Насколько я знаю, запись «пиратская», поэтому весьма некачественная. Но концерт этот в Венеции люблю, поэтому решил выложить. Думаю, понимающие люди всё услышат даже при отсутствии качества.
Если не ошибаюсь, запись, выложенная sergey, – это 20/6/55 – Москва. Уже не раз высказывал удивление тем, что люди не дают полные ссылки.
MargarMast
(10.05.2011 01:11)
Вы знаете, Юрий, никак не могу понять, как так получилось, что я, живя в Москве в то время, когда Рихтер ещё там выступал (хотя был и не в самом расцвете своего таланта), ни разу не пыталась попасть на его концерты. Мне кажется, это был дух юношеского противоречия - раз все так рвутся - я не пойду `вослед толпе` (то же было, кстати, с Таганкой). Ну не глупо ли? Вот теперь кусаю себе локти. А Вы, похоже, жили на этом духовним наркотике, если можно так сказать, большую часть своей жизни.
Yuriyauskiev
(10.05.2011 23:54)
MargarMast писал(а):
Вы знаете, Юрий, никак не могу понять, как так получилось, что я, живя в Москве в то время, когда Рихтер ещё там выступал (хотя был и не в самом расцвете своего таланта), ни разу не пыталась попасть на его концерты. Мне кажется, это был дух юношеского противоречия - раз все так рвутся - я не пойду `вослед толпе` (то же было, кстати, с Таганкой). Ну не глупо ли? Вот теперь кусаю себе локти. А Вы, похоже, жили на этом духовним наркотике, если можно так сказать, большую часть своей жизни.
Сразу несколько возражений, MargarMast, доброжелательных, но и серьезных. Что значит «не в самом расцвете своего таланта»? Естественно, бессмысленно сравнивать физическое состояние старца и молодого человека. Но у Рихтера в последние годы можно было услышать такое исполнение, такие мысли, какие в молодые годы его не посещали. Уже, кажется, говорил, что прочтение 31-ой Сонаты Бетховена 8/12/91 в ГМИИ им.Пушкина (концерт памяти Д.Н.Журавлева) считаю чуть ли не главной вершиной среди прочих его исполнений этой сонаты (имею в виду сохранившиеся записи, а их тоже тридцать одна). В начале 90-ых он много играл Баха. №-я Английская сюита звучала у него как-то по-новому, «человечнее», что ли. 6-я – совершенно потрясающе, и эти баховские шедевры можно было послушать в Москве в больших залах и музыкальных школах. Как правило, концерты кому-то посвящались – памяти Г.Г.Нейгауза, Олега Кагана, Ираиды Тимофеевны Бобровской. Некоторые записи сохранились. Это настоящие вершины без всяких скидок на возраст и прочее. Конечно, слушая это, не раз думал о несправедливости судьбы – немного больше бы здоровья Маэстро в те годы. И тем более его свершения вызывают уважение. Очень жалею, что не мог бывать тогда в Москве. Довольствуюсь весьма неважными, но многочисленными записями. А ведь есть у меня друзья в Москве, не пропускавшие практически ни одного концерта. И стремились они всё это услышать, что совсем не похоже на наркотическую зависимость (второе возражение). Это великое искусство поднимает и возвышает, а не делает рабом страсти, к тому же, как в случае наркотика, порочной. Ну ладно, мы, простые смертные так реагировали. Но почитайте интервью Наталии Гутман, рассказавшей о первом большом потрясении в молодом возрасте – концерте Исаака Стерна. Но следующее потрясение было более сильным – концерт Рихтера. Это потрясение растянулось на многие годы. Не думаю, что оно прошло с его уходом. Как-то после концерта в Киеве в разговоре она вспоминала, что когда он играл «Картинки с выставки», казалось, что стены БЗК раздвигались.
Совсем не надо следовать вкусам толпы, но тОлпы возле любого зала, в котором он играл, - совсем другого характера. Бывает, валит у нас в метро чужая толпа в районе какого-нибудь зала, в котором выступают эти кумиры, поющие всякую дрянь, а я всегда иду в противоположную сторону. То же самое в случае футбольных матчей. Но ощущать возбуждение совсем не толпы, а нормальных людей, собирающихся возле нашего филармонического зала или возле Малого зала в Ленинграде, где мне посчастливилось дважды слушать Рихтера, то ли возле БЗК – совсем другое. А уж после концерта видеть просветленные лица – это незабываемые ощущения. Итак, не наркотик это, даже не духовный, а великое искусство, которое потрясало и не перестает потрясать. Вот и подпись у меня на одном форуме:
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
в сердце врезалось ему.
MargarMast
(11.05.2011 00:57)
Yuriyauskiev писал(а):
Сразу несколько возражений, MargarMast, доброжелательных, но и серьезных.
Юрий, честно говоря, ожидала такой реакции с Вашей стороны - и именно по тем самым двум пунктам. Тем более рада услышать Ваши возражения по поводу `незакатного` таланта Рихтера - это дало Вам возможность ещё раз `пройтись` по вершинам его достижений в более зрелом возрасте. Что касается моего `неслияния` с `толпой` которая, ну конечно же, совершенно иная около Консерватории и Таганки, чем у, скажем, Лужников во время выступления какой-нибудь поп-звезды - у меня и в мыслях не было сравнивать эти `толпы`. Просто, увы, у меня такое `анти-толповое` состояние всегда - может быть, потому что надо было стараться `достать билетик`. Ну да ладно, дело прошлое, увы. А что касается `духовного наркотика` - не думаю, что Вы меня правильно поняли. И уж точно в этом словосочетании нет никаког намёка на порочность. Просто человек, вкусивший `высшего`, непременно к этому высшему будет всегда стремиться. Его не удовлетворят никакие другие `опции`, согласитесь. Это ведь именно то, что произошло с Вами - это выразилось в Вашей любви и преданности Pихтеру. Вы решили, что это - высшее, что может дать исполнительское искусство, а потому всё остальное кажется Вам менее достойным поклонения. Конечно же, это - зависимость, хотя и высшего порядка. Мы все ведь стремимся получить от этой жизни, как говорится, по максимуму. Ну вот, Вы и получили `по максимуму`, слушая Рихтера. И это - прекрасно. Так что -`духовная наркотическая зависимость` - это не зло, но благо. К сожалению, её не всегда легко удовлетворить.
Yuriyauskiev
(11.05.2011 21:00)
MargarMast писал(а):
Тем более рада услышать Ваши возражения по поводу `незакатного` таланта Рихтера
Приведу несколько выдержек из книги Юрия Башмета, которую, не сомневаюсь, многие знают. Не хочу сказать, что это ответ на цитируемые мной Ваши слова, но вот захотелось напомнить.
На самом деле ему было неважно, на каком инструменте он играет. Потому что он подчинил инструмент себе. И мы всегда в конечном счете слышим, что это играет Рихтер.
Этот человек был невероятным тружеником, до бесконечности оттачивал мастерство.
Его девиз в жизни был – преодоление самого себя. Он любил поставить себе какую-нибудь трудную задачу.
Однажды я вошел в комнату, где он занимался, а он говорит:
– Хотите, я вам сыграю один божественный этюд Шопена? Все-таки какой он гений!
И сыграл мне Этюд ми-бемоль минор со сплошными отклонениями и модуляциями. Действительно, невероятное произведение! Совершенство! Это была щемящая музыка, тревожащая душу.
Когда прозвучал последний аккорд, Рихтер снял очки, и я увидел, что у него текут слезы.
С уходом Рихтера я потерял главное – критерий жизни. Если хотите, он был для меня `живым примером`. Так же, как когда-то моя мама. Ее уже давно нет, а критерий остался. Он не исчезает. Я надеюсь, что и связь с душой Рихтера не прервется.
Рихтер никогда не позволял себе халтурить. Невероятная какая-то честность. Я не имею в виду – ноты не те сыграть, а честное отношение к самому произведению: ведь должна отстояться концепция, должны быть исключены технические случайности. Исполнение выверялось до мельчайших деталей. Он еще говорил, что не просто учит ноты, а пробует варианты состояний и эмоций в каждой фразе. И так час за часом, год за годом… Он вышел на небывалый, высочайший профессиональный уровень и поддерживал его не только строжайшей профессиональной дисциплиной, но и в первую очередь тем, что вообще жил очень честно.
MargarMast
(11.05.2011 21:41)
Да, Вы знаете, Юрий, вот одно из самых магических для меня дарований истинного художника - его честность. Истинные слова! Потому что именно честность перед композитором, перед слушателями, перед самим собой заставляют такого Мастера трудиться `и день, и ночь, и день, и ночь` - достигать именно того уровня, планку которого он предопределил. Как хорошо Башмет сказал! Вы знаете, я переслушаю этот этюд Шопена в исполнении Рихтера. Я попробую ещё раз переслушать его Шопена - мне просто теперь стало по-настоящему интересно, как же у меня так разошлись представления о нём с рихтеровскими исполнениями. Может быть, он просто слышит и передаёт то, что пока не могу услышать я? Я попробую. Спасибо большое за этот отрывок из книги.
OlGavA
(08.08.2013 16:28)
Yuriyauskiev писал(а):
Он вышел на небывалый, высочайший профессиональный уровень и поддерживал его не только строжайшей профессиональной дисциплиной, но и в первую очередь тем, что вообще жил очень честно.
Большое спасибо Вам за прекрасные слова и интересные впечатления о творчестве С.Рихтера. Спасибо. Ю.Башмет так точно сформулировал!..
ak57
(23.08.2013 21:35)
Yuriyauskiev писал(а):
людей, собирающихся возле нашего филармонического зала или возле Малого зала в Ленинграде, где мне посчастливилось дважды слушать Рихтера, то ли возле БЗК – совсем другое...
Интересно, как они покупали билеты на Рихтера. Я эти билеты три раза в своей жизни пытался купить - и три раза не смог.
Венеции люблю, поэтому решил выложить. Думаю, понимающие люди всё услышат даже при
отсутствии качества.
Если не ошибаюсь, запись, выложенная sergey, – это 20/6/55 – Москва. Уже не раз
высказывал удивление тем, что люди не дают полные ссылки.
время, когда Рихтер ещё там выступал (хотя был и не в самом расцвете своего таланта), ни
разу не пыталась попасть на его концерты. Мне кажется, это был дух юношеского
противоречия - раз все так рвутся - я не пойду `вослед толпе` (то же было, кстати, с
Таганкой). Ну не глупо ли? Вот теперь кусаю себе локти. А Вы, похоже, жили на этом
духовним наркотике, если можно так сказать, большую часть своей жизни.
получилось, что я, живя в Москве в то время, когда Рихтер ещё там выступал (хотя был и не
в самом расцвете своего таланта), ни разу не пыталась попасть на его концерты. Мне
кажется, это был дух юношеского противоречия - раз все так рвутся - я не пойду `вослед
толпе` (то же было, кстати, с Таганкой). Ну не глупо ли? Вот теперь кусаю себе локти. А
Вы, похоже, жили на этом духовним наркотике, если можно так сказать, большую часть своей
жизни.
Сразу несколько возражений, MargarMast, доброжелательных, но и серьезных. Что значит «не
в самом расцвете своего таланта»? Естественно, бессмысленно сравнивать физическое
состояние старца и молодого человека. Но у Рихтера в последние годы можно было услышать
такое исполнение, такие мысли, какие в молодые годы его не посещали. Уже, кажется,
говорил, что прочтение 31-ой Сонаты Бетховена 8/12/91 в ГМИИ им.Пушкина (концерт памяти
Д.Н.Журавлева) считаю чуть ли не главной вершиной среди прочих его исполнений этой сонаты
(имею в виду сохранившиеся записи, а их тоже тридцать одна). В начале 90-ых он много играл
Баха. №-я Английская сюита звучала у него как-то по-новому, «человечнее», что ли. 6-я –
совершенно потрясающе, и эти баховские шедевры можно было послушать в Москве в больших
залах и музыкальных школах. Как правило, концерты кому-то посвящались – памяти
Г.Г.Нейгауза, Олега Кагана, Ираиды Тимофеевны Бобровской. Некоторые записи сохранились.
Это настоящие вершины без всяких скидок на возраст и прочее. Конечно, слушая это, не раз
думал о несправедливости судьбы – немного больше бы здоровья Маэстро в те годы. И тем
более его свершения вызывают уважение. Очень жалею, что не мог бывать тогда в Москве.
Довольствуюсь весьма неважными, но многочисленными записями. А ведь есть у меня друзья в
Москве, не пропускавшие практически ни одного концерта. И стремились они всё это услышать,
что совсем не похоже на наркотическую зависимость (второе возражение). Это великое
искусство поднимает и возвышает, а не делает рабом страсти, к тому же, как в случае
наркотика, порочной. Ну ладно, мы, простые смертные так реагировали. Но почитайте интервью
Наталии Гутман, рассказавшей о первом большом потрясении в молодом возрасте – концерте
Исаака Стерна. Но следующее потрясение было более сильным – концерт Рихтера. Это
потрясение растянулось на многие годы. Не думаю, что оно прошло с его уходом. Как-то после
концерта в Киеве в разговоре она вспоминала, что когда он играл «Картинки с выставки»,
казалось, что стены БЗК раздвигались.
Совсем не надо следовать вкусам толпы, но тОлпы возле любого зала, в котором он играл, -
совсем другого характера. Бывает, валит у нас в метро чужая толпа в районе какого-нибудь
зала, в котором выступают эти кумиры, поющие всякую дрянь, а я всегда иду в
противоположную сторону. То же самое в случае футбольных матчей. Но ощущать возбуждение
совсем не толпы, а нормальных людей, собирающихся возле нашего филармонического зала или
возле Малого зала в Ленинграде, где мне посчастливилось дважды слушать Рихтера, то ли
возле БЗК – совсем другое. А уж после концерта видеть просветленные лица – это
незабываемые ощущения. Итак, не наркотик это, даже не духовный, а великое искусство,
которое потрясало и не перестает потрясать. Вот и подпись у меня на одном форуме:
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
в сердце врезалось ему.
Сразу несколько возражений, MargarMast, доброжелательных, но и серьезных.
Юрий, честно говоря, ожидала такой реакции с Вашей стороны - и именно по тем самым двум
пунктам. Тем более рада услышать Ваши возражения по поводу `незакатного` таланта Рихтера
- это дало Вам возможность ещё раз `пройтись` по вершинам его достижений в более зрелом
возрасте. Что касается моего `неслияния` с `толпой` которая, ну конечно же, совершенно
иная около Консерватории и Таганки, чем у, скажем, Лужников во время выступления
какой-нибудь поп-звезды - у меня и в мыслях не было сравнивать эти `толпы`. Просто, увы,
у меня такое `анти-толповое` состояние всегда - может быть, потому что надо было стараться
`достать билетик`. Ну да ладно, дело прошлое, увы. А что касается `духовного наркотика` -
не думаю, что Вы меня правильно поняли. И уж точно в этом словосочетании нет никаког
намёка на порочность. Просто человек, вкусивший `высшего`, непременно к этому высшему
будет всегда стремиться. Его не удовлетворят никакие другие `опции`, согласитесь. Это
ведь именно то, что произошло с Вами - это выразилось в Вашей любви и преданности Pихтеру.
Вы решили, что это - высшее, что может дать исполнительское искусство, а потому всё
остальное кажется Вам менее достойным поклонения. Конечно же, это - зависимость, хотя и
высшего порядка. Мы все ведь стремимся получить от этой жизни, как говорится, по
максимуму. Ну вот, Вы и получили `по максимуму`, слушая Рихтера. И это - прекрасно. Так
что -`духовная наркотическая зависимость` - это не зло, но благо. К сожалению, её не
всегда легко удовлетворить.
Тем более рада услышать Ваши возражения по поводу `незакатного` таланта Рихтера
Приведу несколько выдержек из книги Юрия Башмета, которую, не сомневаюсь, многие знают.
Не хочу сказать, что это ответ на цитируемые мной Ваши слова, но вот захотелось напомнить.
На самом деле ему было неважно, на каком инструменте он играет. Потому что он подчинил
инструмент себе. И мы всегда в конечном счете слышим, что это играет Рихтер.
Этот человек был невероятным тружеником, до бесконечности оттачивал мастерство.
Его девиз в жизни был – преодоление самого себя. Он любил поставить себе какую-нибудь
трудную задачу.
Однажды я вошел в комнату, где он занимался, а он говорит:
– Хотите, я вам сыграю один божественный этюд Шопена? Все-таки какой он гений!
И сыграл мне Этюд ми-бемоль минор со сплошными отклонениями и модуляциями.
Действительно, невероятное произведение! Совершенство! Это была щемящая музыка, тревожащая
душу.
Когда прозвучал последний аккорд, Рихтер снял очки, и я увидел, что у него текут
слезы.
С уходом Рихтера я потерял главное – критерий жизни. Если хотите, он был для меня
`живым примером`. Так же, как когда-то моя мама. Ее уже давно нет, а критерий остался. Он
не исчезает. Я надеюсь, что и связь с душой Рихтера не прервется.
Рихтер никогда не позволял себе халтурить. Невероятная какая-то честность. Я не имею в
виду – ноты не те сыграть, а честное отношение к самому произведению: ведь должна
отстояться концепция, должны быть исключены технические случайности. Исполнение выверялось
до мельчайших деталей. Он еще говорил, что не просто учит ноты, а пробует варианты
состояний и эмоций в каждой фразе. И так час за часом, год за годом… Он вышел на
небывалый, высочайший профессиональный уровень и поддерживал его не только строжайшей
профессиональной дисциплиной, но и в первую очередь тем, что вообще жил очень честно.
его честность. Истинные слова! Потому что именно честность перед композитором, перед
слушателями, перед самим собой заставляют такого Мастера трудиться `и день, и ночь, и
день, и ночь` - достигать именно того уровня, планку которого он предопределил. Как хорошо
Башмет сказал! Вы знаете, я переслушаю этот этюд Шопена в исполнении Рихтера. Я попробую
ещё раз переслушать его Шопена - мне просто теперь стало по-настоящему интересно, как же у
меня так разошлись представления о нём с рихтеровскими исполнениями. Может быть, он
просто слышит и передаёт то, что пока не могу услышать я? Я попробую. Спасибо большое за
этот отрывок из книги.
профессиональный уровень и поддерживал его не только строжайшей профессиональной
дисциплиной, но и в первую очередь тем, что вообще жил очень честно.
Вам за прекрасные слова и интересные впечатления о творчестве С.Рихтера. Спасибо. Ю.Башмет
так точно сформулировал!..
филармонического зала или возле Малого зала в Ленинграде, где мне посчастливилось дважды
слушать Рихтера, то ли возле БЗК – совсем другое...
билеты на Рихтера. Я эти билеты три раза в своей жизни пытался купить - и три раза не
смог.