Скачать ноты

Запись - январь 1994 г., Лондон.
         (48)  


LAKE (04.01.2018 23:13)
Invocation здесь, наверное, перевести как `мольба` следует?! На молитву, вроде, не похоже
и не тянет.
Название на русском, действительно, в самом деле выглядит не очень: `Мольба` для
виолончели с оркестром.
Там в некоторых словарях есть ещё перевод - `Обращение с мольбой к музам`, ну, тоже
как-то коряво. Как бы это всё перевести?

ditlinda (04.01.2018 23:32)
LAKE писал(а):
Invocation здесь, наверное, перевести как `мольба`
следует?! На молитву, вроде, не похоже и не тянет.
Название на русском, действительно, в самом деле выглядит не очень: `Мольба` для
виолончели с оркестром.
Там в некоторых словарях есть ещё перевод - `Обращение с мольбой к музам`, ну, тоже
как-то коряво. Как бы это всё перевести?
Быть может - заклинание, нет?

LAKE (04.01.2018 23:34)
ditlinda писал(а):
Быть может - заклинание, нет?
Вот! Наверное,
вроде бы, Вы правы. А по характеру музыки похоже на Ваш слух?

ditlinda (04.01.2018 23:59)
LAKE писал(а):
Вот! Наверное, вроде бы, Вы правы. А по характеру
музыки похоже на Ваш слух?
Не очень похоже, скорее что- то созерцательное в этой
музыке.Восхищение чем- то.

LAKE (05.01.2018 00:06)
ditlinda писал(а):
Не очень похоже, скорее что- то созерцательное в
этой музыке.Восхищение чем- то.
Ох! Чую, что придётся оставить попытки однословного
перевода. Интуитивно понятно, а слова нет.

ditlinda (05.01.2018 00:13)
LAKE писал(а):
Ох! Чую, что придётся оставить попытки однословного
перевода. Интуитивно понятно, а слова нет.
Как чешское слово `литость` непереводимо
на другие языки. Может здесь похожий случай;)))

LAKE (05.01.2018 00:47)
ditlinda писал(а):
Как чешское слово `литость` непереводимо на другие
языки. Может здесь похожий случай;)))
А переведите рассказом:)

abcz (05.01.2018 02:04)
в русском языке есть слово `инвокация`, означающее `возглашение, призыв` какой-л.
мистической сущности, божества, демона и т. д. Если учитывать склонность Холста к разного
рода магическим излишествам (астрология, восточный мистицизм), перевода не требуется.
Достаточно записать русскими буквами, получится то, что надо.

HeEs (02.02.2018 16:25)
Смысл хорошо передает прямая калька с английского `Взывание` (то есть обращение к высшему
существу, божеству, см. `взываю к тебе, Господи... `). А для практических нужд лучше,
наверное, как предлагает abcz, инвокация.

HeEs (02.02.2018 16:48)
в данном случае речь именно о взывании к музе, к тому же, в английском это привычный
устойчивый оборот речи (точнее, одно слово). При этом англоговорящий народ почему-то
считает, что непременным атрибутом сошедшей на призыв музы должна быть свирель, но тут я
уже - пас, что имеется в виду.

oriani (02.02.2018 18:44)
HeEs писал(а):
При этом англоговорящий народ почему-то считает, что
непременным атрибутом сошедшей на призыв музы должна быть свирель, но тут я уже - пас, что
имеется в виду.
Свирель - самый древний музыкальный инструмент, а призывание муз
относится к ритуальной магии, возникшей в незапамятные времена. Думаю, причина в этом.
Кришна, Пан... Волшебная флейта Моцарта...

steinberg (02.02.2018 19:19)
oriani писал(а):
Свирель.
сюжет Аполлон и Марсий здесь
примечателен, в живописи очень распространён. ...В русской традиции вроде совсем нет
свирели, есть сопелка. Однако свирель источниками упоминается. Интересно слову `сварливый`
значение родственно?

oriani (02.02.2018 20:24)
steinberg писал(а):
В русской традиции вроде совсем нет свирели, есть
сопелка.
Однако свирель источниками упоминается. Интересно слову `сварливый` значение
родственно?
Традиционно считается, что Лель играл на свирели. Хотя, возможно, это
такое общее условное название. Прочитала, что на раскопках в Новгороде нашли греческого
образца свирели, датируемые 11-м веком. И по поводу этимологии интересно. Оказывается,
действительно, со `сварой` есть родственная связь. )

https://lexicography.online/etymology/с/свирель

steinberg (02.02.2018 20:45)
oriani писал(а):
Прочитала, что на раскопках в Новгороде нашли
греческого образца свирели, датируемые 11-м веком. И по поводу этимологии интересно.
Оказывается, действительно, со `сварой` есть родственная связь. )

https://lexicography.online/etymology/с/свирель
Про Новгород любопытно, не вспомните
где прочли? Этимология по Вашей ссылке к санскр. восходит. ...В традиции нет этого
названия. Либо не было, либо исчезло.

oriani (02.02.2018 21:07)
steinberg писал(а):
Про Новгород любопытно, не вспомните где прочли?
Этимология по Вашей ссылке к санскр. восходит. ...В традиции нет этого названия. Либо не
было, либо исчезло.
http://elibrary.kubg.edu.ua/3964/1/MUZ_kultura1.pdf

стр. 13

к сожалению, здесь без фото. Если смогу найти, добавлю.

LAKE (02.02.2018 23:15)
ditlinda писал(а):
Не очень похоже, скорее что- то созерцательное в
этой музыке.Восхищение чем- то.
Во! Восхищение! Зацепило. Поискал и вот, что нашел:

«Ступай, дитя мое, в мир, соедини Восток и Запад гармонией твоей музыки, распространяй
мудрость суфизма, ибо ты одарен Богом Всемилостивейшим, Милосердным». (С) - слова учителя
к Хазрату Инайят Хану (сведения можно найти хотя бы в Вики).

А вот через Хазрата Инайят Хана (музыкант там один:)) людям была передана божественная
молитва-призыв к единению людей на основе всеобщей любви и гармонии. Я совсем ничего не
понимаю в суфизме, толковать не имею права, но это божественное откровение называется в
данном случае ИНВОКАЦИЕЙ, и эта инвокация является основной в традиционном суфизме.

Спасибо, дорогая Дитлида, за умную наводку.

LAKE (02.02.2018 23:23)
LAKE писал(а):
и эта инвокация является основной в традиционном
суфизме.
и `эта` Инвокация является основной Молитвой в традиционном суфизме.

ditlinda (03.02.2018 18:35)
LAKE писал(а):
и `эта` Инвокация является основной Молитвой в
традиционном суфизме.
Спасибо, дорогой Лейк, очень интересно! Заглянула в вики,
прочитала, что Хазрат Инайят Хан будучи в России встречался со Скрябиным. Там очень
интересная цитата насчет возможности слияния западной и восточной музыки.Музыка мира.
Конечно, мечта. Но, с другой стороны, почему бы и нет. `Строительный камень и мечта
сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны. Неосуществленная мечта есть неузнанный
издали предмет`А.Скрябин

ditlinda (03.02.2018 18:41)
ditlinda писал(а):
Спасибо, дорогой Лейк, очень интересно! Заглянула
в вики, прочитала, что Хазрат Инайят Хан будучи в России встречался со Скрябиным. Там
очень интересная цитата насчет возможности слияния западной и восточной музыки.Музыка
мира. Конечно, мечта. Но, с другой стороны, почему бы и нет. `Строительный камень и мечта
сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны. Неосуществленная мечта есть неузнанный
издали предмет`А.Скрябин
Меня почему-то не покидает ощущение, что по кинороману
Ф.Горенштейна `Александр Скрябин` снят фильм, и как-будто я его видела. Или я ошибаюсь,
нет никакого фильма.

HeEs (04.02.2018 03:23)
LAKE писал(а):
Во! Восхищение! Зацепило. Поискал и вот, что нашел:

«Ступай, дитя мое, в мир, соедини Восток и Запад гармонией твоей музыки, распространяй
мудрость суфизма, ибо ты одарен Богом Всемилостивейшим, Милосердным». (С) - слова учителя
к Хазрату Инайят Хану (сведения можно найти хотя бы в Вики).

А вот через Хазрата Инайят Хана (музыкант там один:)) людям была передана божественная
молитва-призыв к единению людей на основе всеобщей любви и гармонии. Я совсем ничего не
понимаю в суфизме, толковать не имею права, но это божественное откровение называется в
данном случае ИНВОКАЦИЕЙ, и эта инвокация является основной в традиционном суфизме.

Спасибо, дорогая Дитлида, за умную наводку.
Здорово, что Вы об этом вспомнили. как
раз думала об этом влиянии, слушая другую холстовскую сюиту (она есть тут) - Beni Mora -
там в 3 части очень интересно сшиты западная идея обязательного развития, драмы (ее
оркестр ведет) и восточная - созерцания и единения с божеством - многократное (более 150
раз, нот нет, на слух сбилась считать) повторение флейтой одной и той же простенькой темы,
которая никак и никуда не развивается, а только становится чуть слышнее или тише. И как
раз, по-моему, у Инайят Хана эта особенность где-то была очень поэтично объяснена,
постараюсь сейчас найти эту цитату.

HeEs (04.02.2018 03:30)
Нашла! из `Философии суфиев`: `Каждое мгновение он (суфий) повторяет имя Бога и поэтому
каждое дыхание для него - важнее всего на свете. Можно спросить: `Зачем повторять одну и
ту же мысль миллион раз? Если бы в мысли появлялись бы какие-то вариации, было бы лучше`.
Но только повторяя одну и ту же мысль, человек может настроить свое сознание для
воссоединения со своим источником.`

Twist7 (04.02.2018 23:06)
HeEs писал(а):
Нашла! из `Философии суфиев`: `Каждое мгновение он
(суфий) повторяет имя Бога и поэтому каждое дыхание для него - важнее всего на свете.
Можно спросить: `Зачем повторять одну и ту же мысль миллион раз? Если бы в мысли
появлялись бы какие-то вариации, было бы лучше`. Но только повторяя одну и ту же мысль,
человек может настроить свое сознание для воссоединения со своим источником.`
Да,
единорог устремления.

steinberg (05.02.2018 12:47)
oriani писал(а):
http://elibrary.kubg.edu.ua/3964/1/MUZ_kultura1.pdf

стр. 13

к сожалению, здесь без фото. Если смогу найти, добавлю.
Спасибо! Но это конечно,
караул). Прочёл про свирель и про влияние народного пения на церковное. Просто слова.
...Русская история (убеждаюсь всякий раз) с какой стороны не копни, область закрытая. Не
понятно что сначала, что потом. Думаю, что русское протяжное пение - прямая отсылка на
восток (поражает в какой степени), а инструменты (струнные во всяком случае) в степь.

steinberg (05.02.2018 12:50)
Twist7 писал(а):
единорог устремления.
единорог усыпления

LAKE (05.02.2018 13:24)
steinberg писал(а):
Спасибо! Но это конечно, караул). Прочёл про
свирель и про влияние народного пения на церковное. Просто слова. ...Русская история
(убеждаюсь всякий раз) с какой стороны не копни, область закрытая. Не понятно что сначала,
что потом. Думаю, что русское протяжное пение - прямая отсылка на восток (поражает в
какой степени), а инструменты (струнные во всяком случае) в степь.
Довольно трудно
открыть то, что закрыли:) Это не сейфы взламывать. Рукописи горят.
Восток - дело тонкое. Если можно, то дайте пример какой-нибудь. Интересно. Ну, степь тоже
заинтриговала. Песни с востока, инструменты степные, а язычекие, ну, там ближе к временам
`диких` славян, будем говорить, вокальные ...эээ..... пения откуда?

oriani (05.02.2018 14:02)
steinberg писал(а):
Спасибо! Но это конечно, караул). Прочёл про
свирель и про влияние народного пения на церковное. Просто слова. ...Русская история
(убеждаюсь всякий раз) с какой стороны не копни, область закрытая. Не понятно что сначала,
что потом. Думаю, что русское протяжное пение - прямая отсылка на восток (поражает в
какой степени), а инструменты (струнные во всяком случае) в степь.
Тут хотя бы
какой-никакой фактический материал имеется, а бывает же полная фантазийность... И да,
похоже, что нашу колыбель качали юго-восточные ветры. В своё время меня поразили
совпадения в русском и санскрите. Хотя, Вы правы, традиции уходят, забирая ключи... и,
возможно, в этом есть смысл...

steinberg (05.02.2018 14:08)
LAKE писал(а):
Если можно, то дайте пример какой-нибудь.
Интересно.
Если кратко: протяжное пение - это украшения, а мелизматика - это восток,
попавший в Россию из Византии вместе с церковным пением. `Дикие` времена - это пласт
(календарное пение, голошения и пр.) не имеющий к этому отношения. Здесь интересно
объяснение Кастальского: в основе скачок, к-рый заполняется соседними ступенями. (Если
смотреть в 20 век по тому же принципу Слонимский (американский) строил свой мелодический
Тезаурус). Переход от скачкового пения (архаичного) к мелодическому - это процесс
требующий времени. По-видимому русские получили это от греков в готовом виде и заново
переплавили в самобытный продукт - знаменный распев. Параллельно с этим (примерно к 15
веку) появляется протяжная песня. ...Послушай те внимательно (из того что здесь) скажем
Ольгу Сергееву:
http://classic-online.ru/ru/performer/12800?composer_sort=3310&prod_sort=90773 и обратите
внимание на украшения. Откуда в пении гортанные звуки? В русской речи их нет (были?)?
Вопросы на каждом шагу. ...Из прямых аналогий - кулизма 1 гласса: (ми фа соль, ми фа ми
ре, до ре до си ля соль), у арабов это дулаб (как бы характерный ладовый оборот) лада
раст. Вот здесь он звучит в самом начале (с небольшим отличием, существуют варианты):
https://www.youtube.com/watch?v=d2sqxV7u0_o ...Это очень бегло.

steinberg (05.02.2018 14:42)
oriani писал(а):
фактический материал имеется
я бы так сказал:
чтобы построить какое-то объяснение, сперва надо расчистить стройплощадку.

oriani (05.02.2018 14:58)
steinberg писал(а):
я бы так сказал: чтобы построить какое-то
объяснение, сперва надо расчистить стройплощадку.
это да, хотя в любом случае есть
искушение домыслом. ) Говоря о фактическом материале, я имела в виду только
археологические находки, о которых изначально шла речь. Не думаю, что кто-то заинтересован
в фальсификации, зачем...

steinberg (05.02.2018 15:21)
oriani писал(а):
археологические находки
археологи и
фольклористы находят не одно и тоже, я об этом. Кроме того, откопали дудку (в одном
месте), и слово `свирель` (в другом). Есть связь или нет?)

oriani (05.02.2018 15:54)
steinberg писал(а):
археологи и фольклористы находят не одно и тоже,
я об этом. Кроме того, откопали дудку (в одном месте), и слово `свирель` (в другом). Есть
связь или нет?)
Поняла. Конечно же, люди, глубоко погружённые в изучение фольклора,
будут строго грозить пальцем... и в пределах цеха - кто посмеет им возразить... Ну, а
прочие, видимо, продолжат использовать слово `дудка` как `общее название народных
музыкальных духовых инструментов семейства продольных флейт` (Вики), наряду со свирелью,
сопилкой и т.д... )

LAKE (05.02.2018 18:39)
steinberg писал(а):
/// Откуда в пении гортанные звуки? В русской
речи их нет (были?)? ///
Если что-то начинает петься народом, то соответствующие
звуки в речи есть, конечно, если, разумеется, случай не единичный, а если случай
единичный, то есть смысл определить поточнее кто пел и кто поёт.

LAKE (05.02.2018 18:42)
steinberg писал(а):
Если кратко: протяжное пение - это
украшения,
Что конкретно Вы понимаете под протяжным пением? Я не понимаю из
последующего текста.

steinberg (05.02.2018 18:48)
LAKE писал(а):
Что конкретно Вы понимаете под протяжным пением? Я не
понимаю из последующего текста.
протяжная - это когда на слог текста приходится много
звуков. Есть точная терминология, сейчас забыл. В запевах народных песен слоги распеваются
наиболее протяжёнными мелодическими оборотами.

steinberg (05.02.2018 19:04)
LAKE писал(а):
соответствующие звуки в речи есть
с гортанными,
интересно. В русской речи гортань выключена (лингвисты говорят `не в тонусе`). Так же
точно мы не `прицокиваем` языком не `присвистываем` и т.д. Когда в пении слышно
звукоразделение при помощи `гортанного взрыва` (обозначаемое на письме в семитских языках
буквой `алеф`), это требует объяснения.

LAKE (05.02.2018 19:07)
steinberg писал(а):
протяжная - это когда на слог текста приходится
много звуков. Есть точная терминология, сейчас забыл. В запевах народных песен слоги
распеваются наиболее протяжёнными мелодическими оборотами.
Если звуков у певца
`много` по высоте, то горловое, вероятно, а если слог растягивается в мелодический оборот,
то, мелизм ли это?!, да и нет, кажется, достоверных оснований полагать, что `дикие`
славяне не пели слоги протяжно таким образом.

LAKE (05.02.2018 19:11)
steinberg писал(а):
с гортанными, интересно. В русской речи гортань
выключена (лингвисты говорят `не в тонусе`).
Это в современном русском так, а тогда,
когда ... если случай единичный, то нужно искать кто пел и кто теперь поет - наверняка не
русские. А если пел народ, скажем так тот, который был родоначальником русского народа,
сиречь древний русский народ, то придётся принять, что горло было раньше `включено`. Или
фольклористы и археологи не провели идеи через консенсуальные сходки, а тогда есть
сомнения в тезисе Ориани, что нет ни у кого заинтересованности в интерпретации.

steinberg (05.02.2018 19:13)
LAKE писал(а):
Если звуков у певца `много` по высоте, то горловое,
вероятно, а если слог растягивается в мелодический оборот, то, мелизм ли это?!, да и нет,
кажется, достоверных оснований полагать, что `дикие` славяне не пели слоги протяжно таким
образом.
могу точно сказать, что дети в каком-то возрасте не могут на один слог спеть
два звука. Т.е. `маленькой ёлочке` поют, а `ма-а ленькой...` уже с трудом.

LAKE (05.02.2018 19:14)
steinberg писал(а):
могу точно сказать, что дети в каком-то возрасте
не могут на один слог спеть два звука. Т.е. `маленькой ёлочке` поют, а `ма-а ленькой...`
уже с трудом.
Дети и `мама` не сразу говорят. Вы лучше меня знаете, что голос -
инструмент, обучиться игре на котором бывает сложнее, чем на балалайке или органе.

steinberg (05.02.2018 19:17)
LAKE писал(а):
горло было раньше `включено`.
это вполне
возможно. Общая тенденция (в тех же семитских языках) исчезновение гортанных. Возможно
также, что здесь включается певческая память о манере пения, услышанной не от носителей
русской речи. Но это предположения, конечно.

LAKE (05.02.2018 19:25)
steinberg писал(а):
... включается певческая память о манере пения,
услышанной не от носителей русской речи...
Сомнительно, конечно. Для спонтанного, а
тем более если закономерного, включения такой памяти у народа требуется частичная
ассимиляция дружественная или насильственная в прошлом. Просто послушать чужую песню и
через лет пятьсот вспомнить...?!
Всё, однако, может быть:) Исход? Индийцы мы, а может быть они -
русские...?:)

steinberg (05.02.2018 19:27)
LAKE писал(а):
Сомнительно, конечно. Для включения такой памяти у
народа требуется частичная ассимиляция дружественная или насильственная. Всё, однако,
может быть:)
скорее имитация, актёрство, изображение другого.

LAKE (05.02.2018 19:30)
steinberg писал(а):
скорее имитация, актёрство, изображение
другого.
Может быть, но для этого требуется довольно длительный контакт всё же. Вы же
сами пишите - детям с трудом даётся `маа-ааа--ленькой`, а взрослому и подавно трудно по
генной памяти горло `включить`.... Я в детстве в течение недели переходил на речевые
особенности российского юга, а теперь только сознательно имитировать могу. Как и все,
впрочем.

steinberg (05.02.2018 19:32)
LAKE писал(а):
Просто послушать чужую песню и через лет пятьсот
вспомнить...?!
Кажется именно так в традиции всё и обстоит. Послушать, конечно мало,
надо суметь повторить. Ну и т.д.)

steinberg (05.02.2018 19:42)
LAKE писал(а):
требуется довольно длительный контакт всё
же.
Официальная историч. версия - в 11 в. в России появились греческие учителя пения.
Византийское же пение, осмогласие в первую очередь, напрямую связано с пением в Сирии и
Палестине (Иоанн Дамасский и др.). А арабы-христиане тех мест (существует мнение) возможно
сохранили отголоски храмового пения. Вот так!)

LAKE (05.02.2018 20:02)
steinberg писал(а):
Официальная историч. версия - в 11 в. в России
появились греческие учителя пения. Византийское же пение, осмогласие в первую очередь,
напрямую связано с пением в Сирии и Палестине (Иоанн Дамасский и др.). А арабы-христиане
тех мест (существует мнение) возможно сохранили отголоски храмового пения. Вот
так!)
Начинать, следовательно, нужно с того, что существует мнение, что ... а дальше
по описанной Вами цепочке обратно в 11 век к русским славянским народам. Эта версия
существует давно. Однако, появляются археологические данные, с которыми я пока не
стремился детально ознакомился (:) старею) - лишь наслышан, что некоторые мнения о `наших`
славянах могут кардинально или радикально смениться на иные мнения. Во всяком случае
сложно представить, чтобы `дикарь` не попытался поговорить с домашними `сквозняками`,
возникавшими во время сильных ветров, на мелодическом распеве тех же `У` или `О`. Во
всяком случае часть моей генной памяти это отчетливо слышит:)

bubusir (06.02.2018 01:08)
А произведение-то абсолютно прекрасное!!

rdvl (06.02.2018 11:13)
bubusir писал(а):
А произведение-то абсолютно прекрасное!!
Тогда
послушаем



 
     
classic-online@bk.ru