Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван...Читать дальше
Скачать ноты Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван...Читать дальше
Место действия: Москва. Время действия: 1682 год.
Красная площадь в Москве. Светает. Боярин Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подъячему донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. У столба, который поставили стрельцы в память своей недавней победы, останавливаются пришлые люди; с ужасом узнают они о жестокой расправе с неугодными стрельцам боярами. Тем временем стрельцы приветствуют своего предводителя — Ивана Хованского. Тут же и сын князя Андрей, который преследует своими любовными притязаниями Эмму, девушку из немецкой слободы. На ее защиту встает раскольница Марфа, недавняя возлюбленная Андрея. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев. С тревогой слышат заговорщики имя Петра. Но еще страшней весть, принесенная Шакловитым: царь Петр узнал о заговоре, заклеймил его хованщиной и велел с ним покончить. Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Тяжело переживает Марфа измену князя Андрея. Досифей ласково утешает ее. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному, бесшабашному веселью. Его прерывает насмерть перепуганный подъячий. Стряслась беда: нещадно побивая жителей слободы, приближаются петровские рейтары (наемные всадники). Стрельцы ошеломлены. Они просят Хованского вести полки в бой. Но, страшась Петра, князь призывает стрельцов покориться и разойтись по домам. Слуга Голицына предупреждает Хованского, укрывшегося в своем подмосковном имении, что его жизнь в опасности. Хованский вспыхивает гневом — кто посмеет тронуть его в собственной вотчине? Появляется Шакловитый с приглашением от царевны Софьи на тайный совет. Хованский приказывает подать себе парадные одежды. Однако едва князь выходит из палаты, как наемник Шакловитого поражает его кинжалом. Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князь Голицын отправлен под конвоем в ссылку, рейтарам дан приказ окружить раскольничьи скиты. Не знает о крушении заговора лишь Андрей Хованский. Он не верит Марфе, сообщившей ему об этом, и тщетно трубит в рог, созывая свой полк. Однако, увидев стрельцов, идущих на казнь, Андрей понимает, что все погибло, и в страхе просит Марфу спасти его. Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании. Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года Х Свернуть Оркестровка Д.Шостаковича. Финал - И.Стравинский. Иван Хованский - Aage Haugland; Андрей Хованский - Владимир Атлантов; Досифей - Паата Бурчуладзе; Марфа - Marjana Lipovsek; Шакловитый - Анатолий Кочерга; Василий Голицын - Владимир Попов. Konzertvereinigung Wiener Staatsopernchor; Slowakischer Philharmonischer Chor Bratislava; Wiener Sängerknaben; Orchester der Wiener Staatsoper. Claudio Abbado. Запись 1989 г.
|
||
Стравинским... `В 1913 году, когда Стравинский в Швейцарии заканчивал `Весну священную`,
Дягилев привёз из России авторские рукописные материалы «Хованщины» и захотел её поставить
в обновлённом виде в своих парижских сезонах (при участии Шаляпина в партии Досифея).
Нужно было оркестровать недостающие арии и написать финальный хор. С просьбой об этом
Дягилев обратился к Стравинскому. Тот, находясь в `цейтноте`, привлёк на помощь Равеля,
который с этой целью специально поселился в Кларане и сделал оркестровку недостающих арий,
за исключением арии Шакловитого (`Спит стрелецкое гнездо`), которую оркестровал
Стравинский. Стравинский также написал финальный хор, использовав заготовленный для этой
цели Мусоргским подлинный раскольничий напев `Господь пасет мя, и ничтоже лишит мя` (на
текст 22-го псалма). Дягилевская премьера этого спектакля состоялась в Париже 16 июня 1913
года, через две с половиной недели после `Весны священной`. Партитура находилась в
Устилуге и после 1-ой мировой войны пропала; правда, клавир финального хора Стравинского
был издан в 1914 году в Петербурге издательством Бесселя.
Что касается венской постановки (и записи), то там была использована редакция (не только
оркестровка) Шостаковича, где в финале звучит марш Преображенского полка, и под эти звуки
выходят `потешные` войска (то же самое и в редакции Римского-Корсакова). Написанный
Стравинским финальный хор раскольников (при участии Марфы, князя Андрея Хованского и
Досифея), когда все они поют во время своего самосожжения, полностью меняет концепцию и
драматургию оперы. Венские постановщики или разыскали партитуру Стравинского, что
маловероятно, или оркестровали заключительный номер по изданному клавиру`.
хватает цезур, но в целом уровень музицирования высочайший, а финальный миракль
Стравинского очень по-своему интересен.
Особенно оригинально в плане сценографии сделана финальная сцена. Так же безупречно, на
мой взгляд, Аббадо поставил `Бориса`, правда в довольно современной трактовке декораций и
самого антуража...
добавлением Сцены у Василия Блаженного по клавиру 1869 года).
же есть такое видео? Я нашел только это, с таким же составом исполнителей и того же года.
Но все равно это не та запись! https://my.mail.ru/mail/olga_shved/video/2731/12491.html -
1 часть
https://my.mail.ru/mail/olga_shved/video/2731/12492.html - 2 часть
это, с таким же составом исполнителей и того же года. Но все равно это не та запись!
https://my.mail.ru/mail/olga_shved/video/2731/12491.html - 1 часть
https://my.mail.ru/mail/olga_shved/video/2731/12492.html - 2 часть
съёмку и имел в виду. А что не так?
так?
замечательная Люда Шемчук.
запомнила почти наизусть. Да, она замечательная!
впечатлилась, что запомнила почти наизусть. Да, она замечательная!
не успел выучить с ней свой Пушкинский цикл. А она хотела спеть. Потом она уехала из
Минска в Москву, в Большой. Потом вообще из СССР.
Пушкинский цикл. А она хотела спеть. Потом она уехала из Минска в Москву, в Большой. Потом
вообще из СССР.
моих трубадуров - но заболел и не спел, и потом всё.
А.Мищевский уже твердо выучил моих трубадуров - но заболел и не спел, и потом
всё.
большинство других солистов. Ну или шепелявит, как вариант.