Скачать ноты
Борис Арапов - Откровение Иоанна Богослова (соч. 1989г.).Музыка для струнного оркестра, виолончели, фортепиано и ударных инструментов.
Исполняет Концертный камерный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории.
Художественный руководитель Михаил Эстрин. |
||
Апокалипсис.
скорее похоже на молитву-исповедь нежели на Апокалипсис.
звукоизобразительный аналог книги Откровения. И просветлённое начало, и призывы к
покаянию, и скачка всадников (на 7 минуте) и затихание после снятия 7 печати, и битва, и
обрушение (на 15 минуте), и песни Агнца, и новое небо. Думаю, если смотреть по партитуре,
можно указать и более точные соответствия. Хорошее произведение.
указать и более точные соответствия. Хорошее произведение.
трафаретно. Типично для советского `изобразительного` стиля, не смотря на тематику
религиозную. Как-то всё - в лоб)))
советского `изобразительного` стиля, не смотря на тематику религиозную. Как-то всё - в
лоб)))
последовательной реализации программы - хорошее, а дальше можно рассуждать всяко.
Согласен.
Богослов???
А вот Михаил Горбачёв с его `перестройкой` - самое что ни на есть! В конце 80-х обращение
к религиозной тематике становилось уже модным... Попробовал бы Б.Арапов такое сочинить в
начале 60-х...))) Тогда можно было бы говорить о смелой гражданской позиции, о вопросах
совести, которые поднимает советский композитор...
Богослов???
Смысл не передает никак, но если судить по законам комикса...
Пытался вспомнить программные инструментальные сочинения, отражающие сюжетные событий
литературного первоисточника с подобной последовательностью. Не вспомнил. Арапов применил
редкий метод.
https://www.youtube.com/watch?v=tyvTUHxNi5Y
Вначале говорит Слонимский.
сущности говоря, он великолепно знал не только музыку, но и поэзию, живопись; обожал
Пастернака, Мандельштама, увлекался романами Айтматова. Всё это отражалось в его
творчестве.
Он, конечно, очень глубоко воспринимал также и библейские тексты. Одно из его
произведений носит название `Откровение Иоанна Богослова` - одно из самых лучших его
сочинений, для виолончели и струнного оркестра... Его очень хорошо помнят и любят
исполнители талантливые - такие, как Григорий Соколов, как, скажем, Гантварг Михаил, как
Алексей Массарский. В свое время Михаил Вайман играл его сочинения, дирижер Янсонс,
Мравинский даже дирижировал его сочинениями... В общем, он все время дружил с самыми
талантливыми исполнителями, в том числе и очень молодыми. И, конечно, его произведения
заслуживают долгой жизни. И они до сих пор носят характер таких молодых, смелых сочинений,
причем глубоких, очень содержательных - и абсолютно, как бы сказать, не дешёвых, не
рассчитанных на внешний дешёвый эффект...
... Приход Бориса Александровича в нашу консерваторию избавил нас от провинциализма,
который грозил нам особенно в начале 1950-х гг., когда мы катастрофически отставали от
Московской консерватории по уровню вкуса, с робостью относились к современной зарубежной
музыке, гораздо менее нам известной, чем Андрею Волконскому или Денисову, нашим
сверстникам. А вот через несколько лет благодаря появлению Бориса Александровича ... после
того как он был отлучен от преподавания композиции, через почти десять лет от вернулся
снова, и вокруг него сплотилась и молодёжь тогдашняя, и многие музыковеды, и молодые
композиторы, уже окончившие консерваторию... И мы догнали москвичей, даже мало того -
перегнали их. Уже многие из Москвы, такие, как Банщиков, Кнайфель - они приезжали за
свежим воздухом, за отсутствием догматизма сюда, в Ленинград. Они ушли из Московской
консерватории и пришли именно в класс Арапова - это весьма характерно. И то, что он был
долгожитель - видимо, Всевышний не случайно дал ему долголетие, это было нужно нам. Пока
был жив Борис Александрович, наша консерватория стояла, можно прямо сказать, во главе
музыкального образования России по прогрессивности...`
стояла, можно прямо сказать, во главе музыкального образования России по
прогрессивности...`
вполне устраивал. Главным образом тем, что не очень сильно капал на мозги. Когда я к нему
пришёл, Арапов был уже в возрасте столько навидавшегося человека, что ему было по
барабану, что там ему показывает какой-то сопляк. Профессиональные навыки я получал не от
него, а от своего консерваторского окружения - Красавин, Копытько, Викторова.
книги Откровения. И просветлённое начало, и призывы к покаянию, и скачка всадников (на 7
минуте) и затихание после снятия 7 печати, и битва, и обрушение (на 15 минуте), и песни
Агнца, и новое небо. Думаю, если смотреть по партитуре, можно указать и более точные
соответствия. Хорошее произведение.
Откровению святого Иоанна Богослова.
Спасибо большое. Это - то , что мне у Арапова пока больше всего нравится.
Богослов???
важное. Что, хорошо бы, понять - что же это за отношение, между первым и вторым? Думаю, и
речи не может быть не только о буквальной иллюстрации, но и даже и об иллюстрации вообще.
Откровение Иоанна – одна из самых насыщенных множеством всего и вся и острой динамикой
событий и процессов из всех библейских книг. А здесь, эти и динамика и многомерная
множественность, проявляются только в трети произведения. С 06-40 до 14-00. А первая и
третья, перед темами Откровения, излучают вполне себе кумулятивные темы и делают это
основательно. Последняя же часть – финал, и вовсе не о Победе, не о Триумфе, не о
`Спасённых народах в свете Его…`, не о вечной, наконец то, `… чистой реке жизни, текущей
из Престола Бога и Агнца`. Мне слышатся здесь темы состава жизненного богатства и бремени
композитора – 84 года (!!!). И темы проведенных им 70 лет жизни в земном Армагедоне. Темы
1989 г., когда автору оставалось жить всего 3 года, а впереди маячило нечто, не исключено,
по прошлому, не менее не очищенное огнем, чем уже пережитое. Автор не дал своему
произведению наименования по жанру или музыкальной форме, а назвал `Музыкой`. Так, связь
оказалась еще и не концом победой, а пророчеством продолжением. Да, мрачноватым и
тяжеловатым. Но зато с мудростью продолженности. А не конца. И с взглядом на настоящее,
что всё могло быть еще хуже. По моему, эта `Музыка` очень искомое и значимое
произведение. После освобождения от заданной названием программности ( вслед за
несколькими прослушиваниями) `Музыка` оживляет, хотя и болезненно, наш договор бытия с
миром. К которому можно обращаться вновь и вновь.