрь, и мне все труднее понимать то, что вокруг. Не очень уверен, что
ответил на Ваши вопросы - попытался разжевать, какие именно, в моем понимании, свойства
личности и каким именно образом отражаются в их главной деятельности - искусстве.
Это
все замечательно и интересно. Но как все это спроецировать на Тищенко?..

aleks91801 (06.12.2015 18:55)
piano_player писал(а):
... Но хочется конструктивной критики, а ее
почему-то нет. Пока все на уровне `ну, мужик, не нравишься ты мне, и все`.
Ну, почему
же? Вот Мише Коллонтаю (`О, Господи, это я самого Царя-то` (С):)))) этот мужик не
нравится, а мне нравится, хотя я и не Миша, а Саша...что тоже, конечно. не объективная
конструктивность, но всё же...а, что делать?

piano_player (06.12.2015 18:58)
abyrvalg писал(а):
Вы имеете в виду концерт для скрипки фортепиано и
струнных? Довольно приличный концерт, я его много раз слушал, ничего ужасного там нет,
скорее даже наоборот, воспринимается достаточно свежо и изобретательно.
Да, именно
этот концерт. Мы играли его пару лет назад, есть запись неплохая наша, нижегородская. Если
Вам интересно, могу сюда выложить, а то как-то все стесняюсь.
Концерт, по-моему, действительно интересный и изобретательный, но он еще более `простой`,
чем 8-я соната.

aleks91801 (06.12.2015 19:01)
piano_player писал(а):
Это все замечательно и интересно. Но как все
это спроецировать на Тищенко?..
Захотелось `мужику` ясности и
естественности...пожелал в яблоке видеть яблоко, в простоте простоту, а в сложном ... тоже
простоту... так прямо и сказал - вот, что на самом деле мне нравится..., а когда прямо и
просто - сильно раздражать начинает. Ну, хочется чего-нибудь эдакого, а тут чуть ли не
`мишка с зайкой громко хлопали, громно топали - раз, два, три..` в ГП. Поневоле сумления
одолеют, особливо умы просвещенныя и изощренныя, кои в трепет входят и выходят в
возмущении от услышанного неслыханного:).

Mikhail_Kollontay (06.12.2015 19:09)
piano_player писал(а):
спроецировать на Тищенко
Но при чем же
тут Тищенко вообще? мне до него дела нет особо. Просто прошло много времени с тех пор,
когда я несколько интересовался, это была середина 60-х, потом была Ярославна, и тогда
было достаточно увлекательно. Потом арфовый, скажем, концерт, потом был скрипичный концерт
со Стадлером, это было уже менее увлекательно, сонату с колоколами БИ как-то играл, я
слушал. Хотя мы с ним немножко общались в разных ситуациях, но как-то о музыке никогда
речь не заходила. Почему-то, помню, раз он мне прошептал, что молодежи боится, так и не
знаю, что имел БИ в виду (дома был небольшой выпивон у Валеры Котова). Но категорически
все изменилось, когда я лет 15 назад вздумал показать арфовый концерт своей ученице по
композиции. Вдруг стало ясно, что то ли время это ушло и не вернется, то ли оно вернется,
но трудно понять было, с чего бы оно вернулось. Поэтому сейчас мне страшновато опять
погружаться в его творчество - опять боюсь расстроиться. Я знаю, что это плохо, не
интересоваться, но избегаешь лишних получений по морде после определённого жизненного
порога. Больше не знаю, что Вам сказать про Тищенко. Если в определениях, то кажется,
будто имеешь дело с продукцией большой картонажной фабрики, коробки, а коробках ничего. У
китайцев традиция: на свадьбу даже не самым близким дарить по торту. И вот одна бывшая
ученица притаскивает мне невероятных размеров коробку. А в коробке - микроскопический
кексик. Ну и что, ничего не вышло, месть мне совсем не задалась - поженились, а через
полгода у нее умер муж. Вот такие грустные, трагические ассоциации. Причины мне б/м ясны,
но не имею права говорить, нельзя трогать личного, да еще человека уже нет в живых.

Mikhail_Kollontay (06.12.2015 19:11)
abyrvalg писал(а):
дяде
Кой хрен дядя, даже дедушкой уже трудно
назвать.

abyrvalg (06.12.2015 19:22)
piano_player писал(а):
Если Вам интересно, могу сюда выложить, а то
как-то все стесняюсь.
Ну конечно выкладывайте, я первый кто будет слушать Вашу
запись.

Opus88 (06.12.2015 19:52)
piano_player писал(а):
Вот-вот. Я бы с удовольствием подиспутировал о
позднем Тищенко. Я его все-таки немного знаю, играл пару сонат, двойной концерт 2006-го
года. И мне трудно согласиться, что все там `совершенно ужасно`. Но хочется конструктивной
критики, а ее почему-то нет. Пока все на уровне `ну, мужик, не нравишься ты мне, и
все`.
А как может быть конструктивная критика позднего Тищенко?

Я - музыкальный игнорамус (даже не знаю, что не знаю). Освоение контртезисов Юрия
Вильевича - значительная часть моего музыкального самообразования ))
А здесь послушал немного - и не смог найти ничего интересного.

piano_player (06.12.2015 20:26)
abyrvalg писал(а):
завтра он Вам скажет, что Метнер круче чем
Шопен
Ну, об этом я и без дяди Миши догадывался!))

abyrvalg писал(а):
Ну конечно выкладывайте
Выложил, не судите
строго, запись, как всегда, концертная, с фестиваля.

piano_player (06.12.2015 20:30)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если в определениях, то кажется, будто
имеешь дело с продукцией большой картонажной фабрики, коробки, а коробках
ничего.
Странно, у меня такое ощущение складывается от многих других, ну скажем, от
позднего Слонимского.. Но Тищенко, на мой взгляд, все же не так пуст.

piano_player (06.12.2015 20:36)
Opus88 писал(а):
А как может быть конструктивная критика позднего
Тищенко?
Критика может быть примерно следующая: вызывающе простой музыкальный
материал (как там про заек с мишками-то писали выше?), до безобразия классическая форма.
Хотя в первой части имеется однотемное сонатное Allegro, использование которого можно
считать фирменной фишкой БИ. Но ведь простота материала отнюдь не означает его `плохость`.
А финал с его песенками - это вообще натуральный веселый стеб. В конце - прикольные
аллюзии на 9-ю симфонию Бетховена с ее `выбором материала` в финале. Вместе получается
вполне позитивно, хоть и академично почти до предела.

rdvl (06.12.2015 20:44)
Mikhail_Kollontay писал(а):
....хитрит, или туповат, или не дорос
пока. И почему так вышло - уже не моя задача разбираться....
Все же верно, что
преподают композицию не те, кто сам может на фишки нормально нажимать, а те , кто не очень
это могут и от этого не задирают планку качества в сочинительском деле выше мировых,
т.ск., рекордов. Да и сама материя здесь темна и трудно дается объективному разбору, а
так, на вкус свой, может, и не очень понятный.

abyrvalg (06.12.2015 20:56)
piano_player писал(а):
А финал с его песенками - это вообще
натуральный веселый стеб.
К таким цитированиям простых песенок, которые и в концерте
2006 года имеются в таком неприглядно-натуралистическом виде, прибегал довольно часто и
Шостакович. Вспомним, разнузданные `бублики` в его 2-м виолонч. концерте, но никто ж не
говорит об упрощении его языка. Конечно, это всё обыкновенный стёб, гротеск.

piano_player (06.12.2015 21:19)
abyrvalg писал(а):
К таким цитированиям простых песенок, которые и в
концерте 2006 года имеются в таком неприглядно-натуралистическом виде, прибегал довольно
часто и Шостакович. Вспомним, разнузданные `бублики` в его 2-м виолонч. концерте, но никто
ж не говорит об упрощении его языка. Конечно, это всё обыкновенный стёб,
гротеск.
Абсолютно согласен! Разница, однако, в том, что у Шостаковича этот стёб
очень злой, издевательский. Или, по крайней мере, мы привыкли его так воспринимать -
Шостакович это наша музыкальная совесть и т.д. А у БИ все эти песенки как бы безобидны,
нет шостаковического яда. Наверно, именно такая `незлобность` и обескураживает слушателя..

abyrvalg (06.12.2015 21:38)
piano_player писал(а):
Абсолютно согласен! Разница, однако, в том,
что у Шостаковича этот стёб очень злой, издевательский. Или, по крайней мере, мы привыкли
его так воспринимать - Шостакович это наша музыкальная совесть и т.д. А у БИ все эти
песенки как бы безобидны, нет шостаковического яда. Наверно, именно такая `незлобность` и
обескураживает слушателя..
У него яда много, это да!

А он совсем другой, он как бы пошёл по линии ДДШ в работе с материалом, но как человек он
другой, видимо, внутренне не способен на яд. Опять же, если даже сравнить 1-й форт.
концерт ДДШ и концерт Тищенко, то у первого фонтаном бьёт опять же озорной гротеск и
стилистическая пестрота ,а у Тищенко всё то же самое, но будто нет ощущение сарказма в
музыке, она у него, можно сказать, благочинная.

piano_player (06.12.2015 21:48)
abyrvalg писал(а):
У него яда много, это да!

А он совсем другой, он как бы пошёл по линии ДДШ в работе с материалом, но как человек он
другой, видимо, внутренне не способен на яд. Опять же, если даже сравнить 1-й форт.
концерт ДДШ и концерт Тищенко, то у первого фонтаном бьёт опять же озорной гротеск и
стилистическая пестрота ,а у Тищенко всё то же самое, но будто нет ощущение сарказма в
музыке, она у него, можно сказать, благочинная.
Интересно, что бОльший отклик находят
те тищенковские сочинения, в которых есть изрядная доля трагизма - из сонат, конечно, 5-я,
еще Грустные песни, Ярославна. А в 8-й сонате этого нет. Да и в концерте 2006-го года
практически нет, ну разве что в третьей части слегка. Кстати, а Вы не слушали, случайно,
последний его Реквием памяти таиландской принцессы Все никак до него не доберусь, но
слышал много отзывов, большей частью ругательных, как обычно.

abyrvalg (06.12.2015 21:54)
piano_player писал(а):
Кстати, а Вы не слушали, случайно, последний
его Реквием памяти таиландской принцессы Все никак до него не доберусь, но слышал много
отзывов, большей частью ругательных, как обычно.
Не поверите, но это одно из
немногих сочинений, до которого я еще тоже не дошёл. А насчет `большей частью
ругательных`.... вспоминается, что писали и говорили про 3-ю симфонию и 4-й форт. концерт
Рахманинова после выхода их в свет.

piano_player (06.12.2015 22:10)
abyrvalg писал(а):
Не поверите, но это одно из немногих сочинений,
до которого я еще тоже не дошёл. А насчет `большей частью ругательных`.... вспоминается,
что писали и говорили про 3-ю симфонию и 4-й форт. концерт Рахманинова после выхода их в
свет.
Ну как послушаете, поделитесь впечатлениями, хорошо?
Здесь в архиве есть еще наша запись фортепианного квинтета, редко играемое сочинение, я
еле-еле из питерского `Композитора` ноты вытряс, которые они так пока не издали. Квинтет -
это, по-моему, здорово, очень кратко, одночастно, словно конспект музыки Тищенко 80-х
годов, энергично, а в конце очень неожиданно. Выложил уже давно, но никто так и не
отреагировал на запись, видимо, не модно.
А Рахманинова да, ругали.. Хотя это и не самая моя любимая музыка, нельзя не признать,
что концерты - это, пожалуй, лучшее, что он написал для фортепиано. Ругали, ругали, а
народную любовь так и не отпугнули.

Mikhail_Kollontay (06.12.2015 22:44)
piano_player писал(а):
Странно, у меня такое ощущение складывается от
многих других, ну скажем, от позднего Слонимского.. Но Тищенко, на мой взгляд, все же не
так пуст.
ЗдОрово, что Вы занимаетесь этим делом, современной русской музыкой, как бы
сидите в материале. А я-то нет, не сижу. Практически ничем таким и не занимаюсь. Так что
спасибо, дело и нужное, и благородное, раз Вы уверены, то Вы и правы тем самым!

piano_player (06.12.2015 23:14)
Mikhail_Kollontay писал(а):
ЗдОрово, что Вы занимаетесь этим делом,
современной русской музыкой, как бы сидите в материале. А я-то нет, не сижу. Практически
ничем таким и не занимаюсь. Так что спасибо, дело и нужное, и благородное, раз Вы уверены,
то Вы и правы тем самым!
Спасибо Вам за поддержку! На самом деле не так уж хорошо я в
ней `сижу`, но очень стараюсь наверстывать упущенное.
Кстати, о современной русской музыке - а Вы-то сами пишете в последнее время что-нибудь
фортепианное или с участием оного?

Mikhail_Kollontay (06.12.2015 23:35)
piano_player писал(а):
Спасибо Вам за поддержку! На самом деле не так
уж хорошо я в ней `сижу`, но очень стараюсь наверстывать упущенное.
Кстати, о современной русской музыке - а Вы-то сами пишете в последнее время что-нибудь
фортепианное или с участием оного?
Пишу, но, видимо, не получится, две пьсы написал и
в третьей застрял, не могу сосредоточиться. А так, конечно, немало разного было, но оно
вряд ли подойдет, мне кажется, что на Тищенко не очень похоже, хотя ошибаюсь, наверное,
все равно закваска советская.

Opus88 (06.12.2015 23:50)
piano_player писал(а):
Критика может быть примерно следующая:
вызывающе простой музыкальный материал (как там про заек с мишками-то писали выше?), до
безобразия классическая форма. Хотя в первой части имеется однотемное сонатное Allegro,
использование которого можно считать фирменной фишкой БИ. Но ведь простота материала
отнюдь не означает его `плохость`. А финал с его песенками - это вообще натуральный
веселый стеб. В конце - прикольные аллюзии на 9-ю симфонию Бетховена с ее `выбором
материала` в финале. Вместе получается вполне позитивно, хоть и академично почти до
предела.
Так вот да, я думал, что `академично`, позитивно, просто, плюс критикуемое
Юрием Вильевичом - должно мне весьма понравиться.

А что-то нет.

piano_player (07.12.2015 00:58)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Пишу, но, видимо, не получится, две пьсы
написал и в третьей застрял, не могу сосредоточиться. А так, конечно, немало разного было,
но оно вряд ли подойдет, мне кажется, что на Тищенко не очень похоже, хотя ошибаюсь,
наверное, все равно закваска советская.
Так ведь отнюдь не надо, чтобы было на что-то
похоже! Дело в том, что я сейчас веду у нас в консерватории курс лекций под невнятным
названием `Современный репертуар`. Вот поэтому и спрашиваю у Вас о Ваших фортепианных
сочинениях. Что бы Вы из своего рекомендовали для ознакомления в целях просвещения
студентов-пианистов? Этюды, которые Наташа Приварская записала? Или еще что?

andreiKo (07.12.2015 01:35)
piano_player писал(а):
Вот поэтому и спрашиваю у Вас о Ваших
фортепианных сочинениях. Что бы Вы из своего рекомендовали для ознакомления в целях
просвещения студентов-пианистов?
Извиняюсь, что вклиниваюсь в разговор, а вот я бы с
удовольствием порекомендовал для ознакомления студентам и свои фортепианные сочинения, и
сочинения друзей, которые считаю очень хорошими. Можно ?

Mikhail_Kollontay (07.12.2015 09:42)
andreiKo писал(а):
Извиняюсь, что вклиниваюсь в разговор, а вот я бы
с удовольствием порекомендовал для ознакомления студентам и свои фортепианные сочинения, и
сочинения друзей, которые считаю очень хорошими. Можно ?
Вот это хорошая мысль.
Подумал, что надо мне составить такой рекомендательный список, но только он потребует
большого времени, и кроме того, нет справочника СК, на который можно было бы опереться.

Mikhail_Kollontay (07.12.2015 09:54)
piano_player писал(а):
курс лекций
При всей приятности Вашего
вопроса, тут есть сомнения. Во-первых, нет смысла выписывать тут то, что есть, гораздо
удобнее зайти на мой сайт kollontay.org - там куча информации, ноты, записи и т.д. Только
там вверху лифтик, надо выбрать, хотите ли Вы посмотреть на все сочинения или только на
те, которые я сам считаю более актуальными. В целом мое мнение таково, что мне фная музыка
не очень удается, сильно поинтереснее дело обстоит с музыкой для скрипки или для оркестра.
Второе - относительно студентов я очень давно не имею никакого касательства к ним в
России, мне очень сомнительно, что они могут найти что-то интересное для себя в том, что я
делаю, потому что думаю, что я чрезвычайно устарел. Если же Вы, зайдя и посмотрев на
список или в ноты, увидите, что есть вопросы - охотно отвечу. Наталия Вячеславовна
записала прекрасно, но у нас беда там с записью звука. Уже давно возимся с ним, не знаю,
можно ли довести запись до нужного качества именно в этом отношении. Вот что сделать. Ну
бывает. То, что в консерватории дали такой курс - прекрасно. В мое время не было такого.

piano_player (07.12.2015 10:08)
Замечательно! Тогда я пошарю по Вашему сайту и, если будут вопросы, обязательно Вам их
задам! А по поводу устаревания - знаете, наши студенты `Конкорд-сонату` воспринимают как
современную музыку, так что это все относительно.

Mikhail_Kollontay (07.12.2015 10:26)
piano_player писал(а):
студенты `Конкорд-сонату` воспринимают как
современную музыку
Да уж. По глупости задал первокурснице 5-ю сонату Прокофьева,
оказалось, что уже 1-я часть такооооой ребус... Даже первую страницу не смогла одолеть.
Поэтому играем Шествие гномов, пыльным скучным звуком.

piano_player (07.12.2015 10:53)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да уж. По глупости задал первокурснице
5-ю сонату Прокофьева, оказалось, что уже 1-я часть такооооой ребус... Даже первую
страницу не смогла одолеть. Поэтому играем Шествие гномов, пыльным скучным
звуком.
Дааа, замена Пятой Прокофьева на Шествие гномов - это зачёт! У нас на кафедре
у Пятой сонаты тоже тяжелая судьба, почему-то ее дают обычно не очень сильным студентам,
типа она `попроще` чем все предыдущие и тем более последующие... А то, что в результате
получается - это караул!

Mikhail_Kollontay (07.12.2015 11:05)
piano_player писал(а):
ее дают обычно не очень сильным
студентам
Да не скажу, что слабая, Мефисто-вальс, Венский карнавал, 3-й концерт
Рахманинова (правда, еще в работе). Но вместо мозгов в голове выросло совсем другое,
выразимое только словом, не подлежащим публикованию.

piano_player (07.12.2015 11:21)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да не скажу, что слабая, Мефисто-вальс,
Венский карнавал, 3-й концерт Рахманинова (правда, еще в работе). Но вместо мозгов в
голове выросло совсем другое, выразимое только словом, не подлежащим
публикованию.
Простите, а как можно при помощи этого эквивалента мозгов, не имеющего
названия в подцензурном русском, запомнить 3-й Рахманинова? Там все-таки нот невероятное
количество. Или она запоминает исключительно руками, мышечной памятью? У нас имеются такие
дрессированные обезьянки, забавные.. Но дать таким Пятую Прокофьева я бы и в страшном сне
не додумался!

Mikhail_Kollontay (07.12.2015 13:10)
piano_player писал(а):
дать таким Пятую Прокофьева я бы и в страшном
сне не додумался!
Я еще плохо ее знал, отсюда и ошибка вышла. Не знал, что настолько
плоха подготовка и настолько велика роль игры `по слуху`. А слух-то и не развит. Все они
разные, что сделать.

victormain (09.12.2015 01:02)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Недавно Гергиев сказал, что он сыграл
поздние симфонии БИ, я и спроси - а музыка хорошая? ответа не услышал... Но вообще,
конечно, он молодец, оказалось, скажем, что и Лошкина `Тараканище` сыграл, и то, и се. У
меня музыка Тищенко давно попала в категорию грибов несъедобных, притом ранняя тоже. Вот
посмотрим, как они Ярославну поставят, я так понял, собираются. Боюсь переслушивать,
откровенно сказать.
Миша, я недавно переслушал: всё там в полном порядке,
замечательная. Только одно место я написал бы иначе, а так - отлично.

piano_player (09.12.2015 10:51)
victormain писал(а):
Миша, я недавно переслушал: всё там в полном
порядке, замечательная. Только одно место я написал бы иначе, а так -
отлично.
Простите, а Вы что имели в виду: `Ярославну` или поздние симфонии?

victormain (10.12.2015 00:46)
piano_player писал(а):
Простите, а Вы что имели в виду: `Ярославну`
или поздние симфонии?
Ярославну, конечно. Поздние симфонии запредельно плохи на мой
взгляд. Увы.



 
     
classic-online@bk.ru