1887-94, rev. 1903
1. Allegro maestoso
2. Andante moderato
3. (Scherzo) / В спокойном, плавном движении
4. Urlicht / Очень празднично, но просто
5. В темпе Scherzo
Часть IV
ПЕРВОЗДАННЫЙ...Читать дальше
Густав Малер - Симфония № 2 `Воскресение` (`Auferstehung`) до минор для сопрано, контральто, смешанного хора и оркестра
1887-94, rev. 1903
1. Allegro maestoso 2. Andante moderato 3. (Scherzo) / В спокойном, плавном движении 4. Urlicht / Очень празднично, но просто 5. В темпе Scherzo Часть IV ПЕРВОЗДАННЫЙ...Читать дальше
1887-94, rev. 1903
1. Allegro maestoso 2. Andante moderato 3. (Scherzo) / В спокойном, плавном движении 4. Urlicht / Очень празднично, но просто 5. В темпе Scherzo Часть IV ПЕРВОЗДАННЫЙ СВЕТ (из «Волшебного рога мальчика») О, красная розочка! Удел наш – нужда и скорбь, удел наш – тоска-печаль, О, если б мог я в небесную даль, В небесную даль вознестись отсель. Путем я широким там иду, Но хочет ангел, чтоб вспять я вернулся. О нет, я вспять уж не вернуся, О нет, я вспять уж не вернуся, Я Божья тварь, и я к Богу стремлюсь, Мне свет во тьме, мне свет во тьме пошлет Он бесконечный, Чтоб озарить мне путь к блаженству жизни вечной. (Перевод С. Ошерова) Часть V ВОСКРЕСЕНИЕ (Клопшток/Малер (строфы 1 и 2), Малер) Хор и сопрано: Ты воскреснешь, прах мой, после краткого забвения, И жизнь бессмертная взовет для воскресения. Посеян в землю ты, чтоб вновь произрастать. Господь, сбирая урожай, грядет снопы вязать. Контральто: О сердце мое, верь: не будешь позабыто! Твоим, твоим осталось все, что пережито, Все, что в мечтах, в любви, в борьбе добыто! Сопрано: О верь, ты не напрасно был рожден, Ты не напрасно жил, ты не был побежден! Хор: Что раз возникло – то исчезнет, А что исчезло – то воскреснет. Хор и контральто Довольно в страхе трепетать! Готовься! Будешь жить опять! Сопрано и контральто: О, боль всепроникающая, тебя претерпеваю! О, смерть всепобеждающая, тебя одолеваю! И на крылах завоеванья Своей любви сумею воспарить, Достичь недостижимого сиянья! Хор: И на крылах завоеванья Своей любви сумею воспарить. Умру я – чтобы жить! Хор, сопрано и контральто: Воскреснешь ты, о сердце, в тот же час! Ты билось – и Господь услышал нас! (Перевод А. Грицевича) Х Свернуть
Пьер Булез
(дирижер)
,
Кристина Шефер
(сопрано),
Мишель ДеЯнг
(меццо-сопрано), Венский филармонический оркестр
|
||
«Первозданный свет»
О розочка красная!
Человек обречен на великую нужду!
Человек обречен на великую боль!
Лучше было бы мне находиться на небесах.
Вот вышел я на широкую дорогу;
вот пришел ангелочек и захотел отослать меня.
О нет, меня нельзя отослать.
Я от Бога и вернусь к Богу.
Милый Бог даст мне лучик света,
будет светить мне вплоть до вечной блаженной жизни.
Ты воскреснешь, да воскреснешь,
мой прах, после недолгого сна.
Бессмертную жизнь! Бессмертную жизнь
даст тебе Призвавший тебя.
Ты посеян, чтобы процвести вновь.
Господин жатвы идет
и собирает снопы –
нас умерших!
О верь, мое сердце! О верь:
для тебя ничто не потеряно!
Твое, да, твое, всё то, что ты желало!
Твое всё, что ты любило, за что боролось!
О верь: ты не было рождено напрасно!
Ты не напрасно жило, страдало.
То, что возникло, должно умереть!
То, что умерло, – воскреснуть!
Перестань трепетать!
Готовься жить!
О страдание! Ты, всепроникающее!
Я вырвался из тебя!
О смерть! Ты, всепобеждающая!
Теперь ты побеждена!
На крыльях, которые я обрел,
на пламенных устремлениях любви
я вознесусь
в тот свет, в который не проникал ни один взор!
На крыльях, которые я обрел,
я вознесусь!
Я умру, чтобы жить!
Ты воскреснешь, да, воскреснешь,
мое сердце, в одно мгновение!
Твое биение
принесет тебя к Богу!
и мутроная же симфония, все-таки.
«Urlicht»
O R
O R
mein Staub, nach kurzer Ruh!
Unsterblich Leben! Unsterblich Leben
wird, der dich rief, dir geben.
Wieder aufzubl
говорил:`Мои симфонии - это то что произойдет в будущем` а вслушайтесь в траурный марш!
один человек заметил что эта тема близка по звучанию и dies ire и гимну советского
союза... это довольно интересно...а какие краски какая мощь! .. вторая мировая война и
после всего возглас`Ты Воскреснешь!`
симфонию... ОНА ВЕЛИКОЛЕПНА! сам Малер говорил:`Мои симфонии - это то что произойдет в
будущем` а вслушайтесь в траурный марш! один человек заметил что эта тема близка по
звучанию и dies ire и гимну советского союза... это довольно интересно...а какие краски
какая мощь! .. вторая мировая война и после всего возглас`Ты Воскреснешь!`
как-то это обсуждение. Еще раз спасибо за тексты и спасибо за попытку напечатать
по-немецки. Дайте, может, ссылку? Я старательно слушаю сейчас Малера - и не поклонник. Что
делать? Знаете, когда Раневской кто-то сказал, что был в Лувре и ему не понравилась
Венера, она ответила: `Молодой человек, она уже достаточно столько лет всем нравится, что
теперь может выбирать, кому ей нравиться, а кому - нет`. Что-то в этом роде. Насчет гимна
СССР - это совпало с моими мыслями. У Малера безумное количество музыкальных цитат -
слышатся самые разные мелодии и темы. Но что удивляет! Слышится не только Бетховен или
Шуберт, а вдруг - `Варшавянка`, или гимн СССР. Т.е. он как бы `цитирует` музыку, которая
еще не была написана. Отсюда я заключаю, что это особый тип музыкального мышления -
откликаться, как эхо, на разные темы и повороты, в том числе на те, которые еще не
написаны. Поистине, в музыке время останавливается! Насчет гимна, при всех его
достоинствах, надо заметить, что он не с нуля писался, конечно, тоже в него что-то вошло.
Наверное, Александров слушал Малера... Я говорию о музыке, а не о стихах Михалкова-папаши,
земля ему пухом. Вот уж поистине: у одних дар от Бога, у других - от дьявола. Но я
увлекся...
все-таки.
Третьей (можно ли назвать её самой длинной симфонией?), она, на мой взгляд, куда более
дружелюбна к слушателю..причём во всех смыслах. Сколько умилительного простодушия во 2-й
части! Сколько энергии и драйва в 1-ой! Сколько тепла и любви в финале...
Конечно, 2-я симфония, как и всё у Малера, тоже великолепна и несёт мощный энергетический
заряд... Но доступной её стали называть лишь оттого, что она громко и эффектно звучит. Моё
мнение, разумеется.
Лично я так и остался с ней на `Вы`. Близкой моему сердцу лирики здесь нет...
Первая - недоступная? А что будем делать с Четвёртой? Да и Шестую, вроде, на лету
схватывают. Один мой знакомый, тончайший музыкант, хорошо знает 1ю, 4ю, 5ю, 6ю, даже 9ю,
но Третью ещё... не смог дослушать до конца :) Притом, кстати, что я Третью люблю
очень-очень, понятно, и всегда С УДОВОЛЬСТВИЕМ дожидаюсь 6й части! :)
делать с Четвёртой? Да и Шестую, вроде, на лету схватывают. Один мой знакомый, тончайший
музыкант, хорошо знает 1ю, 4ю, 5ю, 6ю, даже 9ю, но Третью ещё... не смог дослушать до
конца :) Притом, кстати, что я Третью люблю очень-очень, понятно, и всегда С УДОВОЛЬСТВИЕМ
дожидаюсь 6й части! :)
адажио - особенно. В нем - Всё.
делать с Четвёртой? Да и Шестую, вроде, на лету схватывают. Один мой знакомый, тончайший
музыкант, хорошо знает 1ю, 4ю, 5ю, 6ю, даже 9ю, но Третью ещё... не смог дослушать до
конца :) Притом, кстати, что я Третью люблю очень-очень, понятно, и всегда С УДОВОЛЬСТВИЕМ
дожидаюсь 6й части! :)
я решил уступить место 3-ей, у неё больше проблем. `Не так проста, как кажется` -- любят
говорить про 4-ую, а мнения относительно 6-ой поляризованы наиболее всего...
(Я к 6-ой вообще отношусь, как вылечившийся наркоман. Как хорошо, что вылечился... :D )
Что касается Третьей -- честно говоря, я тоже долго не мог к ней подступиться. Два часа
новой музыки -- для меня такая перспектива пока выглядит устрашающе. Но помог `метод
прослушивания по частям (в произвольном порядке)`, я начал с части II. И понеслась...
Симфония стала чуть ли не моей самой любимой среди Малеровских (я не знаю, что мне делать
с 6-ой и 9-ой). Слушается она легко, в подходящий момент увеличивает мои показатели
доброты, человечности, ответственности и пр., особенно в VI части ;)
доброты, человечности
Третью.
первая. В исполнении Бернстайна. Всем неофитам и малерофобам советую начинать токмо с
неё, родимой.
Остальные симфонии, хотя и пытаюсь, как честная меломанка, слушать время от времени, -
пока, не доступны, как вредные абоненты в сети.
ссылку?
так схватил, что это до сих пор моя самая любимая малеровская симфония