`Скрипичная соната No. 2 написана в 1968 году и была для меня очень важным сочинением, потому что здесь я опять позволил себе выход за пределы нормативов рационально-регламентированной техники... (имеются в виду правила серийной техники. - Аtonal.) Сочинение имеет подзаголовок – Quasi una Sonata, как бы намекающий на параллель нынешней ситуации с той, которая была во времена, когда Бетховен писал свою Сонату Quasi una fantasia... Что же касается самого сочинения, - это попытка написать сонату - но при этом не написать её; то есть попытка подвергнуть эту форму испытанию на прочность и рассказать о том, как безумно трудно написать сонату - которая не получилась: потому что в этой Сонате нет ни главной, ни побочной темы, а есть лишь некие условные звуковые импульсы, жесты на их местах. В этой Сонате происходит постоянное сопоставление материалов двух совершенно различных эпох - свободно-атонального или алеаторического материала с материалом тональным, данным в стереотипном виде: это трезвучие, которое является здесь темой..., это пауза..., и, наконец, цитаты: монограмма Баха - ВАСН, краткие отрывки из Фортепианных вариаций Бетховена и стилизованная цитата под Брамса. Это островки тонального среди моря атонального или алеаторического. Между этими двумя оттaлкивающими друг друга интонационными мирами возникает какое-то напряжение, оно было для меня интересно как материал этой Сонаты.`
(Беседы с Альфредом Шнитке. Составление и предисловие А. В. Ивашкина. М.: Классика-ХХI, 2003, с. 212-213)
С учётом сказанного, было бы правильно, как мне представляется, сделать обобщающее заключение: ВСЁ ТВОРЧЕСТВО Шнитке есть сопоставление свободно-атонального материала с материалом традиционно-тональным. Тем оно и интересно.
`Скрипичная соната No. 2 написана в 1968 году и была для меня очень важным сочинением,
потому что здесь я опять позволил себе выход за пределы нормативов
рационально-регламентированной техники... (имеются в виду правила серийной техники. -
Аtonal.) Сочинение имеет подзаголовок – Quasi una Sonata, как бы намекающий на параллель
нынешней ситуации с той, которая была во времена, когда Бетховен писал свою Сонату Quasi
una fantasia... Что же касается самого сочинения, - это попытка написать сонату - но при
этом не написать её; то есть попытка подвергнуть эту форму испытанию на прочность и
рассказать о том, как безумно трудно написать сонату - которая не получилась: потому что в
этой Сонате нет ни главной, ни побочной темы, а есть лишь некие условные звуковые
импульсы, жесты на их местах. В этой Сонате происходит постоянное сопоставление материалов
двух совершенно различных эпох - свободно-атонального или алеаторического материала с
материалом тональным, данным в стереотипном виде: это трезвучие, которое является здесь
темой..., это пауза..., и, наконец, цитаты: монограмма Баха - ВАСН, краткие отрывки из
Фортепианных вариаций Бетховена и стилизованная цитата под Брамса. Это островки тонального
среди моря атонального или алеаторического. Между этими двумя оттaлкивающими друг друга
интонационными мирами возникает какое-то напряжение, оно было для меня интересно как
материал этой Сонаты.`
(Беседы с Альфредом Шнитке. Составление и предисловие А. В. Ивашкина. М.: Классика-ХХI,
2003, с. 212-213)
С учётом сказанного, было бы правильно, как мне представляется, сделать обобщающее
заключение: ВСЁ ТВОРЧЕСТВО Шнитке есть сопоставление свободно-атонального материала с
материалом традиционно-тональным. Тем оно и интересно.