Скачать ноты
1. Колыбельная
2. Серенада
3. Трепак
4. Полководец

Запись 1989 года.
         (33)  


MargarMast (25.12.2012 08:08)
Ну это же совсем не то. Как это? Как это Шостакович всё сгладил, убрал всего
Мусоргского, всю эту чертовщину? Неужели он в него не попал - или не мог? По не своим
мотивам?

Mikhail_Kollontay (25.12.2012 08:13)
MargarMast писал(а):
Шостакович всё сгладил
Шостакович очень
технологичен в ремесле, в этом смусле он принадлежит школе Р-Корсакова, а Мусоргский
изобретает новую технологию для любой детали. Вообще непонятно, к какой школе его отнести.
Ну, разве что Пасхалов-старший был его учеником. Получается противоречие. Шостакович,
однако, чувствовал этот свой недостаток (школярство ультра-класса), наиболее ярко борьбу с
ним показав в 14-й, мне кажется, симфонии. Его сдвинул с мертвой точки, может быть, опыт
Баршая, открывшего в те годы новые горизонты для многих, сидящих в канаве СССР.

MargarMast (25.12.2012 08:34)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну, разве что Пасхалов-старший был его
учеником. Получается противоречие. Шостакович, однако, чувствовал этот свой недостаток
(школярство ультра-класса), ...
Ничего не понимаю. Для меня Шостакович всегда был
инноватором, который ломал традиции, несмотря и невзирая. Которого укладывали в
прокрустово ложе заказных форм, а он всё равно из них вылезал. Я ничего не понимаю. И уж
Мусоргский-то ему должен был быть понятен - у него же был очень острый ум, точная хватка.
Нет, Михаил, Вы меня не убедили, и эта оркестровка для меня - загадка. Мне почему-то
кажется, что здесь победил официоз, а вовсе не его собственные намерения. Ростропович в
этом отношении был гораздо свободнее - он ничего не боялся, тем более, что это был так
камерно. Нет, уверена, что это не в характере ДДШ. Уж кому-кому, а ему-то тёмные силы
были хорошо знакомы. И тема ему была близка, как мало кому. И здесь он мог бы
развернуться. Думаю, побоялся.

Mikhail_Kollontay (25.12.2012 08:42)
MargarMast писал(а):
инноватором
Он попробовал по юношескому
хулиганству, в Носе, 2 и 3 симфониях, но дело не пошло, и вернулся домой, к маме.
Разумеется, он Мусоргского понимал, и, наверное, понимал, что до МП ему как до звезды
небесной далеко. Внешних влияний Мусоргского у Ш предостаточно, но структурно - не нахожу.
Насчет Ростроповича, не забываем, что он был композитор, пусть и не ставший заниматься
сочинительством.

MargarMast (25.12.2012 08:53)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Он попробовал по юношескому хулиганству,
в Носе, 2 и 3 симфониях, но дело не пошло, и вернулся домой, к маме. Разумеется, он
Мусоргского понимал, и, наверное, понимал, ...
Вы как-то ДДШ не того, да? Не
ожидала. Я к нему прицеплена - я бы сказала, музыкально через человеческую компоненту, я
молчу, конечно, о `Гамлете`, 1-м скрипичном концерте, 8-м квартете ... не буду сейчас даже
пытаться тягаться. Что такое - `к маме`? `Мама` - Римский-Корсаков? :))

А руки кому выворачивали? Не давали писать так, как он хотел?

Мне помнится, Вы о ДДШ как-то по-другому совсем говорили - или это было не с музыкальной
стороны?

MargarMast (25.12.2012 08:59)
Потом - я не понимаю, если талантище схватывает суть произведения другого талантища - в
чём проблема оркестровки - простите за мои тупые дилетантские вопросы? Если нужно
сохранить этот нерв, это ёрниченье, эту вкрадчивую издевательскую сладкоголосую тему
Смерти, этот её непрошенный и нежданный стук в дверь - всё, что создаёт суть композиции,
её характер, две противоположные темы, пересекающиеся и борющиеся - темы Матери и Смерти -
я не понимаю, как у Шостаковича не хватило мастерства это всё передать? Нет, здесь что-то
не то.

Mikhail_Kollontay (25.12.2012 09:06)
MargarMast писал(а):
руки кому выворачивали?
Я ничего плохого о
Шостаковиче не думаю, но с Филоновым смешивать его неправильно. Он же не тот художник,
который убежденно следует своему художественному кредо и готов пойти за него на всё. Пить
тоже можно по-разному, и дело не в количестве спиртного - уже в виде сравнения с
Мусоргским. Ведь невозможно представить себе ДД в халате Модеста Петровича, правда? Была
семья, были некие обязанности по службе, от которых иные отреклись. (Но зато курением себя
ухайдакал.) И все это вполне портретно есть в творчестве. Что же сделать, творчество есть
удостоверение личности, паспорт: то есть покажи и проходи. Если паспорт не тот, не
пройдешь. Тема, может быть, Гнома из Картинок. Харон. Если знаешь пароль , такой вот
Румпельштильцхен, ты ходишь туда и сюда, в тот мир (вот тебе Старый замок из вечерних
посетителей), в этот мир, но только в виде разнообразия, и даже Богатырские ворота
увидишь. - Руки еще как выворачивали, то есть угрожали вывернуть, и чудом жив он остался.
Никаких упреков быть не может, каждому своя жизнь.

Mikhail_Kollontay (25.12.2012 09:10)
MargarMast писал(а):
талантище
Ну ведь не стал Мусоргский
оркестровать то, что предназначено для фортепиано. Зачем же другие берутся? Я вот
отказался - меня просили тоже оркестровать Картинки. На Кам.Гостя согласился, потому что
ну ладно, в театре хотят масляную живопись. И все равно сказал сейчас - играйте лучше
клавир. Не слушаются. Но тут-то просто вокальный цикл, кому нужна эта разлюли малина? И
инструментария нужного в то время еще не было. У Раскатова, конечно, страшнее
оркестровано, но он уже в рамках других возможностей и представлений. А Шостакович тут, ну
это как Шаляпин, поющий Моцарта. Время еще тогда не пришло.

precipitato (25.12.2012 16:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Шостакович тут, ну это как Шаляпин,
поющий Моцарта.
А что, мне ария Лепорелло нравится у ФШ. С остальным - согласен на
все 100 %.

Mikhail_Kollontay (25.12.2012 17:00)
precipitato писал(а):
А что, мне ария Лепорелло нравится у ФШ. С
остальным - согласен на все 100 %.
И мне нравится, но если сегодня так спеть, в
консерваторию не примут ведь. Да и Шостакович прекрасно все инструментовал. Просто чуть не
так и не о том, может быть.

precipitato (25.12.2012 17:07)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И мне нравится, но если сегодня так
спеть, в консерваторию не примут ведь. Да и Шостакович прекрасно все инструментовал.
Просто чуть не так и не о том, может быть.
Это да.

MargarMast (25.12.2012 21:25)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Но тут-то просто вокальный цикл, кому
нужна эта разлюли малина? И инструментария нужного в то время еще не было. У Раскатова,
конечно, страшнее оркестровано, но он уже в рамках
Эх, так зачем же разлюли-малину-то
делать? Можно было бы такое сотворить, что закачаешься! Что может лучше скрипки передать
страшную сладость убаюкивающей Смерти, в которой ужас и непоправимость завёрнуты в такие
мягкие покрывала? Работа для Насти и её Сашеньки - только они ещё слишком молоды для
такой темы :). Да нет, каждая из этих песен - это потрясающей силы драма, которую можно
было бы перевести из эскизов в полное полотно - без всякого раскрашивания. Наоборот.
Материал-то фантастический. Ну а что `вокальный цикл`? Много народу его слушает? Да и
кто так исполнит, как Вишневская? Она в нём просто поразительна. Такое перевоплощение,
которое причём происходит просто мгновенно. То есть - нет, я не хочу сказать, что это
эскизы, конечно. Но только мне почему-то кажется, что здесь можно было бы создать просто
что-то уникальное. Смерть в разных её проявлениях, но везде - затягивающая.

MargarMast (25.12.2012 21:27)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И все это вполне портретно есть в
творчестве. Что же сделать, творчество есть удостоверение личности, паспорт: то есть
покажи и проходи. Если паспорт не тот, не пройдешь. ...
Ну наконец-то - со мной тут
по этому поводу весь форум (активная часть), кроме отдельных выдающихся личностей (e.g.
musikusa;)) спорит. ;)

MargarMast (25.12.2012 21:29)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я ничего плохого о Шостаковиче не думаю,
но с Филоновым смешивать его неправильно. Он же не тот художник, который убежденно следует
своему художественному кредо и готов ...
Но расстроили Вы меня этим портретом ДДШ -
он, конечно, верный. Наверное, поэтому и расстроили. Компромисс ломает творческую
личность - получаются сплошные изгибы. А разве - `если не я, то кто же?` не работает?
Под это дело можно многое было бы оправдать. Короче, я расстроена.

precipitato (25.12.2012 21:46)
MargarMast писал(а):
здесь можно было бы создать просто что-то
уникальное.
Оригинал - и есть это уникальное.

MargarMast (25.12.2012 22:58)
precipitato писал(а):
Оригинал - и есть это уникальное.
Ну
конечно уникальное, я согласна. Но просто уж больно материал потрясающий. И скрипки для
Смерти не помешали бы - так мне кажется. Ведь Мусоргский не играл на скрипке, верно?

Romy_Van_Geyten (25.12.2012 23:01)
MargarMast писал(а):
И скрипки для Смерти не помешали бы - так мне
кажется. Ведь Мусоргский не играл на скрипке, верно?
Больше скажу - смерти даже туба
не помеха!

MargarMast (25.12.2012 23:03)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Больше скажу - смерти даже туба не
помеха!
Ну уж нет, Роми, это совсем не та Смерть - от такой захочется убежать, а к
этой хочется прильнуть. Эх, Роми, ничего Вы не понимаете в Смерти (слава те, Господи). ;)

MargarMast (25.12.2012 23:05)
А потом - может, как раз туба-то и помеха. Туба - она ж мощная, а Смерть - дама
изысканная, она таких звуков не любит.

Aelina (25.12.2012 23:08)
MargarMast писал(а):
А потом - может, как раз туба-то и помеха. Туба
- она ж мощная, а Смерть - дама изысканная, она таких звуков не любит.
Смерть--дама
неопрятная с седой растрепавшейся косой.

precipitato (25.12.2012 23:11)
MargarMast писал(а):
А потом - может, как раз туба-то и помеха. Туба
- она ж мощная, а Смерть - дама изысканная, она таких звуков не любит.
У тубы
роскошное пиано.

MargarMast (25.12.2012 23:35)
Aelina писал(а):
Смерть--дама неопрятная с седой растрепавшейся
косой.
Ты что, Элинка! Ты Смерть у Мусоргского послушала? Да очаровательнейшее
создание!

MargarMast (25.12.2012 23:35)
precipitato писал(а):
У тубы роскошное пиано.
Ну не может же она
всё время (Смерть тубная) шептать! Её так от напряжения разорвёт - и она скончается.

Aelina (25.12.2012 23:39)
MargarMast писал(а):
Ты что, Элинка! Ты Смерть у Мусоргского
послушала? Да очаровательнейшее создание!
Я знала ... Нет ничего очаровательнее
смерти...
Осталось -- дождаться и испытать её на себе...

MargarMast (25.12.2012 23:41)
Aelina писал(а):
Я знала ... Нет ничего очаровательнее смерти...
Осталось -- дождаться и испытать её на себе...
Нет, нет, подожди ещё, надо
набраться жизненного опыта, а то не сумеешь насладиться сполна.

Aelina (25.12.2012 23:42)
MargarMast писал(а):
Нет, нет, подожди ещё, надо набраться жизненного
опыта, а то не сумеешь насладиться сполна.
Спасибо за отсрочку ...за амнистию...

Aelina (25.12.2012 23:42)
Aelina писал(а):
Спасибо за отсрочку ...за амнистию...
*т*

podyachevpavel (07.03.2016 21:59)
Мне это исполнение внушает восторг. Только это. Иногда это хорошо, когда не учился в
консе...

steinberg (26.12.2022 23:12)
Что там под гримасами реализма скрывается в этой музыке, хоть убей не понимаю.

Niksti (27.12.2022 02:03)
steinberg писал(а):
Что там под гримасами реализма скрывается в этой
музыке, хоть убей не понимаю.
Почему реализма? Какой-то другой -изм здесь, возможно,
присутствует, только, как по мне, не этот...

Mikhail_Kollontay (27.12.2022 07:23)
steinberg писал(а):
Что там под гримасами реализма скрывается в этой
музыке, хоть убей не понимаю.
Была статья Ю.Тюлина в Сов.музыке на тему этого цикла,
и следовало, что тут поединок композитора с поэтом. Не знаю, соглашатсья ли с такой
мыслью, ну, музыка выше в сем случае. Дым пожарищ е непогребаемые трупы 20, а теперь и 21
века увидели, во всяком случае, оба, так что тут скорее пророчество, или нумерология, чем
реализм, ранние проявления символизма, если говорить о поэзии все-таки. Заключительная
тема Полководца - революционная польская песня. Вспомним Быдло, уж пострашнее Виселицы
Равеля, ибо человечнее же. (Но не страшнее, чем Сорока Брейгеля.) Ужасённый Серенадой
Дебюсси процитировал, ну, хорошо, дал намёк на неё в Токкате. Фактурное развитие рояля
просто устрашающее и напоминает своей выломанностью поздние польские сцены Бориса
Годунова, где Рангони, правда, даёт нам такую бесконечно ниспадающую хроматическую гамму,
как тут в Трепаке. Смерть со всем ее неприятием. О я несчастный, завопил Мусоргский в
смертную минуту. Кто в тот момент ему явился, я боюсь и подумать. На могиле его нет
креста, заметьте.

steinberg (27.12.2022 12:12)
Mikhail_Kollontay писал(а):
тут поединок композитора с
поэтом.
Да тексты литературны, мне кажется, в самом плохом смысле слова. В основе
каждого сюжета нечто типичное (хотя смерть, как представляется - опыт индивидуальный).
Правда стремление к типизации и обобщению находим, скажем, и у передвижников. Но здесь
ощущение границы с чем-то прямо лубочным (на мой взгляд).

steinberg (27.12.2022 12:27)
Niksti писал(а):
Почему реализма? Какой-то другой -изм здесь,
возможно, присутствует, только, как по мне, не этот...
Мне кажется именно так.
...Хотя, конечно, олицетворённая смерть может вызывать вопросы, но и она говорит (и
воображаемо действует) как характерный реалистический персонаж.



 
     
classic-online@bk.ru