`Достаточно примера Бетховена, чтобы убедиться в том, что из всех элементов музыки мелодия наиболее понятна слуху и наименее доступна для овладения. В этом случае мы имеем дело с одним из величайших создателей музыки, который провел всю свою жизнь, моля о том даре, которого ему не доставало. (...)
Бетховен оставил нам такое музыкальное богатство, какое, очевидно, является результатом исключительно упорного труда. Беллини же унаследовал дар мелодии, даже не попросив о нем, как если бы с Небес ему сказали: `Дарую тебе то единственное, чего не достает Бетховену`
И. Стравинский (Музыкальная поэтика)
steinberg
(16.11.2021 04:54)
Так вот откуда ведёт родословную: `Ромашки спрятались, поникли лютики`!
weina
(16.11.2021 21:37)
illarion89 писал(а):
`Достаточно примера Бетховена, чтобы убедиться в том, что из всех элементов музыки мелодия наиболее понятна слуху и наименее доступна для овладения. В этом случае мы имеем дело с одним из величайших создателей музыки, который провел всю свою жизнь, моля о том даре, которого ему не доставало. (...)
И. Стравинский (Музыкальная поэтика)
Однако у самого Стравинского проблем с мелодией было побольше, чем у Бетховена. После каждой его премьеры Прокофьев не без злорадства помечал в своем дневнике, откуда позаимствована тема на этот раз.
steinberg
(17.11.2021 03:59)
weina писал(а):
Однако у самого Стравинского проблем с мелодией было побольше, чем у Бетховена. После каждой его премьеры Прокофьев не без злорадства помечал в своем дневнике, откуда позаимствована тема на этот раз.
Было ли это проблемой для него? ...`Прокофьев не без злорадства отмечал...`, - почему-то не удивляет.
illarion89
(17.11.2021 07:07)
weina писал(а):
Однако у самого Стравинского проблем с мелодией было побольше, чем у Бетховена. После каждой его премьеры Прокофьев не без злорадства помечал в своем дневнике, откуда позаимствована тема на этот раз.
Да, у Прокофьева вообще есть выражение о Стравинском, что он `Бах фальшивых нот`.
Читать его необыкновенно интересно. Именно потому, что он композитор. Настолько, что интереснее, чем слушать
weina
(17.11.2021 22:00)
steinberg писал(а):
Было ли это проблемой для него? ...
`Прокофьев не без злорадства отмечал...`, - почему-то не удивляет.
Справедливое замечание ) В творчестве ИФС мелодии действительно отводилась довольно скромная роль. Может быть, поэтому он и не стеснялся признаваться: `Все, что меня интересует, все, что я люблю, я хочу присвоить (возможно, я просто описываю редкую форму клептомании)`. С другой стороны, благодаря его потрясающим ритмам, тембрам, всей оркестровке у него любой мотив приобретал оригинальное, неповторимое звучание.
Ну, это же друзья-соперники, тут отношения всегда непростые. `Отсутствие настоящего тематического материала` было для Прокофьева неприемлемым. Тем не менее он искренне восхищался `удивительной красотой, ясностью и мастерством` `Весны`, не раз говорил о `живости и изобретательности` музыки ИФС, о его `полнокровной и изумительной` технике.
weina
(17.11.2021 22:06)
illarion89 писал(а):
Да, у Прокофьева вообще есть выражение о Стравинском, что он `Бах фальшивых нот`.
Это, скорее всего, о Концерте для ф-но и духовых. `Музыка под Баха` Прокофьеву ужасно не понравилась, зато `регтаймы` привели в восторг.
Мне их непохожесть не мешает любить обоих.
steinberg
(17.11.2021 22:36)
weina писал(а):
`Отсутствие настоящего тематического материала` было для Прокофьева неприемлемым.
Если говорить именно о мелодии, Прокофьеву здесь мало равных вообще. Но нужно ли через эти очки (с позволения сказать) лорнировать Стравинского или кого-то ещё?)
illarion89
(18.11.2021 04:56)
weina писал(а):
Это, скорее всего, о Концерте для ф-но и духовых. `Музыка под Баха` Прокофьеву ужасно не понравилась, зато `регтаймы` привели в восторг.
Возможно. Хотя думается, что это он про Стравинского в целом.
Сравнить рэгтаймы Стравинского с рэгтаймами Айвза невозможно. Они и близко не стояли. Послушайте, если ещё не слышали, 4 рэгтайма Айвза.
weina
(18.11.2021 21:50)
steinberg писал(а):
Если говорить именно о мелодии, Прокофьеву здесь мало равных вообще. Но нужно ли через эти очки (с позволения сказать) лорнировать Стравинского или кого-то ещё?)
По-видимому, сто лет назад старинные предрассудки вроде `Мелодия - душа музыки` были еще довольно сильны )
weina
(18.11.2021 22:05)
illarion89 писал(а):
Сравнить рэгтаймы Стравинского с рэгтаймами Айвза невозможно. Они и близко не стояли. Послушайте, если ещё не слышали, 4 рэгтайма Айвза.
Для Айвза регтаймы были чем-то вроде естественной среды обитания, а для Стравинского - `террой инкогнита`, однако обосновался он там вполне по-хозяйски. Мне нравится.
steinberg
(19.11.2021 00:22)
weina писал(а):
По-видимому, сто лет назад старинные предрассудки вроде `Мелодия - душа музыки` были еще довольно сильны )
О, это ужасный предрассудок! Мысль о том, что в музыке должна быть душа (самый лакомый кусочек) имеет древнейшие людоедские корни.
наиболее понятна слуху и наименее доступна для овладения. В этом случае мы имеем дело с
одним из величайших создателей музыки, который провел всю свою жизнь, моля о том даре,
которого ему не доставало. (...)
Бетховен оставил нам такое музыкальное богатство, какое, очевидно, является результатом
исключительно упорного труда. Беллини же унаследовал дар мелодии, даже не попросив о нем,
как если бы с Небес ему сказали: `Дарую тебе то единственное, чего не достает Бетховену`
И. Стравинский (Музыкальная поэтика)
том, что из всех элементов музыки мелодия наиболее понятна слуху и наименее доступна для
овладения. В этом случае мы имеем дело с одним из величайших создателей музыки, который
провел всю свою жизнь, моля о том даре, которого ему не доставало. (...)
И. Стравинский (Музыкальная поэтика)
было побольше, чем у Бетховена. После каждой его премьеры Прокофьев не без злорадства
помечал в своем дневнике, откуда позаимствована тема на этот раз.
побольше, чем у Бетховена. После каждой его премьеры Прокофьев не без злорадства помечал в
своем дневнике, откуда позаимствована тема на этот раз.
него? ...`Прокофьев не без злорадства отмечал...`, - почему-то не удивляет.
побольше, чем у Бетховена. После каждой его премьеры Прокофьев не без злорадства помечал в
своем дневнике, откуда позаимствована тема на этот раз.
выражение о Стравинском, что он `Бах фальшивых нот`.
Читать его необыкновенно интересно. Именно потому, что он композитор. Настолько, что
интереснее, чем слушать
`Прокофьев не без злорадства отмечал...`, - почему-то не удивляет.
замечание ) В творчестве ИФС мелодии действительно отводилась довольно скромная роль.
Может быть, поэтому он и не стеснялся признаваться: `Все, что меня интересует, все, что я
люблю, я хочу присвоить (возможно, я просто описываю редкую форму клептомании)`. С другой
стороны, благодаря его потрясающим ритмам, тембрам, всей оркестровке у него любой мотив
приобретал оригинальное, неповторимое звучание.
Ну, это же друзья-соперники, тут отношения всегда непростые. `Отсутствие настоящего
тематического материала` было для Прокофьева неприемлемым. Тем не менее он искренне
восхищался `удивительной красотой, ясностью и мастерством` `Весны`, не раз говорил о
`живости и изобретательности` музыки ИФС, о его `полнокровной и изумительной` технике.
Стравинском, что он `Бах фальшивых нот`.
духовых. `Музыка под Баха` Прокофьеву ужасно не понравилась, зато `регтаймы` привели в
восторг.
Мне их непохожесть не мешает любить обоих.
для Прокофьева неприемлемым.
равных вообще. Но нужно ли через эти очки (с позволения сказать) лорнировать Стравинского
или кого-то ещё?)
`Музыка под Баха` Прокофьеву ужасно не понравилась, зато `регтаймы` привели в
восторг.
Сравнить рэгтаймы Стравинского с рэгтаймами Айвза невозможно. Они и близко не стояли.
Послушайте, если ещё не слышали, 4 рэгтайма Айвза.
мало равных вообще. Но нужно ли через эти очки (с позволения сказать) лорнировать
Стравинского или кого-то ещё?)
вроде `Мелодия - душа музыки` были еще довольно сильны )
Айвза невозможно. Они и близко не стояли. Послушайте, если ещё не слышали, 4 рэгтайма
Айвза.
Стравинского - `террой инкогнита`, однако обосновался он там вполне по-хозяйски. Мне
нравится.
вроде `Мелодия - душа музыки` были еще довольно сильны )
Мысль о том, что в музыке должна быть душа (самый лакомый кусочек) имеет древнейшие
людоедские корни.