Скачать ноты
1. Ziemlich langsam - Allegro. Lebhaft - (attaca:)
2. Romanze: Ziemlich langsam - (attaca:)
3. Scherzo: Lebhaft - Trio - (attaca:)
4. Langsam - Lebhaft

Запись - 31 марта 1956 г., Лейпциг.
         (3)  


karapyzik (20.07.2020 23:51)
Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в
будущей истории искусства период, который грядущие поколения назовут шумановским. Музыка
Шумана, органически примыкающая к творчеству Бетховена и в то же время резко от него
отделяющаяся, открывает нам целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых
еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно
глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу,
которые обуревают сердце современного человека. История еще не настала для Шумана; лишь в
далеком будущем сделается возможною объективно критическая оценка его творческой
деятельности; но неоспоримо то, что этот композитор есть наиболее яркий представитель
современного нам музыкального искусства. Вот отчего не проходит ни одного хорошего
концерта, в программу которого не было бы включено хоть одно из многочисленных творений
Шумана, у которого сила творческого дара была пропорциональна его колоссальной
производительности. Во втором концерте Русского музыкального общества мы слышали
шумановскую четвертую симфонию (D-moll) и небольшую фортепианную пьеску («Des Abends»
(«Вечером»), которая, несмотря на скромные свои размеры, полна неподражаемой прелести и
поистине гениального мастерства. Я даже готов отдать преимущество этой бесконечно
поэтической вещице пред большим его симфоническим произведением, исполненным в минувшую
пятницу. Четвертая симфония Шумана, последняя по счету, есть в то же время последняя и по
достоинству. В ней нет той захватывающей силы, того потрясающего пафоса, которые мы
замечаем в двух предыдущих симфониях; в ней сумма музыкальных красот не выкупает того, к
сожалению, крупного недостатка, которым запечатлено все творчество Шумана, композитора
симфонического по преимуществу. Недостаток этот, в живописи называемый бесколоритностью,
есть бесцветность, вялость, скажу даже, грубость инструментовки. Не вдаваясь в технические
подробности, я объясню читателям только то, что искусство оркестровки (т. е. распределения
композиции на инструменты) состоит в умении чередовать между собою различные группы
инструментов; в уместном их сочетании одной с другою; в экономии эффектов силы, в разумном
применении краски к фигуре, тоесть тембра к музыкальной мысли. Этого-то умения почему-то и
недоставало Шуману; оркестр его безостановочно работает, все инструменты участвуют в
изложении и развитии мыслей, не отделяясь друг от друга, не контрастируя между собою
(эффекты контрастов неиссякаемы в оркестре) и сливаясь большею частию в непрерывный гул,
иногда искажающий лучшие места сочинения. Как инструментатор, Шуман стоит не только ниже
таких мастеров этого дела, как Берлиоз, Мендельсон, Мейербер и Вагнер, но он не идет в
сравнение со многими второстепенными авторами, у него же черпающими свои лучшие
вдохновения.

П. И. Чайковский - Музыкально-критические статьи

remos (23.07.2020 22:29)
karapyzik писал(а):
Как инструментатор, Шуман стоит не только ниже
таких мастеров этого дела, как Берлиоз, Мендельсон, Мейербер и Вагнер, но он не идет в
сравнение со многими второстепенными авторами, у него же черпающими свои лучшие
вдохновения.

П. И. Чайковский - Музыкально-критические статьи
Чайковский ошибался, нельзя делать
выводы лишь по одному неудачному исполнению. 4 симфония Шумана одно из самых тонких
сочинений музыки вообще и в плане оркестровки также, чтобы оценить это её надо послушать в
первой редакции: https://classic-online.ru/archive/?file_id=75218

victormain (23.07.2020 22:44)
remos писал(а):
Чайковский ошибался, нельзя делать выводы лишь по
одному неудачному исполнению. 4 симфония Шумана одно из самых тонких сочинений музыки
вообще и в плане оркестровки также, чтобы оценить это её надо послушать в первой редакции:
https://classic-online.ru/archive/?file_id=75218
Спасибо, сегодня же послушаю. Не
знаю этой записи, не знаю этой версии.



 
     
classic-online@bk.ru