1. Maestoso - Allegro con brio ed appassionato
2. Arietta: Adagio molto, semplice e cantabile

Посв. эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому

12/12/63 - Москва, БЗК.
         (7)  


Yuriyauskiev (20.05.2011 17:22)
Выложил запись 32-ой Сонаты. Это слышал Г.Г.Нейгауз. И тут же хочется привести выдержки из
его статьи, впервые опубликованной в журнале “Советская музыка”, 1964, #3:
ЕЩЕ О РИХТЕРЕ
(По поводу исполнения трех последних сонат Бетховена 10 и 12 декабря 1963)

Об этих последних концертах хочется сказать так много, что прямо не знаешь, с чего
начать!
Впрочем – после почти каждого концерта Рихтера я страдал бессонницей и ночью мысленно
(писать лень было) сочинял большой трактат о нем, о его музыке, об искусстве вообще… Утром
жизнь входила в свою колею…

О последней Сонате , ор.111, и говорить не буду, боюсь, что если начну, то никогда не
кончу. Лучше всего прочитайте внимательно доклад музыканта Венделя Кречмара, одного из
персонажей романа “Доктор Фаустус” Томаса Манна (восьмая глава): “Почему в фортепианной
Сонате ор.111 Бетховен не написал третьей части?” – доклад, сделанный умнейшим
лектором-заикой в городе Кайзерсашерне перед аудиторией из нескольких человек, среди
которых был герой романа, композитор Адриан Леверкюн.
Но лучшим “комментарием” к этой Сонате будет все-таки интерпретация Рихтера.
На этом пора бы и кончить столь затянувшуюся рецензию (!). Но не могу не прибавить еще
два слова о бисах. На первом концерте были сыграны четыре пьесы Брамса: Интермеццо ля
минор, Баллада соль минор, Интермеццо до мажор из ор.119, а в конце – Двенадцатый (до
минорный) этюд и Ноктюрн фа мажор (#4) Шопена.
Рассказать забавную подробность? Когда я зашел к Рихтеру после концерта в артистическую,
то сказал: “Я боялся, что после Ариетты из ор.111 бисов не будет, как хорошо, что играли
все-таки на бис” . На что он ответил: “Как же я мог не играть, когда так ужасно звучал
Бетховен, надо же было исправить…” Мое лицо, вероятно, выразило крайнее удивление, и он
стал объяснять, что рояль ему показался ужасным – крикливым, разбитым, он все время
сражался с ним и т.д., - “лучше была Тридцать вторая соната”. Картина эта была мне давно
знакома. Сколько раз, бывало, зайдешь к нему после концерта – публика в восторге, -
скажешь ему слова благодарности за испытанную радость и услышишь в ответ: да, у меня
хорошо вышло это место (какие-нибудь 16 тактов), а остальное – и скорчит кислую гримасу.
Наивные люди иногда думают, что “Рихтер кривляется”, им кажется, что он не может не видеть
и не сознавать впечатления, производимого им на публику. Менее наивные считают, что он
себя недооценивает, совсем ненаивные, к ним я себя (наивно) причисляю, знают, что он
говорит чистейшую правду. Мой замечательный учитель Леопольд Годовский сказал мне однажды:
“Я дал в этом сезоне 83 концерта, а знаете, сколькими я был доволен?” – И после паузы
показал три пальца, - тремя!“
Кому выпала доля носить на своих плечах “легкое бремя” высокого искусства, тот не впадает
в зазнайство (к сведению некоторых молодых музыкантов).

P.S. От себя посмею написать, что исполнение Рихтера ор.111 глубже, чем описание в
«Докторе Фаустусе».

Valery2 (20.05.2011 22:21)
“...когда так ужасно звучал
Бетховен...”

valenok (01.12.2011 12:58)
Осталось ли где-то в анналах исполнение этой сонаты или других произведений Верой
Августовной Лотар-Шевченко? Фрагментик-в `Кругозоре` N 1 за 71 год.

cdtnkfyf (31.01.2022 17:57)
В оценке исполнения этой Сонаты ЛвБ полностью согласна с самооценкой Святослава
Теофиловича, изложенной в пространном комментарии-цитате Г.Нейгауза...такое впечатление,
что сочинение не понято и ложно интерпретировано, довольно поверхностно. А вот до того
послушала, что наз. из любопытства, Мацуева и была очень приятно удивлена ТАКИМ уровнем
понимания и исполнения. Должна признать, что `вездесущность` пианиста как-то отталкивала и
обходила его записи, а теперь прильну слухом и восполню пробел. В этой Сонате Денис,имо,
выступил как соавтор,и такое всегда интересно.

drec15 (31.01.2022 19:07)
cdtnkfyf писал(а):
такое впечатление, что сочинение не понято и ложно
интерпретировано, довольно поверхностно.
Вы не шутите? А слушали ли Вы исполнение
Святослава Теофиловича 1975года (Москва, БЗК), которое заслуженно считается многими
экспертами, музыковедами и меломанами прыжком в вечность?

https://classic-online.ru/archive/?file_id=83260

Не уверена, что когда-либо найдется для меня исполнительская альтернатива.

cdtnkfyf (31.01.2022 21:58)
drec15 писал(а):
Вы не шутите? А слушали ли Вы исполнение Святослава
Теофиловича 1975года (Москва, БЗК), которое заслуженно считается многими экспертами,
музыковедами и меломанами прыжком в вечность?

https://classic-online.ru/archive/?file_id=83260

Не уверена, что когда-либо найдется для меня исполнительская альтернатива.
....нет,
не шучу, именно это исполнение Сонаты,из многих слушанных у других пианистов, глубже по
исполнению и лучше исполнено. Спасибо, послушаю то, что советуете, но я не большая
поклонница Рихтера, Соната №17 тоже не то, причём, совсем не то...

LAKE (01.02.2022 10:11)
cdtnkfyf писал(а):
....нет, не шучу, именно это исполнение Сонаты,из
многих слушанных у других пианистов, глубже по исполнению и лучше исполнено. Спасибо,
послушаю то, что советуете, но я не большая поклонница Рихтера, Соната №17 тоже не то,
причём, совсем не то...
Трудно понять Вашу аргументацию. Поясните, пожалуйста, что
означают слова `глубже по исполнению` и `лучше исполнено`?

Я могу сказать об исполнении Рихтера то, что технически (темпы, динамика и оба эти
параметра в сочетаниях (ускорение, замедление, cres., dim.) очень гармоничны в сонате у
Рихтера. Нюанс - крайне, именно крайне :), точна пауза между частями - соната не
прерывается... Когда рихтеровские исполнения сравнивают с иными, указывая, что `так
ужасно звучал Бетховен`(С), то возникает желание напомнить, что это это слова самого
Рихтера о самом себе.
И ещё, сравнивать исполнения Рихтера с иными получается по технике и `глубине`, но лишь
иногда, когда заставляешь себя слушать `аналитически` Рихтера - постоянно забываешь, что
задача исключительно прагматическая, а музыка уводит от её решения.



 
     
classic-online@bk.ru