1. Adagio - Allegro animato
2. Adagio - Molto elevato - Più tranquillo - Tempo I elevato - Più appassionato - Addolorato - Tempo I
3. Presto ma non troppo
Мне больше по душе часть третья, финальная. Вот что один музыковед о ней гутарит и ,отчасти, я с ним согласен:
``Третья дает темп, который быстро исчерпывает остатки сил; воды в этом колодце не будет уже никогда. Пустая глазница его смотрит в небо. Чернеет немота. Сгущается остаточная плотность. Летит и слетает последний лист. Кружится-кружится, падает, оседает...``
balaklava
(28.09.2021 15:12)
Интересная творческая эволюция у НЯМа. Начал заупокой(`Молчание`) и им же закончил... Ах, что-то есть осеннее в Мясковском...
Геннадий Рябов
(29.09.2021 03:00)
balaklava писал(а):
Интересная творческая эволюция у НЯМа. Начал заупокой(`Молчание`) и им же закончил... Ах, что-то есть осеннее в Мясковском...
Ну, скажем,`за упокой` у него начался не с Молчания. Уже в 6-ой Симфонии, 1922г, звучал похоронный скитский распев: `А что мы видели? Диву дивную, диву дивную,телу мёртвую. Как душа-то с телом расставалася, расставалася, да прощалася. Как тебе-то душа, на суд Божий идить, а тебе-то, тело, во сыру землю, во сыру!`. И это был не вообще `за упокой`, а о России. О России! И в прямом споре со Ждановым (кажется, чуть ли не на квартире у Горького), настаивавшим (как `разбирающийся в музыке` - играл на аккордеоне) на том, что музыка должна быть воодушевляющей, НЯМ утверждал, что она может быть и печальной. Тема `за упокой` у него, по-моему,слышна во всём симфоническом наследии, во всех симфониях, концертах и сонатах, как главный в глубине тон всего его композиторского творчества, которое, похоже было и остается уникальным музыкальной дневником настроения народного, уже с 1918г, по последний - 1950. А каким же ему можно было ещё и быть? Кроме, как `Легко на сердце от песни веселой!` И эта печальность, по моему с годами возрастает в общем значении мощи не просто печальности, а торжественности жизни нашей, как она была. Что по видимому, и вело Светланова в записи, в том числе и за свой счет, всех симфоний НЯМ. Да, сейчас, вроде бы, не время НЯМ. Но это и сам Светланов считал временным. В конце концов, в конце 19 века великий Иоганн Себастиан, тоже был почти забыт.
Musoryanin
(29.09.2021 10:01)
Геннадий Рябов писал(а):
Тема `за упокой` у него, по-моему,слышна во всём симфоническом наследии, во всех симфониях, концертах и сонатах, как главный в глубине тон всего его композиторского творчества, которое, похоже было и остается уникальным музыкальной дневником настроения народного, уже с 1918г, по последний - 1950.
Вы очень тонко отметили, что тема `за упокой` слышна во всем творчестве Мясковского. С одной стороны, можно упрекнуть Николая Яковлевича за однообразие; с другой стороны, композитор нашел `свою фишку` и на протяжении всей жизни развивал эту тему, достигнув великолепной выразительности, а кроме того - уникального авторского звучания.
Эти вечные вопрошающе-зовущие интонации (начинающиеся уже у Малера), бесконечные плагальные обороты в побочных партиях - но как же здорово это звучит!
,отчасти, я с ним согласен:
``Третья дает темп, который быстро исчерпывает остатки сил; воды в этом колодце не будет
уже никогда. Пустая глазница его смотрит в небо. Чернеет немота. Сгущается остаточная
плотность. Летит и слетает последний лист. Кружится-кружится, падает, оседает...``
что-то есть осеннее в Мясковском...
заупокой(`Молчание`) и им же закончил... Ах, что-то есть осеннее в Мясковском...
скажем,`за упокой` у него начался не с Молчания. Уже в 6-ой Симфонии, 1922г, звучал
похоронный скитский распев: `А что мы видели? Диву дивную, диву дивную,телу мёртвую. Как
душа-то с телом расставалася, расставалася, да прощалася. Как тебе-то душа, на суд Божий
идить, а тебе-то, тело, во сыру землю, во сыру!`. И это был не вообще `за упокой`, а о
России. О России! И в прямом споре со Ждановым (кажется, чуть ли не на квартире у
Горького), настаивавшим (как `разбирающийся в музыке` - играл на аккордеоне) на том, что
музыка должна быть воодушевляющей, НЯМ утверждал, что она может быть и печальной. Тема `за
упокой` у него, по-моему,слышна во всём симфоническом наследии, во всех симфониях,
концертах и сонатах, как главный в глубине тон всего его композиторского творчества,
которое, похоже было и остается уникальным музыкальной дневником настроения народного, уже
с 1918г, по последний - 1950. А каким же ему можно было ещё и быть? Кроме, как `Легко на
сердце от песни веселой!` И эта печальность, по моему с годами возрастает в общем
значении мощи не просто печальности, а торжественности жизни нашей, как она была. Что по
видимому, и вело Светланова в записи, в том числе и за свой счет, всех симфоний НЯМ. Да,
сейчас, вроде бы, не время НЯМ. Но это и сам Светланов считал временным. В конце концов, в
конце 19 века великий Иоганн Себастиан, тоже был почти забыт.
всём симфоническом наследии, во всех симфониях, концертах и сонатах, как главный в
глубине тон всего его композиторского творчества, которое, похоже было и остается
уникальным музыкальной дневником настроения народного, уже с 1918г, по последний -
1950.
Мясковского. С одной стороны, можно упрекнуть Николая Яковлевича за однообразие; с другой
стороны, композитор нашел `свою фишку` и на протяжении всей жизни развивал эту тему,
достигнув великолепной выразительности, а кроме того - уникального авторского звучания.
Эти вечные вопрошающе-зовущие интонации (начинающиеся уже у Малера), бесконечные
плагальные обороты в побочных партиях - но как же здорово это звучит!