1. Allegro con brio
2. Andante con moto
3. Allegro
4. Allegro

Посвящено графу Францу Иосифу фон Лобковицу и графу Андрею Разумовскому

Rec. 28.05.1992.
         (19)  


Orfeo1607 (25.12.2015 18:40)
Есть три чемпиона по медленным темпам: Клемперер, Челибидаке и Фричаи. Сравните их,
кто-нибудь, выскажитесь что думаете, каковы ощущения. Все-таки, эти трое выпадают из
сравнений с другими по явновыраженным причинам, указанным выше...

Mikhail_Kollontay (25.12.2015 19:04)
Orfeo1607 писал(а):
трое выпадают из сравнений с другими
Разве в
личностях дело. Вопрос же в том, кто читает написанный автором текст, а кто не читает.
Например, четверти - это четверти, и если нет обозначения алла бреве, то им подобает
определённая темповая окраска. Или зона, извините за выражение. Ведь не только ноты как
таковые автор пишет, но и показывает, какого темпа (в том числе) он хочет от нас. Но если
из поколения в поколение исполнители даже не задумываются наполнить содержанием авторского
движения, но нарабатывается мозоль, и начинает писать губерния. В этом роде есть рассказ,
как в 9-й, что ли, Шостаковича все упорно делали вот такого рода какую-то ошибку. Автор
возмущался, объяснял. требовал. А потом - кажется, Гликман рассказывает - сидят они на
репетиции, и опять со сцены несётся... Митя, ну как же так? - А Митя уже только горестно
рукой махнул. В педагогике с этим постоянные бои, потому что уже и мои коллеги игнорируют
требования. Просто им не объяснили когда-то. Так и живём. В 31-й Бетховена во 2 части -
четверти. Во всех менутах - четверти, на три они играются, а не на раз. Скажем, в 13
сонате вторя `часть` - четверти. И т.д. без конца. У Шуберта в Гран дуо со скрипкой 4/4, а
не алла бреве, тоже тут обычно что бывает-то.

Opus88 (25.12.2015 20:43)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Разве в личностях дело. Вопрос же в том,
кто читает написанный автором текст, а кто не читает. Например, четверти - это четверти, и
если нет обозначения алла бреве, то им подобает определённая темповая окраска. Или зона,
извините за выражение. Ведь не только ноты как таковые автор пишет, но и показывает,
какого темпа (в том числе) он хочет от нас. Но если из поколения в поколение исполнители
даже не задумываются наполнить содержанием авторского движения, но нарабатывается мозоль,
и начинает писать губерния. В этом роде есть рассказ, как в 9-й, что ли, Шостаковича все
упорно делали вот такого рода какую-то ошибку. Автор возмущался, объяснял. требовал. А
потом - кажется, Гликман рассказывает - сидят они на репетиции, и опять со сцены
несётся... Митя, ну как же так? - А Митя уже только горестно рукой махнул. В педагогике с
этим постоянные бои, потому что уже и мои коллеги игнорируют требования. Просто им не
объяснили когда-то. Так и живём. В 31-й Бетховена во 2 части - четверти. Во всех менутах -
четверти, на три они играются, а не на раз. Скажем, в 13 сонате вторя `часть` - четверти.
И т.д. без конца. У Шуберта в Гран дуо со скрипкой 4/4, а не алла бреве, тоже тут обычно
что бывает-то.
А можно вопрос - в Бахе делают ошибки?
(Вот в атональной музыке Шенберге трудно ошибиться - многие ноты вышли с огромным
количеством опечаток - и ничего).

Если всем каки-то веши понятнее и привычнее играть - то может быть, что композитор не
прав?

Mikhail_Kollontay (25.12.2015 21:51)
Opus88 писал(а):
А можно вопрос - в Бахе делают ошибки?
(Вот в атональной музыке Шенберге трудно ошибиться - многие ноты вышли с огромным
количеством опечаток - и ничего).

Если всем каки-то веши понятнее и привычнее играть - то может быть, что композитор не
прав?
Я в молодости считал, что к-ор всегда прав. Меня в этом сильно разубеждал
ААБузовкин на примере Жизни за Царя. Там делают кучу купюр, и если их раскрыть, лучше не
становится. Или просто мы уже намертво привыкли? Про барокко я не спец, а спецы
рассказывали, что там есть понятные правила, связанные с человеческим пульсом, но я ничего
от себя тут не могу сказать.

Opus88 (25.12.2015 22:39)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я в молодости считал, что к-ор всегда
прав. Меня в этом сильно разубеждал ААБузовкин на примере Жизни за Царя. Там делают кучу
купюр, и если их раскрыть, лучше не становится. Или просто мы уже намертво привыкли? Про
барокко я не спец, а спецы рассказывали, что там есть понятные правила, связанные с
человеческим пульсом, но я ничего от себя тут не могу сказать.
Если в барокко -
пульс, дыхание, то у каждого ведь свое.
Меня, как игнорамуса, всегда поражала дискретность нот - как бы всего лишь основные
точки, а по ним нужно создать картинку, и не всегда двумерную.
То есть, получается, что композитор излагает свой взгляд - ракурс/проекцию, и как тогда
можеть быть абсолютная правота (?)

Mikhail_Kollontay (26.12.2015 05:14)
Opus88 писал(а):
дискретность
Да, ноу-хау. Которое только устно
передается. И чем дальше эпоха, тем безнадёжнее что-то сделать в этом смысле. Скажем,
донотолинейная, т.е. невменная, запись - если она даже точно понятно как читается, её все
равно непонятно как исполнять. А уж если не точно читается, что как правило, то не надо
обижаться, ибо иероглифика: передается смысл, но не конкретное звучание.

Opus88 (26.12.2015 05:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да, ноу-хау. Которое только устно
передается. И чем дальше эпоха, тем безнадёжнее что-то сделать в этом смысле. Скажем,
донотолинейная, т.е. невменная, запись - если она даже точно понятно как читается, её все
равно непонятно как исполнять. А уж если не точно читается, что как правило, то не надо
обижаться, ибо иероглифика: передается смысл, но не конкретное звучание.
Да, с одной
стороны - традиции, а с другой стороны - новые времена - новые традиции/нравы.
Если иероглифы - то все в руках (и головах) исполнителей.

Если вон кому-то пенопласт нравится, то там и правильный кусок и материал нужно выбрать,
и нервы крепкие иметь.

sir Grey (26.12.2015 06:47)
Mikhail_Kollontay писал(а):
/.../Скажем, в 13 сонате вторя `часть` -
четверти. /.../
Как много в книге опечаток,
Как много непонятных мест!

Где там четверти во второй части? Я ничего не понимаю.

Mikhail_Kollontay (26.12.2015 07:08)
sir Grey писал(а):
четверти во второй части
...то, что в до
миноре...

sir Grey (26.12.2015 10:35)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...то, что в до миноре...
Стыдно
признаться, я как-то всегда считал эту сонату трехчастной. Думал, что это такая приклейка
к первой части, а потом - сразу Адажио. Позор.

Да, я эти четверти тоже всегда воспринимал как триоли, и мне всегда кажется, что их
медленно слишком играют, что надо играть, как восьмые. Смешно.

Спасибо.

Mikhail_Kollontay (26.12.2015 10:53)
sir Grey писал(а):
четверти
Надо бы мне записать попытаться эту
сонату, тогда, может, яснее будет.

sir Grey (26.12.2015 11:02)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Надо бы мне записать попытаться эту
сонату, тогда, может, яснее будет.
Конечно, будет яснее!!!

Osobnyak (26.12.2015 14:03)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Надо бы мне записать попытаться эту
сонату, тогда, может, яснее будет.
Не знаю, что Вы резину тянете. Деррида развивал
где-то мысль о том, что человек в континууме Пространства/Времени отсутствует, и чтобы
доказать своё присутствие, ему надо оставить знаки присутствия. Так что - имеете право
наследить. А то никому не докажешь, что был такой Коллонтай... Трудно не БЫТЬ Богом, а -
ПРОЯВИТЬ Бога. В данном случае - речь не о религии... По умолчанию, надеюсь, понятно.

Mikhail_Kollontay (26.12.2015 14:09)
Osobnyak писал(а):
чтобы доказать своё присутствие, ему надо оставить
знаки присутствия
Так а зачем, мне все равно. Записать - сказать легко, сделать
труднее. Не всегда получается, и уже возраст. Я пытался вариации этого хрена сделать, но
не вышло, да и мало ли чего не вышло. Вон Времена года не вышли, ХТК не вышел, по несколку
раз брался. В первую очередь надо бы Комитаса, но и с ним что-то не идет пока. Хотя сто
раз играл, но стар стал. Потом, Вам-то к чему, Вам оно неинтересно.

gutta (26.12.2015 14:19)
Osobnyak писал(а):
... Деррида развивал где-то мысль о том, что
человек в континууме Пространства/Времени отсутствует...
Прошу, не читайте. Засранец.

Osobnyak (26.12.2015 15:07)
gutta писал(а):
Прошу, не читайте. Засранец.
Я знаю.

Osobnyak (26.12.2015 15:14)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Так а зачем, мне все равно. Записать -
сказать легко, сделать труднее. Не всегда получается, и уже возраст. Я пытался вариации
этого хрена сделать, но не вышло, да и мало ли чего не вышло. Вон Времена года не вышли,
ХТК не вышел, по несколку раз брался. В первую очередь надо бы Комитаса, но и с ним что-то
не идет пока. Хотя сто раз играл, но стар стал. Потом, Вам-то к чему, Вам оно
неинтересно.
Насчёт техники - это да. В этом случае главное - умение подбирать
репертуар под особенности техники. Но это с годами приходит. По молодости замахиваешься на
всё, а потом начинаются обломы на концертах, неверный баланс сил. Кто-то играет в 1
отделении трудные вещи - и после первой же пьесы сдыхает. И всё 2-е отделение - выходной.

Mikhail_Kollontay (26.12.2015 15:22)
Osobnyak писал(а):
обломы
Причем проблема в мозгах, которые не
могут делать то, что раньше не составляло проблемы. Правда, и запросы увеличиваются. Так,
как я Баха-Чайковского-Комитаса играл в 70-е, я играть и сейчас могу. А так, как надо
играть сейчас - нет.

Osobnyak (26.12.2015 15:23)
gutta писал(а):
Прошу, не читайте. Засранец.
Тургенев писал о
французах ( в статье о Евгении Тур), что они умеют только отрицать и ниспровергать, а
книги писать не умеют. Я с этим категорически согласен и Деррида здесь - высшее
подтверждение сему.



 
     
classic-online@bk.ru