1887-94, rev. 1903

1. Allegro maestoso
2. Andante moderato
3. (Scherzo) / В спокойном, плавном движении
4. Urlicht / Очень празднично, но просто
5. В темпе Scherzo

Часть IV
ПЕРВОЗДАННЫЙ...Читать дальше
1887-94, rev. 1903

1. Allegro maestoso
2. Andante moderato
3. (Scherzo) / В спокойном, плавном движении
4. Urlicht / Очень празднично, но просто
5. В темпе Scherzo

Часть IV
ПЕРВОЗДАННЫЙ СВЕТ (из «Волшебного рога мальчика»)
О, красная розочка!
Удел наш – нужда и скорбь, удел наш – тоска-печаль,
О, если б мог я в небесную даль,
В небесную даль вознестись отсель.
Путем я широким там иду,
Но хочет ангел, чтоб вспять я вернулся.
О нет, я вспять уж не вернуся,
О нет, я вспять уж не вернуся,
Я Божья тварь, и я к Богу стремлюсь,
Мне свет во тьме, мне свет во тьме пошлет Он бесконечный,
Чтоб озарить мне путь к блаженству жизни вечной.
(Перевод С. Ошерова)

Часть V
ВОСКРЕСЕНИЕ (Клопшток/Малер (строфы 1 и 2), Малер)
Хор и сопрано:
Ты воскреснешь, прах мой, после краткого забвения,
И жизнь бессмертная взовет для воскресения.
Посеян в землю ты, чтоб вновь произрастать.
Господь, сбирая урожай, грядет снопы вязать.

Контральто:
О сердце мое, верь: не будешь позабыто!
Твоим, твоим осталось все, что пережито,
Все, что в мечтах, в любви, в борьбе добыто!

Сопрано:
О верь, ты не напрасно был рожден,
Ты не напрасно жил, ты не был побежден!

Хор:
Что раз возникло – то исчезнет,
А что исчезло – то воскреснет.
Хор и контральто
Довольно в страхе трепетать!
Готовься! Будешь жить опять!

Сопрано и контральто:
О, боль всепроникающая, тебя претерпеваю!
О, смерть всепобеждающая, тебя одолеваю!
И на крылах завоеванья
Своей любви сумею воспарить,
Достичь недостижимого сиянья!

Хор:
И на крылах завоеванья
Своей любви сумею воспарить.
Умру я – чтобы жить!

Хор, сопрано и контральто:
Воскреснешь ты, о сердце, в тот же час!
Ты билось – и Господь услышал нас!
(Перевод А. Грицевича)

Х Свернуть

Запись - май-июнь 2005 г., Вена.
         (17)  


njio (25.10.2011 20:08)
Часть четвертая: из сборника `волшебный рог мальчика`
«Первозданный свет»
О розочка красная!
Человек обречен на великую нужду!
Человек обречен на великую боль!
Лучше было бы мне находиться на небесах.
Вот вышел я на широкую дорогу;
вот пришел ангелочек и захотел отослать меня.
О нет, меня нельзя отослать.
Я от Бога и вернусь к Богу.
Милый Бог даст мне лучик света,
будет светить мне вплоть до вечной блаженной жизни.

njio (25.10.2011 20:11)
часть пятая: первые восемь строк из Клопштока остальные написаны самим Малером:
Ты воскреснешь, да воскреснешь,
мой прах, после недолгого сна.
Бессмертную жизнь! Бессмертную жизнь
даст тебе Призвавший тебя.

Ты посеян, чтобы процвести вновь.
Господин жатвы идет
и собирает снопы –
нас умерших!

О верь, мое сердце! О верь:
для тебя ничто не потеряно!
Твое, да, твое, всё то, что ты желало!
Твое всё, что ты любило, за что боролось!

О верь: ты не было рождено напрасно!

Ты не напрасно жило, страдало.

То, что возникло, должно умереть!
То, что умерло, – воскреснуть!

Перестань трепетать!
Готовься жить!

О страдание! Ты, всепроникающее!
Я вырвался из тебя!
О смерть! Ты, всепобеждающая!
Теперь ты побеждена!

На крыльях, которые я обрел,
на пламенных устремлениях любви
я вознесусь
в тот свет, в который не проникал ни один взор!

На крыльях, которые я обрел,
я вознесусь!
Я умру, чтобы жить!

Ты воскреснешь, да, воскреснешь,
мое сердце, в одно мгновение!
Твое биение
принесет тебя к Богу!

sir Grey (25.10.2011 21:09)
Это тексты, да? Спасибо. Раз уж Вы такой хороший, дайте заодно по-немецки, а? Спасибо. Ну
и мутроная же симфония, все-таки.

njio (26.10.2011 03:02)
на немецком:
«Urlicht»
O R

njio (26.10.2011 03:02)
«Urlicht»
O R

njio (26.10.2011 03:04)
Aufersteh’n, ja Aufersteh’n wirst du
mein Staub, nach kurzer Ruh!
Unsterblich Leben! Unsterblich Leben
wird, der dich rief, dir geben.

Wieder aufzubl

njio (26.10.2011 03:10)
не хочет на немецком печататься... ладно...про симфонию... ОНА ВЕЛИКОЛЕПНА! сам Малер
говорил:`Мои симфонии - это то что произойдет в будущем` а вслушайтесь в траурный марш!
один человек заметил что эта тема близка по звучанию и dies ire и гимну советского
союза... это довольно интересно...а какие краски какая мощь! .. вторая мировая война и
после всего возглас`Ты Воскреснешь!`

sir Grey (22.01.2012 17:41)
njio писал(а):
не хочет на немецком печататься... ладно...про
симфонию... ОНА ВЕЛИКОЛЕПНА! сам Малер говорил:`Мои симфонии - это то что произойдет в
будущем` а вслушайтесь в траурный марш! один человек заметил что эта тема близка по
звучанию и dies ire и гимну советского союза... это довольно интересно...а какие краски
какая мощь! .. вторая мировая война и после всего возглас`Ты Воскреснешь!`
Потерял
как-то это обсуждение. Еще раз спасибо за тексты и спасибо за попытку напечатать
по-немецки. Дайте, может, ссылку? Я старательно слушаю сейчас Малера - и не поклонник. Что
делать? Знаете, когда Раневской кто-то сказал, что был в Лувре и ему не понравилась
Венера, она ответила: `Молодой человек, она уже достаточно столько лет всем нравится, что
теперь может выбирать, кому ей нравиться, а кому - нет`. Что-то в этом роде. Насчет гимна
СССР - это совпало с моими мыслями. У Малера безумное количество музыкальных цитат -
слышатся самые разные мелодии и темы. Но что удивляет! Слышится не только Бетховен или
Шуберт, а вдруг - `Варшавянка`, или гимн СССР. Т.е. он как бы `цитирует` музыку, которая
еще не была написана. Отсюда я заключаю, что это особый тип музыкального мышления -
откликаться, как эхо, на разные темы и повороты, в том числе на те, которые еще не
написаны. Поистине, в музыке время останавливается! Насчет гимна, при всех его
достоинствах, надо заметить, что он не с нуля писался, конечно, тоже в него что-то вошло.
Наверное, Александров слушал Малера... Я говорию о музыке, а не о стихах Михалкова-папаши,
земля ему пухом. Вот уж поистине: у одних дар от Бога, у других - от дьявола. Но я
увлекся...

Phalaenopsis (31.01.2014 03:51)
sir Grey писал(а):
Спасибо. Ну и мутроная же симфония,
все-таки.
Самая, говорят, простая.

Jerec (04.11.2014 12:43)
`Простая`... Самой доступной я бы назвал Третью. Если не считать колоссальной длины
Третьей (можно ли назвать её самой длинной симфонией?), она, на мой взгляд, куда более
дружелюбна к слушателю..причём во всех смыслах. Сколько умилительного простодушия во 2-й
части! Сколько энергии и драйва в 1-ой! Сколько тепла и любви в финале...

Конечно, 2-я симфония, как и всё у Малера, тоже великолепна и несёт мощный энергетический
заряд... Но доступной её стали называть лишь оттого, что она громко и эффектно звучит. Моё
мнение, разумеется.

Лично я так и остался с ней на `Вы`. Близкой моему сердцу лирики здесь нет...

alexshmurak (04.11.2014 12:46)
Jerec писал(а):
Самой доступной я бы назвал Третью
То есть
Первая - недоступная? А что будем делать с Четвёртой? Да и Шестую, вроде, на лету
схватывают. Один мой знакомый, тончайший музыкант, хорошо знает 1ю, 4ю, 5ю, 6ю, даже 9ю,
но Третью ещё... не смог дослушать до конца :) Притом, кстати, что я Третью люблю
очень-очень, понятно, и всегда С УДОВОЛЬСТВИЕМ дожидаюсь 6й части! :)

musikus (04.11.2014 12:54)
alexshmurak писал(а):
То есть Первая - недоступная? А что будем
делать с Четвёртой? Да и Шестую, вроде, на лету схватывают. Один мой знакомый, тончайший
музыкант, хорошо знает 1ю, 4ю, 5ю, 6ю, даже 9ю, но Третью ещё... не смог дослушать до
конца :) Притом, кстати, что я Третью люблю очень-очень, понятно, и всегда С УДОВОЛЬСТВИЕМ
дожидаюсь 6й части! :)
Я всегда больше других любил именно Третью,а уж финальное
адажио - особенно. В нем - Всё.

Jerec (04.11.2014 14:20)
alexshmurak писал(а):
То есть Первая - недоступная? А что будем
делать с Четвёртой? Да и Шестую, вроде, на лету схватывают. Один мой знакомый, тончайший
музыкант, хорошо знает 1ю, 4ю, 5ю, 6ю, даже 9ю, но Третью ещё... не смог дослушать до
конца :) Притом, кстати, что я Третью люблю очень-очень, понятно, и всегда С УДОВОЛЬСТВИЕМ
дожидаюсь 6й части! :)
Да, 1-ая и 5-ая мне тоже кажутся весьма доступными, но всё же
я решил уступить место 3-ей, у неё больше проблем. `Не так проста, как кажется` -- любят
говорить про 4-ую, а мнения относительно 6-ой поляризованы наиболее всего...
(Я к 6-ой вообще отношусь, как вылечившийся наркоман. Как хорошо, что вылечился... :D )

Что касается Третьей -- честно говоря, я тоже долго не мог к ней подступиться. Два часа
новой музыки -- для меня такая перспектива пока выглядит устрашающе. Но помог `метод
прослушивания по частям (в произвольном порядке)`, я начал с части II. И понеслась...
Симфония стала чуть ли не моей самой любимой среди Малеровских (я не знаю, что мне делать
с 6-ой и 9-ой). Слушается она легко, в подходящий момент увеличивает мои показатели
доброты, человечности, ответственности и пр., особенно в VI части ;)

alexshmurak (04.11.2014 14:22)
Jerec писал(а):
в подходящий момент увеличивает мои показатели
доброты, человечности
опасная штука. часто не слушайте)

Aelina (09.11.2014 16:03)
Jerec писал(а):
`Простая`... Самой доступной я бы назвал
Третью.
Из собственного заковыристо-труднейшего опыта - сообщаю: самая доступная -
первая. В исполнении Бернстайна. Всем неофитам и малерофобам советую начинать токмо с
неё, родимой.

Остальные симфонии, хотя и пытаюсь, как честная меломанка, слушать время от времени, -
пока, не доступны, как вредные абоненты в сети.

weina (09.11.2014 16:28)
sir Grey писал(а):
Дайте, может,
ссылку?
http://fr.wikisource.org/wiki/Symphonie_n%C2%B0_2_de_Gustav_Mahler

Serbimolod (01.06.2020 11:16)
alexshmurak писал(а):
Да и Шестую, вроде, на лету схватывают
Я
так схватил, что это до сих пор моя самая любимая малеровская симфония



 
     
classic-online@bk.ru