1. Largo
2. Allegro molto
3. Allegretto
4. Largo
5. Largo

Премьера 2 октября 1960 г.
         (16)  


1938 (20.05.2011 23:30)
Классический состав квартета Бетховена : Д.Цыганов (1 скрипка), В.Ширинский (2
скрипка),В.Борисовский (альт), С.Ширинский (виолончель)

weina (22.05.2018 23:46)
Для тех, кто не читал книгу И. Гликмана и кому лень гуглить:

`Дорогой Исаак Давидович....Я вернулся из поездки в Дрезден. Меня там хорошо устроили для
создания творческой обстановки... Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму,
пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я
размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение,
посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке
так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета – ноты
D.Es.C.H, то есть мои инициалы (Д.Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и
революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Мои темы следующие: из 1-й симфонии, из 8-й
симфонии, из Трио, из виолончельного концерта, из Леди Макбет, намеками использованы
Вагнер (траурный марш из «Гибели богов») и Чайковский (2-я тема 1-й части 6-й симфонии).
Да: забыл еще мою 10-ю симфонию...
Псевдотрагедийность этого квартета такова, что, сочиняя его, я вылил столько слез,
сколько выливается мочи после полдюжины пива. Приехавши домой, два раза пытался его
сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и
по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль
некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье
критического отношения к самому себе.
Сейчас я отдал квартет переписать и надеюсь начать его разучивать с теми же
бетховенцами`.

И бетховенцев здесь трудно превзойти - тот случай, когда плачешь и даже не сразу это
замечаешь.

Opus88 (23.05.2018 01:04)
weina писал(а):
Для тех, кто не читал книгу И. Гликмана и кому лень
гуглить:

`Дорогой Исаак Давидович....Я вернулся из поездки в Дрезден. Меня там хорошо устроили для
создания творческой обстановки... Как я ни пытался выполнить вчерне задания по кинофильму,
пока не смог. А вместо этого написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я
размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение,
посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке
так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета – ноты
D.Es.C.H, то есть мои инициалы (Д.Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и
революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Мои темы следующие: из 1-й симфонии, из 8-й
симфонии, из Трио, из виолончельного концерта, из Леди Макбет, намеками использованы
Вагнер (траурный марш из «Гибели богов») и Чайковский (2-я тема 1-й части 6-й симфонии).
Да: забыл еще мою 10-ю симфонию...
Псевдотрагедийность этого квартета такова, что, сочиняя его, я вылил столько слез,
сколько выливается мочи после полдюжины пива. Приехавши домой, два раза пытался его
сыграть, и опять лил слезы. Но тут уже не только по поводу его псевдотрагедийности, но и
по поводу удивления прекрасной цельностью формы. Но, впрочем, тут, возможно, играет роль
некоторое самовосхищение, которое, возможно, скоро пройдет и наступит похмелье
критического отношения к самому себе.
Сейчас я отдал квартет переписать и надеюсь начать его разучивать с теми же
бетховенцами`.

И бетховенцев здесь трудно превзойти - тот случай, когда плачешь и даже не сразу это
замечаешь.
Спасибо за цитату.
И вот да - `ненужность` и `идейная порочность` со временем сошли на нет.

А `кружки пива` для меня актуальны.
Когда выпадает слушать Шостаковича - всегда думаю: насколько кружек потянуло и сколько
фиг насовано в разных карманах...

weina (23.05.2018 23:20)
Opus88 писал(а):
Когда выпадает слушать Шостаковича - всегда думаю:
насколько кружек потянуло

и сколько фиг насовано в разных карманах...
А я всегда думаю, какие душевные муки
переживает умный, тонкий, совестливый человек, вынужденный постоянно лицемерить...

Здесь - ни одной.

Opus88 (23.05.2018 23:31)
weina писал(а):
А я всегда думаю, какие душевные муки переживает
умный, тонкий, совестливый человек, вынужденный постоянно лицемерить...

Здесь - ни одной.
Да, важно понять, что толкает человека лицемерить - обстоятельства
или сама личность.

Трудно поверить. Даже нет пары нот Сулико?

LAKE (23.05.2018 23:36)
weina писал(а):
А я всегда думаю, какие душевные муки переживает
умный, тонкий, совестливый человек, вынужденный постоянно лицемерить...

Здесь - ни одной.
Замечательные слова. Только в данном случае не было никакой
`вынужденности`. И лицемерия тоже не было. Искренняя фраза была, произнесенная со смаком и
удовольствием.

musikus (23.05.2018 23:44)
weina писал(а):
А я всегда думаю, какие душевные муки переживает
умный, тонкий, совестливый человек, вынужденный постоянно лицемерить...

Здесь - ни одной.
Это кто, ДДШ постоянно лицемерил? Интересно...

weina (24.05.2018 00:03)
LAKE писал(а):
Замечательные слова. Только в данном случае не было
никакой `вынужденности`. И лицемерия тоже не было. Искренняя фраза была, произнесенная со
смаком и удовольствием.
Если Вы под `данным случаем` понимаете приведенную цитату, то
ничего не имею против Вашего возражения. `В данном случае` - потрясающая самоирония, очень
характерная для него, а душевная боль читается между строк.

weina (24.05.2018 00:04)
musikus писал(а):
Это кто, ДДШ постоянно лицемерил?
Интересно...
Он вынужден был подлаживаться, приспосабливаться к режиму, который
ненавидел, - я это имела в виду. В музыке, конечно, он был абсолютно честен.

LAKE (24.05.2018 00:13)
weina писал(а):
...`В данном случае` - потрясающая самоирония, очень
характерная для него, а душевная боль читается между строк.
Вследствие искреннего
уважения к Вам против искренней же неприязни Вашей ко мне, разделяю Ваши чувства,
описанные в понравившейся мне фразе, о чем свидетельствует содержание фразы сейчас мной
цитируемой.

Opus88 (24.05.2018 00:20)
weina писал(а):
Он вынужден был подлаживаться, приспосабливаться к
режиму, который ненавидел, - я это имела в виду. В музыке, конечно, он был абсолютно
честен.
А кем он `был вынужден`?
Официально-то он был значительной частью `режима`. Всегда стремился. К примеру,
знакомство с Тухачевским.
Гиперидеализация удивляет.

LAKE (24.05.2018 00:21)
weina писал(а):
Он вынужден был подлаживаться, приспосабливаться к
режиму, который ненавидел, - я это имела в виду. В музыке, конечно, он был абсолютно
честен.
Он не ненавидел режим. Вы вольны думать как Вам угодно, но ненависти не было.
Он пережил много, если так можно сказать, эпох жизни государства, гражданином которого
был. Очень разных в духовном плане эпох. И он был патриотом, а не врагом или того хуже -
путаником-диссидентом:). Недовольство, часто ярко выраженное, случалось, но это
свойственно всем без исключения. Не было, не могло быть Шостаковича нигде больше, как
здесь, у нас, в стране пережившей революции, войны, беззакония...., но имевшей
одновременно и великолепную школу воспитания людей честных, сильных духом, умеющих
гениально реализовывать свои возможности вопреки и благодаря этим обстоятельствам. Все эти
`неприятности` имеются и сейчас, но всеподавляющее ничтожество мысли и безудержная ложь
уничтожили школу жизни, о которой я писал, включив убийственную положительную обратную
связь самоуничтожения духовности, о которой, уже с упомянутой Вами иронией, любят спросить
- А что это такое?:). Не стоит судить ИХ сегодняшними НАШИМИ мерками - не измерить ни
количественно, ни качественно, т.к. ОНИ жили в другом мире во всех смыслах.

musikus (24.05.2018 11:48)
weina писал(а):
- Он вынужден был подлаживаться, приспосабливаться
- В музыке, конечно, он был абсолютно честен.
Эти две тезы как-то плохо
совмещаются. Композитор реализуется - для слушателя - в самой своей музыке, где ДДШ, как
Вы считаете, был - ТАКИ - абсолютно честен (не обязан же слушатель - чтобы `должным
образом` воспринимать музыку ДДШ - сначала `сориентироваться`, почитав его переписку с
Гликманом). Где же и как именно он постоянно лицемерил`? Вот 8-й квартет, 8-я симфония,
10-я симфония и пр., и пр. Где ДДШ врет? Конечно, нынешнее общество человеков устроено так
пока, что, переходя большую и опасную дорогу в неположенном месте, приходится
оглядываться. Нормальный человек понимает, что машина может его раздавить, а не он машину.
А что должен был делать ДДШ, чтобы продолжать жить и работать, чтобы сказать СВОЕ слово?
Или Вы представляете себе только такого `достойного` Дмитрия Дмитриевича, который однажды,
в первый и последний раз, истерически выбегает на середину многоезжей дороги, с воплями
рвет на себе рубаху и, бросаясь на проезжий транспорт, кричит: `Ух, сссуки, всех ненавижу!
Ща всех вас задавлю!`? Какой квартет он написал бы в психушке?

weina (24.05.2018 23:30)
musikus писал(а):
...Конечно, нынешнее общество человеков устроено
так пока, что, переходя большую и опасную дорогу в неположенном месте, приходится
оглядываться...
Одно дело - осторожность при переходе. Но когда за человеком всюду
следует асфальтовый каток, готовый в любую минуту его раздавить (а вслед за ним его мать,
жену, детей, друзей), как раздавил уже немало близких ему людей, - тут осторожность уже
иного качества. Тут уже не обойтись без компромиссов с совестью, тут приходится публично
каяться в несуществующих грехах (своем `формализме`), клеймить музыку, которой на самом
деле восхищаешься (как ДДШ клеймил Стравинского в Америке), зачитывать написанные за тебя
речи и доклады, подписывать чужие статьи и письма (в том числе письмо против Сахарова),
вступать в партию, наконец. Надеюсь, Вы не думаете, что все это он делал по доброй воле,
искренно и честно.
В хрущевские годы `каток` убрали, но власть по-прежнему не спускала с него глаз, давила.
Он был просто морально сломлен.

А в музыке он не `врал` - и сколько там нестерпимой муки душевной, с какой силой отражено
состояние, близкое к самоубийству (в 5-й симфонии, например), сколько порой самобичевания
(во 2-м в-чельном концерте, в 15-й симфонии)...

Кстати, 8-й квартет написан в 1960-м - это год вступления в партию. Он там себя хоронит.
В официальном посвящении `Жертвам фашизма и войны`, в общем-то, достаточно заменить
множественное число на единственное. Максим вспоминал, что видел отца плачущим два раза в
жизни: на похоронах Нины (матери Максима) и при вступлении в партию.

Ув. Opus88 и Lake, надеюсь, я в какой-то степени ответила и на ваши посты.
Lake, патриот любит свою страну, но это не значит, что он любит любую власть без разбору.

musikus (25.05.2018 00:00)
weina писал(а):
...когда за человеком всюду следует асфальтовый
каток, готовый в любую минуту его раздавить (а вслед за ним его мать, жену, детей,
друзей), Тут уже не обойтись без компромиссов с совестью
Странно... Если речь идет
о спасении близких, то о каких `компромиссах с совестью` вообще можно рассуждать? Субъект,
помышляющий в такой коллизии о компромиссе, совести просто не имеет...

Opus88 (25.05.2018 02:59)
musikus писал(а):
Странно... Если речь идет о спасении близких, то о
каких `компромиссах с совестью` вообще можно рассуждать? Субъект, помышляющий в такой
коллизии о компромиссе, совести просто не имеет...
Как раз из таких `компромиссов`,
не иначе как, его вступление в партию.



 
     
classic-online@bk.ru