Музыка воспоминаний... Тема 1-й части - образ молодого Шостаковича, внутренне раскрепощенного, не обремененного большими проблемами - жизнь пока добра, всё удается, и кажется, что так будет всегда. Но под конец, особенно после соло виолончели, эта тема звучит уже иначе, как взгляд на себя прежнего через призму настоящего.
Линия настоящего продолжается и во 2-й части, наполненной элегическими воспоминаниями и размышлениями о пережитом. В середине (12:43) у дуэта скрипки и виолончели появляется удивительно сильная и красивая тема, словно вобравшая в себя все светлые минуты жизни.
В 3-й части главное место отводится цитате из `Катерины Измайловой` (`Сережа, хороший мой`). Нежная мелодия прерывается резкими, колючими возгласами неприятия, поднимается возмущенный хор голосов, затем голоса звучат по отдельности, но удивительно единодушно, продолжая и дополняя друг друга. Интересно, что при этом всплывают отголоски первой, гротесковой, части 15-й симфонии: мотив из трех нот у виолончели (`удар бича`, 17:41) и намёк на `цирковой` ритм увертюры Россини, которая там цитируется (18:34). Постепенно музыка вновь обретает элегический характер. Виолончель еще раз пропевает цитату-лейтмотив, чуть позже следует основная тема 2-й части (Адажио), и завершается квартет повторением мелодии счастья и любви.
В википедии пишут, что цитату из `КИ` надо понимать как обращение к Сергею Ширинскому, виолончелисту Квартета им. Бетховена, которому и посвящено произведение, а чудесную тему из середины Адажио называют `гимном виолончели`. Может, оно так и есть…
раскрепощенного, не обремененного большими проблемами - жизнь пока добра, всё удается, и
кажется, что так будет всегда. Но под конец, особенно после соло виолончели, эта тема
звучит уже иначе, как взгляд на себя прежнего через призму настоящего.
Линия настоящего продолжается и во 2-й части, наполненной элегическими воспоминаниями и
размышлениями о пережитом. В середине (12:43) у дуэта скрипки и виолончели появляется
удивительно сильная и красивая тема, словно вобравшая в себя все светлые минуты жизни.
В 3-й части главное место отводится цитате из `Катерины Измайловой` (`Сережа, хороший
мой`). Нежная мелодия прерывается резкими, колючими возгласами неприятия, поднимается
возмущенный хор голосов, затем голоса звучат по отдельности, но удивительно единодушно,
продолжая и дополняя друг друга. Интересно, что при этом всплывают отголоски первой,
гротесковой, части 15-й симфонии: мотив из трех нот у виолончели (`удар бича`, 17:41) и
намёк на `цирковой` ритм увертюры Россини, которая там цитируется (18:34). Постепенно
музыка вновь обретает элегический характер. Виолончель еще раз пропевает цитату-лейтмотив,
чуть позже следует основная тема 2-й части (Адажио), и завершается квартет повторением
мелодии счастья и любви.
В википедии пишут, что цитату из `КИ` надо понимать как обращение к Сергею Ширинскому,
виолончелисту Квартета им. Бетховена, которому и посвящено произведение, а чудесную тему
из середины Адажио называют `гимном виолончели`. Может, оно так и есть…