Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван...Читать дальше
Скачать ноты Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван...Читать дальше
Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить. Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам. Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом. Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании. Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года Х Свернуть
Василий Небольсин
(дирижер)
,
Марк Рейзен
(бас),
Мария Петровна Максакова
(меццо-сопрано),
Алексей Кривченя
(бас), Оркестр Большого театра (Москва)
1950 г. Алексей Кривченя (Иван Хованский), Григорий Большаков (Андрей Хованский), Никандр Ханаев (Василий Голицын), Мария Максакова (Марфа), Надежда Косицына (Эмма), Марк Рейзен (Досифей), Алексей Иванов (Шакловитый).
|
||
Максаковой (Марфа) - дух покинул эту область...
лесного царства, из пессимистических рассказов! интертекст, интертекст...
подобного пению Рейзена (Досифей) и Максаковой (Марфа) - дух покинул эту
область...
записи `Бориса` и `Хованщины` представлены в дурной переписи - надо было работать не с
потускневших копий,а с пленочных оригиналов.
и `Хованщины` представлены в дурной переписи - надо было работать не с потускневших
копий,а с пленочных оригиналов.
пленочные оригиналы, а они, вероятно, существуют только в киноархиве... У меня на
видеокассете записана передача о Максиме Дормидонтовиче Михайлове. Когда слушаю, как эта
громыхалка -Сусанин- прощается с Антонидой, всегда реву... А цифровать не умею. Поэтому
спасибо тем, кто это выложил с чего имел...
прощается с Антонидой, всегда реву...
эти пленочные оригиналы...
хранятся эти архивы, и прежде, к звукорежиссерам, переводящим эти записи на CD.
`Мелодия`, где хранятся эти архивы, и прежде, к звукорежиссерам, переводящим эти записи на
CD.
долго жить...
долго жить...
Головановым.
Но бывают же чудеса и кто-то выкладывает Скр.концерт Берга, продирижированный Веберном, и
какого качества, несмотря на 1936 год!
Берга, продирижированный Веберном, и какого качества, несмотря на 1936 год!
любители - молодцы, я ж говорю!
говорю!
`Мелодия`, где хранятся эти архивы, и прежде, к звукорежиссерам, переводящим эти записи на
CD.
время хранятся в подвалах Пушкинского дома.
`Мелодии` для винила в настоящее время хранятся в подвалах Пушкинского дома.
эти подвалы (сырые, с крысами?), в которых гниют такие сокровища. Кстати, это не
Пушкинский, вероятно дом (таковой в Петербурге), а организация, с 90х годов владеющая
фонотекой радио (на бывшей ул. Качалова).
организация, с 90х годов владеющая фонотекой радио (на бывшей ул. Качалова).
фонотеку радио не слышал. А вот сокровища `Мелодии` (Ленинградской студии)после
приватизации были переданы не в архив кино-фото-фоно документов, а почему-то в Институт
русской литературы (ПД)
Никто не ответил.