Никогда не встречался с этой записью! Не знал, что Рихтер записал Фантазию Скрябина.
Yuriyauskiev
(16.04.2011 21:55)
Рихтер начал играть Фантазию Скрябина ор.28 довольно давно. Первое исполнение состоялось 26/12/42 в Москве, в БЗК. Посмотрите, какая это была программа (знак `I` соответствует первому исполнению, правда, Рихтер с этой целью начал применять его в своих тетрадях гораздо позже):
TCHAIKOVSKY
Piano Sonata in G, Op.37 I
RACHMANINOFF
Barcarolle in g, Op.10/3 I
Prelude in C, Op.32/1 I
Prelude in b-flat, Op.32/2 I
Prelude in B-flat, Op.23/2
-------------
GLAZUNOV
Suite on the theme “Sasha”, op.2 I
SCRIABIN
Prelude in a, Op.11/2 I
Prelude in E, Op.11/9 I
Prelude in c-sharp, Op.11/10 I
Prelude in B, Op.11/11 I
Prelude in A-flat, Op.11/17 I
Prelude in f, Op.11/18 I
Prelude in D-flat, Op.11/15 I
Prelude in b-flat, Op.11/16 I
Fantasy in b, Op.28 I
[RACHMANINOFF
Piano Piece - Romance, Op.10/6 I
Prelude in g-sharp, Op.32/12 I
Etude Tableau in c, Op.39/1 I ]
From
(17.04.2011 11:05)
Да, Рихтер открывал уши слушателям на новые вещи)
Эта запись Фантазии - единственная?
Yuriyauskiev
(17.04.2011 15:57)
From писал(а):
Да, Рихтер открывал уши слушателям на новые вещи)
Эта запись Фантазии - единственная?
Ну что Вы! У меня их десять - две официальные, восемь любительских, причем, одна из ни - `секретная`. Так иногда бывает - кто-то где-то заполучил и не хочет, чтобы другие слушали. Иными словами, `собака на сене`. Поскольку я связан обещаниями (мне совершенно не понятными), выложить ее (2/9/92 - Rimini) не могу, а остальные - пожалуйста. Жаль, что все они поздние, у всех год записи 1992.
Кстати, здесь ранее выложенную запись как-то странно приняли, судя по оценкам. Чего не делает в ней Рихтер - так это не играет, как пианист, сопровождающий немые фильмы. Это совсем не значит, что я против таких пианистов, наоборот, сам слушал в 72-ом в Ленинграде, во время сеанса старинных фильмов. Это своеобразная культура. Но, надеюсь, понятно, что я имел в виду, говоря об исполнении Фантазии Рихтером. Внутренняя самодисциплина нужна при исполнении любых произведений. Главное, чтобы всё было в меру. А это уже зависит от чуткости исполнителя.
From
(17.04.2011 16:56)
Yuriyauskiev писал:
у всех год записи 1992
Это жаль. Чувствуется, что у Рихтера уже не так много сил, я уверен, что он исполнял Фантазию гораздо живее ранее. В ответ на::
Чего не делает в ней Рихтер - так это не играет, как пианист,
сопровождающий немые фильмы
Согласен. Исполнение живое. Рихтер мастерски владеет пианиссимо в поздних записях. Однако, как я уже сказал, в меньшей степени чувствуется его пылкий темперамент, но далеко не настолько, чтобы запись стала неинтересной.
Yuriyauskiev
(17.04.2011 17:51)
From писал(а):
`В ответ на: `Чего не делает в ней Рихтер - так это не играет, как пианист, сопровождающий немые фильмы`.
Согласен. Исполнение живое. Рихтер мастерски владеет пианиссимо в поздних записях. Однако, как я уже сказал, в меньшей степени чувствуется его пылкий темперамент, но далеко не настолько, чтобы запись стала неинтересной.`
Вы, кажется, не так меня поняли. Я единственный раз побывал на сеансе немых фильмов в модном тогда ленинградском лектории в январе 72-го. Там собирался цвет интеллигенции, и мой приятель, впоследствии ставший европейской знаменитостью в области археологии, Марк Щукин, пригласил меня туда. Смотрели три немых фильма, и всё это шло под аккомпанемент пианиста. Надо было передать дух той эпохи. Пианист был очень понимающий и прекрасно владевший инструментом. Ясно было, что он специально позволяет некоторые преувеличения: шла душераздирающая мелодрама с ползающей по полу калекой, пытавшейся спасти от вампического красавца свою несчастную сестру, которой он ломал жизнь. Можно фильм не смотреть и понимать, что там могло быть, какие там страсти разгорались. Пианист тоже должен был соответствовать - а как же иначе - страсть должна быть у всех. Он прекрасно импровизировал на тему `Ночной серенады` Шуберта. Без труда каждый может представить себе, как это могло быть.
Рихтер в любой период своей деятельности соблюдал меру. Безвкусных преувеличений у него не было никогда. По поводу характера исполнения в разные периоды, так тут совершенно ясно, что в молодости или в `средний` период он играл свободнее. Надо ли объяснять, что любой человек так устроен физиологически, и никто резвее к старости не становится? Но музыкальность у Рихтера не иссякала. Появлялись порой пугающие нотки (напр., в поздних записях `Острова радости`). Но он радовал и такими откровениями, когда чувствовалось, что человек стоит на пороге вечности и видит, что происходит в областях, нам недоступных. И это не пустая метафора. Слушая хотя бы всего лишь запись 31-ой Бетховена 8/12/91 в Белом зале ГМИИ им.Пушкина, начинаешь не только умом - кожей понимать, что значит пушкинский `пиитический ужас`.
From
(17.04.2011 18:44)
Пожалуй, что и неправильно Вас понял, Yuriyauskiev. Согласен по поводу иссякания резвости, но не иссякания разума. И по поводу чувства меры тоже. Порой неправильно думают, что где у Скрябина rall., нужно замедлять до потери пульса, а где cresc. - доводить до трех форте (многие при том еще и ускоряют до невозможного).
26/12/42 в Москве, в БЗК. Посмотрите, какая это была программа (знак `I` соответствует
первому исполнению, правда, Рихтер с этой целью начал применять его в своих тетрадях
гораздо позже):
TCHAIKOVSKY
Piano Sonata in G, Op.37 I
RACHMANINOFF
Barcarolle in g, Op.10/3 I
Prelude in C, Op.32/1 I
Prelude in b-flat, Op.32/2 I
Prelude in B-flat, Op.23/2
-------------
GLAZUNOV
Suite on the theme “Sasha”, op.2 I
SCRIABIN
Prelude in a, Op.11/2 I
Prelude in E, Op.11/9 I
Prelude in c-sharp, Op.11/10 I
Prelude in B, Op.11/11 I
Prelude in A-flat, Op.11/17 I
Prelude in f, Op.11/18 I
Prelude in D-flat, Op.11/15 I
Prelude in b-flat, Op.11/16 I
Fantasy in b, Op.28 I
[RACHMANINOFF
Piano Piece - Romance, Op.10/6 I
Prelude in g-sharp, Op.32/12 I
Etude Tableau in c, Op.39/1 I ]
Эта запись Фантазии - единственная?
Эта запись Фантазии - единственная?
Ну что Вы! У меня их десять - две официальные, восемь любительских, причем, одна из ни -
`секретная`. Так иногда бывает - кто-то где-то заполучил и не хочет, чтобы другие слушали.
Иными словами, `собака на сене`. Поскольку я связан обещаниями (мне совершенно не
понятными), выложить ее (2/9/92 - Rimini) не могу, а остальные - пожалуйста. Жаль, что все
они поздние, у всех год записи 1992.
Кстати, здесь ранее выложенную запись как-то странно приняли, судя по оценкам. Чего не
делает в ней Рихтер - так это не играет, как пианист, сопровождающий немые фильмы. Это
совсем не значит, что я против таких пианистов, наоборот, сам слушал в 72-ом в Ленинграде,
во время сеанса старинных фильмов. Это своеобразная культура. Но, надеюсь, понятно, что я
имел в виду, говоря об исполнении Фантазии Рихтером. Внутренняя самодисциплина нужна при
исполнении любых произведений. Главное, чтобы всё было в меру. А это уже зависит от
чуткости исполнителя.
Это жаль. Чувствуется, что у Рихтера уже не так много сил, я уверен, что он исполнял
Фантазию гораздо живее ранее.
В ответ на::
пианист,
сопровождающий немые фильмы
Согласен. Исполнение живое. Рихтер мастерски владеет пианиссимо в поздних записях.
Однако, как я уже сказал, в меньшей степени чувствуется его пылкий темперамент, но далеко
не настолько, чтобы запись стала неинтересной.
`В ответ на: `Чего не делает в ней Рихтер - так это не играет, как пианист,
сопровождающий немые фильмы`.
Согласен. Исполнение живое. Рихтер мастерски владеет пианиссимо в поздних записях.
Однако, как я уже сказал, в меньшей степени чувствуется его пылкий темперамент, но далеко
не настолько, чтобы запись стала неинтересной.`
Вы, кажется, не так меня поняли. Я единственный раз побывал на сеансе немых фильмов в
модном тогда ленинградском лектории в январе 72-го. Там собирался цвет интеллигенции, и
мой приятель, впоследствии ставший европейской знаменитостью в области археологии, Марк
Щукин, пригласил меня туда. Смотрели три немых фильма, и всё это шло под аккомпанемент
пианиста. Надо было передать дух той эпохи. Пианист был очень понимающий и прекрасно
владевший инструментом. Ясно было, что он специально позволяет некоторые преувеличения:
шла душераздирающая мелодрама с ползающей по полу калекой, пытавшейся спасти от
вампического красавца свою несчастную сестру, которой он ломал жизнь. Можно фильм не
смотреть и понимать, что там могло быть, какие там страсти разгорались. Пианист тоже
должен был соответствовать - а как же иначе - страсть должна быть у всех. Он прекрасно
импровизировал на тему `Ночной серенады` Шуберта. Без труда каждый может представить себе,
как это могло быть.
Рихтер в любой период своей деятельности соблюдал меру. Безвкусных преувеличений у него
не было никогда. По поводу характера исполнения в разные периоды, так тут совершенно ясно,
что в молодости или в `средний` период он играл свободнее. Надо ли объяснять, что любой
человек так устроен физиологически, и никто резвее к старости не становится? Но
музыкальность у Рихтера не иссякала. Появлялись порой пугающие нотки (напр., в поздних
записях `Острова радости`). Но он радовал и такими откровениями, когда чувствовалось, что
человек стоит на пороге вечности и видит, что происходит в областях, нам недоступных. И
это не пустая метафора. Слушая хотя бы всего лишь запись 31-ой Бетховена 8/12/91 в Белом
зале ГМИИ им.Пушкина, начинаешь не только умом - кожей понимать, что значит пушкинский
`пиитический ужас`.
но не иссякания разума. И по поводу чувства меры тоже. Порой неправильно думают, что где у
Скрябина rall., нужно замедлять до потери пульса, а где cresc. - доводить до трех форте
(многие при том еще и ускоряют до невозможного).