1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно.
2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться!
3.Comodo. Scherzando. Без спешки.
4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)...Читать дальше
Скачать ноты 1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно. 2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться! 3.Comodo. Scherzando. Без спешки. 4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo)...Читать дальше
1893-96, rev. 1906
1.С силой. Решительно. 2.Tempo di Menuetto. Очень сдержанно. Не торопиться! 3.Comodo. Scherzando. Без спешки. 4.Очень медленно. Misterioso. Абсолютное ppp. (Alt-Solo) 5.Весело по темпу и с выражением дерзости. (Соло альта, женский хор и хор мальчиков) 6.Медленно. Покойно. Прочувствованно. Первоначально к этой симфонии была программа: 1.„Пан пробудился. Лето вступает в права“ 2.„Что мне рассказывают цветы на лугу“ 3.„Что мне рассказывают звери в лесу“ 4.„Что мне рассказывает человек“ 5.„Что мне рассказывают ангелы“ 6.„Что мне рассказывает Любовь“ от публикации которой Малер впоследствии отказался. Часть IV О человек! Внимай! Что говорит глубокая полночь? «Я спал, я спал, Я пробудился от глубокого сна. Мир глубок, И глубже, чем думал день. Глубока его скорбь. Радость – еще глубже скорби: Боль говорит: «Погибай!» Но всякая радость хочет вечности – Хочет глубокой, глубокой вечности!» (Ф. Ницше «Полуночная песнь Заратустры») Часть V Поют три ангела сладостный напев, Благостно звучит он в небе. Они, ликуя, радуются тому, Что Петр от своих грехов свободен. Когда Сам Иисус за столом Со своими двенадцатью учениками вечерю вкушал, то: «Что стоишь ты здесь? Когда я на тебя смотрю, плачешь ты», – сказал Иисус. – Как мне не плакать, милостивый Боже, Я преступил все десять заповедей. – Ты не должен плакать! – Иду я и плачу горько. Ах, прошу, сжалься надо мной! – Если ты нарушил заповеди, Пади на колени и молись Богу! Люби Бога всегда – И с тобой пребудет небесная благодать, Святая, которой нет конца! Небесная благодать уготована Петру По милости Иисусовой – и всем во благо. (Из «Волшебного рога мальчика») Х Свернуть
Рикардо Шайи
(дирижер)
,
Петра Ланг
(меццо-сопрано), Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам)
, Пражский филармонический хор
|
||
музыки (речь, конечно, не о размерах). И общая тенденция последних времен - играть всё
более аналитично и, значит, все медленнее. У Шайо хронометраж 1-40. И все бы хорошо, но
часто даже у больших музыкантов, таких как Бернстайн, это приводит, как мне кажется, к
очень уж явной, нарочитой растянутости. Это сказывается уже на динамике 1-й части (в
которой Р.Штраусу виделось грозное протестное шествие), но особенно много теряет при этом
гениальное заключительное адажио, которое, все-таки, должно сохранять живое человеческое
дыхание (`О чем мне говорила Любовь`!). И, может быть, самое главное: в середине этого,
отнюдь не умиротворенного, адажио заложена горчайшая, трагическая кульминация, которая,
собственно, и есть момент истины всей симфонии, всей этой гигантской философской
концепции. Но при таком исполнении, как у Шайо, это, увы, теряется, размазывается. Так
что, можно, конечно, играть и медленно, но всё хорошо в меру...
впечатляет. К сожалиню, солирующих вокалистов указывают здесь очень редко. Если выложившие
записи, добавили бы имена вокалистов, мы бы сказали им спасибо еще раз. А первый раз
сказали, когда прослушали записи.
что концепция не очень нравится, а голос впечатляет. К сожалиню, солирующих вокалистов
указывают здесь очень редко. Если выложившие записи, добавили бы имена вокалистов, мы бы
сказали им спасибо еще раз. А первый раз сказали, когда прослушали записи.
Петра Ланг (меццо-сопрано). Как же Вы не угадали? Это так просто...
построение и настрой торжественной и величавой поступи Жизни. Жизнеутверждающая симфония с
жизнеутверждающим завершением. Гимн Мира.
надо уметь. Уметь выдержать общее построение и настрой торжественной и величавой поступи
Жизни. Жизнеутверждающая симфония с жизнеутверждающим завершением. Гимн Мира.
всегда считал Третью одной из самых грандиозных симфоний Малера, и по смыслам, и по
музыке. Да и вообще одним из самых великих творений в мировой музыке за всю ее историю
(для меня три `самых-самых` симфонии это -Шестая Чайковского, Третья Малера и Восьмая
Шостаковича). И всегда удивлялся, что об этой симфонии как-то сравнительно мало говорят.
Масса почитателей, скажем, Шестой, что меня тоже как-то удивляет. Малер это Малер,
конечно, но Шестая это далеко не Третья. Вы называете ее жизнеутверждающей. В известном
смысле, конечно, так. Но обратите внимание на финальное адажио. Это - синтез, итог,
благодарность за дар жизни. Но обратите внимание на две потрясающие, почти страшные,
кульминации в этом финале, сколько в них горечи! К сожалению, мало у кого из дирижеров эти
кульминации звучат как надо, а в них - весь смысл не только финала, но и всей симфонии.
синтез, итог, благодарность за дар жизни. Но обратите внимание на две потрясающие, почти
страшные, кульминации в этом финале, сколько в них горечи! К сожалению, мало у кого из
дирижеров эти кульминации звучат как надо, а в них - весь смысл не только финала, но и
всей симфонии.
позволено так говорить). Я не хочу ни с кем спорить. Мне (пока) трудно назвать то, что
слышите Вы, горечью. Я (пока) обращаю внимание на другое. Например на то, как на фоне
медленного сгущения какой-то неотвратимости наступает торжественный и громогласный финал
(я имею в виду финальные такты). Но у Малера (по крайней мере, мною) это видится как
квинтэссенция, то есть кульминация в том, смысле, что это именно что разрешение
предшествующего накопления, его диалектическое преодоление, и одно без другого невозможно
представить. Зачем страдания без последующей радости (бытия например)? [Что-то я немного
расфилософствовался. Отвык от этого дела. Увы.] Знать бы ещё, в чьём исполнении Вы лучше
всего почувствовали `потрясающие, почти страшные, кульминации в этом финале`.
мировосприятия
недостаточно регулярно, и не сразу заметил Ваш пост. Разумеется, слышим мы по-разному, это
нормально, но я не вижу в Вашем описании финала ничего, что радикально противоречило бы
моему описанию. Речь – об оттенках. Я наиболее внимательно, если можно так называть ЭТО,
слушал, конечно, то, что есть у меня. Это,в частности, Бернстайн, Аббадо, Шолти, Булез,
Хайтинк, Адлер, Рэттл и др. первачи. Есть и наши исполнители, среди которых выделяю (не
только по финалу, но и вообще, в целом) К.П.Кондрашина (может быть потому, что слышал его
раньше других, в том числе в БЗК). Кто мне ближе всех? Вы будете удивлены, но из того, что
я вообще слышал, мне лично ближе всего в финале 3-й Малера…. Павел Коган… Честно говоря,
я всегда побаивался этой `своей` трактовки финала, которую могли бы назвать отсебятиной,
но вот оказалось, что и настоящие профессионалы порой так же понимают эту музыку.К
сожалению в Архиве нет его записи. Что касается трактовки Малера в целом, то одного
дирижера, «специалиста», так сказать по М.,мне лично назвать трудно, хотя были Бруно
Вальтер и др. Например, большинство дирижеров играют 2 и 3 ч.ч. Третьей симфонии так, что
они выпадают из общей концепции (можно было бы слушать симфонию как 4-частную). А вот у
Е.Ф.Светланова они как-то вписываются достаточно органично. Из тех, кто еще недавно
наиболее фундаментально ставил и записЫВАл Малера, я бы назвал все таки Бернстайна,
особенно его 8-ю (Лондонскую запись 66-го года).
я не вижу в Вашем описании финала ничего, что радикально противоречило бы моему описанию.
Речь – об оттенках.
Вами можем что-то слышать и одинаково. Этого также нельзя исключать. Просто, у восприятия
есть своя скорость, и на каждом этапе видится и слышится разное. Одно очень хорошо видится
вблизи, но исчезает общая картина; издали возникает весь замысел в целом, но детали
безнадёжно пропадают. Потом, ещё, есть расстояние по времени. Многое можно услышать и
расслышать только тогда, когда многое уляжется и немного спрессуется.
К сожалению, у меня нет никаких чисто музыкальных способностей. Я не могу воспринимать
здесь и сейчас. Мне нужно много раз вернуться к одному и тому же, что бы это как-то осело
внутри, утряслось и спрессовалось в какую-то единую картину. В этом смысле, я сильно
завидую музыкантам. У них есть возможность `близкодействия`.
Немного жаль, что мы никогда не узнаем, как мог бы прозвучать Малер у Мравинского. Где-то
в году 2019-ом я хотел попасть на открытие сезона в Большом зале наше Петербургской
филармонии. Темирканов должен был играть Малера, Первую симфонию. Но в последний момент
Малера заменили на Дворжака. Жаль. Кстати, а что Вы можете, всё-таки, сказать О Шайи?
Есть и ещё один печальный момент. Любое прослушивание необратимо. Нельзя просто так
забыть чьё-то исполнение и прослушать свежим взглядом как новое любое другое. Что-то
понравится, и начинаешь оценивать других по той же мерке. Очень мешает восприятию. Но
иногда совершается чудо, и можно заново вернуться к музыке посвежевшим.
все таки - ничего. Слышал его мало, и никакого собственного мнения о Шайи, как об
отдельном явлении, заставляющем о себе говорить, у меня, соответственно, не сложилось.
Это, разумеется,в минус не Шайи, а мне.
Исполнение неплохое, достаточно интересное. В первой части мне понравился эпизод в
последней ее трети, который Шайи играет неожиданно быстро. Получиось оригинально, если
можно так сказать – остроумно. Но определенные пртензии у меня все таки к финалу. Шайи
делает его нарочито сдержанно, надо полагать в расчете на контрастное сопоставление с
заключением. Но это у него как-то не срабатывает. Главное же –то, что при этом как бы
меняется вся интонация этого заключения грандиозного цикла. У Шайи оно звучит так, как
если бы «что-то еще будет», что надо ожидать развития, в то время как это – заключение.
Часть эта должна звучать «итогово», финально, причем – не тоько за счет заключения с
шествием литавр, но - буквально с самого начала. У Шайи этого этого нет: вместо широкого
мелодичесого дыхания – предельное самоограничение. Мне кажется, ИМХО, здесь у него
просчет.
довольно целостно и, наверное, немного ближе к финальности.