Борис Тищенко
БОРИС ТИЩЕНКО (1939–2010)
Борис Тищенко (фортепиано)







Andante espressivo для виолончели и арфы
Requiem Aeternam (Памяти принцессы Гальяни Вадхана) op.150
`Sinfonia Robusta` (1970) op. 46
``Юэфу``, четыре хора на древние китайские юэфу (1959) op. 14
`Брату`. Для сопрано, арфы и флейты на стихи М. Лермонтова (1986) op. 98
`Грустные песни` - вокальный цикл для сопрано и фортепиано на стихи разных авторов op. 22
`Двенадцать`, балет в одном действии. Либретто Л. Якобсона по поэме А. Блока. (1963). op. 25
`Дорога`, вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано
`Причуды` для фортепиано op. 11
`Три загадки` (№ 1) и `Три полифонюдии` (№ 2) (1960) op. 19
`Ярославна`, балет в трех актах op. 58
Бег времени. Вокальный цикл для сопрано и струнного оркестра. Слова А. Ахматовой. op.135
Белый аист, четыре песни на стихи О. Шестинского для среднего голоса и фортепиано (1958/1997) op. 10
Вариации для фортепиано op. 1
Вариации на три темы Д. Шостаковича
Данте-симфония №1 `Среди живых` (1998) op.123
Данте-симфония №2 `Входящие, оставьте упованья` (2000) op.123
Данте-симфония №3 `Ад` (2001) op.123
Данте-симфония №4 `Чистилище`(2003) op.123
Данте-симфония №5 `Рай` (2005) op.123
Двенадцать инвенций для органа (1964) op. 27
Завещание. Романс на стихи Н. Заболоцкого для сопрано, арфы и органа op. 96
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1985) op. 93
Концерт для арфы с оркестром (1977) op. 69
Концерт для виолончели с оркестром №2 op. 45
Концерт для виолончели, семнадцати духовых, ударных и фисгармонии, (1963) op. 23
Концерт для кларнета и фортепианного трио (1990) op.109
Концерт для скрипки с оркестром №1 (1958; 1964) op. 9
Концерт для скрипки с оркестром №2 (Скрипичная симфония) (1982) op. 84
Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра (2006) op.144
Концерт для флейты, фортепиано и струнного оркестра (1972) op. 54
Концерт для фортепиано с оркестром (1962) op. 21
Музыка к кинофильму `Суздаль` (1964) op. 30
Опера `Краденое солнце` op. 40
Реквием, на стихи Анны Ахматовой op. 35
Симфония `Хроника блокады` (1984) op. 92
Симфония № 8 op.149
Симфония № 9 (неоконченная, оркестрована С. Нестеровой)
Симфония №1 op. 20
Симфония №2 `Марина` (1964) op. 28
Симфония №3 op. 36
Симфония №4 op. 61
Симфония №5 (1976) op. 67
Симфония №6 op.105
Симфония №7 op.119
Соната для фортепиано и колоколов № 7 (1982) op. 85
Соната для фортепиано № 1 a-moll (1957-1995), посв. Д. Д. Шостаковичу op. 3
Соната для фортепиано № 10 (1997) op.124
Соната для фортепиано № 11 (2008) op.151
Соната для фортепиано № 2 (1960) op. 17
Соната для фортепиано № 3 (1965) op. 53
Соната для фортепиано № 4 (1972) op. 53
Соната для фортепиано № 5 (1973) op. 56
Соната для фортепиано № 6 (1975) op. 64
Соната для фортепиано № 8 (1986) op. 99
Соната для фортепиано № 9 (1992), посвящается Владимиру Полякову op.114
Соната № 1 для виолончели соло (1960) op. 18
Соната № 2 для виолончели соло (1979) op. 76
Соната № 2 для скрипки соло в 7 частях op. 63
Струнный квартет №1 (1957) op. 8
Струнный квартет №2 (1959) op. 13
Струнный квартет №3 (1970) op. 47
Струнный квартет №4 (1980) op. 77
Струнный квартет №5 (1984) op. 90
Струнный квартет №6 (2008) op.148
Танго для пары виолончелей (2009)
Три песни для меццо-сопрано и фортепиано на стихи Марины Цветаевой (1970) op. 48
Чертеж, вокальный цикл для среднего голоса и фортепиано на слова разных авторов (1955/95) op.120
Эгосюита для фортепиано (1957) op. 6


Последние комментарии к произведениям композитора

Sovet (14.04.2018 08:32) не в сети не в сети
Исполняет предположительно Оксана Сидягина в Санкт-Петербургском Доме музыки 23.08.2017
(Английский зал)
Andrew_Popoff (16.03.2014 16:16) не в сети не в сети
Замечательная штука!
OlgaKz (16.03.2014 16:38) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Замечательная штука!
Да, замечательно!
Очень близко к моему внутреннему восприятию этих стихов, к моему ощущению скрытой музыки
их.
Коллонтай в цикле «К темному устью» тоже обращается к этому тексту Лермонтова (№5
«Завещание»). Исполняет цикл Н.Бурнашева совершенно изумительно! Мне интересно было
сравнить эти два прочтения.
Andrew_Popoff (16.03.2014 18:20) не в сети не в сети
OlgaKz писал(а):
Коллонтай в цикле «К темному устью» тоже обращается
к этому тексту Лермонтова (№5 «Завещание»). Исполняет цикл Н.Бурнашева совершенно
изумительно! Мне интересно было сравнить эти два прочтения.
Спасибо за наводку, я еще
не слышал этот цикл М.Коллонтая.
Mikhail_Kollontay (16.03.2014 18:31) не в сети не в сети
Andrew_Popoff писал(а):
Спасибо за наводку, я еще не слышал этот цикл
М.Коллонтая.
Ой не знаю. Наташа поёт феноменально, сочинение мне крайне дорого, но
запись за пределами критики.
kirillsrjabcevs (03.09.2014 16:39) не в сети не в сети
Какая интересная вещь!Раньше никогда ещё не слушал Тищенко!
Sovet (22.09.2014 21:31) не в сети не в сети
Да, вещь превосходная!

...Очень рад, что мне повезло: я знаком с Ириной Анатольевной Донской (она
соучредительница нашего колледжа им. Тищенко, в котором частично служу).
Sovet (17.04.2019 03:57) не в сети не в сети
Композиция «Брату» для сопрано, арфы и флейты была написана Б. Тищенко в 1986 году.
Текстом послужило стихотворение Михаила Лермонтова «Завещание» (1840). Идея написания
музыки на этот текст принадлежала писателю Виктору Конецкому.
Композитор так рассказывает об этом:

— Конецкий утверждал, что совершенно глух к музыке. Я пригласил его на исполнение моего
Второго скрипичного концерта. После концерта он ткнул меня пальцем в грудь и сказал: «Да
ты мой брат!»
...Когда через некоторое время я рассказал ему о своем „Завещании“ на стихи Николая
Заболоцкого, он — дело происходило у него дома — подошел к книжной полке, вырвал из книги
лист и подал мне: «Вот какое „Завещание“ надо писать». Это было стихотворение Лермонтова,
начинающееся словами «Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть».
На следующий день я подарил ему свою рукопись, так и названную — «Брату». Лермонтовское
«Завещание» совершенно иное, чем у Заболоцкого. Гораздо жестче. Смерть в нем неотвратима,
ее предвидение определенно. Этот текст и эта музыка оказались для меня связаны и со
смертью моего родного брата, случившейся незадолго до того, и с ясно предвидимой тогда
Конецким его собственной кончиной.
***
Премьера сочинения состоялась в 1986 году в Доме композиторов.
gutta (08.01.2014 01:40) не в сети не в сети
Великий и живой (да как живой!) Евгений Рейн тут поведал -
https://www.youtube.com/watch?v=z7GHNft-Mvs - что Басманова была невестой Тищенко, прежде
чем стать музой Бродского. Всё-таки, видимо, Эрато и Полигимния однояйцевые близнецы -
сёстры...
Maxilena (08.01.2014 01:46) не в сети не в сети
gutta писал(а):
Великий и живой (да как живой!) Евгений Рейн тут
поведал - https://www.youtube.com/watch?v=z7GHNft-Mvs - что Басманова была невестой
Тищенко, прежде чем стать музой Бродского. Всё-таки, видимо, Эрато и Полигимния
однояйцевые близнецы - сёстры...
Ясен перец. Все девять штук - однояйцевые. Кошечки.
Igor2 (05.05.2019 13:15) не в сети не в сети
Неужели такое кто-то может слушать?
Mikhail_Kollontay (05.05.2019 13:33) не в сети не в сети
Igor2 писал(а):
Неужели такое кто-то может слушать?
Скажите,
пожалуйста, а в чем Вы видите проблему?
Igor2 (05.05.2019 13:35) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Скажите, пожалуйста, а в чем Вы видите
проблему?
Очень неприятное звучание. Очень неприятный голос (воющий).
Mikhail_Kollontay (05.05.2019 13:41) не в сети не в сети
Igor2 писал(а):
Очень неприятное звучание. Очень неприятный
голос.
Я думал, что Вы о музыке как таковой. Насчет исполнителей, ведь как правило
исполнители отстают, им еще надо бывает сформировать даже, я бы сказал, школу - как играть
Бетховена или петь Раскатова, тут десятилетия нужны. Поэтому - спасибо большое, по-моему,
что озвучили, пусть теперь другие стараются улучшать. Но мне показалось, что в
стихотворении Бродского вполне хорошо, вот тут скорее автору претензии по части вкуса
некоторые у меня есть. Но и написано давно, так что бывает. Времена Очаковские.
Igor2 (05.05.2019 13:45) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я думал, что Вы о музыке как таковой.
Насчет исполнителей, ведь как правило исполнители отстают...
В таком `некачественном`
исполнении мне, дилетанту, трудно судить о музыке.
Пианист неплохо играет, но вокал ужасный. Более 1-й минуты слушать не смог.
victormain (10.02.2014 22:18) не в сети не в сети
Понятно, почему так хорошо. Это 1973, последний лучший его период.
Издательское обозначение опуса:
Дорога. Вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано. На стихи Овсея Дриза, соч. 57

Дорога. Перевод Г. Сапгира
Я и мама. Перевод Г. Сапгира
Город шуток. Перевод Р. Сефа
Доброй ночи. Перевод Г. Сапгира
Письмо. Перевод Р. Сефа
Про дождик. Перевод Г. Сапгира
Обиды. Перевод Г. Сапгира и Р. Сефа
Куда убегает зима. Перевод Ю. Мориц
Natashkes (10.02.2014 23:22) не в сети не в сети
Это не совсем так. В 1973 году были созданы `Пять песен на стихи Овсея Дриза`. А в 90-е
сочинены ещё три номера, в т.ч. самые сильные, потрясающие: `Обиды` и `Куда убегает зима`
(самый лучший). И это получился цикл `Дорога`. Так что `1973 г` - последний его лучший
период - всего лишь стереотип. Начиная с 90-х Борис Тищенко создал множество выдающихся
произведений, которым ещё только предстоит путь к широкой публике.
victormain (11.02.2014 00:58) не в сети не в сети
Natashkes писал(а):
...`1973 г` - последний его лучший период - всего
лишь стереотип...
Это не стереотип, а моё мнение. После Арфового Концерта Борис
Иванович лично мне неинтересен. А за уточнение и выкладку - спасибо.
Mikhail_Kollontay (11.02.2014 09:54) не в сети не в сети
victormain писал(а):
После Арфового Концерта
У меня с арфовым
вышло прямо трагично. Мы занимались с ученицей по композиции, дома, и я по какому-то
поводу решил ей показать. Музыкант она отменный, надо сказать. Посмотрели, стали слушать.
И я похолодел, вдруг поняв, что делаю что-то не то, потому что музыка, которая мне
казалось очень даже ничего себе пару десятилетий назад. Только я подумал, Наталия
Владимировна моя и говорит - зачем мы слушаем это? и пошла и пошла в критику, теми
словами, которые у меня были внутри, понятно. Так что я, Витя, боюсь, что если Вы по
прошествии лет попробуете опять войти в это сочинение, как бы не вышло аналогичной
истории. сейчас я такую музыку Тищенко воспринимаю как музыку Галины Ивановны, но
полностью лишённую её женской слабости и обаяния, и тут не удаётся ровно ничего
компенсировать мужским напором, не приводящим, э-э, ни к каким результатам.
victormain (11.02.2014 18:38) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня с арфовым...Посмотрели, стали
слушать. И я похолодел, вдруг поняв, что делаю что-то не то, потому что музыка, которая
мне казалось очень даже ничего себе пару десятилетий назад...
В 70-х я даже партитуру
рукописную у Тищенко брал смотреть, так понравилось. Зеркальная ладовая конструкция
отразилась через пару лет в моих `Ноктюрнах` для плохо темперированных цимбал,
электрооргана и ударных, ныне не существующих. Миша, я с тех пор 2 раза Арфовый концерт
переслушивал. Один раз резко понравилось, другой - резко нет. Который из них был раньше -
не помню ))
victormain (11.02.2014 18:40) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
...сейчас я такую музыку Тищенко
воспринимаю как музыку Галины Ивановны, но полностью лишённую её женской слабости и
обаяния, и тут не удаётся ровно ничего компенсировать мужским напором, не приводящим, э-э,
ни к каким результатам.
...Женской силы - тоже:)
Я вообще согласен. На поверку фигуры получились совершенно несопоставимые, при всех
бесспорных природных достоинствах Б.И.Т. Да он и сам так считал.
Mikhail_Kollontay (12.02.2014 06:40) не в сети не в сети
victormain писал(а):
...Женской силы - тоже:)
Так да, она и
есть, через слабость, что так хорошо в искусстве вообще, типический вариант. Это главное,
что всегда надо объяснять ученикам - если хочешь чего добиться, то сдавайся. И победишь.
Льюис Кэролл. Жизнь наша проходит в Зазеркалье.
victormain (12.02.2014 08:40) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Так да, она и есть, через слабость, что
так хорошо в искусстве вообще, типический вариант. Это главное, что всегда надо объяснять
ученикам - если хочешь чего добиться, то сдавайся. И победишь. Льюис Кэрролл...
Да, в
этом смысле - конечно. И всё-таки её акустический спектр я бы никак к слабостям (я
понимаю, чтО Вы имеете в виду, Миша) не отнёс. К оголённости, беззащитности - да. Но в них
и есть огромная сила. Впрочем, мы об одном говорим, вопрос термина.
Mikhail_Kollontay (12.02.2014 09:31) не в сети не в сети
victormain писал(а):
об одном говорим
Наверное, Витя. Я только
чувствую у ГИ еще тонкость, деликатность, слышание отзвуков - не то, чтоб специально
женские качества, но все же женщинам как-то более приписываемые.
victormain (13.02.2014 03:47) не в сети не в сети
Mikhail_Kollontay писал(а):
Наверное, Витя. Я только чувствую у ГИ
еще тонкость, деликатность, слышание отзвуков - не то, чтоб специально женские качества,
но все же женщинам как-то более приписываемые.
Я тоже. Не говоря уже о том, что в
молодости она была очень хороша собой.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru