Скачать ноты

Действующие лица:

Наташа, дочь Мельника, потом Русалка (сопрано)
Князь (тенор)
Княгиня (меццо-сопрано)
Мельник (бас)
Ольга, сирота, преданная Княгине (сопрано)
Сват (баритон)
Русалочка, 12...Читать дальше
Действующие лица:

Наташа, дочь Мельника, потом Русалка (сопрано)
Князь (тенор)
Княгиня (меццо-сопрано)
Мельник (бас)
Ольга, сирота, преданная Княгине (сопрано)
Сват (баритон)
Русалочка, 12 лет
Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.

Действие 1-е
На берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью Наташей. С некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит Наташу и сумел вызвать в сердце девушки ответное чувство. Но в последнее время Князь появляется все реже. С тоской ждет Наташа его приезда. Ждет Князя и Мельник. По-своему желая дочери добра, он с простодушно-грубоватой прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но Наташа не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский топот. С радостью встречает Наташа возлюбленного, ласково упрекая его за долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы. Желая успокоить девушку, он дарит ей дорогое ожерелье. Невесел Князь. Его не могут равлечь затеянные крестьянами танцы и игры. Он приехал, чтобы навсегда проститься с Наташей. Нет, не война и не дальний путь причина их разлуки. «Князья не вольны жен себе по сердцу брать», — говорит Князь. Ни отчаяние несчастной девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его. Обезумевшая от горя Наташа срывает с себя драгоценный подарок и бросается в Днепр.

Действие 2-е
Княжеская свадьба. Князь женится на богатой и знатной девушке. Гости величают молодых. Среди свадебного веселья слышится чья-то жалобная песня об обманутой девичьей любви. Князь в испуге: он узнал голос Наташи. Сват старается восстановить нарушенное веселье и провозглашает «Горек мед!». Но когда Князь наклоняется, чтобы поцеловать Княгиню, в тишине раздается женский стон. Свадебное торжество омрачено; все в смятении.

Действие 3-е
Прошло 12 лет. Женитьба не принесла Князю счастья. В тоскливом одиночестве проводит свои дни Княгиня. Входит Ловчий. Он рассказывает, что Князь, отослав слуг, остался один на берегу Днепра. Взволнованная Княгиня вместе с Ольгой спешит к реке.

Ночь. На берегу Днепра под холодным светом луны весело играют русалки. Заметив Князя, они исчезают. Князь узнает места, где бывал много лет назад: полуразвалившуюся мельницу, старый дуб. Воспоминания о прежнем счастье и раскаяние наполняют его душу. Неожиданно перед ним предстает страшный оборванный старик. Это мельник. Смерть дочери лишила его рассудка. Князь зовет несчастного к себе в терем, но Мельник отказывается. Внезапно он набрасывается на Князя, требуя вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя от безумного старика.
Много лет минуло с тех пор, как Наташа, бросившись в реку, стала грозной властительницей днепровских вод. Она по-прежнему любит Князя, но вместе с тем лелеет мечту о мести. Наташа рассказывает дочери-русалочке об отце - своем неверном возлюбленном, поручая ей выйти на берег и заманить его в реку.
Пришел на берег Днепра и Князь, сюда влекут его воспоминания о днях былого счастья. Из воды выходит Русалочка и рассказывает Князю, что она - его дочь, зовет его за собой. Тот готов последовать за ней. Появившиеся на берегу Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Но слышен голос Наташи, призывающей Князя. Повинуясь ему, Князь уходит вслед за Русалочкой под воду.


Либретто см. по адресу - http://libretto-oper.ru/dargomyjsky/rusalka

Х Свернуть

Князь - Константин Плужников; Княгиня - Нина Терентьева; Мельник - Александр Ведерников; Наташа, потом Русалка - Наталья Михайлова; Ольга, сирота, преданная княгине - Галина Писаренко // записано в 1983г. в Москве
         (26)  


mikrus72 (16.07.2011 00:27)
Владимир Федосеев провел всю оперу блестяще! Выше всяких похвал. Прослушал оперу на одном
дыхании. И был восхищен ее драматизмом, комизмом, выразительными речитативами,
бесподобными живыми дуэтами и одному богу только известно какая была «Русалка» если бы
Алесандр Сергеевич Пушкин закончил свою «Русалку». Жаль не дописал. Был застрелен на
дуэли. Жаль!
Вот Александра Сергеевича Даргомыжского ругают за условные кантилены (итальянизмы),
блестящие крайне мелодичные арии, и так далее. Говорят, что это сделало «Русалку» слишком
гладкой ,от чего она стала несколько слащавой. Я думаю это ерунда! Не согласен полностью!
«Русалка» бесспорный шедевр, который волнует мою душу,( волнует и ни чего поделать не
могу. Сердце не обманешь всякими там мудрствованиями) и сколько будет существовать этот
мир, музыка «Русалки» будет жить.
Вот говорят- подражательство итальянцам! Но, так говорят люди далекие от искусства , так
как «русская школа» –это и есть все лучшее, что было создано Европой ! Просто все лучшее
было культивировано внедрено в России. Как говорится семена bel canto( или красивое пение)
упали на русскую землю и стали рождаться такие композиторы как Глинка и Даргомыжский.
Наша культура это синтез. В синтезе и заключена русская школа. Поэтому обвинять
Даргомыжского в подражательстве западу, все равно, что обвинять Брюллова в подражательстве
Рафаэлю, которого он копировал пять лет, и которого о боготворил… Это похоже на то, что
кто-то станет обвинять кого-то, что мы все люди похожи на своих родителей. Да! Бесспорно-
Италия, Франция были такими «Родителями»! Что ж в этом плохого!?
Русалка смесь кантилена и мелодического речитатива. Уникальна! А ведь первая постановка
«Русалки «провалилась. И вообще …26 раз прошла отвратительно. Даргомыжский хотел сжечь
партитуру. Хорошо дирекция не выдала ноты. А то бы не было у нас Русалки.
А ведь у Даргомыжского были и продолжатели его идей и ученики, один из которых был
Гуно…
Несмотря на то, что дирижер Федосеев провел оперу мастерски, первая ария «Мельника»
исполнена слабо. Ведь «Мельник» хозяин угодий и поместий, а певец ( жаль не указана
фамилия) раскрыл только одну его сторону..-сторону степенного мужика.. и совершено не
раскрыл то, как это степенный мужик теряет терпение, когда учит свою дочь Наташу. Там и
интонации должны быть другие и тон по нравоучительней и все как –то по характерней!
Вообще: не хватило лепки; не до лепил образ. Интонации не так богато звучат, как могли
бы.(Шаляпин в «Мельнике»-это ДА!) Но это только в начале. А потом все просто «шедеврально»
исполнено.
Владимир Федосеев (дирижер) вот его награды. Правильно так должны награждать художника.
(Владимир Федосеев награжден российским орденом «За заслуги перед Отечеством» II
степени, орденом Святого Владимира, Серебряным крестом Австрийской республики и Орденом
«Почетного Креста I степени» за заслуги в области культуры Австрии, Золотой медалью
Международного общества Густава Малера, Орденом преподобного Сергия Радонежского II
степени.)
Ну вот! «Русалка» подошла к концу. Грустно!

mikrus72 (16.07.2011 00:30)
Краткое содержание

1 действие. Мельница на берегу Днепра. Дочь Мельника Наташа ожидает страстно любимого ею
Князя. Рассеянно выслушивает она наскучившие поучения отца-старика, твердящего ей о
необходимости извлечь выгоду из благосклонности Князя. Появляется Князь. Однако он приехал
лишь для того, чтобы навсегда проститься: он женится на девушке знатного происхождения.
Князь пытается откупиться роскошными подарками Наташе и денежными подачками её отцу.
Потрясённая Наташа признаётся Князю, что скоро должна стать матерью. Князь уезжает.
Покинутая девушка даёт волю своему горю. Она горько упрекает отца за то, что, движимый
алчностью, он потакал её связи. В отчаянии она кидается в реку.

2 действие. Богатые хоромы. Князь справляет свадьбу. Величальные песни чередуются с
забавными выходками балагура-свата и весёлыми плясками. Внезапно веселье нарушается: в
толпе раздаётся женский голос, поющий печальную песню о покинутой девушке-утопленнице. Все
подавлены. Виновницу смятения обнаружить не удалось. При попытке Князя поцеловать молодую
жену раздаётся женский стон. Радостное настроение уже более не удаётся восстановить.

3 действие. (Происходит 12 лет спустя). 1 картина. Княжеский терем. Княгиня в
одиночестве грустит. Муж охладел к ней, он неласков, подолгу отлучается из дому.
Приближённая Княгини, резвушка Ольга, пытается развлечь её весёлой песней. Узнав, что
Князь решил остаться ночью один на берегу Днепра, Княгиня вместе с Ольгой отправляется на
его розыски.

2 картина. Ночь. Берег Днепра у разрушенной мельницы. Русалки водят хороводы. Приходит
Князь. Он терзается мыслью об утраченной любви Наташи. Внезапно из-за деревьев появляется
страшная фигура в лохмотьях. Это безумный Мельник, ведущий бродячую жизнь в лесу и
вообразивший себя вороном. Бред старика производит угнетающее действие на Князя. Мельник
пытается задушить убийцу дочери. Подоспевшие охотники спасают своего господина.

4 действие. 1 картина. Подводный терем. Танцы русалок. Гордая и могучая царица русалок
(Наташа) посылает свою дочку на берег и поручает ей лаской и хитростью заманить в воду
отца. Оставшись одна, она торжествует по поводу приближающегося часа давно замышляемой
мести.

2 картина. Берег Днепра. Сопровождаемая Ольгой, Княгиня выслеживает мужа. Навстречу
появляющемуся Князю выходит маленькая Русалочка и зовёт его на дно реки, уверяя, что его
там ожидает прежняя любовь. Охваченный воспоминаниями о Наташе, Князь готов последовать за
дочкой. Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Из Днепра доносится манящий зов русалки.
Девочка увлекает Князя, подоспевший Мельник сталкивает его в воду. В ответ раздаётся
зловещий хохот русалок. Подводная часть Днепра. К стопам своей царицы русалки влекут труп
Князя.

Ferulyov (16.07.2011 00:47)
mikrus72 писал(а):
Вот Александра Сергеевича Даргомыжского ругают за
условные кантилены (итальянизмы), блестящие крайне мелодичные арии, и так далее. Говорят,
что это сделало «Русалку» слишком гладкой ,от чего она стала несколько слащавой. Я думаю
это ерунда! Не согласен полностью! «Русалка» бесспорный шедевр, который волнует мою душу,(
волнует и ни чего поделать не могу. Сердце не обманешь всякими там мудрствованиями) и
сколько будет существовать этот мир, музыка «Русалки» будет жить.
Вот говорят- подражательство итальянцам!
Ну мы - то знаем, что говорят много чего, и
какая этому иногда цена! ;)
А вообще, серьёзный автор, даже если и ориентируется на что-то, даже если из соображений
коммерческих, он всё обдумывает, вынашевает. Поэтому возможность подражательства,
`калькирования`, которое находят иногда и преподносят нам по-научному, в характере некоего
самодостостаточного и завершённого и ясного факта (`увидел у другого - перенёс к себе`),
как некую `черту` стиля/произведения или тенденцию чьего-либо творчества, в принципе не
так уж вероятно само по себе, ибо художник обдумывает своё произведение и делает так,
чтобы всё стало на свои места. То есть не так, что Даргомыжский хотел одно, но отвлёкся на
стандарты бельканто - получил недостаток в произведении, а наоборот, он вероятно, хотел
именно, чтобы было бельканто, была какая-то художественная цель. А какая, и как воплотить
её - головная боль теоретиков и музыкантов. А не пенять на автора за то, что он выразил
`недостаточно правильно и убедительно` то, что мы все сами за него знаем (разумеется,
исчерпывающе)! Очевидно, здесь исполнители действительно вдумывались в партитуру.

Ferulyov (16.07.2011 00:51)
* вынашивает. Безграмотность я!

mikrus72 (16.07.2011 00:53)
Ошибка в фальшь не ставится!:)

Ferulyov (16.07.2011 00:55)
Да, я так тоже думаю. Главное слова не путать, как я тут недавно!:)

MargarMast (16.07.2011 01:34)
Эх, сколько всего интересного наговорили - читать - не перечитать. Некогда только. Где же
время-то проклятое найти?

protoval24 (16.07.2011 02:06)
MargarMast писал(а):
Эх, сколько всего интересного наговорили -
читать - не перечитать. Некогда только. Где же время-то проклятое найти?
да, вот тут
я с Вами согласна на все 100...Времени ни на что не хватает, особенно в учебное
время...Это так обидно всегда, на самое интересное времени не хватает...Мне еще повезло,
что я с музыкой постоянно соприкасаюсь и поэтому это чем-то искупается, но все же, хочется
всегда больше...но время...время...

kollontay_ (16.07.2011 05:10)
Я только думаю, что влияния не итальянские, а французские. Не случайно же первая опера
Даргомыжского - `Эсмеральда` - в чистом виде французская по формату и по сюжету. По мне -
выше таланта, чем Даргомыжского, русская нива еще не возрастила пока. Жаль только, что он
должен был зарабатывать посторонним трудом себе на жизнь, так что еще удивительно, что
хоть что-то достойное смог написать. При этом опера еще недозрелая, думаю, там много
такого, за что автору было потом неловко. Но то, что есть, выражает глубочайшую правду о
человеке, содержит множество новых идей, хотя и не таких еще радикальных, как в `Каменном
Госте`. Очень много условных символов, которые надо чуть-чуть узнать, чтобы понять, что
автор имел в виду. Скажем, излюбленный прыжок на септиму вниз, противоестественное
предание самого себя в руки дьявола (прием, украденный потом Мусоргским в начале
`Бабы-Яги`, но заимствованный еще из Наины у Глинки), западнорусская колыбельная-страшилка
(`Идет коза рогатая`), известная по сборнику Римского-Корсакова, которая сквозит во многих
сочинениях АС (а также употребляема и Шопеном, по сходству культур), единственный след от
оперы с диалогами - `Мельника-колдуна` - в завершающей сцене, то есть появление Русалочки.
Есть в партии Мельника забавные цитаты из партии Сусанина, такое непроизвольное воровство.
Но вот по сюжетной необходимости перетянутые сцены (особенно обидно затянутое завершение
1-й картины), малоинтересные партии некоторых персонажей делают оперу в постановке
скучной. так вышло, что я немного содействовал постановке в ГАБТе в конце 90х - начале
2000, но, оказалось, что вряд ли надо было предпринимать эту попытку. Слушая оперу,
вспоминаешь `попсу` тех далеких лет - бытовой романс, и, оказывается, какая сила, просто
вот жизнь и смерть в этих даже и наивных мыслях и чувствах. То же, а порой и с большей еще
силой, видим в романсах Даргомыжского.

ostatnik (17.07.2011 01:02)
mikrus72 писал(а):
Несмотря на то, что дирижер Федосеев провел оперу
мастерски, первая ария «Мельника» исполнена слабо. Ведь «Мельник» хозяин угодий и
поместий, а певец ( жаль не указана фамилия)
Сначала о исполнителях:
Князь Константин Плужников
Княгиня Нина Терентьева
Мельник Александр Ведерников
Наташа Наталья Михайлова
Ольга Галина Писаренко
Вот все, кого нашёл. А насчёт оперы... Не могу не согласиться с mikrus72 : блестящее
исполнение блестящей оперы! Знаю многих, кто к Русалке относится скептически, не сильно её
оценивая. Нет, нет и ещё раз нет. Опера гениальнейшая и исполнение выше всяких похвал

narumov (26.01.2012 22:19)
Сват и ловчий -Олег Клёнов

GuglielmoTell (07.12.2012 03:28)
Исполнители у Федосеева:
Мельник - Александр Ведерников
Наталья - Наталья Михайлова
Князь - Константин Плужников
Княгиня - Нина Терентьева
Ольга - Галина Писаренко
Запись 1983 г.

Twist7 (17.05.2013 00:06)
Прекрасная опера и отличное исполнение !!!
Спасибо ostatniku !!!

Twist7 (17.05.2013 00:08)
Twist7 писал(а):
Прекрасная опера и отличное исполнение !!!
Спасибо ostatniku !!!
И Федосееву спасибо огромное !!!
Я его сегодня открыла для себя !

Mikhail_Kollontay (17.05.2013 06:16)
Twist7 писал(а):
Прекрасная опера и отличное исполнение !!!
Спасибо ostatniku !!!
Тут есть старый советский фильм, очень приличный, на мой
взгляд, и поют там хорошо очень.

victormain (17.05.2013 06:47)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тут есть старый советский фильм, очень
приличный, на мой взгляд, и поют там хорошо очень.
Но в кадре из певцов там только
Кривченя (отличный). Остальных сыграли драм.артисты под фонограмму, насколько я помню.

Mikhail_Kollontay (17.05.2013 09:04)
victormain писал(а):
Но в кадре из певцов там только Кривченя
(отличный). Остальных сыграли драм.артисты под фонограмму, насколько я помню.
Мне
тоже так кажется, но фильм черно-белый, всё там одно к одному, что сейчас уже и не
встретишь, и, в общем, видеоряд не мешает слушать. Там, кажется, и Козловский, который,
как всегда, умеет куда-то искоса в корень посмотреть.

Twist7 (17.05.2013 09:43)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тут есть старый советский фильм, очень
приличный, на мой взгляд, и поют там хорошо очень.
Спасибо !!! Посмотрю.

SmirnovPierre (18.05.2013 13:28)
Впервые прослушал Русалку полностью.

Великолепная , великая музыка и пение.

Даргомыжский-гений.

1dfcbkbq9 (02.06.2013 18:16)
Да, впечатляет!
Ещё впечатляет все, что делает в этом жанре(и не только) Федосеев. Я слушал в его
исполнении ( концертном и полу концертном) оперы `Иоланту` в БЗК и `Царскую невесту` в
зале Чайковского(по моему на сайте выложена эта запись). Всё на высоком уровне.
Вообще, последнее время приятнее слушать оперы именно в концертном исполнении. Не
отвлекается внимание на всякие режиссёрские выверты.

Meloman4491 (02.06.2013 18:27)
1dfcbkbq9 писал(а):
Вообще, последнее время приятнее слушать оперы
именно в концертном исполнении. Не отвлекается внимание на всякие режиссёрские
выверты.
Согласен с Вами. Именно выверты. Отсутствие вкуса. По другому и не скажешь.

kblbz10 (04.06.2013 20:37)
mikrus72 писал(а):
бесподобными живыми дуэтами «Русалка» если бы
Алесандр бесспорный шедевр, Сердце не обманешь всякими там мудрствованиями) и сколько
будет существовать этот мир, музыка «Русалки» будет жить.
Мой отец, которого никакими
пряниками не заманишь в театр, тем более на оперу, прослушав архивную запись дуэта князя с
сумасшедшим Мельником (правда с Шаляпиным),восхитился. Действительно, сердце не обманешь!

1dfcbkbq9 (11.10.2013 22:03)
Прослушал ещё раз `Русалку` по записи трансляции из зала Чайковского(есть сайт Московской
филармонии) от 23.09.2013. Тоже с Федосеевым , но с другими певцами. Слушал на фоне
всеобщих торжеств по случаю 200летия Верди в том числе и в России. А ведь в этом году
случилось и 200летие Даргомыжского. И прошло как-то скромненько. Без громких постановок и
гала концертов. И это как-то обидно.

Piacevole (04.12.2019 00:36)
У меня ощущение, что песню `Ах ты, сердце` (первый хор) запевает Плужников. Если это так,
то интересный вопрос: запевает ли Плужников в записи или Плужников-Князь в спектакле?

sir Grey (06.12.2019 07:44)
mikrus72 писал(а):
Владимир Федосеев провел всю оперу блестяще! /.../
Ну вот! «Русалка» подошла к концу. Грустно!
Какой интересный, обстоятельный и
личностный комментарий!

giocondo (19.05.2024 13:44)
GuglielmoTell писал(а):
Исполнители у Федосеева:
Мельник - Александр Ведерников
Наталья - Наталья Михайлова
Князь - Константин Плужников
Княгиня - Нина Терентьева
Ольга - Галина Писаренко
Запись 1983 г.
А Русалочку кто декламирует? Она, как известно, без пения, но имя-то
исполнителя всё-таки должно быть?



 
     
classic-online@bk.ru