При всём моём уважении к Рихтеру как пианисту слушать музыку барокко вообще и Баха в частности на ФОРТЕПИАНО - жуткое мучение. Это - КЛАВЕСИННАЯ музыка, а фортепиано и клавесин - РАЗНЫЕ инструменты. Как-то по телевизору я услышала 5-й Бранденбургский концерт Баха, попросту УБИТЫЙ Рихтером, когда тот солировал там на фортепиано. Господа пианисты, убедительная просьба играйте барокко одни дома, ДЛЯ СЕБЯ, а не выносите это святотатство на концертную эстраду!
musikus
(16.05.2011 17:46)
Уважаемая Wolferlia, не кажется Вам, что это Ваша ЛИЧНАЯ проблема? Предложение играть музыку барокко на ф-но `только дома` - из области т.н вкусовщины.
MargarMast
(16.05.2011 17:59)
Wolferlia писал(а):
Господа пианисты, убедительная просьба играйте барокко одни дома, ДЛЯ СЕБЯ, а не выносите это святотатство на концертную эстраду!
Уважаемая Wolferlia, от такого предложения я, честно говоря, поперхнулась - не знаю, как другие. То есть, Баха, значит, пианистам играть не полагается? Ну, а также Гайдна, Генделя, etc. Вот это да...
Yuriyauskiev
(16.05.2011 20:39)
Wolferlia писал(а):
Это - КЛАВЕСИННАЯ музыка, а фортепиано и клавесин - РАЗНЫЕ инструменты. Как-то по телевизору я услышала 5-й Бранденбургский концерт Баха, попросту УБИТЫЙ Рихтером, когда тот солировал там на фортепиано.
Интернет – это идеальное место для удовлетворения амбиций непризнанных мыслителей и вообще разных «талантов». Они открывают глаза остальным, не задумываясь, как это на самом деле выглядит со стороны. Вы уж извините меня, Wolferia, за резкость, но Вы, надо полагать, мыслите себе ту музыку обязательно в окружении гобеленов, свечей, париков, и чтобы клавесин с затейливыми ножками. Может быть, иных салонных композиторов тех времен и надо слушать в таком интерьере. Но мы, как правило, и имен их толком не знаем в отличии от И.С.Баха (с сыновьями уже тяжелее). Бах даже не мог мечтать послушать свои бессмертные шедевры на современном рояле. И бессмертными они стали благодаря именно фортепиано, выгодно отличающемуся от клавесина. Эта тема не нова, поэтому что-то возражать – это просто повторять уже давно сказанное. Не услышать, как исполнил тот замечательный молодежный коллектив под управлением честного дирижера Юрия Ильича Николаевского, а на самом деле, направляемого Маэстро Рихтером! Я помню показанное тогда по телевизору это чудо. А ведь мои московские друзья еще и присутствовали в концерте. Это был великий Бах, музыка которого пронзила толщу времен. Какая там партия у солиста, казалось бы, прорастающая сквозь оркестр, вездесущая. Вот так играют и понимают гениальную музыку творческие люди, которым открывается в ней не только этот ярлык «барокко». Впрочем, я не Вас пытаюсь переубедить, т.к. понимаю, что вряд ли это возможно. Форум читают другие, среди которых есть, возможно, начинающие. Прочитает новичок, что Бах – такой вот «барочный» композитор да и закроет для себя эту страницу.
Atonal
(17.05.2011 00:19)
“Интернет – это идеальное место для удовлетворения амбиций непризнанных мыслителей и вообще разных «талантов». Они открывают глаза остальным, не задумываясь, как это на самом деле выглядит со стороны.”
Превосходное высказывание. Замечательно в нем то, что носители амбиций - это, конечно, исключительно `они`, другие, но ни в коем случае не мы. Сами-то мы - мыслители признанные и таланты бесспорные.
Yuriyauskiev
(17.05.2011 00:47)
Atonal писал(а):
Превосходное высказывание. Замечательно в нем то, что носители амбиций - это, конечно, исключительно `они`, другие, но ни в коем случае не мы. Сами-то мы - мыслители признанные и таланты бесспорные.
А Вы хоть читали, в связи с чем я это написал?
MargarMast
(17.05.2011 02:37)
Atonal писал(а):
“Интернет – это идеальное место для удовлетворения амбиций непризнанных мыслителей и вообще разных «талантов». Они открывают глаза остальным, не задумываясь, как это на самом деле выглядит со стороны.”
Превосходное высказывание. Замечательно в нем то, что носители амбиций - это, конечно, исключительно `они`, другие, но ни в коем случае не мы. Сами-то мы - мыслители признанные и таланты бесспорные.
То есть, просто удивитeльно - опять пальцем в небо. Дорогой Atonal, уже всё небо истыкано Вашими пальцами :(.
Wolferlia
(18.05.2011 13:00)
Ещё раз. Господа хорошие! Вы хоть книги-то по музыке вообще и о барокко в частности читали хоть какие-то? Или только древние грампластинки слушали? Вы меня извините, но это хрестоматийный факт - первое фортепиано было построено итальянцем Бартоломео Кристофори ТОЛЬКО в 1709 году и ко времени написания Бахом Бранденбургских концертов (1721 год) оно не могло быть настолько совершенным инструментом, чтобы играть на нём хорошую музыку. В доме Баха в Лейпциге были КЛАВЕСИНЫ. Бах, сочиняя музыку, внутренним слухом слушал тембр КЛАВЕСИНА, современного ему на тот момент инструмента и ориентировался именно на его звучание. Честь и хвала современным клавесинистам - Густаву Леонхардту, Тону Коопману, Кристиану Жаккотте, Колину Буту и, конечно, Ванде Ландовской, начавшей, а другим продолжившим традиции АУТЕНТИЧНОГО исполнения музыки прошедших времён!
musikus
(18.05.2011 14:31)
Госпожа хорошая, поделитесь секретом, как это Вам удалось проникнуть во внутренний слух Баха? Что за чудеса? И как быть со слухом (конечно - только внутренним) у Бетховена, который - может быть читали в своих книжках-то - написал свою 29-ю сонату специально `для молоточкового фортепьяно`. Почему же это он, бездарь, писал, писал для клавесина и вдруг предпочел `молоточковое` какое-то фортепьяно? И как быть со множеством музыкантов, притом самых выдающихся, которые, как и Вы, тоже читали книжки, имели `внутренний слух` и, наверное, догадывались о том, что существует такой струмент как клавесин, но почему-то все же предпочли ему пресловутое ф-но. Вот недоумки! И самый известный баховский исполнитель Глен Гульд почему-то играл всего клавирного Баха на рояле, а не на клавесине. В чем тут заковыка? А знаете ли Вы, Wolferlia, как выглядит современный орган, который вот-вот вообще станет цифровым? Может, не надо его совершенствовать и вернуться к органчикам, в мехи коих воздух будут, как в старину, нагнетать холопы (или лошади), а клавиатура будет такая, что для извлечения иных звуков нужно бить по клавишам кулаками и локтями? То-то экспрессия хлестала, да? Почитайте еще раз Ваши книжки, там ведь все это описано, ну, про любимую Вашу аутентичность...
musikus
(20.05.2011 23:53)
А вот, что говорил сам Рихтер: `Сама идея играть Баха только на чембало не находит у меня сочувствия. Можно спокойно играть его и на чембало, но тогда уж не весь вечер, но вперемежку с фортепиано. Целый вечер на клавесине - это звучит так бедно!`
Wolferlia
(23.05.2011 09:17)
Внутренний слух - это именно то, что помогает композитору писать музыку. Физический слух и внутренний слух - это совершенно разные вещи. Все музыкальные гении (Моцарт, Бах, Бетховен, Чайковский) слышали внутри себя всё произведение, а не подбирали его на инструменте. Как-то Моцарта спросили, как продвигается сочинение новой симфонии. `Симфония полностью сочинена,- ответил Моцарт,- осталось только записать её`.Бетховен, кстати, был начисто лишён чисто физического слуха. А вот не знаю, как у Вас, а мне, стоит подумать о, например Бранденбургском концерте Баха (любом), как я начинаю его слышать!
Wolferlia
(23.05.2011 09:20)
И вообще, Бетховен НИКОГДА не писал для клавесина, он писал сразу для фортепиано (к комментарию от 18.05.11)
Serpentina
(23.05.2011 11:33)
Wolferlia писал(а):
И вообще, Бетховен НИКОГДА не писал для клавесина, он писал сразу для фортепиано (к комментарию от 18.05.11)
А не вышел ли в то время клавесин полностью из употребления? Фортепиано, насколько я знаю, было изобретено в связи с появлением классицизма в музыке. И, кстати, почему бы нам не возродить клавесин и не начать писать специально для него, если он звучит иначе, чем фортепиано? Я согласна, что то, что написано для клавесна, на клавесине звучит лучше, но и неплохие фортепианные исполнения мне тоже приходилось слушать.
Wolferlia
(23.05.2011 16:38)
Бетховену для выражения революционной героики в музыке явно клавесина было недостаточно и он обратился прямо к фортепиано.Дорогая Serpentina, клавесин уже возрождён - Вандой Ландовской в 1-й половине XX века. А по поводу того, что я слышу музыку внутри себя, я на гениальность вовсе не претендую.
musikus
(23.05.2011 16:57)
Конечно, конечно, фортепьяно только и годится для `революционной героики`. Это хорошо поняли самые крутые революционеры. Григ был отъявленным норвежским карбонарием, `Времена года` Чайковского наскволь пропитаны революционным подтекстом, Дебюсси не вылезал с парижских баррикад...
Wolferlia
(24.05.2011 17:18)
Уважаемый musikus, а Вас в детстве не научили, что встревать в чужие разговоры неприлично? Мы вообще-то с Serpentin`ой разговаривали! И разговаривали, кстати, не о Григе или Дебюсси с Чайковским (о них и речи не было, а именно о Бетховене!
Wolferlia
(24.05.2011 17:18)
Уважаемый musikus, а Вас в детстве не научили, что встревать в чужие разговоры неприлично? Мы вообще-то с Serpentin`ой разговаривали! И разговаривали, кстати, не о Григе или Дебюсси с Чайковским (о них и речи не было, а именно о Бетховене!
Foma-Fomitch
(24.05.2011 17:43)
Wolferlia писал(а):
Уважаемый musikus, а Вас в детстве не научили, что встревать в чужие разговоры неприлично? Мы вообще-то с Serpentin`ой разговаривали! И разговаривали, кстати, не о Григе или Дебюсси с Чайковским (о них и речи не было, а именно о Бетховене!
Прошу прощения, что вмешиваюсь в Вашу дискуссию, но если есть желание пообщаться с кем-то лично, то на это есть приватная переписка.
musikus
(24.05.2011 18:07)
Вы, любезная Wolferlia, что-то напутали. Все, что появляется в открытом доступе форума - подлежит открытому обсуждению. А Вы уподобляетесь человеку, который, стоя в тесной толпе, громко разговаривает на важную для всех тему, но стоящим рядом приказывает - `А вы не смейте слушать!`. Не будьте смешной.
Wolferlia
(26.05.2011 21:28)
Конечно, извините за столь резкий тон моих высказываний, но всё-таки Д.Скарлатти, например, более естественно, звучит более естественно именно на клавесине. Послушайте его сонату К491 на этом сайте в исполнении Густава Леонхардта.
MargarMast
(30.09.2011 06:24)
Юрий, а как часто Рихтер менял темп почти в два раза (запись баховской Английской сюиты No3 соль минор за 1948 год - 17 мин, за 1991 - 27 мин)?
Yuriyauskiev
(30.09.2011 13:00)
MargarMast писал(а):
Юрий, а как часто Рихтер менял темп почти в два раза (запись баховской Английской сюиты No3 соль минор за 1948 год - 17 мин, за 1991 - 27 мин)?
У меня не получается 27 минут. У меня она звучит:
* 20/2/91 - Besancon - Live - (PT) (26:05)
* 18/4/91 - Minsk - Live - (PT)* (24:19)
* 27/4/91 - Moscow - Live - (PT)* (24:45)
* 30/4/91 - Leningrad - Live - (PT)* (22:07)
**20/5/91 - Moscow - Live - GREAT HALL GH 5601 (23:31) (2CD)
Остальные проверять лень - надо или объединять треки, или складывать время звучания отдельных частей.
Сейчас имеются, в том числе и у меня, записи с 12 концертов (последняя - 20/6/91, Тур - как любительская, так и официальная) и одна запись с неправильной датой - * 27/2/48 - Moscow - Live - excerpts - ANKH 200601 (CD).
Рихтер впервые сыграл Английскую сюиту №3 5/10/48 в Москве, в театральной школе им. Немировича-Данченко при МХАТе, причем, это был концерт-лекция, лектор - Раиса Глезер. Последний раз - 20/6/91, Тур.
MargarMast
(30.09.2011 15:55)
Yuriyauskiev писал(а):
Рихтер впервые сыграл Английскую сюиту №3 5/10/48 в Москве, в театральной школе им. Немировича-Данченко при МХАТе, причем, это был концерт-лекция, лектор - Раиса Глезер. Последний раз - 20/6/91, Тур.
Ну это в общем-то неважно. Но его самая `молодая` запись, тем не менее, по темпу была гораздо быстрее остальных - и мне это как-то просто больше понравилось. Кстати говоря, интересно - первый раз он её сыграл в 48-м году - а потом - несколько раз только в 91-м. Долго к ней не возвращался.
Yuriyauskiev
(30.09.2011 16:57)
MargarMast писал(а):
Кстати говоря, интересно - первый раз он её сыграл в 48-м году - а потом - несколько раз только в 91-м. Долго к ней не возвращался.
Все концерты, в которых Рихтер играл Английскую сюиту №3 с указанием имеющихся записей (* или **):
5/10/48 - Moscow I
**14/10/48 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)
4/2/49 - Leningrad
1/1/91 - Pisa
* 5/1/91 - Florence - Live - (PT)
10/1/91 - Siena
14/1/91 - Siena
* 16/1/91- Padua - Live - (PT)
19/1/91 - Saronno (near Milan)
3/2/91 - Aubagne
8/2/91 - Nimes
12/2/91 - Zaragoza
15/2/91 - Bilbao
* 20/2/91 - Besancon - Live - (PT)
2/3/91 - Cologne
* 5/3/91 - Rolandseck - Live - PHILIPS 438 613-2 (3CD)
14/3/91 - Koblenz
17/3/91 - Arnhem
2/4/91 - Vienna
7/4/91 - Prague
9/4/91 - Hradek
11/4/91 - Pardubice
13/4/91 - Cracow
16/4/91 - Brest
* 18/4/91 - Minsk - Live - (PT)
21/4/91 - Smolensk
* 24/4/91 - Moscow - Live - (PT)
* 27/4/91 - Moscow - Live - (PT)
* 29/4/91 - Leningrad - Live - (PT)
* 30/4/91 - Leningrad - Live - (PT)
**20/5/91 - Moscow - Live - GREAT HALL GH 5601 (2CD)
* 20/6/91 - Tours - STRADIVARIUS STR 33333 (CD)
* 20/6/91 - Tours - Live - (PT)
Да, но вот как раз в контексте Баха это совершенно не важно. Искусство фуги можно играть на любых инструментах. С английскими сюитами границы, наверное, чуть поуже (хотя Хейфец играл и на скрипке), но я уверен, что одинаково хорошо они будут звучать как на клавесине, так и на фортепиано, и на клавикорде, и на органе.
sir Grey
(15.04.2013 23:02)
Intermezzo писал(а):
/.../ и на органе.
На органе, думаю, нет. Карты будут с мануала на мануал сыпаться.
Violina
(22.03.2014 01:11)
Самое понравившееся из 3х представленных здесь исполнений С.Т.Рихтером этой сюиты: самый красивый звук у инструмента, самое `текучее` и завораживающее исполнение.
частности на ФОРТЕПИАНО - жуткое мучение. Это - КЛАВЕСИННАЯ музыка, а фортепиано и
клавесин - РАЗНЫЕ инструменты. Как-то по телевизору я услышала 5-й Бранденбургский концерт
Баха, попросту УБИТЫЙ Рихтером, когда тот солировал там на фортепиано. Господа пианисты,
убедительная просьба играйте барокко одни дома, ДЛЯ СЕБЯ, а не выносите это святотатство
на концертную эстраду!
музыку барокко на ф-но `только дома` - из области т.н вкусовщины.
барокко одни дома, ДЛЯ СЕБЯ, а не выносите это святотатство на концертную эстраду!
Уважаемая Wolferlia, от такого предложения я, честно говоря, поперхнулась - не знаю, как
другие. То есть, Баха, значит, пианистам играть не полагается? Ну, а также Гайдна,
Генделя, etc. Вот это да...
клавесин - РАЗНЫЕ инструменты. Как-то по телевизору я услышала 5-й Бранденбургский концерт
Баха, попросту УБИТЫЙ Рихтером, когда тот солировал там на фортепиано.
Интернет – это идеальное место для удовлетворения амбиций непризнанных мыслителей и
вообще разных «талантов». Они открывают глаза остальным, не задумываясь, как это на самом
деле выглядит со стороны. Вы уж извините меня, Wolferia, за резкость, но Вы, надо
полагать, мыслите себе ту музыку обязательно в окружении гобеленов, свечей, париков, и
чтобы клавесин с затейливыми ножками. Может быть, иных салонных композиторов тех времен и
надо слушать в таком интерьере. Но мы, как правило, и имен их толком не знаем в отличии от
И.С.Баха (с сыновьями уже тяжелее). Бах даже не мог мечтать послушать свои бессмертные
шедевры на современном рояле. И бессмертными они стали благодаря именно фортепиано,
выгодно отличающемуся от клавесина. Эта тема не нова, поэтому что-то возражать – это
просто повторять уже давно сказанное. Не услышать, как исполнил тот замечательный
молодежный коллектив под управлением честного дирижера Юрия Ильича Николаевского, а на
самом деле, направляемого Маэстро Рихтером! Я помню показанное тогда по телевизору это
чудо. А ведь мои московские друзья еще и присутствовали в концерте. Это был великий Бах,
музыка которого пронзила толщу времен. Какая там партия у солиста, казалось бы,
прорастающая сквозь оркестр, вездесущая. Вот так играют и понимают гениальную музыку
творческие люди, которым открывается в ней не только этот ярлык «барокко». Впрочем, я не
Вас пытаюсь переубедить, т.к. понимаю, что вряд ли это возможно. Форум читают другие,
среди которых есть, возможно, начинающие. Прочитает новичок, что Бах – такой вот
«барочный» композитор да и закроет для себя эту страницу.
вообще разных «талантов». Они открывают глаза остальным, не задумываясь, как это на самом
деле выглядит со стороны.”
Превосходное высказывание. Замечательно в нем то, что носители амбиций - это, конечно,
исключительно `они`, другие, но ни в коем случае не мы. Сами-то мы - мыслители признанные
и таланты бесспорные.
что носители амбиций - это, конечно, исключительно `они`, другие, но ни в коем случае не
мы. Сами-то мы - мыслители признанные и таланты бесспорные.
А Вы хоть читали, в связи с чем я это написал?
амбиций непризнанных мыслителей и вообще разных «талантов». Они открывают глаза остальным,
не задумываясь, как это на самом деле выглядит со стороны.”
Превосходное высказывание. Замечательно в нем то, что носители амбиций - это, конечно,
исключительно `они`, другие, но ни в коем случае не мы. Сами-то мы - мыслители признанные
и таланты бесспорные.
То есть, просто удивитeльно - опять пальцем в небо. Дорогой Atonal, уже всё небо
истыкано Вашими пальцами :(.
хоть какие-то? Или только древние грампластинки слушали? Вы меня извините, но это
хрестоматийный факт - первое фортепиано было построено итальянцем Бартоломео Кристофори
ТОЛЬКО в 1709 году и ко времени написания Бахом Бранденбургских концертов (1721 год) оно
не могло быть настолько совершенным инструментом, чтобы играть на нём хорошую музыку. В
доме Баха в Лейпциге были КЛАВЕСИНЫ. Бах, сочиняя музыку, внутренним слухом слушал тембр
КЛАВЕСИНА, современного ему на тот момент инструмента и ориентировался именно на его
звучание. Честь и хвала современным клавесинистам - Густаву Леонхардту, Тону Коопману,
Кристиану Жаккотте, Колину Буту и, конечно, Ванде Ландовской, начавшей, а другим
продолжившим традиции АУТЕНТИЧНОГО исполнения музыки прошедших времён!
Баха? Что за чудеса? И как быть со слухом (конечно - только внутренним) у Бетховена,
который - может быть читали в своих книжках-то - написал свою 29-ю сонату специально `для
молоточкового фортепьяно`. Почему же это он, бездарь, писал, писал для клавесина и вдруг
предпочел `молоточковое` какое-то фортепьяно? И как быть со множеством музыкантов, притом
самых выдающихся, которые, как и Вы, тоже читали книжки, имели `внутренний слух` и,
наверное, догадывались о том, что существует такой струмент как клавесин, но почему-то все
же предпочли ему пресловутое ф-но. Вот недоумки! И самый известный баховский исполнитель
Глен Гульд почему-то играл всего клавирного Баха на рояле, а не на клавесине. В чем тут
заковыка? А знаете ли Вы, Wolferlia, как выглядит современный орган, который вот-вот
вообще станет цифровым? Может, не надо его совершенствовать и вернуться к органчикам, в
мехи коих воздух будут, как в старину, нагнетать холопы (или лошади), а клавиатура будет
такая, что для извлечения иных звуков нужно бить по клавишам кулаками и локтями? То-то
экспрессия хлестала, да? Почитайте еще раз Ваши книжки, там ведь все это описано, ну, про
любимую Вашу аутентичность...
сочувствия. Можно спокойно играть его и на чембало, но тогда уж не весь вечер, но
вперемежку с фортепиано. Целый вечер на клавесине - это звучит так бедно!`
внутренний слух - это совершенно разные вещи. Все музыкальные гении (Моцарт, Бах,
Бетховен, Чайковский) слышали внутри себя всё произведение, а не подбирали его на
инструменте. Как-то Моцарта спросили, как продвигается сочинение новой симфонии. `Симфония
полностью сочинена,- ответил Моцарт,- осталось только записать её`.Бетховен, кстати, был
начисто лишён чисто физического слуха. А вот не знаю, как у Вас, а мне, стоит подумать о,
например Бранденбургском концерте Баха (любом), как я начинаю его слышать!
комментарию от 18.05.11)
клавесина, он писал сразу для фортепиано (к комментарию от 18.05.11)
А не вышел ли в то время клавесин полностью из употребления? Фортепиано, насколько я
знаю, было изобретено в связи с появлением классицизма в музыке. И, кстати, почему бы нам
не возродить клавесин и не начать писать специально для него, если он звучит иначе, чем
фортепиано? Я согласна, что то, что написано для клавесна, на клавесине звучит лучше, но и
неплохие фортепианные исполнения мне тоже приходилось слушать.
он обратился прямо к фортепиано.Дорогая Serpentina, клавесин уже возрождён - Вандой
Ландовской в 1-й половине XX века. А по поводу того, что я слышу музыку внутри себя, я на
гениальность вовсе не претендую.
поняли самые крутые революционеры. Григ был отъявленным норвежским карбонарием, `Времена
года` Чайковского наскволь пропитаны революционным подтекстом, Дебюсси не вылезал с
парижских баррикад...
Мы вообще-то с Serpentin`ой разговаривали! И разговаривали, кстати, не о Григе или Дебюсси
с Чайковским (о них и речи не было, а именно о Бетховене!
Мы вообще-то с Serpentin`ой разговаривали! И разговаривали, кстати, не о Григе или Дебюсси
с Чайковским (о них и речи не было, а именно о Бетховене!
что встревать в чужие разговоры неприлично? Мы вообще-то с Serpentin`ой разговаривали! И
разговаривали, кстати, не о Григе или Дебюсси с Чайковским (о них и речи не было, а именно
о Бетховене!
Прошу прощения, что вмешиваюсь в Вашу дискуссию, но если есть желание пообщаться с кем-то
лично, то на это есть приватная переписка.
подлежит открытому обсуждению. А Вы уподобляетесь человеку, который, стоя в тесной толпе,
громко разговаривает на важную для всех тему, но стоящим рядом приказывает - `А вы не
смейте слушать!`. Не будьте смешной.
например, более естественно, звучит более естественно именно на клавесине. Послушайте его
сонату К491 на этом сайте в исполнении Густава Леонхардта.
No3 соль минор за 1948 год - 17 мин, за 1991 - 27 мин)?
раза (запись баховской Английской сюиты No3 соль минор за 1948 год - 17 мин, за 1991 - 27
мин)?
* 20/2/91 - Besancon - Live - (PT) (26:05)
* 18/4/91 - Minsk - Live - (PT)* (24:19)
* 27/4/91 - Moscow - Live - (PT)* (24:45)
* 30/4/91 - Leningrad - Live - (PT)* (22:07)
**20/5/91 - Moscow - Live - GREAT HALL GH 5601 (23:31) (2CD)
Остальные проверять лень - надо или объединять треки, или складывать время звучания
отдельных частей.
Сейчас имеются, в том числе и у меня, записи с 12 концертов (последняя - 20/6/91, Тур -
как любительская, так и официальная) и одна запись с неправильной датой - * 27/2/48 -
Moscow - Live - excerpts - ANKH 200601 (CD).
Рихтер впервые сыграл Английскую сюиту №3 5/10/48 в Москве, в театральной школе им.
Немировича-Данченко при МХАТе, причем, это был концерт-лекция, лектор - Раиса Глезер.
Последний раз - 20/6/91, Тур.
5/10/48 в Москве, в театральной школе им. Немировича-Данченко при МХАТе, причем, это был
концерт-лекция, лектор - Раиса Глезер. Последний раз - 20/6/91, Тур.
общем-то неважно. Но его самая `молодая` запись, тем не менее, по темпу была гораздо
быстрее остальных - и мне это как-то просто больше понравилось. Кстати говоря, интересно -
первый раз он её сыграл в 48-м году - а потом - несколько раз только в 91-м. Долго к ней
не возвращался.
сыграл в 48-м году - а потом - несколько раз только в 91-м. Долго к ней не
возвращался.
имеющихся записей (* или **):
5/10/48 - Moscow I
**14/10/48 - Moscow - Live - MELODIYA/BMG 29461 2 (CD)
4/2/49 - Leningrad
1/1/91 - Pisa
* 5/1/91 - Florence - Live - (PT)
10/1/91 - Siena
14/1/91 - Siena
* 16/1/91- Padua - Live - (PT)
19/1/91 - Saronno (near Milan)
3/2/91 - Aubagne
8/2/91 - Nimes
12/2/91 - Zaragoza
15/2/91 - Bilbao
* 20/2/91 - Besancon - Live - (PT)
2/3/91 - Cologne
* 5/3/91 - Rolandseck - Live - PHILIPS 438 613-2 (3CD)
14/3/91 - Koblenz
17/3/91 - Arnhem
2/4/91 - Vienna
7/4/91 - Prague
9/4/91 - Hradek
11/4/91 - Pardubice
13/4/91 - Cracow
16/4/91 - Brest
* 18/4/91 - Minsk - Live - (PT)
21/4/91 - Smolensk
* 24/4/91 - Moscow - Live - (PT)
* 27/4/91 - Moscow - Live - (PT)
* 29/4/91 - Leningrad - Live - (PT)
* 30/4/91 - Leningrad - Live - (PT)
**20/5/91 - Moscow - Live - GREAT HALL GH 5601 (2CD)
* 20/6/91 - Tours - STRADIVARIUS STR 33333 (CD)
* 20/6/91 - Tours - Live - (PT)
тембр КЛАВЕСИНА
Искусство фуги можно играть на любых инструментах. С английскими сюитами границы,
наверное, чуть поуже (хотя Хейфец играл и на скрипке), но я уверен, что одинаково хорошо
они будут звучать как на клавесине, так и на фортепиано, и на клавикорде, и на органе.
Карты будут с мануала на мануал сыпаться.
красивый звук у инструмента, самое `текучее` и завораживающее исполнение.