Выложил запись 32-ой Сонаты. Это слышал Г.Г.Нейгауз. И тут же хочется привести выдержки из его статьи, впервые опубликованной в журнале “Советская музыка”, 1964, #3:
ЕЩЕ О РИХТЕРЕ
(По поводу исполнения трех последних сонат Бетховена 10 и 12 декабря 1963)
Об этих последних концертах хочется сказать так много, что прямо не знаешь, с чего начать!
Впрочем – после почти каждого концерта Рихтера я страдал бессонницей и ночью мысленно (писать лень было) сочинял большой трактат о нем, о его музыке, об искусстве вообще… Утром жизнь входила в свою колею…
О последней Сонате , ор.111, и говорить не буду, боюсь, что если начну, то никогда не кончу. Лучше всего прочитайте внимательно доклад музыканта Венделя Кречмара, одного из персонажей романа “Доктор Фаустус” Томаса Манна (восьмая глава): “Почему в фортепианной Сонате ор.111 Бетховен не написал третьей части?” – доклад, сделанный умнейшим лектором-заикой в городе Кайзерсашерне перед аудиторией из нескольких человек, среди которых был герой романа, композитор Адриан Леверкюн.
Но лучшим “комментарием” к этой Сонате будет все-таки интерпретация Рихтера.
На этом пора бы и кончить столь затянувшуюся рецензию (!). Но не могу не прибавить еще два слова о бисах. На первом концерте были сыграны четыре пьесы Брамса: Интермеццо ля минор, Баллада соль минор, Интермеццо до мажор из ор.119, а в конце – Двенадцатый (до минорный) этюд и Ноктюрн фа мажор (#4) Шопена.
Рассказать забавную подробность? Когда я зашел к Рихтеру после концерта в артистическую, то сказал: “Я боялся, что после Ариетты из ор.111 бисов не будет, как хорошо, что играли все-таки на бис” . На что он ответил: “Как же я мог не играть, когда так ужасно звучал Бетховен, надо же было исправить…” Мое лицо, вероятно, выразило крайнее удивление, и он стал объяснять, что рояль ему показался ужасным – крикливым, разбитым, он все время сражался с ним и т.д., - “лучше была Тридцать вторая соната”. Картина эта была мне давно знакома. Сколько раз, бывало, зайдешь к нему после концерта – публика в восторге, - скажешь ему слова благодарности за испытанную радость и услышишь в ответ: да, у меня хорошо вышло это место (какие-нибудь 16 тактов), а остальное – и скорчит кислую гримасу. Наивные люди иногда думают, что “Рихтер кривляется”, им кажется, что он не может не видеть и не сознавать впечатления, производимого им на публику. Менее наивные считают, что он себя недооценивает, совсем ненаивные, к ним я себя (наивно) причисляю, знают, что он говорит чистейшую правду. Мой замечательный учитель Леопольд Годовский сказал мне однажды: “Я дал в этом сезоне 83 концерта, а знаете, сколькими я был доволен?” – И после паузы показал три пальца, - тремя!“
Кому выпала доля носить на своих плечах “легкое бремя” высокого искусства, тот не впадает в зазнайство (к сведению некоторых молодых музыкантов).
P.S. От себя посмею написать, что исполнение Рихтера ор.111 глубже, чем описание в «Докторе Фаустусе».
Valery2
(20.05.2011 22:21)
“...когда так ужасно звучал
Бетховен...”
valenok
(01.12.2011 12:58)
Осталось ли где-то в анналах исполнение этой сонаты или других произведений Верой Августовной Лотар-Шевченко? Фрагментик-в `Кругозоре` N 1 за 71 год.
cdtnkfyf
(31.01.2022 17:57)
В оценке исполнения этой Сонаты ЛвБ полностью согласна с самооценкой Святослава Теофиловича, изложенной в пространном комментарии-цитате Г.Нейгауза...такое впечатление, что сочинение не понято и ложно интерпретировано, довольно поверхностно. А вот до того послушала, что наз. из любопытства, Мацуева и была очень приятно удивлена ТАКИМ уровнем понимания и исполнения. Должна признать, что `вездесущность` пианиста как-то отталкивала и обходила его записи, а теперь прильну слухом и восполню пробел. В этой Сонате Денис,имо, выступил как соавтор,и такое всегда интересно.
drec15
(31.01.2022 19:07)
cdtnkfyf писал(а):
такое впечатление, что сочинение не понято и ложно интерпретировано, довольно поверхностно.
Вы не шутите? А слушали ли Вы исполнение Святослава Теофиловича 1975года (Москва, БЗК), которое заслуженно считается многими экспертами, музыковедами и меломанами прыжком в вечность?
https://classic-online.ru/archive/?file_id=83260
Не уверена, что когда-либо найдется для меня исполнительская альтернатива.
cdtnkfyf
(31.01.2022 21:58)
drec15 писал(а):
Вы не шутите? А слушали ли Вы исполнение Святослава Теофиловича 1975года (Москва, БЗК), которое заслуженно считается многими экспертами, музыковедами и меломанами прыжком в вечность?
https://classic-online.ru/archive/?file_id=83260
Не уверена, что когда-либо найдется для меня исполнительская альтернатива.
....нет, не шучу, именно это исполнение Сонаты,из многих слушанных у других пианистов, глубже по исполнению и лучше исполнено. Спасибо, послушаю то, что советуете, но я не большая поклонница Рихтера, Соната №17 тоже не то, причём, совсем не то...
LAKE
(01.02.2022 10:11)
cdtnkfyf писал(а):
....нет, не шучу, именно это исполнение Сонаты,из многих слушанных у других пианистов, глубже по исполнению и лучше исполнено. Спасибо, послушаю то, что советуете, но я не большая поклонница Рихтера, Соната №17 тоже не то, причём, совсем не то...
Трудно понять Вашу аргументацию. Поясните, пожалуйста, что означают слова `глубже по исполнению` и `лучше исполнено`?
Я могу сказать об исполнении Рихтера то, что технически (темпы, динамика и оба эти параметра в сочетаниях (ускорение, замедление, cres., dim.) очень гармоничны в сонате у Рихтера. Нюанс - крайне, именно крайне :), точна пауза между частями - соната не прерывается... Когда рихтеровские исполнения сравнивают с иными, указывая, что `так ужасно звучал Бетховен`(С), то возникает желание напомнить, что это это слова самого Рихтера о самом себе.
И ещё, сравнивать исполнения Рихтера с иными получается по технике и `глубине`, но лишь иногда, когда заставляешь себя слушать `аналитически` Рихтера - постоянно забываешь, что задача исключительно прагматическая, а музыка уводит от её решения.
его статьи, впервые опубликованной в журнале “Советская музыка”, 1964, #3:
ЕЩЕ О РИХТЕРЕ
(По поводу исполнения трех последних сонат Бетховена 10 и 12 декабря 1963)
Об этих последних концертах хочется сказать так много, что прямо не знаешь, с чего
начать!
Впрочем – после почти каждого концерта Рихтера я страдал бессонницей и ночью мысленно
(писать лень было) сочинял большой трактат о нем, о его музыке, об искусстве вообще… Утром
жизнь входила в свою колею…
О последней Сонате , ор.111, и говорить не буду, боюсь, что если начну, то никогда не
кончу. Лучше всего прочитайте внимательно доклад музыканта Венделя Кречмара, одного из
персонажей романа “Доктор Фаустус” Томаса Манна (восьмая глава): “Почему в фортепианной
Сонате ор.111 Бетховен не написал третьей части?” – доклад, сделанный умнейшим
лектором-заикой в городе Кайзерсашерне перед аудиторией из нескольких человек, среди
которых был герой романа, композитор Адриан Леверкюн.
Но лучшим “комментарием” к этой Сонате будет все-таки интерпретация Рихтера.
На этом пора бы и кончить столь затянувшуюся рецензию (!). Но не могу не прибавить еще
два слова о бисах. На первом концерте были сыграны четыре пьесы Брамса: Интермеццо ля
минор, Баллада соль минор, Интермеццо до мажор из ор.119, а в конце – Двенадцатый (до
минорный) этюд и Ноктюрн фа мажор (#4) Шопена.
Рассказать забавную подробность? Когда я зашел к Рихтеру после концерта в артистическую,
то сказал: “Я боялся, что после Ариетты из ор.111 бисов не будет, как хорошо, что играли
все-таки на бис” . На что он ответил: “Как же я мог не играть, когда так ужасно звучал
Бетховен, надо же было исправить…” Мое лицо, вероятно, выразило крайнее удивление, и он
стал объяснять, что рояль ему показался ужасным – крикливым, разбитым, он все время
сражался с ним и т.д., - “лучше была Тридцать вторая соната”. Картина эта была мне давно
знакома. Сколько раз, бывало, зайдешь к нему после концерта – публика в восторге, -
скажешь ему слова благодарности за испытанную радость и услышишь в ответ: да, у меня
хорошо вышло это место (какие-нибудь 16 тактов), а остальное – и скорчит кислую гримасу.
Наивные люди иногда думают, что “Рихтер кривляется”, им кажется, что он не может не видеть
и не сознавать впечатления, производимого им на публику. Менее наивные считают, что он
себя недооценивает, совсем ненаивные, к ним я себя (наивно) причисляю, знают, что он
говорит чистейшую правду. Мой замечательный учитель Леопольд Годовский сказал мне однажды:
“Я дал в этом сезоне 83 концерта, а знаете, сколькими я был доволен?” – И после паузы
показал три пальца, - тремя!“
Кому выпала доля носить на своих плечах “легкое бремя” высокого искусства, тот не впадает
в зазнайство (к сведению некоторых молодых музыкантов).
P.S. От себя посмею написать, что исполнение Рихтера ор.111 глубже, чем описание в
«Докторе Фаустусе».
Бетховен...”
Августовной Лотар-Шевченко? Фрагментик-в `Кругозоре` N 1 за 71 год.
Теофиловича, изложенной в пространном комментарии-цитате Г.Нейгауза...такое впечатление,
что сочинение не понято и ложно интерпретировано, довольно поверхностно. А вот до того
послушала, что наз. из любопытства, Мацуева и была очень приятно удивлена ТАКИМ уровнем
понимания и исполнения. Должна признать, что `вездесущность` пианиста как-то отталкивала и
обходила его записи, а теперь прильну слухом и восполню пробел. В этой Сонате Денис,имо,
выступил как соавтор,и такое всегда интересно.
интерпретировано, довольно поверхностно.
Святослава Теофиловича 1975года (Москва, БЗК), которое заслуженно считается многими
экспертами, музыковедами и меломанами прыжком в вечность?
https://classic-online.ru/archive/?file_id=83260
Не уверена, что когда-либо найдется для меня исполнительская альтернатива.
Теофиловича 1975года (Москва, БЗК), которое заслуженно считается многими экспертами,
музыковедами и меломанами прыжком в вечность?
https://classic-online.ru/archive/?file_id=83260
Не уверена, что когда-либо найдется для меня исполнительская альтернатива.
не шучу, именно это исполнение Сонаты,из многих слушанных у других пианистов, глубже по
исполнению и лучше исполнено. Спасибо, послушаю то, что советуете, но я не большая
поклонница Рихтера, Соната №17 тоже не то, причём, совсем не то...
многих слушанных у других пианистов, глубже по исполнению и лучше исполнено. Спасибо,
послушаю то, что советуете, но я не большая поклонница Рихтера, Соната №17 тоже не то,
причём, совсем не то...
означают слова `глубже по исполнению` и `лучше исполнено`?
Я могу сказать об исполнении Рихтера то, что технически (темпы, динамика и оба эти
параметра в сочетаниях (ускорение, замедление, cres., dim.) очень гармоничны в сонате у
Рихтера. Нюанс - крайне, именно крайне :), точна пауза между частями - соната не
прерывается... Когда рихтеровские исполнения сравнивают с иными, указывая, что `так
ужасно звучал Бетховен`(С), то возникает желание напомнить, что это это слова самого
Рихтера о самом себе.
И ещё, сравнивать исполнения Рихтера с иными получается по технике и `глубине`, но лишь
иногда, когда заставляешь себя слушать `аналитически` Рихтера - постоянно забываешь, что
задача исключительно прагматическая, а музыка уводит от её решения.