Скачать ноты

Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван...Читать дальше
Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников.

Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить.

Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам.

Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом.

Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.

Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым.

«Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года

Х Свернуть

3 июля 1958. Хор и оркестр Римского радио. Дир. Артур Родзинский.
Марио Петри (Иван Хованский), Амедео Бердини (Андрей Хованский), Мирто Пикки (Василий Голицын), Джампьеро Маласпина (Шакловитый), Борис Христов (Досифей), Ирен Компанеец (Марфа), Герберт Хандт (писец), Йоланда Манчини (Эмма), Дмитрий Лопатто (Варсонофьев; 2-й стрелец), Джорджо Канелло (1-й стрелец).
         (16)  


alexa_minsk (11.03.2017 16:13)
`Хованщина` - неоконченная?

hamerkop (11.03.2017 16:15)
alexa_minsk писал(а):
`Хованщина` - неоконченная?
Если говорить
о собственно работе Мусоргского, то да.

alexa_minsk (11.03.2017 16:16)
hamerkop писал(а):
Если говорить о собственно работе Мусоргского, то
да.
О собственно работе Мусоргского - это известно. Но ведь записываются
`законченные` версии.
И эта такая.

abyrvalg (11.03.2017 16:35)
alexa_minsk писал(а):
`Хованщина` - неоконченная?
У Мусоргского
сила вдохновения была чрезвычайно велика и интуиция, а мастерства, в общем-то, не было,
поэтому он и не заканчивал многое из того, что начинал.

alexa_minsk (11.03.2017 16:37)
abyrvalg писал(а):
...мастерства, в общем-то, не было, поэтому он и
не заканчивал многое из того, что начинал.
или не успел? (Преждевременно ушел из
жизни в 42 года.)
Я о его мастерстве судить не могу, но дарование его считаю уникальным.

alexa_minsk (11.03.2017 16:47)
запись эта, конечно, только для знатоков-меломанов. Мусоргский на неразборчивом
итальянском... Слушать невозможно.

abyrvalg (11.03.2017 16:52)
alexa_minsk писал(а):
или не успел? (Преждевременно ушел из жизни в
42 года.)
Я о его мастерстве судить не могу, но дарование его считаю уникальным.
Ну, если
сидеть всё время в Малом Ярославце, то немудрено, что он мало что закончил. А дарование,
да - не пропьёшь.

alexa_minsk (11.03.2017 16:55)
abyrvalg писал(а):
...дарование, да - не пропьёшь.
А правда, что
он любил алкоголь? (Вспоминается его портрет работы Репина.)

abyrvalg (11.03.2017 17:00)
alexa_minsk писал(а):
А правда, что он любил алкоголь? (Вспоминается
его портрет работы Репина.)
Хе, это мало сказать, что любил. Запои длились порой
неделями, в промежутках между которыми он что-то пытался дописать. Он был подвержен
депрессухой, благодаря своей сверхчувстительной натуре, и надо ж было как-то выходить из
неё - вот и нашёл способ, пребывать время от времени в наркозе.

alexa_minsk (11.03.2017 17:09)
abyrvalg писал(а):
...Запои длились порой неделями, в промежутках
между которыми он что-то пытался дописать...
Ужас. Про такое я читал в каких-то
`неофициальных` источниках. Скорее, именно это и есть причина его преждевременной смерти и
наличие многих неоконченных шедевров.
И вот что еще. Как-то по Вашей ссылке я скачал и прочитал увлекательную
автобиографическую книгу Гречанинова. Может, что-нибудь порекомендуете и про Мусоргского?

abyrvalg (11.03.2017 17:18)
alexa_minsk писал(а):
Ужас. Про такое я читал в каких-то
`неофициальных` источниках. Скорее, именно это и есть причина его преждевременной смерти и
наличие многих неоконченных шедевров.
Причина, если смотреть в общем и целом, была не
в алкоголе, а в его натуре. Чересчур нервная была натура, ранимая. Мнительный.

abyrvalg (11.03.2017 17:22)
alexa_minsk писал(а):
Может, что-нибудь порекомендуете и про
Мусоргского?
Вам лучше почитать про ту музыкальную эпоху в целом, окружавшую
Мусоргского, тогда можно понять причины его распада. Это Панус `Золотая лира, золотые
гусли` и Цетлин `Пятеро и другие`. Необыкновенно хорошие книги.

alexa_minsk (11.03.2017 17:35)
abyrvalg писал(а):
Панус `Золотая лира, золотые гусли` и Цетлин
`Пятеро и другие`. Необыкновенно хорошие книги.
Спасибо. Принято. Об этих авторах
ничего не знал. Но уже бегло кое-какую информацию о них из сети просмотрел.
Конечно же, рекомендую это сделать и другим, кто небезразличен к Мусоргскому и его эпохе.

alebaranov (13.03.2017 16:49)
alexa_minsk писал(а):
запись эта, конечно, только для
знатоков-меломанов. Мусоргский на неразборчивом итальянском... Слушать
невозможно.
Может быть, Вы и правы... Но неужели Вы никогда не слушаете на
`неразборчивом итальянском` `Аиду`, `Травиату`, `Богему`, `Дон Жуана` и т.д. и т.п.? или
это тоже `только для знатоков`? :)) Мне вот труднее слушать записи на неразборчивом
русском: раздражает плохая дикция даже при замечательном пении (правда, все-таки не в
такой степени раздражает у иностранцев, поющих по-русски, в какой у наших
соотечественников).

alebaranov (13.03.2017 17:12)
alexa_minsk писал(а):
запись эта, конечно, только для
знатоков-меломанов.
Простите, что еще раз возвращаюсь к той же реплике. - За два дня
отмечено 184 прослушивания - очень немало! Интересно бы знать, в какой степени рекламу для
этой записи сделали имена Мусоргского и Христова, а в какой Ваша реплика:)) Жаль, что
узнать это невозможно.

Modus (03.04.2017 18:42)
Зато когда поют на иностранном языке, акцент не напрягает.



 
     
classic-online@bk.ru