1. Sonata - Allegro moderato
2. Elegia - Andante pensireoso
3. Plyaska - Rondo (Allegro giocoso)
Скачать ноты
1. Sonata - Allegro moderato
2. Elegia - Andante pensireoso 3. Plyaska - Rondo (Allegro giocoso) |
||
нем нет, чем через перечисление его достоинств. Так, в фортепианных сонатах Н. Я.
Мясковского привлекает прежде всего отсутствие необузданных страстей и избыточной
аффектации в их выражении. В этих сонатах нет бури чувств, нет ни горьких рыданий, ни
шумной радости, ни стонов и воплей, ни бурного торжества победы, нет ни отчаянных
проклятий миру зла и несправедливости, как нет и сентиментальных признаний в любви к
добру. В этих сонатах не найдешь ни истерической откровенности, ни ненужных излияний. В
них нет, однако, и подчеркнутой философичности, претензий на осмысление вечных проблем,
фальшивого глубокомыслия. Мясковский никого не поучает, никого не разоблачает, никого не
клеймит позором, но также и не прославляет “трудовые будни” своих современников, не
воспевает энтузиазм “строителей коммунизма”, не пускает слезу умиления при виде красот
“родимых просторов”. Сдержанность, деликатность, ненавязчивость, скромность, погруженность
в себя, нелюбовь к парадности/плакатности/броскости - вот качества, которые, как
представляется, могли быть свойственны автору этих сонат. И за это - большое ему спасибо.
Спасибо за то, что не поучал, не призывал “шагать в ногу со временем”, не восхвалял
(“горячо”), не одобрял (“единодушно”), но также и не порицал (“гневно”) и не осуждал (“c
негодованием”). Спасибо за то, что своей тихой, задумчивой, лишенной ложных изысков,
неаффектированной музыкой позволил слушателю прикоснуться к истинно прекрасному, которое
никогда не стремится “лезть в глаза” и навязчво демонстрировать себя.
не писать музыку. Музыка, строго говоря, есть выражение нескромности (как, впрочем, и
всякий творческий акт).
выражение нескромности.
Мало кто будет спорить что творчество - дар человеку. Об этом свидетельствует сам язык -
мы говорим: `он(а) одарен(а)`, `талант от Бога`. Так если это дар, то всякий волен
распоряжаться им по-своему. Кто-то расточает его и работает в угоду самому себе, а кто-то
поступает совершенно противоположным образом.Не будем приписывать всем нескромность только
на том основании, что нам сейчас сложно представить, что такое скромность, сдержанность и
ненавязчивость.
необузданных страстей
Будто бы? А как же Третья и Четвертая сонаты?
осмысление вечных проблем, фальшивого глубокомыслия.
есть. А при чём здесь строители коммунизма, и что в них плохого? Вы про эти явления
упоминаете, как будто они априори уже всеми осуждены, - мелко мыслите, сударь. Соната
прекрасна, через переживания данностей времени приводит к их принятию, - и тогда красота в
душе!
привлекает прежде всего отсутствие необузданных страстей и избыточной аффектации в их
выражении. В этих сонатах нет бури чувств, нет ни горьких рыданий, ни шумной радости, ни
стонов и воплей, ни бурного торжества победы, нет ни отчаянных проклятий миру зла и
несправедливости, как нет и сентиментальных признаний в любви к добру.
ноткой соната. Его мечта о `колыбельности` в симфонии (времен предреволюционных и сразу
пост-), очевидно, частично реализовалась в этой сонате.
А из всего вышеперечисленного в сонате ничего и не должно быть. Жанр - другой, прошедший
путь от развлекательной музыки до очень внутреннего сокровенного высказывания, но совсем
не до такой степени, о которой ты упоминаешь.
В сонате это неуместно. Разве что, экспрессионисты могли бы. Но ни у Берга, ни у
Шенберга как-то тоже ничего подобного не было.
Бетховен в этом плане был океаном, но уж тоже без `стонов и воплей`.
Кажется, в твоем видении жанра соната уж больно много на себя берет. Или ошибаюсь?)
людей примерно до 45 лет, то для них все, что связано с коммунизмом, имеет такую же
актуальность, как и реформы Александра 2ого. Удивительно, как соната Мясковского, соната
Прокофьева, соната Бетховена, пассионы Баха, песни группы Металллика, аудио книга Рея
Бредбери, фильмы с Леонардо ди Каприо, покупка новой мебели, стирка носков, новости о
футболе, эротический видеоролик - неизбежно наводят некоторых людей на одну и ту же тему -
коммунизм. Как будто с момента распада СССР прошло не 33 года, а года 3. Невольно
вспоминается фраза `шагать в ногу со временем`, только наоборот
них плохого?
Сокурова. Просто хочу здесь обратить внимание на этот фильм. Он как раз об этом. А что в
них во всех плохого-то?)
внимание на то, что соната в до мажоре, в 1949 году. Был крайне пожилой музыковед - Иван
Иванович Мартынов (отец композиторв Владимир М.). Мы однажды с ним часа три битых
разговаривали на тему постановления 1948 года. Не вспомню, какой композитор написал музыку
в Фа мажоре. Его вызвали куда следует и строго спросили - а что этот си бемоль в ключе
означает? Что такого этим хотите сказать? почему не пишете в до мажоре, а выёживаетесь?
Так что какой там коммунизм, когда кто-то со всем честным народом личные счеты сводил. На
мой даже век хватило, только в других сферах.
И уж кому как не Мясковскому надлежало сидеть тихо в его бороде и до мажоре, при всех
деталях его биографии и личности, вот только подумайте, как ему с рук сошла история с
Тухачевским? чего это всё стОило, притом буквально?
до мажоре, в 1949 году. Был музыковед - Мартынов (отец композитора Владимир М.). Мы
однажды с ним часа три битых разговаривали на тему постановления 1948 года. Не вспомню,
какой композитор написал музыку в Фа мажоре. Его вызвали куда следует и строго спросили -
а что этот си бемоль в ключе означает? почему не пишете в до мажоре, а
выёживаетесь?
музыковед. Сейчас заглянула в сеть, какие у него ещё есть книги - много оказалось. В
частности, об импрессионистах.
Постановление было громким. Про Шостаковича, сидевшего на заседании одного в ряду, помню.
Но про Фа мажор, мне кажется, случай из разряда уже анекдотичных. И Прокофьев, и
Шостакович, и Мясковский после постановления на До мажоре `не застывали`.
У Прокофьева есть До мажорная виолончельная соната 1949 года, но есть и другие
произведения того же периода. Оркестровые вальсы, например. Да и Мясковский между 1949 и
своим последним, 1950-м годом написал ещё две сонаты в Фа мажоре и ре миноре.
Они, мне кажется, не из особо пугливых были. Особенно Мясковский.
В музыку ведь закамуфлировать можно любую мысль. И объяснить тоже весьма неоднозначно. В
том числе, и как нужно было Жданову.
Думаю, с тем композитором, если его действительно вызывали на тему тональности, нужен был
именно он для запугивания.
Есть разные истории на тему необразованности тех людей, кто `ведал культурой` в
сталинские времена.
Вишневская описывает случай со Сталиным в Большом театре, когда он спросил главного
дирижёра, почему сегодня `спектакль без бемолей`. Дирижёр совершенно серьезно ответил, что
они это учтут и непременно всё исправят.
Темное было время. А музыки хорошей всё равно было много.