Думаю, многие согласятся со мной , что это лучшая сифония Шостаковича. Слушал ее много раз вживую. Последний раз в БЗК под управлением Максима Шостаковича.
Bagatella
(23.03.2012 23:16)
Это моя любимейшая симфония Шостаковича. Недавно в марте в БЗФ её блистательно исполнил Темирканов.
mercurium
(23.03.2012 23:25)
Bagatella писал(а):
Это моя любимейшая симфония Шостаковича. Недавно в марте в БЗФ её блистательно исполнил Темирканов.
Симфония действительно гениальная,но лучшей я бы назвал 8-ю,хотя такие оценки субъективны.Из исполнений мне нравятся п/у Баршая,п/у Курта Зандерлинга,п/у Б.Хайтинка.
1dfcbkbq9
(15.10.2015 21:35)
balaklava писал(а):
Думаю, многие согласятся со мной , что это лучшая сифония Шостаковича. Слушал ее много раз вживую. Последний раз в БЗК под управлением Максима Шостаковича.
Гениальность его во всех симфониях. Но пятая действительно какая-то особенная. Она очень классична. В ней нет какой-то заданной программы, нет текста с хором и солистами. Нет мрака как в 4-ой или 8-ой. Она не первомайская, не октябрьская, не ленинградская и тд. И все-таки она всеобъемлюща, как жизнь во всех её проявлениях.
abyrvalg
(15.10.2015 21:44)
1dfcbkbq9 писал(а):
Нет мрака как в 4-ой
Где вы увидели мрак в 4-й?
musikus
(15.10.2015 21:52)
abyrvalg писал(а):
Где вы увидели мрак в 4-й?
Заключение финала, действительно - мрачнейший мрак.
Opus88
(15.10.2015 22:01)
1dfcbkbq9 писал(а):
Гениальность его во всех симфониях. Но пятая действительно какая-то особенная. Она очень классична. В ней нет какой-то заданной программы, нет текста с хором и солистами. Нет мрака как в 4-ой или 8-ой. Она не первомайская, не октябрьская, не ленинградская и тд. И все-таки она всеобъемлюща, как жизнь во всех её проявлениях.
Пришлось очень-очень стараться и прятать фиги глубоко-глубоко....
abyrvalg
(15.10.2015 22:09)
musikus писал(а):
Заключение финала, действительно - мрачнейший мрак.
Ну, не мрак всё-таки, на мой взгляд. Трагика - да, присутствует, но в то же время посмотрите сколько перед сумрачной кодой с навязчивой поступью в басу проходит всяких галопов, полек, юмористических маршей, гротескных вальсов и т.д. Просто калейдоскоп каких-то цирковых эпизодов. Тут всё сложнее, на мой взгляд.
musikus
(15.10.2015 23:38)
abyrvalg писал(а):
- Ну, не мрак всё-таки, на мой взгляд.
- Просто калейдоскоп каких-то цирковых эпизодов.
- Тут всё сложнее.
- Я уже цитировал как-то Г.Н.Рождественского, который не только блестяще играл эту симфонию (есть видео), но и записал к ней комментарий. Заключение финала он называл `черное солнце`. Очень образно. И это, в сущности, ключ ко всей симфонии.
- Да, симфония рапсодична, но весельбы в ней - ни на гран. Идейно и художественно она - плод 30-х г.г., когда Эренбург писал о раздерганных интеллигентах, которые не могут себя найти в новом времени.
- Было бы, мягко говоря, упрощением считать формы, которые применил здесь ДДШ (да не только здесь), калейдоскопом цирковых эпизодов. Нервическая взвинченность, порой почти истерика, непрерывная смена состояний, страшное, суицидальное напряжение; одна фуга-престиссимо струнных чего стОит... Так что, действительно, тут всё сложнее.
abyrvalg
(16.10.2015 00:19)
musikus писал(а):
- Я уже цитировал как-то Г.Н.Рождественского, который не только блестяще играл эту симфонию (есть видео), но и записал к ней комментарий. Заключение финала он называл `черное солнце`. Очень образно. И это, в сущности, ключ ко всей симфонии.
- Да, симфония рапсодична, но весельбы в ней - ни на гран. Идейно и художественно она - плод 30-х г.г., когда Эренбург писал о раздерганных интеллигентах, которые не могут себя найти в новом времени.
- одна фуга-престиссимо струнных чего стОит...
- Ну-с, с его-то колокольни, как говорится, ему виднее. Тут не так давно я прочитал, что симфония была посвящена и написана с мыслью о Тухачевском, и если это так, то Шостакович в своей симфонии прямо-таки предсказал его смерть в коде после бурных автобиографических событий. Ведь, как известно, симфония была закончена 20 мая 1936 года, а ровно через год, т.е. 22 мая 1937 году, Тухачевский был арестован и в июне расстрелян. Тогда кода финала симфоний вполне подходит если уж не под определение `чёрное солнце`, то под `белая смерть` точно.
- А я и не говорил про веселье. Чувствуется какое-то напряжение, какая-то пляска на чьих-то костях. Это подтверждается, кстати, траурным маршем в начале финале и повторением его перед кодой в финале, мол, ну какое веселье может быть, когда польки и галопы происходят на таком не весёлом фоне.
- Ну, наверное, там всё-таки фугато, а не фуга. Совершенно безумное фугато, кстати говоря......Рождественский как-то говорил, что его оркестр даже отказывался это играть, типа, не можем и всё тут, сложно.
Mikhail_Kollontay
(16.10.2015 06:39)
abyrvalg писал(а):
о Тухачевском
Удивительное дело, какой мы кровожадный и кровопролитный народ, всё нам мало, мусолим и теребим такие вещи, которых бы, может, скорее бы стыдиться и поменьше вспоминать.
musikus
(16.10.2015 09:47)
abyrvalg писал(а):
- после бурных автобиографических
- Чувствуется какое-то напряжение, какая-то пляска на чьих-то костях.
- Ну, наверное, там всё-таки фугато.
- В смысле `биографических`?
- Именно.
- Там ведь не эпизод в фугированной форме, а вполне вычлененный фрагмент в виде фуги.
abyrvalg
(16.10.2015 10:29)
musikus писал(а):
- В смысле `биографических`?
- Там ведь не эпизод в фугированной форме, а вполне вычлененный фрагмент в виде фуги.
- Да
- Кстати, что-то похожее есть в финале 7-го струнного квартета, когда струнные несутся с бешеной скоростью, убойная вещь. Если, конечно, в хорошем исполнении это слушать.
musikus
(16.10.2015 12:00)
abyrvalg писал(а):
что-то похожее есть в финале 7-го струнного квартета, когда струнные несутся с бешеной скоростью, убойная вещь. Если, конечно, в хорошем исполнении это слушать.
_ Самый маленький квартет, и один из моих любимых у ДДШ. Часто насвистываю вступительную тему (которой кв. и завершается). Да, фугато там потрясающее. Лучше всех, все же - у бородинцев, там, где уже Копельман.
abyrvalg
(16.10.2015 14:19)
musikus писал(а):
_ Самый маленький квартет, и один из моих любимых у ДДШ. Часто насвистываю вступительную тему (которой кв. и завершается). Да, фугато там потрясающее. Лучше всех, все же - у бородинцев, там, где уже Копельман.
А я никак не мог вспомнить, в каком же исполнении мне страшно нравится этот квартет, да и вообще другие квартеты..... Пришлось искать обложку диска в интернете, оказалось, что Государственный квартет имени Танеева - Овчарек, Луцкий, Соловьев и Левинзон.
То есть получается, что слушал много лет диски с квартетами, а кто играет - даже забыл.
Mikhail_Kollontay
(16.10.2015 14:25)
abyrvalg писал(а):
Овчарек, Луцкий, Соловьев и Левинзон
Хорошо они играли. Но Миша Копельман вообще удивительный, ибо. кроме проф.качеств, променял отличную сольную карьеру на квартетную.
musikus
(16.10.2015 16:12)
abyrvalg писал(а):
квартет имени Танеева
У меня оба комплекта на виниле - бородинцев и танеевцев. Последние хороши, но первых все же предпочитаю. Может потому еще, что в комплекте бородинцев - квинтет с Рихтером. И особенно хороши в нем бородинцы во главе с Мих. Копельманом.
Rensi
(14.05.2016 18:22)
Самое лучшее исполнение Симфонии. Первое место делит с Б. Хайтинком.
alexa_minsk
(14.05.2016 18:49)
Rensi писал(а):
Самое лучшее исполнение Симфонии. Первое место делит с Б. Хайтинком.
Вряд ли есть смысл в подобных безсодержательных комментариях. Ведь уже понятно, что это не более, чем мнение пользователя Rensi.
Хотя, возможно, оно кому-то может быть интересно. Но вряд ли многим.
Rensi
(14.05.2016 18:51)
alexa_minsk писал(а):
Вряд ли есть смысл в подобных безсодержательных комментариях.
По Вашему мнению кто ещё, как не Максим и Бернард смог так проникновенно озвучить ноты Шостаковича? О чём надо писать?
alexa_minsk
(14.05.2016 18:57)
Rensi писал(а):
...кто ещё, как не Максим и Бернард смог так проникновенно озвучить ноты Шостаковича?
Вот примерно так и пишите. Так интересней, чем распределение мест по Вашей иерархии, которая мало кого интересует. Не спорт ведь.
И с трудом верится, что Вы прослушали все 40 имеющихся в Архиве исполнений этой симфонии для столь глубокомысленных выводов.
musikus
(14.05.2016 22:37)
Rensi писал(а):
Самое лучшее исполнение Симфонии. Первое место делит с Б. Хайтинком.
Опять `самое лучшее`. Вы всех-всех слышали?
musikus
(14.05.2016 22:44)
Rensi писал(а):
По Вашему мнению кто ещё, как не Максим и Бернард смог так проникновенно озвучить ноты Шостаковича? О чём надо писать?
Послушайте Мравинского, Кондрашина, Бернстайна, Светланова (особенно Е.Ф.С.!), подумайте хорошенько. И какое-то время не пишите ничего...
aleks91801
(14.05.2016 23:14)
Rensi писал(а):
Самое лучшее исполнение Симфонии. Первое место делит с Б. Хайтинком.
Ваше первое место. Есть еще других места:) Или Ваше первое место - самое первое?)
goldrus
(18.07.2018 12:28)
Rensi писал(а):
По Вашему мнению кто ещё, как не Максим и Бернард смог так проникновенно озвучить ноты Шостаковича? О чём надо писать?
Я не буду судить о самом лучшем, потому что не слушал все. Хайтинка не слушал так-же. Тем не менее если сравнивать это исполнение с исполнением Евгения Мравинского, то с моей точки зрения в выигрыше будет последний - насколько огромная боль заложена в Шостаковиче Мравинского, который натягивает душу подобно струне. Это исполнение мне показалось не очень содержательным если честно.
borl
(09.04.2020 23:26)
musikus писал(а):
страшное, суицидальное напряжение;
Мне Ваш взгляд из здесь сказанного ближе всего. Я бы добавил, что здесь проглядывает Шостакович-незнакомый, все следующие симфонии (все их очень люблю, кроме 12) - это немного другое, нельзя сказать `хуже`, но что-то потеряно.
С другой стороны, наверно нельзя было написать подобную по накалу и при этом здравым остаться.
Только в 15-ой у него прошлянуло что-то от 4ой и не только в инструментовке коды финала (сходной с концом 2ч. 4ой), а во всей позиции - живой непримиримости.
вживую. Последний раз в БЗК под управлением Максима Шостаковича.
Темирканов.
в марте в БЗФ её блистательно исполнил Темирканов.
гениальная,но лучшей я бы назвал 8-ю,хотя такие оценки субъективны.Из исполнений мне
нравятся п/у Баршая,п/у Курта Зандерлинга,п/у Б.Хайтинка.
сифония Шостаковича. Слушал ее много раз вживую. Последний раз в БЗК под управлением
Максима Шостаковича.
какая-то особенная. Она очень классична. В ней нет какой-то заданной программы, нет текста
с хором и солистами. Нет мрака как в 4-ой или 8-ой. Она не первомайская, не октябрьская,
не ленинградская и тд. И все-таки она всеобъемлюща, как жизнь во всех её проявлениях.
4-й?
действительно - мрачнейший мрак.
действительно какая-то особенная. Она очень классична. В ней нет какой-то заданной
программы, нет текста с хором и солистами. Нет мрака как в 4-ой или 8-ой. Она не
первомайская, не октябрьская, не ленинградская и тд. И все-таки она всеобъемлюща, как
жизнь во всех её проявлениях.
глубоко-глубоко....
мрак.
время посмотрите сколько перед сумрачной кодой с навязчивой поступью в басу проходит
всяких галопов, полек, юмористических маршей, гротескных вальсов и т.д. Просто калейдоскоп
каких-то цирковых эпизодов. Тут всё сложнее, на мой взгляд.
- Просто калейдоскоп каких-то цирковых эпизодов.
- Тут всё сложнее.
только блестяще играл эту симфонию (есть видео), но и записал к ней комментарий.
Заключение финала он называл `черное солнце`. Очень образно. И это, в сущности, ключ ко
всей симфонии.
- Да, симфония рапсодична, но весельбы в ней - ни на гран. Идейно и художественно она
- плод 30-х г.г., когда Эренбург писал о раздерганных интеллигентах, которые не могут себя
найти в новом времени.
- Было бы, мягко говоря, упрощением считать формы, которые применил здесь ДДШ (да не
только здесь), калейдоскопом цирковых эпизодов. Нервическая взвинченность, порой почти
истерика, непрерывная смена состояний, страшное, суицидальное напряжение; одна
фуга-престиссимо струнных чего стОит... Так что, действительно, тут всё сложнее.
который не только блестяще играл эту симфонию (есть видео), но и записал к ней
комментарий. Заключение финала он называл `черное солнце`. Очень образно. И это, в
сущности, ключ ко всей симфонии.
- Да, симфония рапсодична, но весельбы в ней - ни на гран. Идейно и художественно она
- плод 30-х г.г., когда Эренбург писал о раздерганных интеллигентах, которые не могут себя
найти в новом времени.
- одна фуга-престиссимо струнных чего стОит...
говорится, ему виднее. Тут не так давно я прочитал, что симфония была посвящена и написана
с мыслью о Тухачевском, и если это так, то Шостакович в своей симфонии прямо-таки
предсказал его смерть в коде после бурных автобиографических событий. Ведь, как известно,
симфония была закончена 20 мая 1936 года, а ровно через год, т.е. 22 мая 1937 году,
Тухачевский был арестован и в июне расстрелян. Тогда кода финала симфоний вполне подходит
если уж не под определение `чёрное солнце`, то под `белая смерть` точно.
- А я и не говорил про веселье. Чувствуется какое-то напряжение, какая-то пляска на
чьих-то костях. Это подтверждается, кстати, траурным маршем в начале финале и повторением
его перед кодой в финале, мол, ну какое веселье может быть, когда польки и галопы
происходят на таком не весёлом фоне.
- Ну, наверное, там всё-таки фугато, а не фуга. Совершенно безумное фугато, кстати
говоря......Рождественский как-то говорил, что его оркестр даже отказывался это играть,
типа, не можем и всё тут, сложно.
кровожадный и кровопролитный народ, всё нам мало, мусолим и теребим такие вещи, которых
бы, может, скорее бы стыдиться и поменьше вспоминать.
- Чувствуется какое-то напряжение, какая-то пляска на чьих-то костях.
- Ну, наверное, там всё-таки фугато.
- Именно.
- Там ведь не эпизод в фугированной форме, а вполне вычлененный фрагмент в виде фуги.
- Там ведь не эпизод в фугированной форме, а вполне вычлененный фрагмент в виде
фуги.
- Кстати, что-то похожее есть в финале 7-го струнного квартета, когда струнные несутся с
бешеной скоростью, убойная вещь. Если, конечно, в хорошем исполнении это слушать.
квартета, когда струнные несутся с бешеной скоростью, убойная вещь. Если, конечно, в
хорошем исполнении это слушать.
ДДШ. Часто насвистываю вступительную тему (которой кв. и завершается). Да, фугато там
потрясающее. Лучше всех, все же - у бородинцев, там, где уже Копельман.
ДДШ. Часто насвистываю вступительную тему (которой кв. и завершается). Да, фугато там
потрясающее. Лучше всех, все же - у бородинцев, там, где уже Копельман.
мог вспомнить, в каком же исполнении мне страшно нравится этот квартет, да и вообще другие
квартеты..... Пришлось искать обложку диска в интернете, оказалось, что Государственный
квартет имени Танеева - Овчарек, Луцкий, Соловьев и Левинзон.
То есть получается, что слушал много лет диски с квартетами, а кто играет - даже забыл.
они играли. Но Миша Копельман вообще удивительный, ибо. кроме проф.качеств, променял
отличную сольную карьеру на квартетную.
виниле - бородинцев и танеевцев. Последние хороши, но первых все же предпочитаю. Может
потому еще, что в комплекте бородинцев - квинтет с Рихтером. И особенно хороши в нем
бородинцы во главе с Мих. Копельманом.
с Б. Хайтинком.
уже понятно, что это не более, чем мнение пользователя Rensi.
Хотя, возможно, оно кому-то может быть интересно. Но вряд ли многим.
комментариях.
проникновенно озвучить ноты Шостаковича? О чём надо писать?
проникновенно озвучить ноты Шостаковича?
чем распределение мест по Вашей иерархии, которая мало кого интересует. Не спорт ведь.
И с трудом верится, что Вы прослушали все 40 имеющихся в Архиве исполнений этой симфонии
для столь глубокомысленных выводов.
с Б. Хайтинком.
смог так проникновенно озвучить ноты Шостаковича? О чём надо писать?
Мравинского, Кондрашина, Бернстайна, Светланова (особенно Е.Ф.С.!), подумайте хорошенько.
И какое-то время не пишите ничего...
с Б. Хайтинком.
самое первое?)
смог так проникновенно озвучить ноты Шостаковича? О чём надо писать?
о самом лучшем, потому что не слушал все. Хайтинка не слушал так-же. Тем не менее если
сравнивать это исполнение с исполнением Евгения Мравинского, то с моей точки зрения в
выигрыше будет последний - насколько огромная боль заложена в Шостаковиче Мравинского,
который натягивает душу подобно струне. Это исполнение мне показалось не очень
содержательным если честно.
взгляд из здесь сказанного ближе всего. Я бы добавил, что здесь проглядывает
Шостакович-незнакомый, все следующие симфонии (все их очень люблю, кроме 12) - это немного
другое, нельзя сказать `хуже`, но что-то потеряно.
С другой стороны, наверно нельзя было написать подобную по накалу и при этом здравым
остаться.
Только в 15-ой у него прошлянуло что-то от 4ой и не только в инструментовке коды финала
(сходной с концом 2ч. 4ой), а во всей позиции - живой непримиримости.