«Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах (1911―1913, редакция 1943), либретто Н. Рериха. Первое исполнение ― 29 мая 1913, Париж, театр Елисейских полей, под управлением...Читать дальше
«Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах (1911―1913, редакция 1943), либретто Н. Рериха. Первое исполнение ― 29 мая 1913, Париж, театр Елисейских полей, под управлением Пьера Монтё.

Часть I. Поцелуй земли
Вступление
Весенние гадания. Пляски щеголих (Les augures printaniers. Danses des adolescentes)
Игра умыкания (Jeu du rapt)
Вешние хороводы (Rondes printanières)
Игра двух городов (Jeu des cités rivales)
Шествие Старейшего-Мудрейшего (Cortège du sage)
Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший) (Le sage)
Выплясывание земли (Danse de la terre)

Часть II. Великая жертва
Вступление
Тайные игры девушек. Хождение по кругам (Cercles mystérieux des adolescentes)
Величание избранной (Glorification de l`Élue)
Взывание к праотцам (Évocation des ancêtres)
Действо старцев — человечьих праотцов (Action rituelle des ancêtres)
Великая священная пляска (Избранница) (Danse sacrale (l`Élue))

Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного».
Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-Мудрейшим завершает яростное «Выплясывание земли».
Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.

Х Свернуть

         (11)  


Dmitry16 (21.05.2011 19:31)
Теперь я увидел источник некоторых произведений Прокофьева. Хотя, давно известно, что
хороший композитор ворует

musikus (21.05.2011 20:20)
`Скифская сюита` Прокофьева, действительно, была попыткой ответа на `Весну священную`. Но
Сергей Сегеевич, конечно, не дотянул... Но о `воровстве` говорить нелепо. Явление
взаимовлияния авторов (не только в музыке) нельзя понимать так лобово.

Godo (19.11.2011 12:56)
Абсолютно точно.

Akimych23 (10.04.2012 02:32)
Я бы лучше поговорил об этой записи Аббадо. Уникально, но единственное чем хороша эта
запись - на ней слышно всё!!! Вся партитура - каждый инструмент. И самое страшное, что от
этого музыка потерялась совершенно

precipitato (10.04.2012 02:49)
Akimych23 писал(а):
что от этого музыка потерялась совершенно
У
Булеза в записи-то же самое! Все слышно,и-хоть выбрасывай)

art15 (27.12.2012 18:40)
precipitato писал(а):
У Булеза в записи-то же самое! Все
слышно,и-хоть выбрасывай)
А кто лучше всех исполнял `Весну`, как Вы считаете?

precipitato (27.12.2012 19:45)
art15 писал(а):
А кто лучше всех исполнял `Весну`, как Вы
считаете?
Мне нравятся записи Ансерме и Светланова.

musikus (27.12.2012 19:54)
precipitato писал(а):
Мне нравятся записи Ансерме и
Светланова.
Среди мне известных выделяется запись Мути с Филадельфийским орк. Очень
мощно, брутально, по-своему очень убедительно. В каком-то смысле - антипод записи
Светланова, котороый играет ВС как-то камерно, утонченно.

Modus (17.06.2017 08:07)
precipitato писал(а):
У Булеза в записи-то же самое! Все
слышно,и-хоть выбрасывай)
Ну, по-моему, у Аббадо как раз вполне адекватно получилось.
А вот `Весна` Булеза мне кажется самой неудачной его записью как дирижёра. У него
собственно весны в музыке не слышно, формализм сплошной. И это при том, что сам Булез
говорил, что это его любимое произведение!

Opus88 (17.06.2017 12:46)
Modus писал(а):
Ну, по-моему, у Аббадо как раз вполне адекватно
получилось. А вот `Весна` Булеза мне кажется самой неудачной его записью как дирижёра. У
него собственно весны в музыке не слышно, формализм сплошной. И это при том, что сам Булез
говорил, что это его любимое произведение!
Булез и Веберна покалечил своим
исполнением.
Такой эгоистище был!

Modus (19.06.2017 11:57)
Ну, у Булеза есть и удачные записи... Что касается Стравинского, то это `Пастораль`,
`Жар-птица`, `Симфония в трёх движениях`, `Пульчинелла`, `История солдата`. Хотя в целом,
на мой взгляд, самые удачные записи Булеза - это `Зигфрид` и `Парсифаль` Вагнера, а также
`Серенада для духового оркестра` Моцарта.



 
     
classic-online@bk.ru