`«Лирические напевы», написанные в 1971 году, были включены в программу Шестого куйбышевского конкурса, состоявшегося в том же году. Премию за их лучшее исполнение жюри присудило ученице Куйбышевского музыкального училища Ирине Артамоновой.
В техническом отношении «Лирические напевы» не представляют особой трудности. А вот импровизационность, свободная, гибкая фразировка, выразительная декламационность ставят перед исполнителем очень серьезные трудности, требуют от него большой музыкальной чуткости, можно сказать — художественной зрелости и совершенства, не говоря уже об отличном владении колоритом и, конечно, искусством педализации.
Исполняя «Лирические напевы», надо стремиться к тому, чтобы при самостоятельном характере каждой часта этого сочинения все оно в целом звучало как единое лирическое повествование, окрашенное мягкими, «акварельными» тонами.
Как видно, важнейшая стилистическая особенность может быть определена как импровизационность, свобода фразировки, декламационность. Здесь и заключена основная трудность их исполнения. Ведь дело в том, что свобода исполнения, импровизационность, нередко переходит в расплывчатость, бесформенность. Сочетать свободу исполнения со стройностью формы в целом — это очень не легко.
Указать в нотах все ритмические, динамические и иные тонкости исполнения, равно как достаточно детально обозначить педализацию, — невозможно. Все зависит от художественного чутья исполнителя, его фантазии и, конечно, от советов его педагога. Полагаясь на них, я ограничился лишь самыми необходимыми пометками, которые представляют собой не столько категорические указания «как надо играть», сколько ориентиры, указывающие направление, в котором должно идти творческое воображение исполнителя.`
1:22 - Вальс
3:23 - Вариации
6:35 - Кода
куйбышевского конкурса, состоявшегося в том же году. Премию за их лучшее исполнение жюри
присудило ученице Куйбышевского музыкального училища Ирине Артамоновой.
В техническом отношении «Лирические напевы» не представляют особой трудности. А вот
импровизационность, свободная, гибкая фразировка, выразительная декламационность ставят
перед исполнителем очень серьезные трудности, требуют от него большой музыкальной
чуткости, можно сказать — художественной зрелости и совершенства, не говоря уже об
отличном владении колоритом и, конечно, искусством педализации.
Исполняя «Лирические напевы», надо стремиться к тому, чтобы при самостоятельном характере
каждой часта этого сочинения все оно в целом звучало как единое лирическое повествование,
окрашенное мягкими, «акварельными» тонами.
Как видно, важнейшая стилистическая особенность может быть определена как
импровизационность, свобода фразировки, декламационность. Здесь и заключена основная
трудность их исполнения. Ведь дело в том, что свобода исполнения, импровизационность,
нередко переходит в расплывчатость, бесформенность. Сочетать свободу исполнения со
стройностью формы в целом — это очень не легко.
Указать в нотах все ритмические, динамические и иные тонкости исполнения, равно как
достаточно детально обозначить педализацию, — невозможно. Все зависит от художественного
чутья исполнителя, его фантазии и, конечно, от советов его педагога. Полагаясь на них, я
ограничился лишь самыми необходимыми пометками, которые представляют собой не столько
категорические указания «как надо играть», сколько ориентиры, указывающие направление, в
котором должно идти творческое воображение исполнителя.`
Д. Кабалевский, 1971