Борисов говорил мне, что Рихтер в последние годы настаивал на таком темпе в Скерцо. Не то чтобы всеобще, но - лично для себя. Так что это не технические возрастные проблемы, а концептуальные. И меня не режет.
Mikhail_Kollontay
(13.03.2012 09:41)
victormain писал(а):
Борисов говорил мне, что Рихтер в последние годы настаивал на таком темпе в Скерцо.
Если я о том, то конечно: четвертные есть четвертные, чему именно и учили. Мне вот странно чувствовать, что надо идти не на `раз`, а группировать такты, скажем, по два. Если уж Бетховен такое делает, как в скерцо 9-й, так он уж тогда пишет на эту тему. Не знаю, есть ли на эту специальную тему что-то специально написанное. Рихтер же систематически играл, придерживаясь подобного образа мыслей, можно вспомнить еще среднюю часть 9-й сонаты, скажем. Мука мученическая с его менуэтами, которые многие хотят обратить в скерцо. Много такого. Сплошь и подряд люди играют скрипичный Дуэт Шуберта вдвое быстрее от написанного, как пример уже не из Бетховена.
samlev
(13.03.2012 10:20)
poiuytr писал(а):
Если я о том, то конечно: четвертные есть четвертные, чему именно и учили. Мне вот странно чувствовать, что надо идти не на `раз`, а группировать такты, скажем, по два.
Если и я о том: а как иначе? Разные партии в одной части чувствуют себя по разному. В 7-й сонате, например, в первой части. Временами (побочная) явное alla breve, а в разработке (где B-dur) явно приходится идти по тактам (на `раз`). Да и главная партия мелкого членения не выдерживает. А средняя часть девятой от медленного темпа становится, конечно, неким подобием `Старого замка` да и в том же ми-миноре. Но привычка к рихтеровскому темпу как-то у меня в голове все время это Аллегретто замедляет. Хотя может и надо это чувствовать на `раз`.
Mikhail_Kollontay
(13.03.2012 10:28)
samlev писал(а):
а как иначе
Да-да. Но я написал немного не так: на раз или на два, тут еще как-то. Но совсем не годится, если, как в ор.110, тактовая черта теряет смысл, и как бы мы ощущаем - в худшем случае - музыку на 4/4 восьмыми. И ведь так в большинстве случаев происходит. Что касается темпа Аллегретто 9-й, то я и не понимаю, как можно играть быстрее, чем СТ. Хотя самолично же этот темп в его исполнении слушать отказываюсь.
victormain
(13.03.2012 21:42)
Вот это ценнейшее и очень продуктивное обсуждение. Проблема пульсации не только в `старой`, но и в новой музыке - бесконечна для исполнителя. Одно прочтение Andante чего стоит! Да и Grave, скажем. И то, и другое - не темп, а характер движения; тут масса свободы, но непоняток бывает ещё больше.
чтобы всеобще, но - лично для себя. Так что это не технические возрастные проблемы, а
концептуальные. И меня не режет.
настаивал на таком темпе в Скерцо.
четвертные, чему именно и учили. Мне вот странно чувствовать, что надо идти не на `раз`, а
группировать такты, скажем, по два. Если уж Бетховен такое делает, как в скерцо 9-й, так
он уж тогда пишет на эту тему. Не знаю, есть ли на эту специальную тему что-то специально
написанное. Рихтер же систематически играл, придерживаясь подобного образа мыслей, можно
вспомнить еще среднюю часть 9-й сонаты, скажем. Мука мученическая с его менуэтами, которые
многие хотят обратить в скерцо. Много такого. Сплошь и подряд люди играют скрипичный Дуэт
Шуберта вдвое быстрее от написанного, как пример уже не из Бетховена.
четвертные, чему именно и учили. Мне вот странно чувствовать, что надо идти не на `раз`, а
группировать такты, скажем, по два.
одной части чувствуют себя по разному. В 7-й сонате, например, в первой части. Временами
(побочная) явное alla breve, а в разработке (где B-dur) явно приходится идти по тактам (на
`раз`). Да и главная партия мелкого членения не выдерживает. А средняя часть девятой от
медленного темпа становится, конечно, неким подобием `Старого замка` да и в том же
ми-миноре. Но привычка к рихтеровскому темпу как-то у меня в голове все время это
Аллегретто замедляет. Хотя может и надо это чувствовать на `раз`.
на раз или на два, тут еще как-то. Но совсем не годится, если, как в ор.110, тактовая
черта теряет смысл, и как бы мы ощущаем - в худшем случае - музыку на 4/4 восьмыми. И ведь
так в большинстве случаев происходит. Что касается темпа Аллегретто 9-й, то я и не
понимаю, как можно играть быстрее, чем СТ. Хотя самолично же этот темп в его исполнении
слушать отказываюсь.
`старой`, но и в новой музыке - бесконечна для исполнителя. Одно прочтение Andante чего
стоит! Да и Grave, скажем. И то, и другое - не темп, а характер движения; тут масса
свободы, но непоняток бывает ещё больше.