1. Allegro molto
2. Adagio
3. Scherzo. Vivace
4. Finale. Allegro energico - Molto maestoso
1. Allegro molto
2. Adagio 3. Scherzo. Vivace 4. Finale. Allegro energico - Molto maestoso
Геннадий Рождественский
(дирижер)
, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения
|
||
До-минорная симфония, соч. 12 (посвящена А. К. Глазунову) написана Сергеем Танеевым в
1896-1898 гг. Высокую оценку сочинению дал Николай Римский-Корсаков: `Считаю Вашу симфонию
прекрасным современным произведением: благородный стиль, прекрасная форма и чудесная
разработка всех музыкальных мыслей`. Самый характер симфонии, мужественно суровый и
напряженный, особенности тематического материала, наконец, все движение от патетического
до минора первой части к радостному до мажору в финале заставляют вспомнить Пятую симфонию
Бетховена.
Симфония поражает законченностью, тщательной продуманностью, техническим совершенством.
Нет почти ни одной темы, которая в тех или иных изменениях не присутствовала бы чуть ли не
в каждой части! Сложнейшие `ученые` хитрости `высшего математика звуков` (как называли
Танеева) вовсе не убивают ни яркости мысли, всегда глубокой и энергичной, ни силы и
органичности чувства, несколько сдержанно-целомудренного, но бодрого и оптимистического.
В сентябре 1897 года С. А. Толстая записывает в дневнике: `Сергей Иванович сыграл мне
свою прекрасную симфонию и очень меня ею взволновал: прекрасное произведение, и
благородного высокого стиля музыка его`.
Симфония до минор, законченная Танеевым в партитуре в январе следующего года, стала
первой, обозначенной опусом (12). Ее премьера состоялась в марте в Петербурге, под
управлением А. Глазунова, которому симфония и посвящена. Успеха не было, во многом по
причине неудачного исполнения. Да и публики собралось мало. Критики (Ц. А. Кюи, Н. Ф.
Финдейзен) не слишком разобрались в новом сочинении, не вызывавшем у них сочувствия:
почему-то подчеркивалось влияние Вагнера вплоть до конкретных ассоциаций - Фафнер (дракон
из `Кольца нибелунгов`) был обнаружен в первой части, там же - бог огня Логе и т. п. Кюи
посчитал симфонию сюжетной и корил Танеева, что тот не обнародовал программы и тем
затруднил понимание сочинения.
Московское исполнение, состоявшееся зимой 1902 года (дирижировал А. И. Зилоти), вызвало
благоприятные отзывы. К этому времени отношение к творчеству Танеева окончательно
переменилось, и даже в отрицательных мнениях неизменно присутствует глубокое уважение к
мастерству и серьезности автора. На сей раз рецензенты, особенно Н. Д. Кашкин, справедливо
подчеркивали бетховенскую родословную симфонию, здоровую энергию и ясность ее образов.
Высокую оценку до-минорная симфония, как и танеевское творчество в целом, получила в
трудах В. Г. Каратыгина и Б. В. Асафьева, появившихся уже после смерти Танеева.
`Во всей отечественной симфонической литературе я не знаю Adagio более глубокомысленного,
более овеянного духом Бетховена, чем Adagio симфонии Танеева. А мощное, пылкое, столь же
строгое и стройное по общим своим линиям, сколько полное внутреннего огня, первое Allegro!
А остро ритмованное скерцо и грандиозный финал с великолепными тематическими соединениями
в коде! Разве это не величайшие достижения симфонической мысли и формы?` (В. Г.
Каратыгин).
Интересно, что позднее Танеев больше не написал ни одной симфонии, хотя замыслы у него
были. Творческие стимулы, созданные этим сочинением, уходят в область камерной
инструментальной музыки, которая отныне становится главной областью для композитора.
смифонии ссп больше походят на сюиты. мне так кажется. кончно, глазунов входит в число
больших симфонистов, как и глиер.