посвящается Anna Robena Laidlaw
1. Des Abends. Sehr innig zu spielen
2. Aufschwung. Sehr rasch
3. Warum? Langsam
4. Grillen. Mit Humor
5. In der Nacht. Mit Leidenschaft
6. Fabel. Langsam...Читать дальше
посвящается Anna Robena Laidlaw
1. Des Abends. Sehr innig zu spielen 2. Aufschwung. Sehr rasch 3. Warum? Langsam 4. Grillen. Mit Humor 5. In der Nacht. Mit Leidenschaft 6. Fabel. Langsam...Читать дальше
посвящается Anna Robena Laidlaw
1. Des Abends. Sehr innig zu spielen 2. Aufschwung. Sehr rasch 3. Warum? Langsam 4. Grillen. Mit Humor 5. In der Nacht. Mit Leidenschaft 6. Fabel. Langsam 7. Traumes Wirren. Äußerst lebhaft 8. Ende vom Lied. Mit gutem Humor Х Свернуть |
||
позже - 23 и 24-го ноября я впервые услышал Рихтера в концерте, в Колонном зале им.Лысенка
Киевской филармонии. В программе были и шесть пьес из цикла `Фантастические отрывки`
ор.12. Собственно, программы в Будапеште и в Киеве были одинаковыми.
Алёна, Вы интересовались, записываю ли я свои воспоминания. Вот фрагмент (не хотелось бы
выглядеть нескромным, выставляя его на всеобщее обозрение).
Не дожидаясь третьего звонка занимаю свое место. Оно не самое удобное – пианиста я буду
видеть со спины, но разве это главное! В мозгу стучит: “Я услышу Рихтера! Я услышу
Рихтера!” На сцене появляется мадам в черном платье и торжественным голосом в духе той
эпохи объявляет: “Народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской и Государственной
премий, Святослав Рихтер!” Понимаешь, что достаточно двух последних слов, но эти мысли
гасятся громом аплодисментов. Вот я вижу Рихтера впервые в непосредственной близости.
Величавая осанка, благородство и эта печать на челе, которой природа запечатлевает не
многих…
Шуберт. Вариации на тему Ансельма Хуттенбреннера. Сказать честно, не сразу смог я
совладать с эмоциями, порожденными уникальностью момента. Впоследствии разные люди
рассказывали мне приблизительно то же самое. Трудно было утихомирить мысли о величии
музыканта и о радости, что ты слушаешь его здесь и сейчас. Тем не менее, музыка и ее
исполнение захватывали. Необычайная чистота, удивительной окраски звук, ясность и
выверенность каждой фразы. Такого звучания я еще не слышал в этих стенах! После окончания
музыкант встал, стремительно вышел и довольно долго не появлялся. Не случилось ли
чего-нибудь? Но нет. Шуман, “Шесть фантастических отрывков”. Я ждал их с нетерпением. С
“Порывом”, например, был знаком по записи Кемпфа. У Рихтера надеялся услышать что-то
особенное.
“Вечер” был исполнен как бы немного “со стороны”, но не безучастно, без лишних эмоций, в
романтическом, эвзебиевском духе.
Вдруг резкий наклон корпуса влево – и выплеснулся “Порыв”. Это поистине всегда было чудом
- его исполнение этой страстной пьесы. Предельный накал и отточенность каждой фразы,
каждого звука, точность акцентов, продуманность малейшей детали, и при этом удивительная
свобода. Слушатель присутствовал при создании шедевра!
А потом вновь созерцательное настроение - “Отчего”. Именно так я представляю себе
романтическую музыку подобного характера. Душевная чистота, чувство меры, что-то интимное,
внутреннее.
“Ночью” – грандиозное полотно с драматическим подтекстом, один из самых впечатляющих
шумановских шедевров у Рихтера.
Как мимолетность, пролетели невесомые “Сновидения”. Удивительная музыка, не дававшая
задуматься о пианистическом мастерстве, профессиональных достоинствах, которые служат
созданию образа. Законченность, совершенство - они прогоняли всякую аналитику.
“Конец песни” – завершение цикла, исполненное мощно и широко.
Трудно передать, какими овациями наградила публика исполнителя. Его вызывали снова и
снова…
В фойе просветленные лица. Встречаю знакомых. Каждый хочет выразить свой восторг. Обмен
впечатлениями на уровне междометий: “А вот как он в этом месте!.. А в том!!”
Алёна, Вы интересовались, записываю ли я свои воспоминания. Вот фрагмент (не хотелось бы
выглядеть нескромным, выставляя его на всеобщее обозрение).
Юрий, прекрасно, просто превосходно! Пожалуйста, продолжайте делиться этими своими
великолепными зарисовками - после них тянет послушать именно то, о чём Вы пишите, а это,
по-моему - самый важный результат! Спасибо Вам большое - Вы как бы открываете дверь в
этот чудесный мир рихтеровской музыки. Продолжайте, пожалуйста, это делать!
это признак исполнения истинно великого музыканта, а также эта наэктлизованность в зале и
поток впечатлений... да! Вы не скромничайте, выкладывайте свои воспоминания, Вы же это
делаете во славу Рихтера, все это понимают. Тем не менее, воспоминания сами написаны
исключительно хорошо и литературно. Спасибо! А резкий наклон при начале исполнения
`Порыва` - это вызвало в памяти видео с рихтеровским исполнением этой пьесы. Святослав
Теофилович там, кажется, ещё с орденом на груди. Или это только во втором скерцо Шопена
было... Не помню.
`Порыва` - это вызвало в памяти видео с рихтеровским исполнением этой пьесы. Святослав
Теофилович там, кажется, ещё с орденом на груди. Или это только во втором скерцо Шопена
было... Не помню.
Пожалуйста.
Вы имеете в виду 2-е Скерцо Шопена (6/11/53 - Москва, Большой театр, праздничный
концерт). Там Рихтер действительно носится по клавиатуре. Правда, один покойный киевский
пианист, кстати, хорошо знавший Маэстро, очень критиковал мне это исполнение - не в меру
быстрое, с его точки зрения. Безусловно, Рихтер глубже играл его в 70-х. Но мне нравится,
что было у него в молодости и такое. Кстати, очень плохая по качеству, но совершенно
потрясающая по исполнению видео запись 3-го Скерцо выложена моим другом на youtube.
Что касается особого звукоизвлечения, которому помогало, возможно, и движение корпуса, то
вспоминается нижнее `до` в `Затонувшем соборе` 12/04/85 - тоже с наклоном влево, и рука
описывала впечатляющую траекторию. Неподражаемые звуковые краски, и тут этот густой
колокол. Я сидел во втором ряду партера, видел и слышал. Более того, записал, но
получилось очень неважно.
кипящее исполнение, полное сил, жизненных соков.
Вообще, замечательная всех запись пьес. Вот такие записи надо издавать, несмотря на
`отдельные недостатки`.
А пьеса `Ночью` какова! Сильнее, чем `Порыв`. Я её и вправду больше люблю, чем `Порыв`.
концерте!
в свой дневник писатель, поэт и художник Дмитрий Николаевич Голубков (1930-1972.
Был на концерте Рихтера. Сидел в первом ряду амфитеатра... Нервный, быстрый человек,
лысоватый, с жестким лицом, рыжеватый - внешне очень похож на О.Бошняковича. Он играл
неистово, точно голое сердце щекотал до слез и смеха, до ужаса, до удушья. Сначала Гайдн,
потом Шуберт - плыл воздух, это был уже не воздух, а сплошная музыка, так что дышать было
нечем. Белый полукруглый балкон висел и не падал а подымался плавными толчками вверх;
глядели во все глаза живые композиторы со стен; в овальные окна у потолка виднелось черное
и все-таки прозрачное небо, и не было больше ничего - только музыка в теле, в сердце, в
душе, а мозг загорался какими-то яркими вспышками, и в них различались два понятия: любовь
и печаль...
Слезы были на глазах, я не спал потом всю ночь.
года, которое записал в свой дневник писатель, поэт и художник Дмитрий Николаевич Голубков
(1930-1972.
...
Слезы были на глазах, я не спал потом всю ночь.
Но я хотел спросить: когда он это вспоминал, по горячим следам или через 20 лет, когда
Рихтер уже был кумиром для всех?
горячим следам или через 20 лет, когда Рихтер уже был кумиром для всех?
по горячим следам. Ведь это запись в дневнике Д.Н.Голубкова.. Взято вот откуда:
книга, составленная его дочерью Мариной Голубковой,
называется Изборник `Это было совсем не в Италии...`,
в ней дневник, отрывки из записной книжки,
отрывки из прозаических и поэтических произведений.
подымался плавными толчками вверх; глядели во все глаза живые композиторы со стен; в
овальные окна у потолка виднелось черное...
воображение!
экстатическое состояние. И автор текста вспоминает о нём, как о событии.
Собственно, он - счастливец, что ему пришлось испытать такое.
пляшет и композиторы на портретах оживают, то да, конечно, Вы правы. Но что-то мне
подсказывает, что не обошлось без лукавства ради красного словца... впрочем, сужу по
себе...
без лукавства ради красного словца... впрочем, сужу по себе...
заподозрилось, не писалось ли это (или правилось) спустя годы, когда уже не было вопросов,
`то ли гений он, то ли нет еще`. Но, вроде, ответ убедительный, что сразу.