Памяти Н.Г. Рубинштейна. На текст из поэмы `Иоанн Дамаскин` А.К. Толстого.
1. Иду в неведомый мне путь...
2. Но вечным сном пока я сплю...
3. В тот день, когда труба...
1.
Иду в неведомый...Читать дальше
Скачать ноты Памяти Н.Г. Рубинштейна. На текст из поэмы `Иоанн Дамаскин` А.К. Толстого.
1. Иду в неведомый мне путь... 2. Но вечным сном пока я сплю... 3. В тот день, когда труба... 1. Иду в неведомый...Читать дальше
Памяти Н.Г. Рубинштейна. На текст из поэмы `Иоанн Дамаскин` А.К. Толстого.
1. Иду в неведомый мне путь... 2. Но вечным сном пока я сплю... 3. В тот день, когда труба... 1. Иду в неведомый мне путь, (у А.К.Т. «в незнаемый я путь») Иду меж страха и надежды; Мой взор угас, остыла грудь, Не внемлет слух, сомкнуты вежды; Лежу безгласен, недвижим, Не слышу братского рыданья, И от кадила синий дым Не мне струит благоуханье. 2. Но вечным сном пока я сплю, Моя любовь не умирает. И ею, братья, вас молю, Да каждый к Господу взывает: Господь! Господь! Господь! 3. В тот день, когда труба Вострубит мира преставленье, Прими усопшего раба В Твои небесные (у А.К.Т. «блаженные») селенья. Х Свернуть
Михаил Плетнёв
(дирижер)
,
Марина Мещерякова
(сопрано),
Сергей Ларин
(тенор),
Владимир Чернов
(баритон), Российский национальный оркестр
, Московский государственный академический камерный хор
|
||
Впервые открыл для себя Михаила Плетнёва в качестве хорового дирижёра. Дал же Бог талант!
Впервые открыл для себя Михаила Плетнёва в качестве хорового дирижёра. Дал же Бог
талант!
солисты?
еще есть запись поэмы `Колокола` Рахманинова, где солисты есть в каждой из частей, за
исключением третьей.
красоты. Исполнение великолепное.
всё это услышал в православных службах. Там совсем иной `тон`, чем в западных реквиемах,
красота другого рода. Да и тексты. Ну, а Чайковский из Танеева взял 6-ю симфонию, где,
кстати, тоже основа - обиходные песнопения (Трисвятое и кондак `Со святыми упокой`). -
Пишу не столько Вам, сколько тем, кто, может, не знает.
`Иоанна` с аналогом у Танеева - `По прочтении псалма`. На мой взгляд, слушать последнюю
довольно тошнотворно, кроме, может быть, первой части.
симфонию, где, кстати, тоже основа - обиходные песнопения (Трисвятое и кондак `Со святыми
упокой`). - Пишу не столько Вам, сколько тем, кто, может, не знает.
Танеева? ПИЧ и сам обиходом занимался немало.
занимался немало.
интонаций? мне кажется, это чистое ноухау Танеева. Там не обиход в том смысле, в каком у
ПИ Всенощная написана (прекрасная, на мой взгляд, и чисто функционально-церковная). И не
Бортнянский, которого Чайк-му пришлось редактировать.
хорового дирижирования в том числе. Настолько проникновенно, что слов не хватает, или я не
хоровик! Видели бы видео... Мининский хор сам по себе потрясающий чуткий и душевный
инструмент, а уж в руках Михаила Васильевича... И `По прочтении псалма` тоже замечательная
кантата, что вы так! Сергей Иванович совершенно не испохабил церковных песнопений. Потому
что православная церковная музыка изначально эмоциональна и человечна. Неверояное
исполнение, просто невероятное. Вдохновило на создание ещё одной поэмы про святого.
симфонию, где, кстати, тоже основа - обиходные песнопения (Трисвятое и кондак `Со святыми
упокой`). - Пишу не столько Вам, сколько тем, кто, может, не знает.
ещё Чайковский в Детском альбоме цитирует нечто из того же рода. Думаю, что вообще
подобные цитаты были широко распространены в русской музыке, просто из неё мы знаем
десяток фамилий, и вынуждены делать выводы на недостаточном материале.
Исполнение - да, шикарное.
недостаточном материале
показалось, что не густо всё-таки дело обстоит. Кашперов, Иванов, Пасхалов-ст., и даже не
соображу, кого бы еще назвать из б/м середины 19 века, чью музыку чтоб не знали в какой-то
степени. Ну Пахульский еще. Если есть еще имена, давайте? интересно было бы порыться. Вот
20 век - да, там картина мрачная, ничего-то не знаем из того, что существует.
было бы порыться.
или Давыдова. Однако были весьма популярны в своё время.
каких-нибудь Кавоса или Давыдова. Однако были весьма популярны в своё время.
знаю, отличный ! композитор. Мы целый концерт его оперной и прочей театральной музыки
давали. Незаслуженно позабытая личность. А до Кавоса н добрался. Но я говорил и
середине-конце 19 века. В начале 19 вариантов больше. Я еще, кстати, Оттона Дютша забыл,
смотрел, довольно слабо показалось.
начале 19 вариантов больше. Я еще, кстати, Оттона Дютша забыл, смотрел, довольно слабо
показалось.
всякие-разные направники- рубинштейны-серовы-ребиковы, наверняка что-то наследили, чего мы
не знаем. И, кстати, в православную церковь ходили.
рубинштейны-серовы-ребиковы
ф-ный квинтет, если не ошибаюсь. Старался его полюбить, даже попытался выучить. Не смог я
полюбить, картонка. Николай Рубинштейн - великолепен по задаткам, хотя и не вполне профи
как композитор. Болеро, другие ф-ные же сочинения, забыл названия, музыкальные моменты,
что ли? занимался их изданием в Кенемане, отредактировал, но, увы, том не вышел, не по
моей вине. Играть его трудно, хотя нот и немного вроде. Что-то между Шопеном и Шуманом,
если такое возможно (сравнение не моё, а Володи Рябова). Но самобытно - не так впрямую,
как я сказал. Антон менее интересный, хотя есть `прямые` хиты вроде Романса Фа мажор. Есть
потрясающие интересные поздние вещи, сто_какие-то опусы, со странными названиями, которые
вспомнить не могу. Но всё-таки в целом тяжело его слушать и играть. Опять-таки, пытался
играть его си беомль мажорное (?) ф-ное трио, ну не смог и всё. Альтовая и виолончельная
музыка его более или менее в ходу до сих пор, и даже неплоха на фоне их маленького
репертуара, конечно, хотя даже альтовая соната Геништы кажется неплохой музыкой в такой
опусной среде). Ориентальная его музыка очень (`местами`) интересна и сегодня, это особая
часть его созданий. Оперы смотрел, мне кажется, это неинтересно. Серов - никогда ничего не
мог найти, кроме опер, которые до сих пор кем-то воспринимаются, но на мой взгляд
опять-таки скорее изделия, чем полнокровные сочинения. О Ребикове тут много писали,
поиграл-посмотрел не так уж мало его музыки (клавиры какие-то, кроме Ёлки, ничего не
помню). Играл несколько его мелодекламаций, опубликовал кусочек его мемуаров. Мне кажется,
что амбиции Ребикова превосходят его амуницию, при определённых достоинствах. Спасибо, что
вспомнили!
если это есть, конечно). Но это надо много перерыть...
целом тяжело его слушать и играть.
Дена... Бесконечное размыливание вроде бы и приятных моментов, но нет концентрации формы.
Он слишком спешно работал, не контролировал, видимо, что выходит. Я таких композиторов и
сам знал, обычно это многопишущие люди. Мысль не моя (об АГ): Асафьева, в данном случае -
с академиком этим согласен. У Чайковского в ранних сочинениях что-то похожее, ну он и
ученик АГ. ПИ был, видно, поталантливее, потребовательнее к себе, вернее. А Николай как бы
дилетант, поэтому ему серьезнее дается каждое новое движение мысли. (Кажется, Лист сказал,
указывая на мальчика Антона: талант, а на Николая: гений?) А у АГ цепь трафаретов,
слуховой рутины. Даже у раннего Глинки, как сам МИ и говорили, было такое: не знаю куда
идти и чего делать. Хотя я вот не замечаю, что такого особо криминального у раннего
Глинки, ну, отдельные глупости, вроде наивного `Не искушай меня без нужды`, ну, увертюры,
скажем, слабенькие. А у АГ всё время так, попал - не попал. а, какая разница, вперёд,
вперёд. Ну и.
`Иоанна Дамаскина`!
Изумительная музыка. Хор просто идеальный, просто запредельный.
Спасибо самое большое.
- лучшее. Мурашки по телу.
зале Филармонии. Тоже очень понравилось.
...Весной 1884 года по поводу первого исполнения кантаты Танеева «Иоанн Дамаскин» молодой
композитор писал учителю, пытаясь подвести итоги давнишнему спору с позиций полушутливого
торжества.
«...В этой кантате, — писал он, — применены всевозможные хитросплетения контрапункта,
которые я изучал с большим рвением, за что от Вас получал множество упреков... Эта кантата
понравилась публике... Я могу возвратиться к тому, что я говорил несколько лет назад и что
теперь могу подтвердить не словами только, но и отчасти своей кантатой, а именно: что
контрапунктический способ писания не делает музыку скучною и сухою... что
контрапунктические «хитрости» перестают быть таковыми, как только ими вполне овладеешь, и
могут служить для целей вполне художественных... Высказав вышеупомянутые соображения, я
считаю по вопросу о контрапункте себя победителем, а Вас побежденным».
«Милый Сергей Иванович! — отвечал Чайковский. — Вы с такой горячностью стараетесь
доказать мне, что я побежден, как будто предполагаете во мне ехидное желание оспаривать
Ваше торжество. Тем лучше, что я побежден!.. Да, впрочем, я никогда не старался разубедить
Вас в Вашей вере в силу сухой материи. Я лишь сомневался и боялся за Вас, но, уж конечно,
никто более меня не будет радоваться, если эти мои страхи окажутся вздорными. Во всяком
случае, мне, в глубине души, всегда нравилось, что Вы не идете по утоптанной тропинке
современной пошлости, а ищете новых путей. Только я сомневался, чтобы в контрапунктах на
русские песни, которым Вы посвятили чуть не несколько лет, и в чрезмерной приверженности к
фокусам во вкусе нидерландской музыки Вы нашли искомое. Теперь для меня одно несомненно:
это то, что Вы написали превосходную кантату. Оттого ли она так хороша, что контрапункт и
фокусы Вас согрели и вдохновили, или, что, наоборот, Вы вложили теплое чувство в сухие и
мертвенные формы, этого я еще не знаю... Знаю только, что у Вас большой талант, много ума,
океан ненависти ко всему условному, пошлому, дешево дающемуся и что в результате этого
рано или поздно должны получиться богатые плоды...»
...