Не знаю, русский Плетнев или нет, мне всё равно, играет великолепно. Спасибо Евгений.
oriani
(17.09.2021 15:45)
Концерт этот и сам по себе грандиозен, конечно... Переслушала по горячим дискуссионным следам. Исполнение -- абсолютный шедевр (то самое слово), по-моему.
musikus
(22.09.2021 01:42)
Второй концерт, что и говорить – музыка превосходная, Чайковский это Чайковский… Но в прежние годы я его недоюбливал, мне он казался слишком помпзным, душноватым… И вставное трио в начале второй части мало что меняет. Но музыка, да, очень красивая. Но сам концерт – слишком «концертный» - на виртуозого солиста, и никаких тебе смыслов, «концепций» и пр. Главный оценочный критерий здесь располагается, имхо, в виртуозной каденции первой части. Вот здесь есть чем отличиться, особенно в небольшом эпизоде в виде ритмически сложного зубодробительного стаккато, с которым мало кто справляется. Во всяком случае, я не слышал, чтобы в этом эпизоде артикулировали четко и прозрачно. Ближе всего - Плетнев (он и в Фантазии ПИЧ грандиозно играет каденцию). Да, ближе всего, но– заранее извиняюсь – есть одна известная всем китаяночка, для которой такие задачки – как белке орехи…
oriani
(22.09.2021 21:24)
musikus писал(а):
Но сам концерт – слишком «концертный» - на виртуозого солиста, и никаких тебе смыслов
Юрий Константинович, если музыка непрограммная, откуда там смыслы... Они -- как булгаковская разруха -- все в головах у слушателей. )
Смыслов нет, но вся музыка Чайковского пронизана тем, что Бердяев называл тоской по трансцендентному, и не скрыть её никакими виртуозными пассажами `концертного` концерта... сквозит из всех щелей.
А у Плетнёва фантастическая виртуозность сочетается с тончайшей нюансировкой... и звук -- белое серебро, такой не наработаешь, хоть убейся, если не дано по благодати свыше... Великий пианист. К Чайковскому у него особое отношение, очень трепетное, что всегда чувствуется в игре.
weina
(22.09.2021 21:42)
musikus писал(а):
... И вставное трио в начале второй части мало что меняет...
Даже обидно... Трио вовсе не `вставное`, оно органично вписано в Анданте, проходит через всю часть и окрашивает её в неповторимые, истинно `чайковские` тона тёплой задушевности и неподдельной искренности. И если помпезность и виртуозные пассажи крайних частей - дань жанру, то среднюю часть Пётр Ильич явно писал для себя, по-моему, это одна из лучших лирических страниц в его творчестве.
musikus
(23.09.2021 00:19)
oriani писал(а):
если музыка непрограммная, откуда там смыслы...
Вот те на... Любая музыка программна - независимо от того - объявлена эта программа или умалчивается автором Петр Ильич блестяще показал это в своем, написанном для фон Мекк, комментарии к 4-й симфонии. Я уж не говорю о программности 5-той и, тем более 6-й симфоний. Малер тоже много писал о смысле свой музыки, например - сопоставлля две первых симфонии. Да что гоорить, это всё давно известно.
Sir Gray
(23.09.2021 13:21)
balaklava писал(а):
Не знаю, русский Плетнев или нет, мне всё равно, играет великолепно. Спасибо Евгений.
А Гленн Гульд сказал, что Чайковский - не русский композитор. И я с ним согласен.
И Плетнев - не русский. Он что-то такое понял про Чайковского.
Мне нигде не нравится Плетнев, ни в Рахманинове, нигде. А в Чайковском - всегда.
Была еще пластинка двойная, он там маленькие пьесы играл. Медитасьон... Чудо!
И тут я послушал 10 минут - жжет. Даже этого мертвого Федосеева сумел разогреть.
oriani
(23.09.2021 14:49)
musikus писал(а):
Любая музыка программна - независимо от того - объявлена эта программа или умалчивается автором Петр Ильич блестяще показал это в своем, написанном для фон Мекк, комментарии к 4-й симфонии.
Да это уж он постфактум, персонально для Надежды Филаретовны постарался, в ответ на запрос... Случай, можно сказать, исключительный для Чайковского, судя по его собственным словам.
``Вы спрашиваете меня, есть ли определенная программа этой
симфонии? Обыкновенно, когда по поводу симфонической вещи мне
предлагают этот вопрос, я отвечаю: никакой! И в самом деле, трудно отвечать на этот вопрос. Как пересказать те неопределенные ощущения, через которые переходишь, когда пишется инструментальное сочинение без определенного
сюжета? Это чисто лирический процесс. Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков...``
Юрий Константинович, если у автора есть программа, но слушателя он с ней не познакомит, кто сможет безошибочно угадать авторский замысел?.. Музыка -- материя пластичная, многоуровневая... а тут ещё у каждого слушателя своя душевная алхимия, фантазия, логика... а иначе -- отчего же все наши споры... Я вот это имела в виду.
Sir Gray
(23.09.2021 15:15)
oriani писал(а):
Вы спрашиваете меня, есть ли определенная программа этой симфонии? Обыкновенно, когда по поводу симфонической вещи мне предлагают этот вопрос, я отвечаю: никакой! И в самом деле, трудно отвечать на этот вопрос. Как пересказать те неопределенные ощущения, через которые переходишь, когда пишется инструментальное сочинение без определенного сюжета? Это чисто лирический процесс. Это музыкальная испове
Очень большое спасибо за эту цитату!
Но я помню с музыкальной школы, что он говорил, что у него вся музыка программная, но программы он никому не скажет. Только про симфонию где-то раскололся.
Интересно услышать Ваш или чей-нибудь комментарий.
А второй концерт мне не нравится. Плетнев играет, конечно, очень хорошо. Значит, он слышит в этом концерте что-то, `куда мой падший дух не досягнет`.
oriani
(23.09.2021 16:52)
Sir Gray писал(а):
Но я помню с музыкальной школы, что он говорил, что у него вся музыка программная, но программы он никому не скажет.
Интересно услышать Ваш или чей-нибудь комментарий.
И мне интересно, не помню такое высказывание у Чайковского... Вспоминается почтальон Печкин -- у меня есть для вас посылка, но я вам её не отдам. ) Судить по фразе вне контекста всегда сложно... что там подразумевалось, не вкралась ли ошибка цитирования... Может, кто-то знает больше и внесёт ясность.
Но это странно, если вспомнить письмо, где он рассказывал НФ о своём сомнамбулическом состоянии в периоды вдохновенного творчества, когда аналитический ум бывал отключён практически полностью. Кто поймёт гения...
musikus
(24.09.2021 12:25)
oriani писал(а):
...если у автора есть программа, но слушателя он с ней не познакомит, кто сможет безошибочно угадать авторский замысел?.. .
Есть «классические» вопросы этого рода, когда человек, не прибщенный к музыке, наивно спашивает: «Ну почему вы говорите, что он играет хуже? Он играет те же самые ноты, какая разница?». Или: «Называется Весна, а мне кажется это - лето»…
Иногда я показываю своей знакомой фотографии, несущие, как мне кажется, определенное настроение, а она непременно воскликнет что-то вроде: «Ой, смотрите, вот это облако похоже на собачку такую, беленькую!..». Правду говоря, не думал, что на нашем, музыкально продвинутом сайте тема программности музыки будет обсуждаться на таком вот уровне. Конечно, было бы странным ожидать, что, впервые услышав «Утес» Рахманинова, слушатель сразу вспомнит Лермонтова. Когда я говорю, что «любая музыка программна», я имею в виду не её «литературность», не ее сюжетную определенность, а те образные, чувственные интенции, которыми руководствуется композитор при сочинении (не всегда даже осознавая это влияние). И даже если авторская программа известна, не факт, что слушатель безоговорочно ее примет для себя (как в кино, при оценке «точности» экранизации лит. первоисточника). И, конечно, сложность избранной программы и художественный уровень ее отображения в музыке зависят не только от таланта автора, но и от муз. жанра, в форму которого нужно уложить программное содержание. Любой из вальсов И.Штрауса, носящий определенное, как бы программное, название («На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» или «Венская кровь»), на самом деле этими названиями лишь шифруется, тогда как в остальном эти красивые пьесы одноплановы. В свою очередь, такое сочинение как «Вальс» Равеля – развернутая симфоническая поэма, смысл которой мог бы стать основой для
целой повести…
Novick
(24.09.2021 12:44)
oriani писал(а):
И мне интересно, не помню такое высказывание у Чайковского...
Если память меня не подводит, это было сказано конкретно про 6-ю симфонию. Симфония моя, безусловно, программна, но раскрывать её я не стану. Как-то так.
oriani
(24.09.2021 13:34)
Novick писал(а):
Если память меня не подводит, это было сказано конкретно про 6-ю симфонию. Симфония моя, безусловно, программна, но раскрывать её я не стану. Как-то так.
Спасибо. Вас память не подводит, а вот у меня этот фрагмент письма почему-то вытеснился в подсознание. Возможно потому, что позже о программе разговор таки был... хотя, не знаю, насколько достоверны эти сведения. Но, тем не менее, название De Profundis за четвёртой частью закрепилось.
oriani
(24.09.2021 13:51)
musikus писал(а):
Когда я говорю, что «любая музыка программна», я имею в виду не её «литературность», не ее сюжетную определенность, а те образные, чувственные интенции, которыми руководствуется композитор при сочинении (не всегда даже осознавая это влияние).
Ну, я-то в своих рассуждениях оттолкнулась от слова `концепция`. А если речь о чувственных интенциях, соглашаюсь с Вами полностью. Замечательно написали, Юрий Константинович. Спасибо.
следам. Исполнение -- абсолютный шедевр (то самое слово), по-моему.
прежние годы я его недоюбливал, мне он казался слишком помпзным, душноватым… И вставное
трио в начале второй части мало что меняет. Но музыка, да, очень красивая. Но сам концерт
– слишком «концертный» - на виртуозого солиста, и никаких тебе смыслов, «концепций» и пр.
Главный оценочный критерий здесь располагается, имхо, в виртуозной каденции первой части.
Вот здесь есть чем отличиться, особенно в небольшом эпизоде в виде ритмически сложного
зубодробительного стаккато, с которым мало кто справляется. Во всяком случае, я не слышал,
чтобы в этом эпизоде артикулировали четко и прозрачно. Ближе всего - Плетнев (он и в
Фантазии ПИЧ грандиозно играет каденцию). Да, ближе всего, но– заранее извиняюсь – есть
одна известная всем китаяночка, для которой такие задачки – как белке орехи…
виртуозого солиста, и никаких тебе смыслов
непрограммная, откуда там смыслы... Они -- как булгаковская разруха -- все в головах у
слушателей. )
Смыслов нет, но вся музыка Чайковского пронизана тем, что Бердяев называл тоской по
трансцендентному, и не скрыть её никакими виртуозными пассажами `концертного` концерта...
сквозит из всех щелей.
А у Плетнёва фантастическая виртуозность сочетается с тончайшей нюансировкой... и звук --
белое серебро, такой не наработаешь, хоть убейся, если не дано по благодати свыше...
Великий пианист. К Чайковскому у него особое отношение, очень трепетное, что всегда
чувствуется в игре.
меняет...
проходит через всю часть и окрашивает её в неповторимые, истинно `чайковские` тона тёплой
задушевности и неподдельной искренности. И если помпезность и виртуозные пассажи крайних
частей - дань жанру, то среднюю часть Пётр Ильич явно писал для себя, по-моему, это одна
из лучших лирических страниц в его творчестве.
смыслы...
программа или умалчивается автором Петр Ильич блестяще показал это в своем, написанном для
фон Мекк, комментарии к 4-й симфонии. Я уж не говорю о программности 5-той и, тем более
6-й симфоний. Малер тоже много писал о смысле свой музыки, например - сопоставлля две
первых симфонии. Да что гоорить, это всё давно известно.
играет великолепно. Спасибо Евгений.
русский композитор. И я с ним согласен.
И Плетнев - не русский. Он что-то такое понял про Чайковского.
Мне нигде не нравится Плетнев, ни в Рахманинове, нигде. А в Чайковском - всегда.
Была еще пластинка двойная, он там маленькие пьесы играл. Медитасьон... Чудо!
И тут я послушал 10 минут - жжет. Даже этого мертвого Федосеева сумел разогреть.
объявлена эта программа или умалчивается автором Петр Ильич блестяще показал это в своем,
написанном для фон Мекк, комментарии к 4-й симфонии.
персонально для Надежды Филаретовны постарался, в ответ на запрос... Случай, можно
сказать, исключительный для Чайковского, судя по его собственным словам.
``Вы спрашиваете меня, есть ли определенная программа этой
симфонии? Обыкновенно, когда по поводу симфонической вещи мне
предлагают этот вопрос, я отвечаю: никакой! И в самом деле, трудно отвечать на этот
вопрос. Как пересказать те неопределенные ощущения, через которые переходишь, когда
пишется инструментальное сочинение без определенного
сюжета? Это чисто лирический процесс. Это музыкальная исповедь души, на которой многое
накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков...``
Юрий Константинович, если у автора есть программа, но слушателя он с ней не познакомит,
кто сможет безошибочно угадать авторский замысел?.. Музыка -- материя пластичная,
многоуровневая... а тут ещё у каждого слушателя своя душевная алхимия, фантазия, логика...
а иначе -- отчего же все наши споры... Я вот это имела в виду.
этой симфонии? Обыкновенно, когда по поводу симфонической вещи мне предлагают этот вопрос,
я отвечаю: никакой! И в самом деле, трудно отвечать на этот вопрос. Как пересказать те
неопределенные ощущения, через которые переходишь, когда пишется инструментальное
сочинение без определенного сюжета? Это чисто лирический процесс. Это музыкальная
испове
Но я помню с музыкальной школы, что он говорил, что у него вся музыка программная, но
программы он никому не скажет. Только про симфонию где-то раскололся.
Интересно услышать Ваш или чей-нибудь комментарий.
А второй концерт мне не нравится. Плетнев играет, конечно, очень хорошо. Значит, он
слышит в этом концерте что-то, `куда мой падший дух не досягнет`.
что у него вся музыка программная, но программы он никому не скажет.
Интересно услышать Ваш или чей-нибудь комментарий.
высказывание у Чайковского... Вспоминается почтальон Печкин -- у меня есть для вас
посылка, но я вам её не отдам. ) Судить по фразе вне контекста всегда сложно... что там
подразумевалось, не вкралась ли ошибка цитирования... Может, кто-то знает больше и внесёт
ясность.
Но это странно, если вспомнить письмо, где он рассказывал НФ о своём сомнамбулическом
состоянии в периоды вдохновенного творчества, когда аналитический ум бывал отключён
практически полностью. Кто поймёт гения...
ней не познакомит, кто сможет безошибочно угадать авторский замысел?.. .
«классические» вопросы этого рода, когда человек, не прибщенный к музыке, наивно
спашивает: «Ну почему вы говорите, что он играет хуже? Он играет те же самые ноты, какая
разница?». Или: «Называется Весна, а мне кажется это - лето»…
Иногда я показываю своей знакомой фотографии, несущие, как мне кажется, определенное
настроение, а она непременно воскликнет что-то вроде: «Ой, смотрите, вот это облако
похоже на собачку такую, беленькую!..». Правду говоря, не думал, что на нашем, музыкально
продвинутом сайте тема программности музыки будет обсуждаться на таком вот уровне.
Конечно, было бы странным ожидать, что, впервые услышав «Утес» Рахманинова, слушатель
сразу вспомнит Лермонтова. Когда я говорю, что «любая музыка программна», я имею в виду не
её «литературность», не ее сюжетную определенность, а те образные, чувственные интенции,
которыми руководствуется композитор при сочинении (не всегда даже осознавая это влияние).
И даже если авторская программа известна, не факт, что слушатель безоговорочно ее примет
для себя (как в кино, при оценке «точности» экранизации лит. первоисточника). И, конечно,
сложность избранной программы и художественный уровень ее отображения в музыке зависят не
только от таланта автора, но и от муз. жанра, в форму которого нужно уложить программное
содержание. Любой из вальсов И.Штрауса, носящий определенное, как бы программное, название
(«На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» или «Венская кровь»), на самом деле
этими названиями лишь шифруется, тогда как в остальном эти красивые пьесы одноплановы. В
свою очередь, такое сочинение как «Вальс» Равеля – развернутая симфоническая поэма, смысл
которой мог бы стать основой для
целой повести…
Чайковского...
симфонию. Симфония моя, безусловно, программна, но раскрывать её я не стану. Как-то так.
конкретно про 6-ю симфонию. Симфония моя, безусловно, программна, но раскрывать её я не
стану. Как-то так.
почему-то вытеснился в подсознание. Возможно потому, что позже о программе разговор таки
был... хотя, не знаю, насколько достоверны эти сведения. Но, тем не менее, название De
Profundis за четвёртой частью закрепилось.
имею в виду не её «литературность», не ее сюжетную определенность, а те образные,
чувственные интенции, которыми руководствуется композитор при сочинении (не всегда даже
осознавая это влияние).
`концепция`. А если речь о чувственных интенциях, соглашаюсь с Вами полностью.
Замечательно написали, Юрий Константинович. Спасибо.