Одноактная комическая опера Доницетти `Рита, или Побитый муж` написана в 1841 году на французское либретто Г. Ваэза, но при жизни Доницетти не ставилась. Премьера состоялась в Париже, в...Читать дальше
Одноактная комическая опера Доницетти `Рита, или Побитый муж` написана в 1841 году на французское либретто Г. Ваэза, но при жизни Доницетти не ставилась. Премьера состоялась в Париже, в Опера-комик, 7 мая 1860 года. Хотя опера французская, до сих пор не существует ни одной записи на языке оригинала, хотя есть не менее трех на итальянском и даже одна на русском, с некоторыми изменениями в сюжете и в музыке (был также телефильм на русском языке).
Действие происходит в гостинице Риты, тираничной и вздорной жены Беппе. Жизнь пары внезапно нарушается прибытием Гаспара, первого мужа Риты, считавшегося погибшим, хотя на самом деле он бежал в Канаду. Он, в свою очередь, полагал, что Рита погибла во время пожара, и теперь вновь собрался жениться. Когда Гаспар встречает Риту, он пытается бежать, но Беппе, увидев возможность избавиться от пощечин Риты, настаивает на том, что Гаспар является ее законным мужем. Они разыгрывают Риту в карты, причем каждый старается проиграть. В конце коцов Рита остается с Беппе, а Гаспар возвращается в Канаду к своей новой невесте. Х Свернуть На русском языке. Рита – Софья Ялышева (сопрано), Беппо – Константин Плужников (тенор), Гаспар – Николай Алексеев (баритон).
Камерный Оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии. 1987. |
||
Причины которые побудили Доницетти, создать эту одноактовую комическую оперу, до сих пор
покрыт мраком таинственности. Как и почему –никто толком не знает.!
И есть чему удивляться! Несмотря на то, что эта опера –«буфа», такая короткая; она столь
стремительна, так жива, так поэтична, мелодична; блещет искрометным юмором, не
подражательным экспрессивным напором вокала; такой теплой, открытой игрой певцов!! Как
говорится, ни кто не старался попасть в «историю». Все играли так органично и с таким
энтузиазмом и так «живо», что мое внимание от последней ноты, до последней было приковано
к «Рите».
Начинает оперу разбитая чашка. Звук разбитой чашки и заканчивает финал последней сцены.
Вот такая связь! Это потрясающе! Пожалуй я еще не встречал такой жизни у Доницетти. Эта
самая короткая и самая потрясающая опера, в плане игры актеров. Маэстро оставил речитативы
без музыки( как говорится под «сурдинку») благодаря чему, опера приобрела какой-то
здравый, театральный штрих –оттенок!
После прослушивания у меня болели от смеха все мимические мышцы лица.
Грудинно-ключичнососцевидные мышцы шей,:)) прямые мышцы живота:); лонный симфиз с
проманторием,:); и все латеральные , дорсальные и проксимальные стороны моего мышечного
скелета.:))))))))) Только на второй раз, немного «отойдя», я смог прослушать не пропуская
дуэты. А дуэты, реплики и не двух мысленные выражения не подвластны времени. Все так и
есть.!!! И сей час -чем изменились отношения между мужьями и женами.????? Признаюсь: в
конце я плакал!. Я завидовал Доницетти»)). Быть таким живым, таким открытым в композиции;
не скрываться за излишней сложность, Писать так мелодично и экспрессивно,- это рука
мастера. Да! Старина! Ты покорил мое сердце….
Но…, откуда в тебе так много юмора, такой глубины и такой прямоты. Ведь твоя жизнь не
была легка. Ты постоянно терял друзей, родственников. Умирали твои дети. Бесконечные
головные боли; и эта все подавляющая энцефалопатия; почти предынсультное состояние. И
замкнутость в последние годы жизни; как при всем этом, Ты смог так живо и весело писать.:)
Для меня это загадка!
Вдохнув всей грудью все лучшее, что создал Россини, Ты не отрезав «корней» взяв все
лучшее, пошел своей дорогой и создал по истине настоящие шедевры в опере. Чего стоит один
твой труд под названием « Дон Паскуале»!
Ну да ладно! Вернемся к «Рите»!
Потрясающе написан дуэт- игра в карты. В «очко»! Это что-то!!!:))))). А как звучно
вписываются в общую композицию пощечины.:) А!!!! И конечно божественный голос Софьи
Ялышевой. Ее сопрано воплощение женственности.. И голосовая тональность не режет мое
ухо. Что вообще то, свойственно женскому голосу в опере. Софья Ялышева играет так
органично, что диву даешься. Чего стоит ария Риты. А дуэт Риты и Бепо -невозможно слушать
без улыбки. И «громыхательная- самцовая» ария Гаспара!:) Ну и бесподобный Терцет Риты,
Беппо и Гаспара; такой проникновенный, искрометный, столь изобретательный по шуткам и
мелодике, что диву даешься.
Да это именно та «ложь» в искусстве, которая правдивей любой натуральной правды в
искусстве.
А фразы.. Это что-то. Например: : Почему не повесился я на сосне…»:) Или: «все что
нажито законным грабежом!» Или: « Пока жена в ударе -муж совсем ручной!» И вот такое: «
Зачем не погиб я в пучине морской –лежал бы на дне , но зато холостой»!:))Мда! Узнаю
Гоэтано Доницетти!
Краткое содержание:
Преуспевающая хозяйка гостиницы Рита счастлива в семейной жизни. Еще бы! Своего второго
мужа, тихого и покладистого Беппо, она держит под строгим контролем. Благосостоянием Рита
обязана своему первому мужу – пирату Гаспару, который вскоре после свадьбы пропал в море
во время шторма. Неожиданно в гостинице останавливается сам Гаспар. Он считает себя
вдовцом, так как слышал о гибели Риты во время пожара. Более того, он собирается жениться
на девушке из Алжира Жаннет.
Сложившиеся обстоятельства никого из мужей не радуют. Кто останется со сварливой
хозяйкой корчмы, должны решить карты. Победитель вернется к Рите, а проигравший получит
свободу. Но не все так просто... Дело доходит до дуэли. В конце концов, Гаспар с
облегчением отправляется к своей невесте, а Беппо получает послушную и любящую жену. Ну и
аминь! Я за мир!:))
Доницетти. Но Вы, mikrus, как всегда меня вдохновили. Надо только слегка отойти от
напоминания `что почём`.
есть!:)
кукух`. А просто Вы действительно по-настоящему очень светлый человек. Я Вас таким сразу
увидела - так что - продолжайте светить!
Вы, mikrus, как всегда меня вдохновили. Надо только слегка отойти от напоминания `что
почём`.