1. Allegro
2. Adagio
3. Molto allegro

2/10/91 - Zug. Theatr-Casino.
         (1)  


Yuriyauskiev (11.04.2011 19:19)
В фильме Монсенжона Рихтер как бы соглашается, что эволюция в его творчестве была, только
он её не заметил.
Если проследить за прочтением Маэстро гениальной до минорной Сонаты Моцарта в разные
годы, то, действительно, никаких принципиальных отличий не заметим, а ведь записи,
выложенные здесь отделяет 25 лет! Его исполнение, в сущности, просто, но это высокая
простота. К такой простоте и стремятся творцы, будь то музыка, живопись, литература.
Достаточно вспомнить Гете, говорившего, что «писатель сначала пишет сложно и плохо, потом
сложно и хорошо, и только потом просто и хорошо». Вне зависимости от периода у Рихтера я в
основном отмечал третье. Вот уж чего никогда у него не было – так это вычурности.
Некоторые исполнители из кожи вон лезут, чтобы явить совершенство. В результате получается
нечто надуманное и мало естественное. Вряд ли простота и высота создается ценой насилия
над собой и музыкой. Жить надо, чувствовать надо соответственно, помыслы иметь, и… уметь
играть, разумеется. Простота и мудрость – из одной категории.

Интересен ответ (с юмором) Маэстро старой знакомой, ученице Г.Г.Нейгауза, Наталии
Александровне Фоминой, уже много лет живущей в Казани. В конце 75-го она приехала в Москву
и попала на концерт Рихтера и Кагана 3/12/75 в Большом зале Дома литераторов. После
концерта встретилась с Рихтером и сказала, что в его игре чувствуется молодость, но еще
появилась мудрость. Маэстро спросил: мудрость – это скука?

P.S. Справка. В репертуаре Рихтера Соната Моцарта до минор, К.475 с 65-го года. Вместе с
Фантазией до минор (а он играл их всегда вместе кроме одного сборного концерта – Фантазия
без Сонаты) впервые она прозвучала в концерте в Любляне 9/9/65, последний раз – 27/10/91 в
Киле. Всего он исполнил её 34 раза.



 
     
classic-online@bk.ru