«Пиковая дама» — опера в 3 действиях, 7 картинах на либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в...Читать дальше
«Пиковая дама» — опера в 3 действиях, 7 картинах на либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина. Первая постановка — 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге.
Действие происходит в Петербурге в конце XVIII века. Петербург. На залитых солнцем аллеях Летнего сада много гуляющих, дети играют под присмотром нянюшек и гувернанток. Сурин и Чекалинский беседуют о своем приятеле Германе: все ночи напролет, мрачный и молчаливый, он проводит в игорном доме, но не прикасается к картам. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский. Ему Герман открывает тайну: он страстно влюблен в прекрасную незнакомку, но она богата, знатна и принадлежать ему не может. К друзьям присоединяется князь Елецкий. Он сообщает о своей предстоящей женитьбе. В сопровождении старой Графини приближается Лиза, в которой Герман узнает свою избранницу; в отчаянии он убеждается, что Лиза — невеста Елецкого. При виде мрачной фигуры Германа, его пылающего страстью взора зловещие предчувствия охватывают Графиню и Лизу. Тягостное оцепенение рассеивает Томский. Он рассказывает светский анекдот о Графине. В дни молодости она однажды проиграла в Париже все свое состояние. Ценой любовного свидания молодая красавица узнала тайну трех карт и, поставив на них, вернула проигрыш. Сурин и Чекалинский решают подшутить над Германом — они предлагают ему узнать у старухи тайну трех карт. Но мысли Германа поглощены Лизой. Начинается гроза. В бурном порыве страсти Герман клянется добиться любви Лизы или погибнуть. Комната Лизы. Вечереет. Свою опечаленную подругу девушки развлекают русской пляской. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи, что любит Германа. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он пылко признается Лизе в любви. Стук в дверь прерывает свидание. Входит старая Графиня. Скрывшийся за портьерой Герман вспоминает о тайне трех карт. После ухода Графини жажда жизни и любви с новой силой пробуждается в нем. Лиза охвачена ответным чувством. Бал-маскарад в доме богатого столичного сановника. Князь Елецкий, встревоженный холодностью невесты, уверяет ее в своей любви и преданности. Среди гостей Герман. Замаскированные Чекалинский и Сурин продолжают подшучивать над приятелем; их таинственное нашептывание о магических картах угнетающе действует на его расстроенное воображение. Начинается представление — пастораль «Искренность пастушки». По окончании представления Герман сталкивается со старой Графиней; снова мысль о богатстве, которое сулят три карты, овладевает Германом. Получив от Лизы ключи от потайной двери, он решает выведать у старухи тайну. Ночь. Пустая спальня Графини. Входит Герман; он с волнением всматривается в портрет Графини в молодости, но, заслышав приближающиеся шаги, прячется. В сопровождении приживалок возвращается Графиня. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о прошлом и засыпает. Неожиданно перед ней появляется Герман. Он умоляет открыть тайну трех карт. Но старая Графиня молчит. Взбешенный Герман грозит пистолетом; испуганная старуха падает замертво. Герман в отчаянии. Близкий к безумию, он не слышит упреков прибежавшей на шум Лизы. Лишь одна мысль владеет им: Графиня мертва, а тайны он не узнал. Комната Германа в казармах. Поздний вечер. Герман в задумчивости перечитывает письмо Лизы: она просит его прийти в полночь на свидание. Герман снова переживает случившееся, в его воображении встают картины смерти и похорон старухи. В вое ветра ему слышится заупокойное пение. Германа охватывает ужас. Он хочет бежать, но ему мерещится призрак Графини. Она называет заветные карты: «Тройка, семерка, туз». Герман повторяет их как в бреду. Зимняя канавка. Здесь Лиза должна встретиться с Германом. Она хочет верить, что любимый не виновен в смерти Графини. Башенные часы бьют полночь. Лиза теряет последнюю надежду. Наконец появляется Герман. Охваченный маниакальной идеей выигрыша, он машинально повторяет за Лизой слова любви. Из его несвязного рассказа Лиза в ужасе убеждается, что он убийца старухи. В порыве безумия Герман отталкивает Лизу и с криком: «В игорный дом!» — убегает. В отчаянии Лиза бросается в воду. Игорный дом. Идет игра. Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. Все ошеломлены. Упоенный победой, Герман ставит на карту весь выигрыш. Вызов Германа принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но вместо туза в руках его оказывается дама пик. В исступлении смотрит он на карту, в ней ему чудится дьявольская усмешка старой Графини. В припадке безумия он кончает с собой. В последнюю минуту в сознании Германа возникает светлый образ Лизы. С ее именем на устах он умирает. Премьера - в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 г. Х Свернуть
Самуил Самосуд
(дирижер)
,
Ксения Держинская
(сопрано),
Никандр Ханаев
(тенор),
Александр Батурин
(бас-баритон), Оркестр Большого театра (Москва)
Герман — Н. Ханаев, Томский — А. Батурин, Князь Елецкий - П. Селиванов, Лиза— К. Держинская, Полина — И. Обухова, Графиня — Ф. Петрова. Запись 1937 г.
|
||
была `Пиковая дама` на 20 бесшеллачных пластинках. Это была постановка 37-го года с
Самосудом, Ханаевым, Держинской, Златогоровой. Приобретение было эпохальное, и я то и дело
крутил на патефоне эти диски не только сам, но и с друзьями. Одна из моих подруг,
впоследствии ставшая известной на Западе писательницей Юлей Шмуклер, слушая эту доблестную
запись, разрыдалась и упала, сломав под собою старый мамин стул... Потом прошло много лет,
большая коробка с ПД канула в Лету, и я долго этой записи не слышал. Лишь позднее она
вновь всплыла на СД. На днях я ее вновь слушал... Возможно, в смысле вокала тот состав и
проигрывает некоторым нынешним реализациям, но насколько же самосудовская постановка
драматургически, художественно выше многих нынешних... Особенно это ощущается в оркестром
компоненте - с самой первой затаенной фразы фагота во вступлении. Главное же, сразу видно,
что исполнители оперы относятся к этой музыке как к абсолютному шедевру, требующему
величайшей ответственности, бережности и не терпящему прикосновений немытыми лапами.
известной на Западе писательницей Юлей Шмуклер, слушая эту доблестную запись, разрыдалась
и упала, сломав под собою старый мамин стул...
немало слез пролила...
это было бы совершенно невероятно
Пиковой Дамы Самосуда-Стенича-Мейерхольда, но это было бы совершенно невероятно
дало Вам повод так подумать? Да ведь и спектакль в той редакции разве записан?
в той редакции разве записан?
Самосуд и Пиковая дама ассоциируются у меня с Мейерхольдом. на видео, конечно, не записан.
есть книга Пиковая дама Мейерхольд, там подробно расписано, что и как было сделано с
либретто, режиссерская партитура спектакля, декорации, а также приведены стенограммы
обсуждений вопроса можно было так поступать с Чайковским или нельзя с участием Шостаковича
и других видных деятелей того времени
потому что Самосуд и Пиковая дама ассоциируются у меня с Мейерхольдом. на видео, конечно,
не записан. есть книга Пиковая дама Мейерхольд, там подробно расписано, что и как было
сделано с либретто, режиссерская партитура спектакля, а также приведены стенограммы
обсуждений вопроса можно было так поступать с Чайковским с участием Шостаковича и
других
Вам повод так чуть бывло не подумать?` Но, согласитесь, по-русски это звучит немного
странно, да и ответ что на один, что на другой вариант вопроса, думается мне, мало менятся
по сути. Книгу я не читала, в интернете имеется достаточно материалов, возможно, на основе
той же книги, из которых можно составить представление о происходившем. Хотя за
рекомендацию спасибо.Вы пишете что на видео спектакль не записан. Значит ли это, что он
имеется в аудиоварианте7
материалов, возможно, на основе той же книги, из которых можно составить представление о
происходившем. Хотя за рекомендацию спасибо.Вы пишете что на видео спектакль не записан.
Значит ли это, что он имеется в аудиоварианте7
году до аудиозаписи спектакля Мейерхольда? все материалы в интернете, думаю на основе этой
книги, да и сама книга в интернете.