1. Moderato cantabile molto espressivo
2. Allegro molto
3. Adagio, ma non troppo - Fuga. Allegro ma non troppo
Скачать ноты
1. Moderato cantabile molto espressivo
2. Allegro molto 3. Adagio, ma non troppo - Fuga. Allegro ma non troppo |
||
втором отделении концерта в ГМИИ им.Пушкина, посвященного памяти Дмитрия Николаевича
Журавлёва, 8/12/1991. До сих пор существовал только видео вариант, который выложить весьма
нелегко. Я переделал его в аудио. Буду рад услышать отзывы.
близко из-за темпа и подчеркнутой акцентировки. Но в целом, действительно - чудо. Как
приятно, что в фонограмме остались овации. Это - продолжение музыки. Так и кажется, что в
партере стоит сам Дмитрий Николаевич Журавлев и хлопает с руками, поднятыми над головой...
Allegro molto мне по-прежнему не очень близко из-за темпа и подчеркнутой акцентировки. Но
в целом, действительно - чудо.
Сначала вспомним, что говорил сам Святослав Теофилович по поводу этой сонаты.
— Меня порой упрекали в том, что я беру медленный темп
в сонате ор. 110 во второй части. Но ведь там у Бетховена всего
лишь Allegro, да и то на две четверти. Как же можно играть эту
часть быстро!..
Но слушатель скажет, что у него собственное представление, и будет по-своему прав. Ведь
говорил же, причем, очень много, Гульд и даже записал эти разговоры, но это не значит, что
все сразу же должны встать на его точку зрения и безоговорочно принимать сказанное.
Могу поделиться собственными впечатлениями от исполнения Рихтером этого великого
бетховенского опуса. Сначала немного истории. Приехав в январе 72-го года в Ленинград,
увидел (это всегда, как удар током) на афишах Малого зала филармонии афиши: Рихтер играет
24-й Концерт Моцарта (17,18/01) и сольный концерт – 2/01. В программе сольного – сонаты
Бетховена №№30,31 и «Симфонические этюды» Шумана. Чувствуете, какие программы. Тут было,
от чего почувствовать почти электрический удар. И до сих пор с благодарностью вспоминаю
ленинградцев, бескорыстно помогавших мне попасть на два из этих трех концертов.
Удивительные люди, удивительные отношения. Я много разнообразных открытий сделал тогда для
себя в этом городе. И можно себе представить ожидание концертов с такой программой.
Наконец удастся услышать «настоящее» исполнение произведений, каждое из которых шедевр
какого-то высшего уровня. У меня всегда было чувство как бы неполноты знаний о какой-то
вещи, если я не слышал её в исполнении Рихтера. И тут сразу три «личных премьеры» - это я
о сольном и еще «премьера» - c-moll-ный Моцарта. Как бы я ни старался, мне не удастся
передать, насколько стройной была концепция первой части 31-ой Сонаты. Грандиозная и
хорошо просматриваемая общая конструкция, и тончайшая проработка деталей – всё это создает
нерукотворный шедевр, хотя сделано и руками. И впечатление, что создается перед тобой и
другими сию минуту, никаких намеков на воспроизведение много раз сыгранного и заигранного.
И вот вторая часть. Полная неожиданность – темп гораздо более медленный, чем у других
пианистов. Соответствует ли это характеру этой музыки? Да, непривычно, но надо слушать и
вслушиваться. Дальнейшее развитие показало, что именно при таком темпе более быстрые
фрагменты приобретают особую осмысленность. Данный сайт помогает без поисков в своей
фонотеке (поисками записей Рихтера заниматься не приходится, т.к. здесь порядок полный и
всё мгновенно находится на компьютере и отдельных жестких дисках) тут же послушать других.
Извините, часто более быстрый темп у весьма многих делает эту музыку поверхностной и
какой-то болтливой. У некоторых в этой части сплошные неопределенности. Так и ждешь, когда
начнется более насыщенная содержанием 3-я часть. На самом деле свое содержание есть в
каждой части. Это Бетховен, и не надо этого забывать. И скреплено всё общей идеей. И еще
какой идеей! И слушая Рихтера – а лучше не раз и не два – начинаешь проникаться его
глубоким пониманием этого шедевра. И еще одно наблюдение, появлявшееся особенно в живых
концертах: отзвучавшие звуки остаются жить где-то в сознании, в «оперативной» памяти,
говоря современным языком, и это помогает осознавать и ощущать полную картину. Вот оно –
«с орлиного полета».
Не думаю, что тут возможна полемика. Во-первых, я не музыкант и не могу судить, почему в
нотах, которые сам видел, написано “Allegro molto”, а Мильштейн, цитируя Рихтера, пишет
«Но ведь там у Бетховена всего лишь Allegro». Возможно, разные редакции. Далее, у разных
людей свое врожденное чувство темпа, и ему чего-то недостает при таком темпе. Меня,
повторяю, темп Рихтера убедил окончательно. При быстром темпе, как ни странно, мне
становится скучно – быстрые места тогда весьма бессодержательны, но это, разумеется,
зависит от исполнителя. И еще повторю, что на «классике» когда-то была устроена
грандиозная «угадайка» - надо было узнать исполнителей 31-ой Сонаты, а выложено было более
двадцати вариантов (правда, только фрагмент из 3-ей части). Это было интересно и
поучительно.
записывали свои впечатления, как хотели, после каждого концерта. Опять же, удивительно,
что для Вас Рихтер оказался некоторым образом `жизненным камертоном`, я уже молчу о том,
что у Вас было полное совпадение с ним в понимании музыки (может быть, Вы были больший
рихтерианец, чем сам Рихтер). Интересно всё-таки, конечно, что Рихтер говорил о том, что
во 2-й части 31-й сонаты `лишь Allegro`, когда там написано `Allegro moltо`. Лазила вчера
в Wikipedia - там теперь выкладки на музыкальные произведения сопровождаются не только
подробным описанием каждой части, но и примерами исполнения каждой из частей - вот
смотрите, что нашла по поводу 31-й сонаты:
http://en.wikipedia.org/wiki/Piano_Sonata_No._31_(Beethoven). Ну, так там отмечено
именно Allegro molto.
`жизненным камертоном`, я уже молчу о том, что у Вас было полное совпадение с ним в
понимании музыки (может быть, Вы были больший рихтерианец, чем сам Рихтер).
Спасибо, Алёна, но сравнивать своё понимание и его понимание с моей стороны было бы
просто глупо. Вот, если бы нам пришлось вдруг устроить викторину, - кто знает больше
записей Рихтера (официальных и любительских), то выиграл бы я, в чем не сомневаюсь. (Жаль,
на этом форуме нет смайликов.) Что касается понимания или точнее «жизни в музыке», то я
это ощутил в первом отделении концерта Роберта Холла, исполнявшего «Любовь поэта». Я стоял
рядом со Святославом Теофиловичем у открытой двери в Белый зпл ГМИИ им.Пушкина 16/12/85.
Оба опоздали на концерт, т.к. оба были на его выступлении на вечере памяти актрисы Софьи
Владимировны Гиацинтовой в ВТО. Я слушал музыкантов (аккомпанировал тоже Рихтер, только
Конрад) и украдкой поглядывал, как слушает Маэстро. Насколько это процесс проходил у нас
по-разному! Я, безусловно, слышал записи этого цикла, а он жил этой музыкой. Даже если бы
он не исполнял в свое время этот опус Шумана с Ниной Львовной Дорлиак, он всё равно знал
бы его и понимал, как понимают нечто само собой разумеющееся. Ожидая определенную фразу,
он слегка поднимал голову и одобрительно наклонял, услышав то, что, по-видимому, хотел
услышать. По выражению лица было понятно, насколько он активный слушатель. Он это всё не
просто понимал – это был мир его образов, мир, в котором он обитал, куда, по точному
наблюдению Анатолия Ивановича Ведерникова, он ушел, как в монастырь. Для меня же увиденное
было очень поучительно и совершенно незабываемо. Во втором отделении он занял своё место в
зале, а я свое – в артистической пристройке у сцены. И тут в конце концерта я
оскандалился – Роберт попросил меня перевести название песни Шумана, которое он собирался
исполнить на бис и даже показал ноты. Но я, будучи необразованным русским немцем, не смог
ни перевести, ни понять по нотам, что это за вещь. Дилетант, одним словом. Наш разговор
услышала сидевшая в первом ряду Ирина Александровна Антонова и тут же попыталась помочь.
Он подобрала слово «подарок», а я тут же среагировал – «Посвящение»! Роберт радостно
закивал: «Посвящэние, посвящэние»!
Вы пишите, Алёна, что надо было записывать впечатления. Я кое-что записал – это можно
почитать на рихтеровском форуме, а незаписанное помню и ощущаю, как если бы это было вчера
– у меня тоже есть свой мир, в котором мне всё понятно. Кстати, через пару месяцев Холл
приехал в Киев и замечательно пел Мусоргского (это к тому, кому и что удается исполнять и
как это зависит от национальности). После концерта я зашел к нему в артистическую и сразу
же услышал радостное: «Посвящэние, посвящэние»!
рассказов о Рихтере, Юрий, но мне как раз очень понравилась 2-ая часть, собственно вся
соната, как Вы и говорили - абсолютный шедевр. А во 2-й части - где, как написано в
Wikipedia (приходится обращаться к музыковедческой литературе, поскольку сама я не могу
мыслить в таких терминах) - сказано, что в этом скерцо ритм очень сложный, со множеством
синкоп и неопределённостей. Перевожу: `Бетховен использовал `антифональную динамику`
[музыканты, подскажите - правильный термин или нет]- 4-е такта piano констрастируют с 4-мя
тактами forte`. По-моему, Рихтер как раз замечательно акцентировал этот контраст, передал
пульсацию живой музыкальной жилы, с элементами того самого грубоватого юмора, который
приписывали использованию Бетховеным народных песен (впрочем, спорному). Но каков переход
от 1-ой части ко 2-ой, и от 2-ой - к третьей - размышлению, после этой игры жизни.
Поразительно.
molto - может, я подпала под обаяние Ваших рассказов о Рихтере, Юрий, но мне как раз очень
понравилась 2-ая часть, собственно вся соната, как Вы и говорили - абсолютный
шедевр.
Спасибо, но я только, и уже в который раз, тщетно пытаюсь передать свои впечатления. При
этом всегда кажется, что основное сказать так и не удалось. А теперь хочу еще раз
постараться объяснить, как он играл эти проникновенные аккорды перед второй фугой в
третьей части. Запись этого не передает или почти не передает. Было такое впечатление, что
звуки `впрыскиваются` в пустоту, наполняя её. Каждый звук - новая порция. Это не было
примитивным монотонным возрастанием с громким аккордом в конце. Звуки наполнили, заполнили
и окутали зал. И всё это происходило в напряженной тишине, что совершенно понятно при
такой чуткой публике. А ведь малый зал Ленинградской филармонии (это я всё о концерте
20/1/72) был переполнен. Молодежь сидела на полу в проходах. Многие в этих проходах стояли
(я сидел!). Иногда находится больше слов, чтобы передать впечатление от этого любимого
места в Сонате и совершенно завораживающего. Сейчас бегу на работу, поэтому замолкаю.
Скажу только, что приехав в Киев, узнал, что 12 февраля Рихтер приедет к нам! И снова
мучительные поиски возможностей достать билет, которые, к счастью, увенчались успехом. И
снова новые открытия, т.к. программа оказалась совсем другой и полной неожиданностей.
услышать Ваше мнение и о чём-то, что с ним не связано - например, о симфонической музыке,
или скрипичных концертах. Неужели это Вас оставляет совершенно равнодушным? Или Вы
высказываетесь по этому поводу на других форумах?
любителя Рихтера, хотелось бы всё-таки услышать Ваше мнение и о чём-то, что с ним не
связано - например, о симфонической музыке, или скрипичных концертах. Неужели это Вас
оставляет совершенно равнодушным? Или Вы высказываетесь по этому поводу на других
форумах?
В этой теме как-то неловко заводить такую переписку. Ну, а мы с Вами обменялись
впечатлениями от 7-ой симфонии Бетховена в исполнении Фуртвенглера. Вы ведь помните? Еще я
писал об Олеге Кагане, о Концерте Брамса в исполнении Давида Федоровича Ойстраха. При
случае напишу о Наталии Гутман.