1. Maestoso - Allegro con brio ed appassionato
2. Arietta: Adagio molto, semplice e cantabile
Посв. эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому
Скачать ноты
1. Maestoso - Allegro con brio ed appassionato
2. Arietta: Adagio molto, semplice e cantabile Посв. эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому |
||
не датировна.
`... подумаешь, бином Ньютона!` (с)
Это запись из БЗК, с концерта памяти Г.Г.Нейгауза 12/1/75. Хотелось бы, чтобы выложивший
ее Liszt подтвердил или опроверг (лучше подтвердил).
Кстати, тот концерт закончился бисом - Рихтер впервые для себя сыграл Вагнера Albumblatt
fur Cosima - Elegie in A-flat.
По поводу концерта 12/12/63 (или 10/12) Лев Наумов писал, что у Нейгауза, слушавшего
ор.111, в глазах были слезы или он даже плакал.
Мне лично запись 12/1/75 ближе. Эту сонату я именно тогда услышал у Рихтера впервые - ее
показали по ТВ.
Есть еще очень мощное (кто-то скажет `грубое`) исполнение - 1/6/74 - Tokyo. Вообще сейчас
существует 21 запись 32-ой в исполнении Рихтера. Поздние трактовки весьма отличаются от
ранних.
а как эволюционировала трактовка от раннего
периода к позднему? интересно Ваше мнение.
-----------------
Из фильма Монсенжона:
- А вы не думаете, что была эволюция в вашей интерпретации?
- Знаете, может быть, и была, но я её не заметил.
-----------------
Что касается этой сонаты, то эволюция, несомненно, была. Мне очень нравится, что Рихтер
критически отзывался по поводу интерпретации «умнейшего лектора-заики» из «Доктора
Фаустуса». Его, Рихтера, выстраивание этих необыкновенных, единственных в своем роде
гениальных вариаций превосходит написанное Томасом Манном. Понятно, что писатель не
пытался дать музыковедческий разбор произведения, описанная лекция предназначалась
начинающим. А Рихтер играет, обнажая сущность трижды гениального творения, находя
глубинные смыслы, заложенные автором. Уже не раз писал, что, вполне возможно, автор не
всегда отдавал себе отчет в том, что творит. Он записывал свой внутренний голос, не
анализируя, как и почему так получается. Автору ведь не нужно было защищать диссертацию на
тему, скажем, «последние сонаты Бетховена». Тема, мы знаем, неисчерпаемая. Тут сколько ни
говори, высказать до конца не удастся. И написаны они не для словесного пересказа и не
столько для анализа, хотя и это всегда хочется делать, особенно, немузыкантам, а для
исполнения. И достойного исполнителя она нашла, слава Богу, и какая радость, что это
произошло при нашей жизни. Об одном жалею - не пришлось услышать её в живом концерте.
Впервые Святослав Теофилович сыграл ор.111 15/6/52 в Малом зале Ленинградской филармонии.
Такой записи у меня и известных собирателей нет. Самая ранняя из имеющихся, - 28/11/63,
Лейпциг. Её нет на нашем сайте, но есть следующая хронологически – 12/12/63, БЗК, Москва.
Об этом концерте написал Г.Г.Нейгауз, что уже неоднократно упоминалось. Что могу сказать
я? Во-первых, не хочется заниматься халтурой (самое ругательное слово у Святослава
Теофиловича) и рассказывать по памяти. Надо было бы всё еще раз послушать. Во-вторых,
времени у меня сейчас нет – скоро нужно будет уходить. В двух словах могу, но это общие
впечатления. Ранние записи отличаются большей жесткостью, особенно, в 1-й части. Как это
сказать понятнее? – Звук такой, как надо, всё очень хорошо, но в более поздних записях при
всём при том особенная эмоциональная насыщенность. Грандиозно не только внешне – потрясает
глубина замысла, высказанность до конца. Это мощь, которая не достигается банальным
усилением звука. Рихтер насыщает звук особым содержанием. О второй же части надо говорить
талантливо или лучше молчать и слушать. Всё же попробую сравнить свои впечатления. Для
меня пик приходится на середину 70-х. Особенно близко исполнение 12/1/75. Жаль, не мог
услышать его Нейгауз, иначе не только слезы были бы на его глазах, как вспоминает Лев
Наумов, он бы разрыдался. Исполнение сакраментальное! Непостижимо, что так великий опус
может раскрыться человеку, и он способен воплотить всё в одном исполнении. Такого умного
проводника через все душевные состояния, через все перипетии, выражаемые музыкой, для меня
в принципе не существует. Теперь принято запросто многих ныне здравствующих наделять
эпитетами «гениальный». Слушая Ариэтту у этих «гениев», только пожимаю плечами. Но это
так, мысли вслух. Не принимайте близко к сердцу. Просили – отвечаю, что думаю, ничего не
скрывая. Та же часть в концерте 28/11/63 уступает московской 75-го. Тема и некоторые
вариации звучат несколько более формально. Но это лишь потому, что есть, с чем сравнивать.
Если бы не было той вершины, любил бы эти ранние прочтения. Еще одно впечатляющее
исполнение – Токио 1/6/74. Кто-то писал, что оно чуть ли не чересчур резкое или, кажется,
злое. Точно не помню. Оно грозное, особенно 1-я часть. А вторая огромная и грандиозная.
Слушая такую музыку, живешь только её образами. Уже не раз и в разных местах писал, что не
могу слушать фрагменты записей. Знаю, что даже если захочется послушать отдельно такие-то
такты, то не получится – остановить музыку не могу и обречен – прекрасная обреченность –
слушать до конца.
В конце 90-х начал переводить коллекцию в «цифру», т.е., как бы всё начал с самого
начала. Не пластинок Рихтера, а CD дисков было всего несколько. Не знал, удастся ли
приблизиться к состоянию своей коллекции, которая была на пластинках. Оказывается,
удалось, и даже более того. Так вот, один из первых дисков, который я заказал, был с этой
сонатой - 17/10/91 - Ludwigsburg - Live - PHILIPS 438 486-2. Была старая магнитофонная
запись любимого концерта 75-го, и они существенно отличались. Многое было так необычно!
Замедленные темпы, даже некоторая заторможенность. Надо было вслушиваться, постигать. Кто
я такой, чтобы противопоставлять свои сложившиеся стереотипы гениальному Музыканту,
способному открывать, причем, каждый раз новое, а не играть по-стариковски, утешая, что
«не так уж плохо для старого человека» (с). Вот в таком мире он тогда жил, и в этом мире
тоже открывается своя истина. Из поздних записей особенно близка 25/10/91 – Rellingen.
Некоторые любительские слушать очень тяжело из-за совсем низкого качества. Переслушал всё
– всего официальных и любительских - 23! Доложу, что это совершенно замечательно и
удивительно. Пригласить отправиться в этот путь не могу – ресурсы сайта ограничены, да и
не нужно выкладывать плохие в смысле аппаратного качества.
На другом форуме есть человек, написавший мне, что благодарен за популяризацию наследия,
за выкладывание записей, которые практически недоступны. Но он против моих излияний,
против, так сказать, литературного стиля. Могу согласиться без всякой обиды. Меня спросили
– я ответил, что думал. Честно и ничего не приукрашивая. Редактировать даже некогда было.
Так что не обессудьте. После прослушивания некоторых, особенно поздних записей, возможно,
смогу еще что-то сказать.
Понимаю, что не ответил по-настоящему на поставленный вопрос. Рассказал о своём
отношении.
Пока всё.
а как эволюционировала трактовка от раннего
периода к позднему? интересно Ваше мнение.
Понимаю, что не ответил по-настоящему на поставленный вопрос. Рассказал о своём
отношении.
развернутый ответ - буду вдумчиво читать.
спасибо, Юрий, за развернутый ответ - буду вдумчиво читать.
не согласны с Рихтером в оценке лекций Кречмара? По-моему, это такой довольно редкий
случай, когда СТ не просто чего-то не понял, а даже толком не задумался. Так что
высказывался, по-моему, зря.
оценке лекций Кречмара?
Но я благодарна Юрию за развернутый ответ на мой, в общем-то, праздный вопрос.
Но я благодарна Юрию за развернутый ответ на мой, в общем-то, праздный
вопрос.
совершенным немецким не оценить ритмо-интонационный семантический шедевр манновского
анализа темы Ариетты - удивительно. Самое смешное при этом, что играл он 32-ю
замечательно. Я живьём слыхал. 1-я часть мне тогда 1-й и последний раз в жизни
понравилась. Но это уже мы на мои прибабахи переходим, они тут не при чём:) Да, и Ариетта
была именно такая, какая и написана. Видимо, у него был к ней какой-то свой путь; в таких
случаях бывает, что к другому, чужому пути относишься с несправедливым пренебрежением. А
результат чтения одинаково хорош. Парадокс.
замечательно. Я живьём слыхал.
я из зала в состоянии выжатого лимона, будто товарняк разгрузил. Очень мощное впечатление.
Думаю, 75-й год.
Пока всё.
лично меня такого типа посты - просто открывание новых клапанов, или протягивание новых
линий коммуникации в `мир иной`. Я Вам очень, очень за них благодарна. Вы ведь тоже в
определённом смысле являетесь этим `передатчиком`, соединяя нас, простых слушателей, с
миром великого музыканта и миром музыки. Пожалуйста, пишите больше! Не знаю, как другим,
а мне они очень помогают, действительно!
действительно!
Начал было отвечать всем сразу, но тут прислали отсканированные дневники моего друга Вити
и верного оруженосца великого Музыканта - о концертах в Великих Луках, Пскове - вот я и
закрыл случайно окно с наброском своего ответа и открыл рот - как хрестоматийная ворона.
Ответ выпал...
закрыл случайно окно с наброском своего ответа и открыл рот - как хрестоматийная
ворона.
Вышел я из зала в состоянии выжатого лимона, будто товарняк разгрузил. Очень мощное
впечатление. Думаю, 75-й год.
свободно, а потом началось новое, уж не знаю под каким влиянием. Нам доказывали со сцены,
что музыки на самом деле нет, и что сочетание данных звуков, и именно при аккуратно
выполненном и корректном исполнении, лишено всякого смысла. По времени примерно совпало с
обильным исполнением ХТК. Довольно смешно это было.
нет, и что сочетание данных звуков, и именно при аккуратно выполненном и корректном
исполнении, лишено всякого смысла.
поздний период композитор А.Шнитке отозвался так: чувствовалось, что он знает то, от чего
музыка есть часть.
`обворожительной лёгкостью`. Но это не замечалось, в ней уже не было нужды. Кое-кто тогда
отозвался об изменении в игре Рихтера так: его игра ушла вглубь, внутрь себя.
Но Рихтер остался сам собой. Его искусство возносило слушателей над действительностью,
уносило в другие миры.
началось новое, уж не знаю под каким влиянием. По времени примерно совпало с обильным
исполнением ХТК. Довольно смешно это было.
1-го тома очень люблю, так что ничего не могу тут добавить. В те годы, о которых я говорю
(середина и 2-я половина 70-х) я живьём у Рихтера слыхал преимущественно Бетховена и
Шуберта. И всё, без исключения, было совершенно замечательно. Чуть позже - превосходные
Вариации Веберна и 2-ю Соната Хиндемита. А вот на скрипичных сонатах Моцарта с Каганом
засыпАл, помню, было дело.
засыпАл, помню, было дело.
сонаты Моцарта для фортепиано и скрипки,- помню как одно из сильнейших музыкальных
событий.
Жаль, что здесь в архиве не выложены хотя бы сонаты из первого отделения концерта 20 мая.
На мой взгляд, это действительно историческое исполнение.
сонаты Моцарта для фортепиано и скрипки,- помню как одно из сильнейших музыкальных
событий.
не претендую на высшую объективность:) Я скучал, а кому-то очень нравилось...
80-х примерно. И потом, я ведь не претендую на высшую объективность:) Я скучал, а кому-то
очень нравилось...
Интерьер и художественная среда` были концерты с этими же сонатами, прямо скажем,
неважные. Повторялся цикл из трёх концертов в МЗК (16, 18 и 20 мая 1975 г.). Самый первый
концерт, 1 декабря, (сонаты К 304, 305 и 306) был как-бы несколько вялый. Передо мной
сидел друг Рихтера Д.Журавлёв, так он натурально задремал. Потом одна знакомая сказала
Рихтеру: в этот концерт рояль был другой, на что Рихтер ответил: `Это я был пустой`. Затем
возник перерыв до 9 декабря: Рихтер не мог играть, т.к. был подавлен тяжёлым впечатлением
- его знакомую тогда ограбили у лифта в подъезде её дома. Потом исполнения стали лучше, а
весь цикл был исполнен дважды, хотя порядок программ перемешался. Но Рихтер был виноват
лишь отчасти. Иногда скрипач откровенно проваливался, и не только в смысле настроения, но
и вплоть до того, что брал неверные ноты. Потом Рихтер сказал И.Т.Бобровской: `Ну как ему
заниматься? Он же нянька!`.
`Мир Моцарта. Интерьер и художественная среда`
такая: `Век Моцарта. Интерьер и художественная среда`
великолепно,очень мощно и убедительно.Это какая-то ` бесконечная ` соната ,в смысле
её сопряжённости глобальным, надмирным аспектам.
Прослушал запись 32-й сонаты от 12 января 1975 года. Очень сильное отличие от лейпцигской
записи 28 ноября 1963 года, главным образом, в первой части. Если в 1963 году исполнение
первой части сонаты несло окраску прокофьевского или, отчасти, гайдновского стиля, то в
1975 году от этого не осталось и следа. Исполнение замедлилось, стало не таким напористым.
Самое главное, что в этой части, при всём её бурном характере, появились нотки душевного
страдания, и это органически связало первую часть с Ариеттой. А в записи от 28 ноября 1963
года первая часть и Ариетта воспринимаются мною просто как две несвязанные между собой,
хотя и очень сильные, пьесы, просто поставленные одна вслед за другой. Надо сказать, что
во всех других двухчастных сонатах (№№ 19, 20, 22, 27) Бетховена, исполняемых Рихтером,
обе части сонаты в образно-художественном смысле прекрасно сбалансированы друг с другом.
В исполнении первой части 32-й сонаты в 1975 году мне слышались в какие-то моменты
настроения, сходные с теми, что присутствуют в четвёртой части 29-й сонаты. Таким образом,
в 1975 году Рихтер сильно отошёл от трактовки 1-й части, которую давал в 1963 году.
Ариетта так сильно не изменилась, хотя кое-какие различия заметны сразу в начале. В 1963
году Ариетта начинается как бы падением капель на зеркальную поверхность чистой, вероятно
холодной, воды, а 1975 году это как лёгкие гребки вёсел невесомой лодки по
солнечно-золотистой водной глади.
Но герой, представленный слушателю в Ариетте, не просто пребывает в ней, а постоянно
задаётся одним и тем же вопросом. Вопрос такой: что есть музыка? На всём протяжении
Ариетты этот вопрос всё время повторяется, слегка видоизменяется, как бы выставляется
разными своими сторонами, но не получает ответа. Соната заканчивается, а ответ не найден.
Притом ответ должен прийти извне сонаты. В этом здесь отличие Бетховена от Моцарта. В
произведениях Моцарта, например в Фантазии К.475, бывает скрыта некая тайна, которую
хочется разгадать, проникнув внутрь произведения. В Ариетте нет и намёка на тайну, в
Ариетте всё ясно. А ответ на вопрос, повторяющийся и повторяющийся в Ариетте, должен
прийти не просто извне сонаты, а извне музыки.
P.S. Собственно, с вопроса соната и начинается. Этот вопрос очень быстро приводит
`действующее лицо` сонаты в состояние раздражения, в исступление. Он насквозь проходит
через всю первую часть, а в Ариетте `действующее лицо` возвращается к нему, но теперь уже
совсем в другом состоянии. Эта, так сказать, `сквозная вопросность` (по-моему, не
свойственная вообще Бетховену) сообщает сонате логическую цельность.
P.P.S. Вопрос, на который герой Ариетты всё время пытается найти, нащупать ответ, не
обязательно `что есть музыка?`. Подойдёт и любой другой глубокий философский вопрос,
например, `кто я?`, или `в чём суть?`, `что есть истина?` и т.п. Важна идея вопроса как
таковая, интонационно передаваемая в музыке, а не подстановка слов вроде `синь небес`,
`кто такой`, `будь со мной`...
Рихтером этой сонаты.
Прослушал запись 32-й сонаты от 12 января 1975 года.
оказывается! Спасибо, M_I, что вернули к этому! Тут и Юрий Киевский выступал! Ой, какое
пирожное сегодня мне на вечер! :) Я буду теперь переслушивать Рихтера с новым пониманием
этой сонаты - поскольку у меня сложились определённые о ней представления. Пока что
наиболее близко моему понимaнию её оказалось исполнение Микаленджели. Вообще - познание
музыки - это просто чудо из чудес! :)
(и этой сонате). :)
мешает и ничьи исполнительские амбиции не требуется разбирать.
Восторг !
брависсимо !!!!!!!!!